Библиотека
Евгения Коптева "РОСПОТРЕБНАДЗОР НА СТРАЖЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ "
Статья начальника отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области
Федеральная служба по защите прав потребителей и
благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития
создана в 2005 году. В ее функции входит контроль за соблюдением требований
«Закона о защите прав потребителей» во всех сферах рынка товаров и услуг.
Учитывая, что защита прав потребителей в сфере
жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) в условиях реформирования
жилищного сектора экономики является одной из важнейших социально значимых
функций государства, проведение систематического и целенаправленного государственного
контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, регулирующих отношения в указанной области, продолжает оставаться
одним из приоритетных направлений в деятельности как самой Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, так и ее
территориальных органов.
Начиная с создания Федеральной службы и до настоящего
времени, Роспотребнадзор проводит активную надзорную и организационно-методическую
работу, направленную на формирование у исполнителей услуг ответственного и
профессионального подхода к вопросам обеспечения прав потребителей в жилищной
сфере на основе сочетания административных и гражданско-правовых механизмов их
защиты.
Тем не менее, несмотря на предпринимаемые шаги, необходимо
отметить значительное число обращений граждан по поводу нарушения их прав при
исполнении соответствующими контрагентами взятых на себя договорных
обязательств в сфере правоотношений с предоставлением жилищно-коммунальных
услуг.
Основу этих претензий потребителей, как правило,
составляют:
- несоблюдение соответствующими организациями и
предприятиями-исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего
законодательства по оформлению договорных отношений;
- навязывание условий предоставления жилищно-коммунальных
услуг, ущемляющих права потребителей;
- несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты
жилищно-коммунальных услуг;
- нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных
услуг и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных
с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан;
- невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями
обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных
домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш),
техническому обслуживанию лифтов и соответствующих приборов учета, вывозу
бытовых отходов и содержанию придомовой территории и т.д.
Данные вопросы напрямую сопрягаются с теми проблемами
жилищного сектора, на решение которых направлен приоритетный национальный
проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», основу которого
составляет Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, имеющая
целью комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и
развитию жилищной сферы, обеспечивающая доступность жилья для граждан, безопасные
и комфортные условия проживания в нем.
В этой связи соответствующая деятельность Управления
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека рассматривается как важнейший элемент государственных гарантий
жилищных прав граждан Российской Федерации.
В рамках контрольно-надзорных мероприятий управлением
Роспотребнадзора в 2007 году были проведены проверки 8 предприятий г. Калуги и
Калужской области, оказывающих коммунальные услуги. При проверках установлены
нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей», а именно права на получение
полной и достоверной информации об оказываемых услугах. Виновные лица
привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму
47,0 тыс. рублей. Предприятиям, допустившим нарушения, выданы представления.
Основными нарушениями, выявленными в ходе проверок,
являются:
- отсутствие полной и достоверной информации об
оказываемых услугах;
- отсутствие вывески с фирменным наименованием, адресом и
режимом работы предприятия;
- журналы регистрации заявлений потребителей ведутся с
нарушениями (нет отметок по исполнению по срокам или не отмечены исполнители,
нет информации о том, что работа выполнена);
- в журналах учета заявок диспетчерской службы отсутствуют
отметки о сроках выполнения заявок;
- отсутствуют акты выполненных работ по заявлениям
потребителей;
- отсутствие письменных ответов на заявления потребителей;
- обман при начислении и взимании платы за коммунальные
услуги.
Наиболее характерные примеры проверок:
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в ВНИИФБ и
П с/х животных, расположенном по адресу: Калужская область, Боровский район,
пос. Институт по заявлению потребителей о нарушении законодательства в сфере
ЖКХ было установлено: при начислении и взимании платы за коммунальные услуги
были допущены нарушения требований ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ №188 ФЗ
от 29.12.04 г. Жилое помещение общежития по адресу: Боровский район, пос. Институт,
д. 6, является федеральной собственностью, находится на праве оперативного
управления ВНИИФБ и П. Жильцы дома №6 пос. Институт Боровского района не
являются собственниками помещения, однако, исполнитель ВНИИФБ и П с/х животных
в квитанции жильцов включает плату за капитальный ремонт общего имущества (квитанция
за май 2007 г. нанимателей Лактионова Н.Ю., Комкова Н.А., Тишкина К.И., Матющенко
А.В., Гладышева Н.И., Свищева Е.М.), тем самым вводит в заблуждение потребителей.
За допущенные нарушения на ВНИИФБ и П с/х животных наложено
административное взыскание в виде штрафа в сумме 10,0 тыс. руб. Издано
представление «Об устранении административных правонарушений».
При проведении проверки МУ «ГОКРиС», расположенного по
адресу: г. Киров, ул. Пролетарская, 12, было установлено, что до сведения потребителей
не доводилась необходимая и достоверная информация о наименовании организации,
режиме ее работы, о правилах и нормах эксплуатации жилищного фонда, а также о
порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, чем нарушено право
потребителя на получение необходимой и достоверной информации.
Кроме того, результаты весенних и осенних осмотров жилых
зданий не отражались в специальных актах для последующего уточнения объемов
работ. В журнале регистрации заявлений граждан нет отметок о сроках выполнения
и о выполнении работ. Не на все письменные заявления граждан имелись ответы
руководителя предприятия, согласно журналу учета заявок несвоевременно
выполнялась заявка гражданина Б., проживающего на ул. Чернышевского и
гражданина В., проживающего на ул. Ленина. В первом случае в течение 3-х суток
был перекрыт стояк, потребитель при этом не был информирован о причинах невозможности
выполнения услуги в срок.
За допущенные нарушения на МУ «ГОКРиС» наложено
административное взыскание в виде штрафа в сумме 5,0 тыс. руб. Издано
представление «Об устранении административных правонарушений».
При проверке по обращению граждан в колхозе им. Ленина, с.
Троицкое, Жуковского района установлено: в колхозе им. Ленина в нарушение
законодательства при расчете за коммунальные услуги с потребителями им не
оформляется не выдается платежный документ с необходимой информацией (сведения
о нанимателе, исполнителе, месяц, наименование коммунальных услуг, значение тарифов,
цены, ед. измерения, объем услуг, сведения об изменении размера платы, размер
задолженностей, сведения о льготах) и др. Также отсутствоваала информация о
сроках исполнения работ по заявлениям потребителей.
За допущенные нарушения на юридическое лицо наложен штраф
в сумме 5,0 тыс. рублей согласно ст. 14.8.4.1 КоАП РФ, выдано представление об
устранении нарушений.
ООО «Управляющая компания «МЖД» допустило нарушения
требований ст.ст. 8, 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от
07.02.92 г., а именно: потребителю не предоставлена информация о местонахождении
данной организации (адрес), не представлена информация о государственной
регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа. В нарушение требований
п.п. 2.2.6, 2.3.2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»,
утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 журнал регистрации
заявлений потребителей велся с нарушениями - в некоторых заявлениях не отмечены
сроки исполнения, устранения нарушений, отсутствует информация об исполнении
заявок (заявления № 889 от 15.11.06, № 892 от 17.11.06, №876 от 10.11.06).
За допущенные нарушения директор компании привлечен к
административной ответственности в виде штрафа в размере 1,0 тыс. рублей.
Численность отдела защиты прав потребителей в настоящее
время составляет 14 сотрудников, на которых возложены обязанности контроля
соблюдения прав потребителей во всех сферах потребительского рынка товаров и
услуг Калужской области. Нагрузка значительно возросла, т.к. существующие
ранее отделы защиты прав потребителей в городах и районах области в настоящее
время ликвидированы в связи с проведенной административной реформой.
При нестабильности цен на энергоносители и фактическое
отсутствие сформировавшегося рынка жилищно-коммунальных услуг давать какие-либо
прогнозы развития ситуации после 1 мая 2008 года очень сложно. Отстаивать свои
права потребители как сейчас, так и в будущем будут в соответствии с «Законом
о защите прав потребителей», и в этом деле Роспотребнадзор им надежный
помощник.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" № 5(8)
- К списку всех публикаций