Библиотека

Александр Болховитин "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства: задачи и проблемы "


Статья министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области

В настоящее время тема реформирования жилищ­но-коммунального хозяйства и связанная с этим необходимость поддержки регионов из федерального бюджета в вопросах капитального ремонта жилых до­мов и переселения граждан из аварийного жилья приобрели особую актуальность.

Следствием этого явилось принятие 21 июля 2007 года Федерального закона №185-ФЗ «О фонде содей­ствия реформированию жилищно-коммунального хо­зяйства» (далее - Фонд).

Данный закон устанавливает правовые и организа­ционные основы оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации по софинансированию проведения капитального ремонта много­квартирных домов и переселения граждан из ава­рийного жилого фонда.

Финансовая поддержка субъектов Российской Фе­дерации на проведение капитального ремонта мно­гоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилья за счет средств Фонда будет осу­ществляться при соблюдении муниципальными об­разованиями субъекта РФ, претендующими на полу­чение финансовых средств, ряда предусмотренных в законе условий. Обратиться в создаваемый Фонд за финансовой поддержкой субъект Российской Фе­дерации может на любом этапе действия Фонда, т.е. до 2012 года. Условия, которые должны быть выпол­нены муниципальными образованиями, прямо прописаны в законе и дифференцированы по го­дам. Но следует обратить внимание, что условия обращения в Фонд с каждым годом ужесточаются. Од­нако в связи с тем, что заявка на получение средств Фонда подается однократно, необходимо работу по реализации указанных условий построить так, что­бы заявка на финансовую поддержку была подана регионом на первом этапе действия Фонда, т.е. к на­чалу 2008 года. Это позволит в максимально корот­кие сроки привлечь средства Фонда для проведе­ния ремонтных работ и переселения граждан.

На сегодняшний день принято постановление пра­вительства Калужской области от 14.08.2007 г. № 198 «О мероприятиях по реализации исполнительными органами государственной власти области Федераль­ного закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на территории Калужской области». Вышеуказанное постановление предусматривает выполнение со стороны министер­ства строительства и жилищно-коммунального хозяй­ства области ряда мероприятий, позволяющих полу­чить финансовую поддержку за счет средств Фонда.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники жилых помещений в много­квартирных жилых домах должны были выбрать один из трех способов управления домами:

- непосредственное управление;

- управление ТСЖ;

- управляющей компанией.

К сожалению, на сегодняшний день лишь неболь­шое количество граждан в нашей области сделали свой выбор. Причиной инертности граждан, безу­словно, является то, что долгое время люди знали, что многоквартирный жилой дом - это не их собствен­ность, а собственность государства.

Однако одним из основных факторов, препят­ствующих принятию гражданами решения о выбо­ре способа управления жилыми домами, является ненормативное состояние жилищного фонда, а также страх остаться один на один с непомерны­ми расходами по капитальному ремонту и даль­нейшему содержанию жилых домов. Ведь речь идет о проблеме колоссального масштаба, кото­рая касается огромного числа граждан. За многие годы жилищный фонд пришел в ужасающее со­стояние. Более 60 процентов жилья нуждается в капитальном ремонте. Сегодня это главное пре­пятствие для создания товариществ собственников жилья и для эффективного управления жи­лищным фондом. После выхода в свет Жилищно­го кодекса Российской Федерации у многих сло­жилось неверное представление, что у государ­ства не осталось никаких обязательств по отноше­нию к приватизированному жилью. На самом деле обязательства есть. Они предусмотрены дей­ствующей статьей 16 Закона «О приватизации жи­лищного фонда в РФ». В ней сказано, что если на момент передачи жилья в собственность граждан дом требовал капитального ремонта, то за быв­шим наймодателем сохраняется обязанность про­извести ремонт.

Орган местного самоуправления в порядке, устано­вленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Откры­тый конкурс проводится также в случае, если до окон­чания срока действия договора управления много­квартирным домом, заключенного по результатам от­крытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или принятое решение о выборе способа упра­вления этим домом не было реализовано.

В соответствии с постановлением правительства Калужской области от 14 августа 2007 г. № 198 «О ме­роприятиях по реализации исполнительными органа­ми государственной власти области Федерального за­кона «О фонде содействия реформированию жилищ­но-коммунального хозяйства» на территории Калуж­ской области» органам местного самоуправления области рекомендовано организовать проведение об­щих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах в целях принятия решения о выборе способа управления многоквартирным домом в срок до 15 ноября 2007 года.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в дей­ствие Жилищного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления в соответствии с по­ложениями статьи 161 Жилищного кодекса Россий­ской Федерации проводит до 1 мая 2008 года откры­тый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартир­ном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реа­лизовано. Субъект Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муни­ципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.

В настоящее время в Законодательном Собрании области находится проект закона, ограничивающий срок проведения открытых конкурсов по выбору управляющих организаций для управления много­квартирными домами до 15 января 2008 года.

Одним из существенных условий, предусмотренных Законом «О фонде содействия реформирования ЖКХ», является демонополизация сферы управления жилищным фондом. Это подразумевает привлечение частных управляющих компаний к управлению многоквартирными домами (или изменение структуры уставного капитала организаций, находящихся в му­ниципальной собственности). На первом этапе напра­вления заявок в Фонд, на территории муниципально­го образования, претендующего на получение финан­совой поддержки, не менее 50% организаций, осу­ществляющие управление многоквартирными дома­ми и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, должны иметь долю участия в уставном капитале субъектов РФ или МО не более 25%. Кроме того, такие организации дол­жны обслуживать не менее 50% многоквартирных жи­лых домов. С 1 января 2010 года доля таких организа­ций должна увеличиться не менее чем до 80 %, а так­же не менее 80% должен будет составлять объем об­служиваемого жилого фонда такими предприятиями. В настоящее время ведется работа по привлечению в Калужскую область новых управляющих компаний, обслуживающих жилищный фонд.

Управление жильем прямо затрагивает интересы всего населения области. Каждый собственник за­интересован в безопасных и благоприятных усло­виях проживания, в качественных услугах, обеспе­чивающих комфорт своего жилища. Однако дей­ствующее законодательство позволяет широкому кругу лиц заниматься управлением многоквартир­ными домами, в этой связи возможно появление недобросовестных организаций. Для сохранения ста­бильности в обществе и повышения уровня благосо­стояния населения важно обеспечить работу дополнительных регулятивных механизмов в жилищной сфере. На сегодняшний день большинство функ­ций, связанных с руководством жилищно-комму­нальным хозяйством, осуществляется государством. Практика показывает, что монопольное государ­ственное регулирование и контроль этой деятель­ности недостаточно эффективны. В развитых стра­нах распространена практика передачи этих функ­ций гражданскому обществу и его институтам.

Эффективным способом решения указанных выше задач может стать активный переход к поэтапному внедрению механизмов саморегулирования в эконо­мической сфере при одновременном постепенном упразднении избыточных функций государства.

Необходима передача негосударственным неком­мерческим саморегулируемым организациям функ­ций государства, в том числе в сфере регулирова­ния деятельности по управлению многоквартирны­ми домами.

В настоящее время Министерством регионального развития Российской Федерации разработана кон­цепция перехода к саморегулированию деятельности по управлению многоквартирными домами и проект Федерального закона «О внесении изменений в Жи­лищный кодекс РФ» (по вопросам саморегулирования управления многоквартирными домами).


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.