Библиотека
Евгений Бунимович "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ НЕ ЧЕРЕЗ РЕМЕНЬ…".
Статья Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве.
В столице институт Уполномоченного по правам ребенка существует
с 2001 года.
Главная его задача - защита прав, свобод и законных
интересов детей органами государственной власти, органами местного
самоуправления, их должностными лицами, организациями города Москвы. Какие
проблемы сегодня есть, выражаясь официальным языком, у «детского населения» и
как их нужно решать, от чего и от кого сегодня нужно защищать детей по просьбе
редакции журнала рассказывает Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве
Евгений Абрамович Бунимович.
- Я думаю, что одна из
ключевых задач сегодня - это защита детей от вредной и опасной информации.
Согласно международной Конвенции о защите прав ребенка, детям должен быть
обеспечен беспрепятственный доступ к любой необходимой им информации. Но это
плохо контролируется. Особенно учитывая то, что дети включены в Интернет
больше, чем мы, взрослые. Насилие, цинизм, пошлость, я уже не говорю о
порнографии - поток бесконечен.
К сожалению, опыта
решения этой проблемы нет нигде в мире. Это проблема новая. А есть, к
сожалению, и традиционные - такие как жестокость взрослых и социальное
сиротство. Причем последнее - проблема, к сожалению, именно российская. У нас
сегодня, в мирное время очень много сирот, в том числе и при живых родителях.
Хотя, есть и позитивные
моменты. Например, очень много делается для ликвидации беспризорности. И уже
можно увидеть, что беспризорных детей на улицах сегодня значительно меньше, чем
было в 90-х.
В конце мая этого года нам удалось провести совместно
с ЮНИСЕФ исследование «Знание
школьниками Москвы собственных прав и способов их защиты». Это исследование было проведено
Центром по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им.
Ломоносова совместно с Детским фондом ООН (UNICEF), основной целью которого
было определение, насколько хорошо дети знают свои права.
Организаторы исследования надеются, что полученные
данные помогут улучшить ситуацию с осознанием подрастающим поколением своих
прав. Мы должны заниматься не только социально незащищенными детьми, такими,
как сироты, но и так называемыми «обычными». Это наша принципиальная позиция.
Как ни странно, только мы начинаем говорить о знании
детьми своих прав, об их защите, - это вызывает отторжение во взрослом
обществе. Во взрослом мышлении уже существует дискриминация по отношению к
детям - как к еще не полноценным. Как к тем,
которые еще только собираются стать людьми.
Я полностью убежден, что без знания школьниками своих
прав в школе не возможна демократичная толерантная обстановка. Школьники должны
знать свои права и обязанности. Я уверен, что ответственность вырабатывается не
через ремень и репрессии, а через знание своих прав. Это приводит и к уважению
прав окружающих.
В ходе нашего исследования было опрошено 900 учеников
общеобразовательных и специальных школ. Анкетирование показало, что уровень
информативности школьников о своих правах довольно высокий (80-90% опрошенных).
Причем, о международных документах (таких, как Конвенция ООН по правам ребенка)
учащиеся осведомлены в большей степени, нежели чем о российских. Но знания
школьников о конкретных правах и способах их отстаивания оказались гораздо ниже
(25-30% учащихся ориентируются в личных правах, но защищать их готовы только
10-15%).
Подростки очень пассивны и терпимы в отношении
нарушений своих прав. Так, 40% опрошенных предлагали «перетерпеть» ситуацию
нарушения своих прав дома. Если дело касается школы, то «терпеть» дискриминацию
согласны 20% учеников.
Тем не менее, согласно полученным данным, в Москве
растет информированность о правах в среде детей 14-17 лет. Причем 14-летние
осведомлены о своих правах лучше, чем старшеклассники.
Оказался интересным факт, что большую часть информации
(60%), касающейся своих прав, подростки получают в школе. Но усваивать
информацию в существующей форме школьникам, по их собственному признанию,
тяжело и неинтересно. Также подростки через средства массовой информации получают
вдвое больше правовой информации, нежели через родителей и членов семей (26%
против 13%).
Одной из основных рекомендаций исследователей по
улучшению нынешней ситуации является необходимость создания единой
государственной концепции правового воспитания детей. Результаты этого исследования
нам еще предстоит обсудить в правительстве Москвы при разработке
распорядительных документов. По крайней мере, слово о правах ребенка в
учительском коллективе уже заставляет задуматься, прежде чем дать подзатыльник.
Один из путей решения проблемы психологического
климата в школе - создание при учебных заведениях своего рода конфликтных
комиссий, куда входили бы не только представители учеников, учителей и школьные
психологи, но и совершенно новые для системы образования люди - уполномоченные
по правам человека. Такую систему в Москве мы пытаемся запустить уже на
протяжении нескольких лет и уже есть положительный опыт на примере нескольких
районов столицы. Уже есть результаты, насколько конфликтологи и правоведы могут
помочь избежать трагедий в среде детей и подростков. И главная задача психологов
и правозащитников – помогать на более мягких этапах процесса, когда «болезнь»
еще не запущенная.
О методе давления на учеников. Это вовсе не
обязательно «линейкой по рукам» или «учебником по голове». Есть гораздо большие
возможности для мягкого психологического давления - которое, между тем, тоже
неприятно. Больше того: часто сам учитель не замечает, что делает что-то
неправильно. Все мы живые люди, все устаем, у всех бывают срывы. И тогда часто
сами ученики обращаются с просьбой помочь. Ведь класс видит, что к тому или
иному ученику необоснованно придираются и так далее.
По своим наблюдениям могу отметить, за последние
двадцать лет российские школьники очень сильно изменились. И школа изменилась
вслед за ними - хотя именно школа традиционно представляет один из самых
инертных институтов общества. И это к лучшему - иначе на каждом нашем крутом
повороте школьная система немедленно рушилась бы. Вот, в начале 90-х были все
предпосылки к распаду школы - а образование, между тем, выжило.
Существенные изменения в школе связаны не с внешними
условиями, а с тем, что дети стали совершенно другими. Ребята, которые знают
Интернет лучше любого взрослого, привыкли к множественности информации,
привыкли не принимать вещи на веру и подвергать сомнению. Это, безусловно, к
лучшему. Есть, конечно, и темная сторона компьютеризации - мальчишки прекрасно
знают полускрытые запретные сайты, иногда выкладывают жестокие видеоролики на
Youtube…
Но главное для школы - это осознание того, что
нынешние дети уже не поддаются традиционным методам. От них не добьешься
традиционного «послушания». Они могут слушать и подчиняться педагогу, но это
будет только сознательное послушание и подчинение - авторитет, который каждый
раз надо заслуживать и поддерживать. А традиционная школьная муштра, на которой
у многих учителей старшего поколения всё строилось, уже неэффективна. Именно
поэтому школу приходится реформировать и не потому, что раньше было плохо, а
потому, что старые методы уже не работают.
Могу выразить мою позицию в отношении реформы
бюджетных учреждений.
Появилась на Руси новая народная примета: чем туманнее
и абстрактнее название закона, тем шире и опаснее его последствия. Потому
невинное название свежепринятого закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты РФ в связи с совершенствованием…» о радикальной, по сути
своей реформе бюджетных учреждений уже никого не обмануло.
Школы теперь должны получить некий госзаказ, а также
одновременно право оказывать дополнительные платные образовательные услуги,
привлекать внебюджетные средства. Но что именно станет бесплатным госзаказом, а
что платным для родителей, скрытым под
прозрачным псевдонимом «внебюджетные средства»?
Представьте: в обычном классе сейчас 4-5 часов
математики, а в классе углубленного изучения - 8-10. Так что, выходит половина
станет платной? А лицеи с их расширенной программой? А гимназии? А
дорогостоящее обучение детей с проблемами здоровья?
Допускаю, рассчитываю и настаиваю, что Москва -
недотационный регион, который сам финансирует среднее образование, поэтому
сможет и должна и даже после принятия закона гарантировать поддержку таких школ
с «лица необщим выраженьем». Но недотационные регионы в России можно
пересчитать по пальцам одной руки, а остальные восемь десятков областей? Они
получат трансферты на школу из федерального бюджета, но только в рамках
стандарта. За чей же счет все остальное?
Появление этого закона произвело сильное брожение не
только в родительских кругах, но и в кругах учителей и директоров школ. Мои
коллеги судорожно читают этот запутанный документ, не всё в нем понимают,
готовятся к радикальной перестройке, поскольку наивно полагают, что коммерция в
школе это тяжелое наследие «дикого рынка 90-х!», от которого давно пора уходить.
Что школа не должна думать о том, как ей зарабатывать деньги, она должна думать
о том, как ей обучать детей и как их воспитывать.
Тревоги родительские и учительские уже потому
обоснованны, что закон-то принят, а госзаказа нет. И даже стандарты
образования, на которых будет основан этот пресловутый госзаказ, не приняты…
Конечно, и сегодня наше бесплатное и общедоступное (по
Конституции) среднее образование в реальности вовсе не так уж бесплатно, а про
школьные поборы не писал только ленивый. Апологеты закона уверяют, что ратуют
за выход из «тени» платной части школьного образования. Но ведь корень этой «частичноплатности»
не в природной алчности учителей!
Школы финансируются сегодня на основе нормативов.
Норматив - это стоимость обучения в год одного ученика. В Москве эти самые
нормативы финансируются (по экспертным оценкам) процентов на 70%, в регионах -
в среднем на 50%, а бывает, что и на 30%. Как быть?
Казалось бы, ответ ясен каждому школьнику,
проходившему в шестом классе тему «Проценты»: государство должно финансировать
государственные школы на все сто и контролировать качество образования. Однако
вместо этого предлагается не увеличить, а «оптимизировать» нынешнее
финансирование образования, которое и без того не ахти - меньше 4% ВВП. Что
почти в три раза меньше, чем аналогичные показатели на цивилизованном Западе, и
в четыре - чем на цивилизованном Востоке (Япония, Южная Корея).
Официальная коммерциализация среднего образования,
предложение российской школе выйти на рынок и торговать «образовательными
услугами», гибрид под одной школьной крышей платности и бесплатности - путь для
образования крайне опасный и к тому же беспрецедентный.
В очередной раз нам предлагается «особый путь». В
никуда.
Ни в Европе, ни даже в самых что ни на есть «рыночных»
Соединенных Штатах ничего подобного нет. Везде, при всех местных традициях и
отличиях, государственные школы бесплатны. При этом существует отдельно платное
частное образование, но никто не смешивает это в одном флаконе, под одной
школьной крышей. Кое-где, кстати, были попытки, но все провалились. И не
случайно.
Самая что ни на есть либеральная рыночная система в
XXI веке осознает, что барьер платности в школе - это шаг назад, в
Средневековье, к сословности общества, к разделению на классы по тугости
родительской мошны. Разделению в одной школе на класс «А» - с доплатами и
дополнительными занятиями по интересам, и на класс «Б», где родители не в
состоянии это оплачивать.
Это не просто стыдно, это опасно.
За этим - прогнозируемое усиление социальной
напряженности в стране. И гарантированное закупоривание образования как самого
эффективного социального лифта, по которому на верх - экономический,
политический, научный, культурный, социальный, могут и должны подниматься
действительно самые умные, талантливые, работоспособные.
Может быть, именно этого - привилегированных условий
для своих отпрысков, консервации сословности
и хотят те представители нынешней «элиты», которые в какой-то момент
оказались ближе к газовому или нефтяному крану, к тому или иному властному
кабинету и теперь рассчитывают передать эту близость по наследству?
Объяснимое и даже простительное желание родителя.
Труднее объяснить готовность страны отказаться от
перспективы развития бесплатного общедоступного качественного образования как
ключевого стратегического ресурса России в новом тысячелетии.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" № 3(20).
- К списку всех публикаций