Библиотека
Александр Болховитин "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства: задачи и проблемы "
Статья министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области
В настоящее время тема реформирования жилищно-коммунального
хозяйства и связанная с этим необходимость поддержки регионов из федерального
бюджета в вопросах капитального ремонта жилых домов и переселения граждан из
аварийного жилья приобрели особую актуальность.
Следствием этого явилось принятие 21 июля 2007 года
Федерального закона №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Фонд).
Данный закон устанавливает правовые и организационные
основы оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации по
софинансированию проведения капитального ремонта многоквартирных домов и
переселения граждан из аварийного жилого фонда.
Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации на
проведение капитального ремонта многоквартирных домов и на переселение граждан
из аварийного жилья за счет средств Фонда будет осуществляться при соблюдении
муниципальными образованиями субъекта РФ, претендующими на получение
финансовых средств, ряда предусмотренных в законе условий. Обратиться в
создаваемый Фонд за финансовой поддержкой субъект Российской Федерации может
на любом этапе действия Фонда, т.е. до 2012 года. Условия, которые должны быть
выполнены муниципальными образованиями, прямо прописаны в законе и
дифференцированы по годам. Но следует обратить внимание, что условия обращения
в Фонд с каждым годом ужесточаются. Однако в связи с тем, что заявка на
получение средств Фонда подается однократно, необходимо работу по реализации
указанных условий построить так, чтобы заявка на финансовую поддержку была
подана регионом на первом этапе действия Фонда, т.е. к началу 2008 года. Это
позволит в максимально короткие сроки привлечь средства Фонда для проведения
ремонтных работ и переселения граждан.
На сегодняшний день принято постановление правительства
Калужской области от 14.08.2007 г. № 198 «О мероприятиях по реализации
исполнительными органами государственной власти области Федерального закона «О
фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на территории
Калужской области». Вышеуказанное постановление предусматривает выполнение со
стороны министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области
ряда мероприятий, позволяющих получить финансовую поддержку за счет средств
Фонда.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации
собственники жилых помещений в многоквартирных жилых домах должны были выбрать
один из трех способов управления домами:
- непосредственное управление;
- управление ТСЖ;
- управляющей компанией.
К сожалению, на сегодняшний день лишь небольшое количество
граждан в нашей области сделали свой выбор. Причиной инертности граждан, безусловно,
является то, что долгое время люди знали, что многоквартирный жилой дом - это
не их собственность, а собственность государства.
Однако одним из основных факторов, препятствующих принятию
гражданами решения о выборе способа управления жилыми домами, является
ненормативное состояние жилищного фонда, а также страх остаться один на один с
непомерными расходами по капитальному ремонту и дальнейшему содержанию жилых
домов. Ведь речь идет о проблеме колоссального масштаба, которая касается
огромного числа граждан. За многие годы жилищный фонд пришел в ужасающее состояние.
Более 60 процентов жилья нуждается в капитальном ремонте. Сегодня это главное
препятствие для создания товариществ собственников жилья и для эффективного
управления жилищным фондом. После выхода в свет Жилищного кодекса Российской
Федерации у многих сложилось неверное представление, что у государства не
осталось никаких обязательств по отношению к приватизированному жилью. На
самом деле обязательства есть. Они предусмотрены действующей статьей 16 Закона
«О приватизации жилищного фонда в РФ». В ней сказано, что если на момент
передачи жилья в собственность граждан дом требовал капитального ремонта, то за
бывшим наймодателем сохраняется обязанность произвести ремонт.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору
управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного
конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ
управления этим домом или принятое решение о выборе способа управления этим
домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до
окончания срока действия договора управления многоквартирным домом,
заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления
этим домом или принятое решение о выборе способа управления этим домом не было
реализовано.
В соответствии с постановлением правительства Калужской
области от 14 августа 2007 г. № 198 «О мероприятиях по реализации
исполнительными органами государственной власти области Федерального закона
«О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на
территории Калужской области» органам местного самоуправления области
рекомендовано организовать проведение общих собраний собственников жилых
помещений в многоквартирных домах в целях принятия решения о выборе способа
управления многоквартирным домом в срок до 15 ноября 2007 года.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 29
декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской
Федерации» орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи
161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый
конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в
многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления
многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе
способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъект
Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения
указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при
условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.
В настоящее время в Законодательном Собрании области
находится проект закона, ограничивающий срок проведения открытых конкурсов по
выбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами до 15
января 2008 года.
Одним из существенных условий, предусмотренных Законом «О
фонде содействия реформирования ЖКХ», является демонополизация сферы управления
жилищным фондом. Это подразумевает привлечение частных управляющих компаний к
управлению многоквартирными домами (или изменение структуры уставного капитала
организаций, находящихся в муниципальной собственности). На первом этапе направления
заявок в Фонд, на территории муниципального образования, претендующего на
получение финансовой поддержки, не менее 50% организаций, осуществляющие
управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту
общего имущества в многоквартирных домах, должны иметь долю участия в уставном
капитале субъектов РФ или МО не более 25%. Кроме того, такие организации должны
обслуживать не менее 50% многоквартирных жилых домов. С 1 января 2010 года
доля таких организаций должна увеличиться не менее чем до 80 %, а также не
менее 80% должен будет составлять объем обслуживаемого жилого фонда такими
предприятиями. В настоящее время ведется работа по привлечению в Калужскую
область новых управляющих компаний, обслуживающих жилищный фонд.
Управление жильем прямо затрагивает интересы всего
населения области. Каждый собственник заинтересован в безопасных и
благоприятных условиях проживания, в качественных услугах, обеспечивающих
комфорт своего жилища. Однако действующее законодательство позволяет широкому
кругу лиц заниматься управлением многоквартирными домами, в этой связи
возможно появление недобросовестных организаций. Для сохранения стабильности в
обществе и повышения уровня благосостояния населения важно обеспечить работу
дополнительных регулятивных механизмов в жилищной сфере. На сегодняшний день
большинство функций, связанных с руководством жилищно-коммунальным
хозяйством, осуществляется государством. Практика показывает, что монопольное
государственное регулирование и контроль этой деятельности недостаточно
эффективны. В развитых странах распространена практика передачи этих функций
гражданскому обществу и его институтам.
Эффективным способом решения указанных выше задач может
стать активный переход к поэтапному внедрению механизмов саморегулирования в
экономической сфере при одновременном постепенном упразднении избыточных
функций государства.
Необходима передача негосударственным некоммерческим
саморегулируемым организациям функций государства, в том числе в сфере
регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
В настоящее время Министерством регионального развития
Российской Федерации разработана концепция перехода к саморегулированию
деятельности по управлению многоквартирными домами и проект Федерального закона
«О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» (по вопросам саморегулирования
управления многоквартирными домами).
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" № 5(8)
- К списку всех публикаций