Библиотека

Анна Фролова "Чужие учителя"


Статья главного специалиста юридического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области

Легко ли сегодня жить на селе? В условиях отсут­ствия выбора рабочих мест, низкого заработка, вы­езда из сельской местности в поисках достойного заработка, ветхого жилья проблемы реформы ЖКХ не обходят стороной и сельских жителей. Та­рифы на оплату жилья и коммунальные услуги ра­стут с каждым днем и часто изымают не менее поло­вины скудной зарплаты селян...

В адрес Уполномоченного по правам человека в Калужской области поступают жалобы педагогов, работавших в сельской местности и вышедших на пенсию в других субъектах РФ, но в настоящее вре­мя проживающих в Калужской области, или работавших в Калужской области в учреждениях феде­рального подчинения, на отсутствие у них возмож­ности реализовать меры социальной поддержки в виде права на бесплатную жилую площадь с отопле­нием и освещением и на топливо, предусмотренные Законом Калужской области № 13-ОЗ от 30.12-2004 "О мерах социальной поддержки специа­листов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию".

Действительно, данный закон Калужской обла­сти устанавливает меры социальной поддержки только для специалистов в организациях, финанси­руемых из областного или местного бюджетов, ра­ботающих в сельской местности Калужской обла­сти, и проживающих совместно с ними членов их семей, а также указанных специалистов, вышедших на пенсию, и проживающих совместно с ними чле­нов их семей.

Таким образом, на вышеуказанные федеральные категории граждан его действие не распространя­ется.

Не все знают, что предоставление льгот по жилищ­но-коммунальным услугам специалистам сельской местности самим субъектом РФ может рассматри­ваться только как дополнительные меры социальной поддержки, но не обязанность субъекта РФ.

Меры социальной поддержки педагогов, рабо­тающих в сельской местности, а также педагогов, вышедших на пенсию, закреплены на федеральном уровне: в Законе РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 и в Постановлении Госкомтру­да СССР, секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22.

В соответствии со статьей 55 Закона РФ "Об об­разовании" от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 22.08.2004) педагогические работники образова­тельных учреждений в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации, пользу­ются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бес­платную жилую площадь с отоплением и освещени­ем в сельской местности, рабочих поселках (посел­ках городского типа), на первоочередное предоста­вление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлени­ем указанных мер социальной поддержки, устана­вливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из данной статьи следует, что указанные льготы и их объем являются федеральными мерами со­циальной поддержки, должны финансироваться из федерального бюджета и предоставляться в поряд­ке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно ст. 26.3 Федерального зако­на от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих прин­ципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации" ука­занные льготы не являются финансовым обяза­тельством субъекта (Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2006 № 33-ГО6-3).

Однако в течение двух лет, прошедших после вне­сения изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральное Собрание Россий­ской Федерации не установило порядок реализа­ции прав педагогических работников, предусмо­тренных федеральным законодательством. Феде­ральные средства на реализацию указанных мер со­циальной поддержки перестали поступать в бю­джеты многих субъектов Российской Федерации.

Следствием этого стали многочисленные обра­щения педагогических работников в суды различ­ных инстанций, в том числе и Верховный Суд Рос­сийской Федерации.

Судебная практика Верховного Суда Российской Федерации (Алтайский край, Ленинградская область, Республика Мордовия, Камчатская область) свидетельствует о том, что абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об об­разовании" предоставляет право субъектам РФ определять лишь порядок и условия возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогиче­ским работникам тем организациям, которые ока­зывают жилищно-коммунальные услуги. Наделение субъектов Российской Федерации данным правом направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует право­отношения по предоставлению льгот работникам образования. (Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2006 № 60-ГО6-12 и др.).

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ не отменяется и Постановление Госкомтруда СССР, секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 "Об утверждении Разъяснения "О порядке сохране­ния права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работни­ками просвещения и другими специалистами на­родного образования, работавшими в сельской местности и поселках город­ского типа (рабочих поселках)". Таким образом, на федеральном уровне за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалиста­ми народного образования сельской местности по-прежнему сохраняются меры социальной поддержки в виде права на бесплатные квартиры с ото­плением и освещением, которые так­же должны финансироваться из феде­рального бюджета.

Учитывая изложенное, Уполномо­ченным по правам человека в Калуж­ской области было направлено обра­щение в адрес Председателя Правительства Рос­сийской Федерации М.Е. Фрадкова с просьбой дать поручение разработать порядок реализации права педагогических работников образовательных учреждений (а также педагогов, вышедших на пен­сию) на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих по­селках (поселках городского типа) в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и обеспечить финансирование ука­занных мер социальной поддержки.

Несмотря на приведенные доводы, подкреплен­ные выводами Верховного Суда Российской Феде­рации, согласно письму, полученному Уполномо­ченным из Минобрнауки России (исх. № 03-ПГ-МОН-1087 от 29.03.2007), заместитель министра В.Н. Фридлянов считает, что предоставление педа­гогическим работникам бесплатной жилой площа­ди с отоплением и освещением относится к компе­тенции органов государственной власти субъектов РФ и является расходным обязательством субъек­тов Российской Федерации. Бедствующим гражданам предлагается обратиться за субсидией на опла­ту жилого помещения и коммунальных услуг в об­щем порядке.

Уполномоченный по правам человека в Калуж­ской области обратился за содействием к федераль­ному Уполномоченному В.П. Лукину. Необходимо обратить внимание на социальную значимость дан­ной проблемы, приведшей к массовым нарушениям прав граждан, и принять соответствующие меры на федеральном уровне.

Вместе с тем Калужская область самостоятельно взялась решить эту проблему, взяв на себя дополни­тельные обязательства по предоставлению мер со­циальной поддержки, установленных федераль­ным законодательством.

В настоящее время принят Закон Калужской области № 313-ОЗ от 06.06.2007 "О внесении из­менений и дополнений в Закон Калужской обла­сти "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сель­ской местности, а также специали­стов, вышедших на пенсию", вступаю­щий в силу с 1.07.2007 года.

Как следует из статьи 1 данного зако­на, действие Закона Калужской обла­сти от 30 декабря 2004 года № 13-ОЗ "О мерах социальной поддержки спе­циалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вы­шедших на пенсию" распространяет­ся теперь и на специалистов ведом­ственных организаций (!). В настоящем Законе под ведомственными ор­ганизациями понимаются организа­ции, созданные для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных за­конодательством Российской Федерации полно­мочий органов государственной власти в сферах образования, здравоохранения, культуры, физи­ческой культуры и спорта, а также находившиеся в подчинении соответствующих колхозов или сов­хозов.

Статья 6 закона дополнена также пунктом сле­дующего содержания: "Установить, что педагоги­ческим работникам образовательных учрежде­ний, ликвидированных либо переданных в обла­стную или муниципальную собственность до 1 ян­варя 2005 года, вышедшим на пенсию и отработав­шим не менее 10 лет в сельской местности Калуж­ской области, меры социальной поддержки предо­ставляются аналогично мерам социальной под­держки педагогических работников, предусмотренным Законом Российской Федерации "Об об­разовании".

Спасибо всем тем, кто принимал участие в под­готовке и принятии данного закона


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.