Библиотека
Игорь Аверкиев "С ЧИНОВНИКАМИ НУЖНО ГОВОРИТЬ НА ИХ ЯЗЫКЕ".
Статья председателя Пермской гражданской палаты.
- Игорь
Валерьевич, Пермская гражданская палата (ПГП) существует почти 14 лет. Для
правозащитной организации – это солидный возраст. В чем секрет такого успешного
долголетия?
- Пермская гражданская палата создана 10 апреля 1996
года. Но вначале был организован Пермский региональный правозащитный центр,
существующий по сей день. Его создали местные отделения демократических партий
в 1994 году как классическую правозащитную организацию, которая должна была
отстаивать права конкретных людей. А к 1994 году стало ясно, что правозащитный
центр – единственная организация в городе, где бесплатную правовую помощь могут
получить не только граждане, но и общественные организации, которые просто
потянулись за этой помощью. Приходили к нам люди из НКО в основном с
юридическими вопросами: от регистрации организаций и до судов с властями.
Мы поняли: есть отдельный спрос, который не совпадает
с правозащитным. Чтобы его покрыть, так и создали Гражданскую палату. На тот момент в ее задачи
входило оказывать поддержку – правовую, информационную, PR-поддержку
общественным организациям, помогать им вставать на ноги, защищаться от власти,
если это необходимо. Сейчас эта функция трансформировалась: ПГП помогает не
столько организациям, сколько инициативным группам граждан, так называемым
группам общественных интересов – людям, которые объединились, чтобы продвинуть
или защитить свой интерес, но не создали при этом формальной организации.
Ключевая компетенция Пермской гражданской палаты - гражданская политика,
взаимодействие с властью в общественных интересах.
- На счету
пермских правозащитников ряд уникальных инициатив: экологи добивались
переселения микрорайонов, призывники за много лет до принятия закона об
альтернативной гражданской службе добивались в суде права на альтернативную
службу, «градозащитники» берут город под свою ответственность… Акция
гражданского контроля общественного транспорта, инициированная ПГП, из того же
ряда?
- Я надеюсь, она недолго будет оставаться уникальной и
будет воспроизводиться во многих городах России. Но пока она действительно
особенная, поскольку нигде, кроме Перми, общественный контроль в таком виде еще
не реализовывался. Что это значит? Сама технология общественного контроля
используется в Перми уже более десяти лет: например, в интернатских
учреждениях, или исправительных учреждениях, чем мы и продолжаем заниматься. Но
особенность новой нашей работы в том, что мы стали использовать форму гражданского
контроля не только в сфере защиты прав человека в закрытых учреждениях, но
распространили ее на более широкий спектр общественных отношений и проблем:
работа транспорта, чистота улиц, обслуживание пациентов в поликлиниках, продажа
подросткам алкоголя и т.д.
- Какими целями
руководствовались, когда запускали
гражданский контроль над общественным транспортом в г. Перми?
- Мы хотели добиться повышения качества
пассажироперевозок, провести оценку работы городского общественного транспорта
с точки зрения соблюдения прав и интересов пассажиров. Основной задачей
являлось выявление нарушений правил, стандартов и других публичных обязательств
органов местного самоуправления в отношении городских пассажирских перевозок.
При этом наша команда оценивала соблюдение интервалов движения, своевременность
начала и окончания движения по маршрутам, информирование пассажиров о маршрутах
и интервалах движения. Мы провели мониторинг 59 автобусных, 12 троллейбусных и
10 трамвайных маршрутов. Организатором гражданского контроля стала Пермская
гражданская палата, а участниками – 85 общественных наблюдателей от 16
общественных организаций.
- Какими были
результаты контроля? Как общественники
довели их до сведения муниципалитета?
- Было проведено три этапа контроля транспорта. В
результате были выявлены нарушения движения транспорта, особенно в вечернее
время, на остановочных пунктах отсутствуют информационные таблички и т.д. Когда результаты контроля оглашались перед
представителями власти и журналистами, заместитель главы администрации Перми
Надежда Кочурова сказала двусмысленную фразу о том, что «нигде не прописан
механизм реагирования власти на гражданский контроль».
С одной стороны, это может быть и смешно. Но, с другой
стороны, она как чиновник права. Чтобы добиться успеха, нам нужно учитывать
особенности контрагента. Иначе, если говорить с чиновником не на его языке, мы
сами не будем услышаны и поняты. В административном дискурсе существуют
установленные законом типы реагирования на обращения граждан. Как правило,
обращения граждан классифицируются как жалоба. На жалобу, как известно,
отвечают устранением конкретного
правонарушения. Но когда в администрацию поступает предложение по исправлению
проблемной ситуации в целом, чиновники теряются, потому что такое обращение
жалобой не назовешь. Как реагировать на подобного рода документы, они пока не
знают и не понимают. Не могут же наши чиновники тут же взять под козырек и на
следующий день запустить реформу общественного транспорта? Именно поэтому мы
сейчас договорились с представителями администрации о том, что необходимо
разработать конкретную законную форму реагирования на результаты гражданского
контроля.
Все решили, что это должно быть заключение. В
результате гражданского контроля вырисовывается общественная проблема, по
которой власть и делает заключение. В заключении по результатам гражданского
контроля орган власти заявляет о том, что признаёт, а что не признаёт в
результатах контроля и объявляет меры по устранению выявленных нарушений. Форма
заключения заставляет власть дать политическое обязательство по исправлению
ситуации, если власть согласна, что проблема есть, а если не согласна, то в заключении
должна аргументировано доказать, что всё хорошо, а наше дело - доказывать обратное, в том числе, и через
суд. Это очень важно.
- Как в целом
можно оценить гражданскую активность населения Пермского края?
- Она средняя для России. У нас чуть более активно
гражданское сообщество, которое работает полупрофессионально или
профессионально. Активность этого узкого слоя в Прикамье выше, чем в других
регионах.
- Какие проекты сегодня реализуются ПГП, в каких направлениях работаете?
- Главное направление – консультационная правовая
поддержка инициативных групп, всевозможных коллективных действий. Затем – все,
что касается продвижения, закрепления и развития института гражданского
контроля. Мы специализировались на контроле закрытых и полузакрытых учреждений,
а сейчас задача – расширить этот спектр до гражданского контроля за действиями
властей, за выполнением ею социальных обязательств: реализация национальных
проектов, работа муниципального транспорта, снабжение населения лекарствами и
так далее. Гражданский контроль – это один из главных инструментов, который мы
продвигаем не только в Пермском крае, но и в России.
- С какими
вопросами чаще всего люди обращаются в палату?
- В последнее время – в основном с проблемами,
касающимися защиты разных «коммунальных» прав: уплотнительная застройка,
экология, строительство, взаимоотношение ОТОСов с крупными фирмами и так далее.
- Игорь
Валерьевич, Вас часто называют правозащитником. Но Вы как-то упомянули, что им
не являетесь. Так кто же Вы?
- В русском языке еще нет устойчивых терминов,
описывающих деятельность, которой занимаюсь я и еще несколько десятков человек
в стране. Все это мы называем гражданской политикой. Я гражданский политик в
том смысле, что пытаюсь влиять на власть в общественных интересах, но сам на
власть не претендую ни каким образом. И не собираюсь в нее входить.
Я не правозащитник потому, что уже много лет не
занимаюсь защитой прав конкретных людей. Я пытаюсь помочь защитить права и
интересы больших групп людей – то есть общественные интересы, реализация
которых создает блага сразу для многих. Раньше было как? Человек приходит к нам
со своими проблемами, и тогда я и наши сотрудники защищали его личные права.
Сейчас этим не занимаемся. Теперь мы помогаем и только группам людей, более или
менее сплоченным желанием решить общую проблему и готовым самолично защищать
свои права и интересы. Если они при этом чего-то не знают или не умеют, тогда и
обращаются к нам. Наше дело – квалифицированно объяснить и научить, но не
защищать за них их права.
ПГП в цифрах:
• За 14 лет существования ПГП дано более 700
консультаций более 350 некоммерческим организациям и инициативным группам.
• Ежегодно под патронажем организации находится 8-12
гражданских инициатив.
• С миссией гражданского контроля посетили более 45
закрытых и полузакрытых учреждения.
• Оказана правовая и методическая помощь в разработке
около 150 уставов создающихся НКО.
• Разработано более 15 проектов нормативных актов, в
том числе 5 законопроектов, из них 3 законопроекта приобрели статус
региональных законов: «Об Уполномоченном по правам человека...», «О социальном
заказе», «О благотворительной деятельности».
• По инициативе или при активном участи организации
были созданы около 30 общественных организаций.
• Подготовлено около 40 экспертных заключений по
законопроектам и др. нормативным актам федерального, регионального и местного
значения.
• Проведено 56 гражданских экспедиции в 35 населенных
пунктов.
• Разработаны, апробированы, изданы и распространены
десятки гражданских технологий и методик.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" №1(18).
- К списку всех публикаций