Библиотека
Виктор Никифоров "Новое в миграционном законодательстве: станет ли мигрантам легче жить и работать"
Статья начальника юридического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области
Миграционная политика Российской Федерации переживает сегодня
очень бурный, непростой и в то же время знаковый период. С целью упорядочения
работы с прибывающими в Россию иностранными гражданами в 2006 году были
внесены существенные изменения в миграционное законодательство. Так, принят
Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Федеральными законами
от 18.07.2006 № 110-ФЗ, 121-ФЗ и от 29.12.2006 № 158-ФЗ были внесены
существенные изменения в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации», принято несколько Постановлений Правительства
Российской Федерации и других подзаконных актов.
Ключевой момент нового миграционного законодательства -
упрощение порядка учета, регистрации и трудоустройства граждан.
Закон «О миграционном учете...» регулирует отношения,
возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без
гражданства в Российской Федерации. Основное в этом законе то, что миграционный
учет носит уведомительный характер. Иностранным гражданам предоставлено право
свободно передвигаться, выбирать место жительства и место пребывания. В то же
время иностранные граждане, обладающие правом пользования жилым помещением,
находящимся на территории России, обязаны зарегистрироваться по адресу
указанного помещения.
Поправки, внесенные в Федеральный закон «О правовом
положении иностранных граждан» вступили в силу с 15 января 2007 г. Рассмотрим
основные изменения, вносимые в Закон.
Иностранный гражданин, прибывший в Россию в безвизовом порядке
для работы, приходит в миграционную службу и подает заявление о выдаче ему
разрешения на работу.
Одновременно с заявлением иностранным гражданином
представляются:
1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного
гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
2) миграционная карта с отметкой органа пограничного
контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с
отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в
сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной
карты;
3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу
данному иностранному гражданину разрешения на работу в размере 1000 рублей.
В течение 10 дней со дня подачи документов ему обязаны
оформить разрешение.
Работодатель, который принимает этого гражданина, уже не
должен получать никаких разрешений на привлечение иностранных граждан. Он
только должен уведомить миграционную службу и службу занятости о том, что
принял на работу иностранца.
Важным моментом является то, что впервые введена квота на
иностранных работников, приезжающих в безвизовом режиме. Для России в целом
квота на 2007 год составляет 6 млн. человек.
Расширились функции миграционной карты. С 15.01.2007 миграционная
карта является документом, подтверждающим законность временного пребывания на
территории РФ иностранного гражданина, въехавшего в безвизовом режиме. То есть
миграционная карта играет существенное значение для получения иностранным
гражданином разрешения на работу.
В отношении срока временного пребывания следует отметить,
что общий срок временного пребывания граждан, въехавших в «безвизовом» режиме,
сохранился и составляет 90 суток. Указанный срок может быть продлен на срок
действия заключенного трудового договора, но не более чем на один год.
Изменения коснулись также органов, осуществляющих контроль
за пребыванием иностранцевна территории РФ: с момента вступления поправок в
силу контроль за пребыванием иностранцев на территории РФ полностью
осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. В
Калужской области это УФМС России по Калужской области.
Самым главным новшеством, внесенным в Закон, является факт
отмены необходимости получения разрешений на привлечение иностранного
работника, въехавшего на территорию РФ в безвизовом режиме.
Порядок привлечения иностранных работников, пребывающих в
безвизовом режиме, стал носить не разрешительный, а уведомительный характер.
Для привлечения иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ
на основании визы, новая редакция Закона сохраняет обязанность работодателя
получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.
Безусловно, отмена разрешительного порядка найма на работу
отдельных категорий иностранных граждан облегчает легальную процедуру для
работодателя. Но вот захочет ли работодатель отказаться от нелегальных
(«черных») работников и взамен предоставить иностранным гражданам те же
социальные гарантии, что и отечественным работникам, и платить соответствующие
налоги? Ведь не секрет, что дешевую рабочую силу в первую очередь используют
на опасных производствах.
Тем не менее, есть основания надеяться, что работодатель
будет вынужден ввести работающих у него иностранных граждан в правовое поле. В
2006 году были приняты поправки в административный кодекс, которые резко
увеличили штрафы за нарушения миграционных правил - как для самих иностранцев,
так и для российских работодателей. В настоящее время сумма штрафа для юридического
лица, незаконно нанимающего иностранцев, установлена в размере от 250 до 800
тысяч рублей за каждого нелегала (ст. 18.15 КоАП).
Несмотря на то, что практика применения новых правил еще не
сложилась, можно сделать вывод: внесенные изменения - шаг в сторону более цивилизованного
рынка иностранной рабочей силы.
Не забыл законодатель и об иностранных гражданах, желающих
приобрести гражданство Российской Федерации. В 2007 году 12 пилотных российских
регионов начнут принимать соотечественников в рамках 1осударственной программы
содействия переселению соотечественников из-за рубежа. В число 12 регионов
входит и Калужская область. В самое ближайшее время Правительство Российской
Федерации должно утвердить Калужскую региональную программу переселения соотечественников
и область сможет начать принимать соотечественников, проживающих за пределами
России. О том, что интерес к переселению в Калужскую область есть, говорит
количество обращений по данному вопросу на сайт Уполномоченного. Только за
январь 2007 года на сайт Уполномоченного поступило более 20 вопросов с
просьбой разъяснить порядок переселения в Калужскую область.
Надеемся, что новое миграционное законодательство принесет
свои плоды и жизнь граждан, которые в настоящее время приезжают в Россию или
только собираются приехать, будет легче и проще, чем у тех, кто уже живет на
российской земле.
К огромному сожалению, о тех, кто прибыл в
Россию после 06.02.1992 и по различным причинам не получил гражданства России,
законодатель забыл. По подсчетам таких в России проживает от 10 до 15
миллионов человек. Есть опасения, что их жизнь не только не улучшится, а
наоборот, ухудшится. И связано это с тем, что они могут потерять работу -
работодателю, из-за больших штрафов, станет невыгодно держать их в качестве
работников. Легализоваться же на территории России многие не могут из-за
отсутствия миграционных карт, справок об отсутствии судимости, справок об отсутствии
гражданства государства, откуда они в 90-х годах прибыли в Россию, и других
документов. Хочется надеяться, что государство вспомнит о таких людях,
считающих себя гражданами России, и примет меры к упрощению их легализации.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" № 1(4)
- К списку всех публикаций