Библиотека

Юрий Зельников "О КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2017 ГОДЫ»


Статья Уполномоченного по правам человека в Калужской области

Правовое просвещение обеспечивает гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их права, свободы и законные интересы, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы правового просвещения.

В целях улучшения информационно-правового обеспечения населения Калужской области, пропаганды правовых знаний, привлечения к данной деятельности заинтересованных организаций, а также учитывая состояние правового просвещения в регионе и необходимость его развития, 15 октября 2008 г. постановлением № 1085 Законодательное Собрание Калужской области приняло Закон Калужской области «Об областной целевой программе «Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009-2012 годы» (далее – Программа). Целью данной Программы являлось создание в Калужской области системы правового просвещения и образования граждан области, ориентированной на формирование правового сознания и правовой культуры населения.

За три года действия Программы было сделано многое. В общеобразовательных учреждениях Калужской области сформирован институт уполномоченных по правам участников образовательного процесса. Для данной категории регулярно проводились обучающие семинары, издано методическое пособие. В регионе при активной поддержке Группы компаний «Земля - СЕРВИС» были открыты 42 Центра правовой информации, в которых работают специально обученные сотрудники. Данные Центры пользуются интересом у малообеспеченных слоев населения, и что особенно отрадно их популярность растет, а функционал увеличивается. В эфире региональных телеканалов вышли в свет телепрограммы просветительской направленности, был проведен конкурс печатных СМИ и веб – ресурсов на лучший материал по правовому воспитанию.

В то же время реализация данной Программы была сопряжена с рядом трудностей. В 2009 и в 2010 годах финансирование основных мероприятий Программы из областного бюджета не осуществлялось, а ведомства, отвечающие за исполнение ключевых запланированных мероприятий – реорганизованы. Данные факты не прошли бесследно и не позволили осуществить основную задачу, поставленную Программой, а именно - создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование правового сознания и правовой культуры населения области, что подразумевает формирование региональной системы правового ликбеза.

Современный этап развития государства и формирующееся гражданское общество предъявляют к деятельности подобного рода уже иные требования. Вносить изменения в существующую программу повышения правовой культуры населения Калужской области бессмысленно (время на исходе, остался последний год ее реализации), а результаты работы говорят о том, что следует продолжать деятельность по правовому просвещению жителей нашего региона. По нашему мнению поможет это сделать запуск нового проекта: областной целевой программы «Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2013-2017 годы»

Система просвещения является специфической составной частью правового образовательного комплекса региона, ее основу составляет областная целевая программа, которая будет рассматриваться не только как средство получения неких ресурсов, но, в первую очередь, как документ, определяющий стратегию правового воспитания населения, основные направления и способы работы, а также учреждения и организации, обеспечивающие ее реализацию. Опираясь на опыт реализации предыдущей программы, следует четко определить круг заинтересованных ведомств, способных оказать реальную помощь в просветительской деятельности. По нашему мнению к ним относятся:

- просветительские и образовательные учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность по разным направлениям;

- учреждения, организующие просветительскую деятельность в муниципальных образованиях области (библиотеки, центры правовой информации);

- федеральные и региональные органы власти, организующие деятельность по правовому просвещению по своим направлениям;

- негосударственные правозащитные институты, оказывающие населению юридическую помощь, в том числе юридические клиники, заинтересованные коммерческие компании;

- волонтерские организации;

- средства массовой информации.

При этом государственные органы всех уровней и органы местного самоуправления являются организациями-гарантами, обеспечивающими реализацию права граждан на правовое просвещение на подведомственной им территории. В этих целях они смогут в соответствии с новой Концепцией областной целевой программы правового просвещения предпринимать следующие действия:

             - разрабатывать и осуществлять политику в сфере правового просвещения;

- издавать правовые акты, обеспечивающие развитие и работу сети учреждений образования и просвещения и эффективность просветительской деятельности;

- оказывать организационную и методическую помощь всем заинтересованным в организации просветительской деятельности учреждениям;

- осуществлять контроль за неукоснительным соблюдением права на правовое просвещение, выявлять и пресекать случаи дискриминации в этой области;

- осуществлять общий контроль за качеством правовых просветительских мероприятий.         

Приоритетными задачами правового информирования населения области являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу можно отнести:

- использование научного и культурного потенциала региона в интересах повышения уровня правового сознания и правовой культуры граждан;

- своевременное информирование граждан об изменениях, происходящих в рамках правового поля и разъяснения целей этих изменений;

- содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов и своих прав, а так же способов их защиты;

- способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;

- содействие правовой, профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации населения;

- формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.

Основной целью системы непрерывного правового образования и просвещения на современном этапе остается создание удобного и понятного для граждан инструментария и адаптированного информационного пространства, позволяющего своевременно узнавать об изменениях в законодательной базе страны и региона и адекватно взаимодействовать на этой основе с основными гарантами социально-экономического развития. Именно эта система является инструментом развития правовой культуры населения.

Первоочередным является переход от отдельных мероприятий к работе с конкретными целевыми группами. Это поможет сменить приоритеты с освоения правовых знаний и бессмысленного их накопления на умение грамотно использовать свой правовой потенциал для защиты собственных прав и свобод.

Отсюда и направления просветительской деятельности в рамках будущей Программы:

- общеобразовательное: просветительские мероприятия, адресованные всем категориям населения; правовое, научное просвещение;

- специализированное: просветительские мероприятия, адресованные целевым аудиториям, занятым в различных отраслях.

Основным критерием результативности Программы правового воспитания населения Калужской области будет являться формирование правосознания как одной из основных характеристик отдельной личности и жителей региона в целом, проявляющегося в законопослушном поведении и активной жизненной позиции.

Конечным результатом предлагаемых мер по правовому воспитанию должны стать формирование правосознания, укрепление правопорядка в области, повышение уровня обеспечения прав и свобод граждан.

Реализация Концепции не предполагает создания каких-либо новых органов управления. Все участники Программы правового воспитания проводят эту работу добровольно в рамках своих возможностей и плана основных мероприятий. Для координации работы на межрегиональном уровне, как и в прошлые годы, будет задействован Координационный совет при Губернаторе области по правовому воспитанию (правовому всеобучу) населения, включающий в себя представителей всех участников Программы. Одной из задач Совета остается информирование участников и других заинтересованных организаций и лиц о подготовке, проведении и результатах мероприятий Программы.

 

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.