Библиотека

Александр Аникеев "НАША НОВАЯ ШКОЛА".


Статья Министра образования и науки Калужской области.

В реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» – шесть направлений: переход на новые государственные образовательные стандарты, изменение школьной инфраструктуры, развитие учительского потенциала, развитие системы поддержки талантливых детей, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ.

По каждому из них в области уже ведется определенная работа. Сегодня в разрезе поставленных в «Нашей новой школе» задач мы должны определить свой путь развития системы образования области.

Общеизвестно, что уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче и соответствуют обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения.

С начала реализации направления в области началась подготовка методистов муниципальных методических служб, руководителей общеобразовательных учреждений, учителей начальных классов к введению Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС). Были разработаны концепция и программа апробации ФГОС.

С прошлого учебного года началась апробация новых образовательных стандартов, в которой приняли участие 43 образовательных учреждения 14 муниципальных районов        и 2-х городских округов. По новым государственным образовательным стандартам занималось более 1000 учащихся области.

Готовятся к преподаванию новых образовательных стандартов и учителя. По модульной программе повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и его реализация в начальной школе» были обучены 163 учителя начальных классов. В последующие годы апробация новых образовательных стандартов основного и среднего образования будет продолжена. Это даст возможность удовлетворить потребность в качественном образовании обучающихся и их родителей (законных представителей).

Вторая задача «Нашей новой школы» - одновременно с внедрением новых стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

В области накоплен достаточный положительный опыт поддержки одаренных детей. Проводятся предметные олимпиады, конкурсы, чтения, выплачиваются именные премии, премии Губернатора Калужской области (ежегодно присуждается 32), стипендии. Разработана, принята к исполнению долгосрочная целевая программа «Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010 – 2015 годы».

В 2010 году региональный этап Всероссийской олимпиады школьников проводился  по 20 общеобразовательным предметам. В текущем учебном году в нем приняло участие 1161 человек из 184 общеобразовательных учреждений области.

Победителями и призерами регионального этапа Олимпиады стали 278 обучающихся. 72 победителя регионального этапа Олимпиады получили персональные приглашения на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников; 68 обучающихся Калужской области принимали участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2010 году, 15 из них стали победителями и призерами заключительного этапа. Эти обучающиеся стали претендентами на получение премий Президента Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» «Государственная поддержка талантливой молодежи» и получат премии 60 или 30 тысяч рублей каждая. Обучающийся 10 класса Боровской нооосферной школы Садыков Дмитрий стал победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады по биологии и призером олимпиады по экологии.

Таких результатов обучающиеся добиваются не сразу. В 2010 году впервые была организована подготовка одаренных детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по 13 предметам. Проводились курсы повышения квалификации педагогов общеобразовательных учреждений области, работающих с одаренными детьми.

Реализация Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» дает возможность продолжить поиск и поддержку одаренных детей. В этом направлении предстоит совершить немало. Например, необходимо создать в области школу для поддержки одаренных детей. В этом направлении предстоит работать. Не все еще сделано в решении вопроса сопровождения талантливых детей в течение становления всего периода личности. В этом состоит совместная работа учителей и родителей учащихся. Конечно, с такими детьми должны работать опытные, знающие свой предмет, талантливые учителя.

Очень важной задачей, стоящей перед общим образованием, является качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. «Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. И, что еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей».

Закреплению педагогических работников в образовательных учреждениях области способствуют положения введенной с 1 сентября 2008 года региональной системы оплаты труда, которые предусматривают выплаты стимулирующего характера за качество работы учителя. Стимулированию педагогического труда способствуют конкурсы профессионального мастерства.

Сейчас в общеобразовательных учреждениях области (школах и интернатах) трудится 7400 педагогических работника, из них более 500 учителей со стажем работы до 3-х лет.

С 2006 года определяются лучшие учителя Калужской области – победители конкурса на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В этом году в конкурсе участвовало 90 педагогов области, 6 из них стали победителями. Победителям будут вручены дипломы Министерства образования и науки Российской Федерации и премии в размере 200 тысяч рублей. За годы реализации приоритетного национального проекта 252 учителя Калужской области стали победителями данного конкурса.

Шесть лет, начиная с 2004 года, ежегодно присуждаются премии и стипендии имени народного учителя Российской Федерации А.Ф. Иванова. За этот период 48 педагогов, воспитателей, руководителей общеобразовательных и дошкольных учреждений городской и сельской местности, а также 24 студента учреждений среднего и высшего профессионального образования педагогической направленности стали победителями этого престижного областного конкурса. В текущем году на конкурс представлены материалы от 32 участников из 13 муниципальных районов (городских округов) Калужской области. Конкурсной комиссией определены 12 победителей областного конкурса.

Основными критериями для присуждения премий являются: обновление содержания образовательного процесса; разработка и обновление новых педагогических программ и технологий; участие школьников в олимпиадах, выставках, смотрах, конкурсах и других мероприятиях; публикации в педагогических научных изданиях и средствах массовой информации; для присуждения стипендий – отличная успеваемость; новизна, научное и практическое значение исследовательской работы.

Ежегодно определяются победители регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (4 учителя).

Проведены ежегодные региональные конкурсы «Учитель года», «Самый классный классный», «Воспитатель года», где выявлены лучшие педагогические работники области. В настоящее время ведется подготовка к участию представителя Калужской области в финале конкурса «Учитель года России – 2010».

Впервые в рамках нацпроекта введена дополнительная оплата за воспитательную деятельность классного руководителя. Классным руководителям оказывается значительная государственная поддержка, что является стимулом для активизации воспитательной работы в школе. Данную доплату ежегодно получают более пяти тысяч человек (в 2010 году 5510 педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений и муниципальных общеобразовательных школ Калужской области).

Ежегодно в образовательных учреждениях области осуществляется мониторинг деятельности классных руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений. В целом, результаты мониторинга позволяют говорить о том, что большинство педагогов заинтересовано в повышении эффективности учебной и воспитательной деятельности и стремится сделать работу классного руководителя еще более насыщенной и результативной.

Труд учителей и преподавателей заслуживает искреннего признания и благодарности. Ведь работа учителя требует колоссального терпения и постоянного профессионального совершенства. Ее значение для формирования и развития общества невозможно оценить. Не случайно 2010 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом учителя.

Важнейшим направлением развития новой школы является развитие учительского потенциала, включающее непрерывное образование педагогов, обновление компетентностей, развитие системы моральных и материальных стимулов, повышение социального престижа и профессионального статуса учителя.

Одним из безусловных требований к учительской профессии является постоянное самообразование, повышение квалификации. Подтверждают эту позицию слова Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина: «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и успешно их реализовывать. Для внедрения новых методик преподавания потребуются также современные программы повышения квалификации педагогов на разных уровнях». Поэтому известный лозунг «учиться, учиться и учиться» адресован не только ученикам, но и учителям.

С 2011 года в  области планируется осуществить ряд мероприятий, которые в полной мере будут направлены на развитие творческих и профессиональных способностей педагогических работников. Для педагогов будет создан электронный «Банк возможностей», где  планируется размещать не только существующие вакансии на педагогические и руководящие должности в регионе, но и перечень образовательных программ и образовательных учреждений, где можно повысить свою квалификацию. Там же будет размещен список инновационных образовательных учреждений области с темами исследовательских проектов, учителей-победителей с графиком проведения ими мастер-классов по образовательным проблемам. В «Банке возможностей» планируется размещать оперативную информацию о мероприятиях методического и научного содержания.

Квалификационное развитие кадрового потенциала системы образования Калужской области невозможно без создания оптимальных условий для работы. Одним из таких условий является обеспечение развития и саморазвития педагогов. С 2011 года на региональном уровне планируется проведение конкурса на лучшую индивидуальную программу профессионального развития педагогов.

Наконец, главным направлением, которое Президент России назвал в качестве решающего, это решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников.

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников в Калужской области заставляет серьезно задуматься. Этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени. «Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения» Работать с детьми надо так, чтобы их учеба и творческая деятельность не мешала сохранять здоровье. Залог этого – занятия спортом. Поэтому во многих школах области введен третий урок физкультуры, работают кружки, спортивные секции.

Для решения вопросов здоровья необходимо особо обратить внимание на медицинское обслуживания и школьное питание. В области реализуется областная целевая программа по совершенствованию организации питания и медицинского обеспечения школьников. Реализация программы законодательно обеспечивает выделение субсидии из областного бюджета на удешевление школьного питания (ежедневно на каждого ученика), что составит 164445 тысяч рублей в целом по Программе. Средства областного бюджета  (субвенция) выделяются на обеспечение учащихся  1-9 классов молочными продуктами (94 млн. 700 тысяч в целом по Программе) а с 2010 года – 1-11 классов, на организацию лечебного питания для детей с низким физическим развитием  и дефицитом массы тела    (22 млн. на весь период реализации Программы).

За счёт школьных завтраков  (а они являются в соответствии с федеральными нормами обязательными для всех учащихся) дети получают лишь 25% суточной потребности в питательных веществах. Поэтому проблема качественного сбалансированного питания школьников и, следовательно, их здоровья является проблемой многих семей. И дело не только в их материальном достатке. К сожалению, у большинства родителей отсутствует элементарные знания по организации здорового питания детей. Это видно на многочисленных примерах, когда вместо выделения минимальных средств на школьный завтрак, дети получают большие суммы на газировку, чипсы и другие, мягко говоря,  не совсем полезные продукты. Поэтому в Программе  предусмотрены мероприятия, направленные на формирование у детей и родителей навыков организации здорового рационального питания, здорового образа жизни. Работу мы начали с начальных классов, в учебный план которых вводится образовательная программа «Разговор о правильном питании», разработанная специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования. Запланирована и проводится серия просветительских мероприятий с родителями по формированию и популяризации культуры питания, здорового  образа жизни (областной конкурс на лучший школьный завтрак и школьный обед с участием родительского жюри, праздники каш в школах области, областной конкурс на присвоение статуса «Школа, содействующая укреплению здоровья учащихся  и другое).

В области завершается реализация программы «Совершенствование организации питания и медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях Калужской области на 2008–2010 годы». Правительством Калужской области принята новая долгосрочная целевая программа «Совершенствование организации питания, медицинского обеспечения и формирования здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях Калужской области на 2011-2015 годы».

Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают с одной стороны – обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья. С другой стороны – оснащение образовательного процесса современным учебным и учебно-наглядным оборудованием.

Сегодня в школе используются интерактивные доски, индивидуальные компьютеры. Ребенок может, используя Интернет, заниматься самообразованием, меньше времени тратить на библиотеку. В области, например, действуют 10 инновационных площадок «Цифровая школа». Использование цифровых образовательных ресурсов дает возможность перейти к обучению вне классов, заменить традиционные уроки индивидуальными, превратить учащихся из потребителей электронных ресурсов в создателей новых школьных медиатек. Модель цифровой школы – это гарантированный путь, обеспечивающий доступ всех учреждений к качественным образовательным услугам.

В современном мире должен измениться облик школ – «как по форме, так и по содержанию». «Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Необходимы не только передовые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащение медпунктов, столовых и спортивных залов».

Конечно, в связи со сложной экономической ситуацией мы не можем построить столько объектов образования, сколько необходимо области. Однако мы продолжаем обновление материальной базы, модернизацию технического обеспечения процесса обучения. Кроме того, в приоритете остается капитальный ремонт школ. В 2010 году из федерального бюджета выделены средства на проведение противоаварийных мероприятий в 5 школах Бабынинского, Козельского, Мосальского, Перемышльского районов и              г. Обнинска.

Хотелось бы в этой связи подчеркнуть, что в Калужской области предстоит в самое ближайшее время подумать над разработкой новых принципов работы школ, формирования материально-технической базы, перевода системы общего образования области на новые более эффективные финансово-экономические механизмы. И хочу заметить, при этом необходимо в полной мере использовать результаты, полученные при реализации нацпроекта «Образование». Значительные изменения в сфере образования нашего субъекта произошли в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Национальная инициатива «Наша новая школа» – своего рода продолжение.

В  соответствии с Положением «О региональных инновационных площадках в сфере образования Калужской области» планируется создание сети инновационных площадок, реализующих исследовательские проекты в сфере образования. В планах министерства образования и науки области – поддержка муниципальных образований, эффективно развивающих сеть школ разных ступеней. Развитие данного направления позволит качественно повысить уровень общего образования.

Мероприятия по модернизации общего образования в Калужской области направлены на обеспечение перехода к внедрению эффектов модернизации как базы для дальнейшего системного инновационного развития образования, удовлетворяющего потребности всех участников образовательного процесса: учителей обучающихся и их родителей.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.