Библиотека
Олег Федосеев "Ребенку - автокресло, родителю -головную боль"
Статья ведущего специалиста организационно-правового отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области
С 1 января 2007 года начал действовать пункт 22.9 Правил
дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
В нем говорится об особенностях перевозки детей до 12 лет. Это, согласно
данному положению, возможно исключительно в транспортных средствах,
оборудованных ремнями безопасности, с использованием специальных детских удерживающих
устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих
пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных
конструкцией транспортного средства, за исключением перевозки детей
указанного возраста на переднем сиденье легкового автомобиля. Казалось бы, что
нововведение нацелено на безопасность маленьких пассажиров, но законодатель
не учел, что это может привести к другим сложностям. Учитывая, что стоимость
специального детского удерживающего устройства (того же автомобильного кресла
для детей) и так немалая, производитель и продавец этих кресел наверняка
воспользуются обязательностью его приобретения и поднимут цены. И тогда не
каждый семейный бюджет может позволить столь необходимую вещь.
Для справки: уже сейчас цены на кресла для детей в
автомобиль колеблются от 3000 рублей до нескольких сотен «условных единиц»,
что, конечно же, не может не сказаться на семейном бюджете. А если еще учесть и
масштабность для региона в целом, то картина вырисовывается вполне четкая
-повсеместное возмущение граждан.
Можно предположить, как будут развиваться события.
Например, гражданин, имеющий детей, получает автомобиль в наследство. Ему бы
радоваться, да не тут-то было. С ребенком на машине не поедешь - нужно
покупать кресло, а денег на его покупку нет. И получается, что малыш ограничен
в своем передвижении. А если нужно срочно отвести его в поликлинику, в больницу,
в школу? Кто-то скажет: «вызови такси», но законодатель не дал категорий
автотранспортных средств, снабженных ремнями безопасности, для которых эти
нормы необязательны. Но даже если предположить, что в дальнейшем эти категории
введут, то чем будет отличаться автомобиль, работающий в такси, от другого. Я
сам периодически пользуюсь услугами такси, и при возможности задаю вопрос
водителям: «Как вы будете действовать после вступления закона в силу?». Все
таксисты ответили как один: «Мы пассажиров с детьми брать не будем. Если им
надо, пусть сами покупают кресла и при каждой посадке их устанавливают». Вот
вам еще одна социальная проблема. Тут уже встает вопрос о дискриминации наших
малышей.
Безусловно, введение обязанности установки специальных детских
удерживающих устройств необходимо. Дети - это наше будущее и их безопасность и
сохранность является обязанностью не только государства, но каждого человека в
отдельности. Однако, чтобы сложившаяся ситуация не привела к нарушению прав
человека, в частности ребенка, необходимо разработать программу по государственному
контролю на рынке цен на специальные детские удерживающие устройства для того,
чтобы они были не роскошью, а необходимым и доступным каждому средством
безопасности.
В частности, в Калуге на сегодняшний день проживают 147
923 семьи с детьми, что составляет 48,8% от общего количества семей. Путем
несложной арифметики можно подсчитать, что это добрая половина жителей Калуги.
И можно только догадываться, какие суммы штрафов за неиспользование автокресел
для детей поступят в федеральный бюджет.
Еще вопрос: законодатель указывает на то, что ребенка можно
пристегнуть ремнями безопасности на заднем сиденье автомобиля, воспользовавшись
вместо специальных устройств иными средствами. Но понятие «иные средства» не
расшифровывается. Так что же подразумевается под ними? Это может быть и
обыкновенная подушка, и самостоятельно изготовленное кресло, и многое другое.
Однако надо учитывать то, что при лобовом столкновении автомобилей инерция
действует на пристегнутых пассажиров одинаково, независимо от того, на каком сиденье
они находятся в момент удара. И в большинстве случаев участники ДТП, даже
пристегнутые ремнями безопасности, не застрахованы от травмы. А вот в
специальных удерживающих устройствах для детишек производителем предусмотрены
все нормы безопасности. И в заключение хочется сказать, что именно вы будете
определять, чем пользоваться при перевозке своего ребенка в машине -
специальными удерживающими устройствами либо «иными средствами». Главное - не
«теряйте голову» от свободы выбора и заранее продумайте, чему отдать
предпочтение.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" № 1(4)
- К списку всех публикаций