Библиотека
Анна Фролова "Чужие учителя"
Статья главного специалиста юридического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области
Легко ли сегодня жить на селе? В условиях отсутствия
выбора рабочих мест, низкого заработка, выезда из сельской местности в поисках
достойного заработка, ветхого жилья проблемы реформы ЖКХ не обходят стороной и
сельских жителей. Тарифы на оплату жилья и коммунальные услуги растут с
каждым днем и часто изымают не менее половины скудной зарплаты селян...
В адрес Уполномоченного по правам человека в Калужской
области поступают жалобы педагогов, работавших в сельской местности и вышедших
на пенсию в других субъектах РФ, но в настоящее время проживающих в Калужской
области, или работавших в Калужской области в учреждениях федерального
подчинения, на отсутствие у них возможности реализовать меры социальной
поддержки в виде права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением и
на топливо, предусмотренные Законом Калужской области № 13-ОЗ от 30.12-2004
"О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской
местности, а также специалистов, вышедших на пенсию".
Действительно, данный закон Калужской области
устанавливает меры социальной поддержки только для специалистов в организациях,
финансируемых из областного или местного бюджетов, работающих в сельской
местности Калужской области, и проживающих совместно с ними членов их семей, а
также указанных специалистов, вышедших на пенсию, и проживающих совместно с
ними членов их семей.
Таким образом, на вышеуказанные федеральные категории
граждан его действие не распространяется.
Не все знают, что предоставление льгот по жилищно-коммунальным
услугам специалистам сельской местности самим субъектом РФ может рассматриваться
только как дополнительные меры социальной поддержки, но не обязанность субъекта
РФ.
Меры социальной поддержки педагогов, работающих в сельской
местности, а также педагогов, вышедших на пенсию, закреплены на федеральном
уровне: в Законе РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 и в
Постановлении Госкомтруда СССР, секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22.
В соответствии со статьей 55 Закона РФ "Об образовании"
от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 22.08.2004) педагогические работники образовательных
учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими
пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в
сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное
предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов,
связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются
законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из данной статьи следует, что указанные льготы и их объем
являются федеральными мерами социальной поддержки, должны финансироваться из
федерального бюджета и предоставляться в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно ст. 26.3 Федерального закона от 6
октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" указанные льготы не являются финансовым обязательством
субъекта (Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2006 № 33-ГО6-3).
Однако в течение двух лет, прошедших после внесения
изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральное
Собрание Российской Федерации не установило порядок реализации прав педагогических
работников, предусмотренных федеральным законодательством. Федеральные
средства на реализацию указанных мер социальной поддержки перестали поступать
в бюджеты многих субъектов Российской Федерации.
Следствием этого стали многочисленные обращения
педагогических работников в суды различных инстанций, в том числе и Верховный
Суд Российской Федерации.
Судебная практика Верховного Суда Российской Федерации
(Алтайский край, Ленинградская область, Республика Мордовия, Камчатская
область) свидетельствует о том, что абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона
Российской Федерации "Об образовании" предоставляет право субъектам
РФ определять лишь порядок и условия возмещения расходов, возникающих в связи с
предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам
тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. Наделение
субъектов Российской Федерации данным правом направлено на создание механизма
формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по
предоставлению льгот работникам образования. (Определение Верховного Суда РФ от
26.06.2006 № 60-ГО6-12 и др.).
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ не отменяется и
Постановление Госкомтруда СССР, секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22
"Об утверждении Разъяснения "О порядке сохранения права на
бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками
просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в
сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)". Таким
образом, на федеральном уровне за перешедшими на пенсию работниками просвещения
и другими специалистами народного образования сельской местности по-прежнему
сохраняются меры социальной поддержки в виде права на бесплатные квартиры с отоплением
и освещением, которые также должны финансироваться из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, Уполномоченным по правам человека в
Калужской области было направлено обращение в адрес Председателя
Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова с просьбой дать поручение
разработать порядок реализации права педагогических работников образовательных
учреждений (а также педагогов, вышедших на пенсию) на бесплатную жилую площадь
с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках
городского типа) в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации
"Об образовании" и обеспечить финансирование указанных мер
социальной поддержки.
Несмотря на приведенные доводы, подкрепленные выводами
Верховного Суда Российской Федерации, согласно письму, полученному Уполномоченным
из Минобрнауки России (исх. № 03-ПГ-МОН-1087 от 29.03.2007), заместитель
министра В.Н. Фридлянов считает, что предоставление педагогическим работникам
бесплатной жилой площади с отоплением и освещением относится к компетенции
органов государственной власти субъектов РФ и является расходным обязательством
субъектов Российской Федерации. Бедствующим гражданам предлагается обратиться
за субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в общем порядке.
Уполномоченный по правам человека в Калужской области
обратился за содействием к федеральному Уполномоченному В.П. Лукину.
Необходимо обратить внимание на социальную значимость данной проблемы,
приведшей к массовым нарушениям прав граждан, и принять соответствующие меры на
федеральном уровне.
Вместе с тем Калужская область самостоятельно взялась
решить эту проблему, взяв на себя дополнительные обязательства по
предоставлению мер социальной поддержки, установленных федеральным законодательством.
В настоящее время принят Закон Калужской области № 313-ОЗ
от 06.06.2007 "О внесении изменений и дополнений в Закон Калужской области
"О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской
местности, а также специалистов, вышедших на пенсию", вступающий в силу
с 1.07.2007 года.
Как следует из статьи 1 данного закона, действие Закона
Калужской области от 30 декабря 2004 года № 13-ОЗ "О мерах социальной
поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов,
вышедших на пенсию" распространяется теперь и на специалистов ведомственных
организаций (!). В настоящем Законе под ведомственными организациями
понимаются организации, созданные для выполнения работ, оказания услуг в целях
осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий
органов государственной власти в сферах образования, здравоохранения, культуры,
физической культуры и спорта, а также находившиеся в подчинении
соответствующих колхозов или совхозов.
Статья 6 закона дополнена также пунктом следующего
содержания: "Установить, что педагогическим работникам образовательных
учреждений, ликвидированных либо переданных в областную или муниципальную
собственность до 1 января 2005 года, вышедшим на пенсию и отработавшим не
менее 10 лет в сельской местности Калужской области, меры социальной поддержки
предоставляются аналогично мерам социальной поддержки педагогических
работников, предусмотренным Законом Российской Федерации "Об образовании".
Спасибо всем тем, кто принимал участие в
подготовке и принятии данного закона
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" № 3(6)
- К списку всех публикаций