Библиотека
Антонина Белкина "СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ: ОТ КОЛИЧЕСТВА К КАЧЕСТВУ ".
Статья заместителя министра по делам семейной, демографической и социальной политики Калужской области.
Право на семью является одним из главных прав детей. Семейный кодекс
РФ расставил приоритеты форм устройства
детей, оставшихся без попечения родителей - усыновление, опека (или попечительство), приемная семья, и
лишь при отсутствии такой возможности дети могут устраиваться в учреждения для
детей-сирот. Эту возможность обеспечивают ребенку органы опеки
и попечительства на местах.
В прошедшие годы на основе нового федерального и
регионального законодательства произошло
коренное реформирование деятельности по опеке и
попечительству - она изменилась функционально и обрела статус
государственных полномочий. На первый план выдвинута задача профилактики
сиротства и сохранения родной семьи
для каждого ребенка.
Это приносит свои плоды - с каждым годом число новых детей, получающих
статус сирот, уменьшается. В
За последние годы в Калужской области создано
прогрессивное региональное законодательство по вопросам охраны прав детства. В
целях снижения масштабов социального
сиротства и дальнейшего развития института замещающей семьи Правительством
Калужской области утверждена новая долгосрочная целевая программа «Право
ребенка на семью» на 2010-2014
годы.
Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, проживающих в Калужской
области, от 0 до 18 лет на 1.01.2010 г. составляло 5060 человек, или 3,1 % от детского населения области
(среднероссийский показатель – 2,4%). Они находятся:
- в условиях институционализации (т.е. в учреждениях
всех ведомств - на 1.07.2010г. – 835 детей);
- на воспитании в семьях - 4119 детей
(82%), в том числе: в 632
приемных семьях - 1116 детей и 1378 детей в 1053 семьях усыновителей.
По показателю
семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (81,5% от их общего числа) Калужская область находится на 4-м месте
среди регионов ЦФО после Владимирской,
Брянской и Воронежской областей.
Опыт развития института приемной семьи в Калужской
области имеет 20-летнюю историю. Престиж
приемной семьи за эти годы высоко поднят во всех сферах жизни области. Развитию этой формы способствовала созданная
система морального и материального стимулирования приемных родителей. Более 250
граждан ежегодно обращаются в органы опеки в качестве кандидатов в замещающие родители.
Выплаты на
детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях, в соответствии с
законодательством Калужской области,
индексируются ежеквартально (во 2 квартале – 6028 руб. в месяц на
ребенка). Оплата труда приемным родителям индексируется ежегодно, ее размер с 1 января т.г. составил 6973 руб. за воспитание 1-го
ребенка, за ребенка до 3-х лет – 8368 руб., максимальная оплата труда установлена за ребенка-инвалида до 3-х лет - 15340 руб.
С 2005 года усыновители получают из областного бюджета ежемесячную денежную
выплату в сумме 3000 руб., а с 2009 года
еще и единовременную денежную выплату в размере 30 000 рублей. Кроме того,
из федерального бюджета усыновителям выплачивают единовременное пособие в сумме 10 998 руб. Среди
семей, усыновивших детей, ее называют «подарком от аиста». В 2009 году в нашей
области были усыновлены 120 детей,
в том числе 94 ребенка - российскими гражданами. Установилась положительная тенденция усыновления
воспитанников приёмных семей - за 2009
год 34 ребенка изменили свой статус, став родными детьми для своих бывших опекунов и приемных
родителей.
Наиболее распространенной формой семейного устройства
детей и одновременно самой проблемной с
точки зрения их успешного воспитания является опека и попечительство. Опекунами
в подавляющем большинстве становятся бабушки или дедушки, и именно они
обеспечивают значительное число отказов
от опеки детей, достигших подросткового
возраста. Поэтому одной из самых
актуальных задач на сегодня является
создание эффективно работающей системы
служб сопровождения замещающих семей, максимально приближенной к месту
их жительства. Необходимость создания
таких служб подтверждается статистикой и
причинами возвратов детей в интернатные учреждения из опекунских и приемных
семей.
В 2008 году отмена решений об опеке и создании приемных семей по
Калужской области осуществлена в отношении – 24 детей, в
Многие из перечисленных проблем могут быть разрешены с
помощью специалистов служб сопровождения – психологов, педагогов, социальных
работников. К сожалению, в 90% случаев
возвратов детей в учреждения можно констатировать позднее обращение замещающих родителей за
помощью, либо отсутствие должного
реагирования на местах на
такие обращения.
В Калужской области с 2007 года начала формироваться система психолого-педагогического сопровождения
института приемной семьи. Базовым
учреждением этой системы являлся Областной психолого-педагогический центр министерства образования и науки (ОППЦ),
который в настоящее время, к сожалению, ликвидирован.
Областная школа
кандидатов в приемные родители,
организованная ОППЦ в 2007-2009 годах, включала программу их
психологической диагностики и 24-х
часового обучения. Число подготовленных кандидатов в замещающие родители
составило в
Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009г. №423
«Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан» устанавливается
обязательность прохождения
специальной подготовки для граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. Эту подготовку обязаны
обеспечить органы опеки и
попечительства. Министерство образования
и науки РФ своими нормативными документами рекомендует создавать службы сопровождения на
базе психолого-педагогических
центров. Несмотря на проблемы, возникшие у нас в связи с реорганизацией
ОППЦ и затормозившие процесс создания
комплексной областной службы, на
муниципальном уровне службы подготовки и
сопровождения замещающих семей определены в 20 районах области. Наиболее успешно они функционируют на базе районных
психологических центров в Кировском,
Людиновском, Малоярославецком, Козельском, Жиздринском и Мещовском районах. По
согласованию с Главами администраций Кировского и Малоярославецкого районов,
специалисты их муниципальных центров
проводят психологическое тестирование и обучение кандидатов в замещающие родители не только для своих
жителей, но и для граждан из соседних районов области.
Сопровождение замещающих семей после передачи ребенка
предполагает поддержку и помощь семьям в преодолении трудностей адаптации, при
возрастных кризисах ребенка и в семейных кризисных периодах. Сопровождение семей может иметь самые
разнообразные формы – регулярные встречи, круглые столы, семинары,
индивидуальные и семейные консультации,
клубные и иные методы работы.
В последние два года вопросы развития системы сопровождения замещающих
семей рассматривались на совещаниях специалистов по опеке и попечительству,
заместителей глав администраций муниципальных районов и городских округов,
областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Общественном совете по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних при
министерстве по делам семьи, демографической и социальной политике
области. За последний год было проведено четыре
областных семинара с целью обучения и
подготовки специалистов для работы по сопровождению замещающих
семей.
В текущем году министерство по делам семьи,
демографической и социальной политике области в рамках реализации мероприятий
долгосрочной целевой программы Калужской области «Право ребенка на семью
(2010-2014 годы)» и полученного по этой программе гранта от Фонда поддержки
детей в трудной жизненной ситуации окажет
финансовую помощь тем муниципальным районам и городским округам, которые
планируют развитие и создание служб сопровождения замещающих семей (в части
финансирования ставок специалистов, приобретения мебели, автотранспорта,
диагностического инструментария).
Вместе с этим будет проводиться цикл обучающих семинаров для
специалистов служб сопровождения.
В муниципальных образованиях необходимо усиление
межведомственного взаимодействия и более четкая координация работы по охране
прав детей на уровне заместителей глав администраций по социальным вопросам.
Решения по вопросам жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей должны быть взвешенными и основанными на рекомендациях Советов по опеке и
попечительству, которые обязательно должны быть в каждом муниципальном районе и городском
округе.
Успехов на этом
поприще мы можем достигнуть только вместе,
на основании общих подходов к
организации помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из их числа и замещающим семьям.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" № 3(20).
- К списку всех публикаций