Библиотека

Анна Фролова "Как защитили сельских педагогов"


Статья главного специалиста юридического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области

В течение 2006 года в адрес Уполномоченного по пра­вам человека в Калужской области стали поступать кол­лективные жалобы педагогов сельской местности, являющихся одновременно ветеранами труда, на ущемле­ние их прав в части предоставления льгот по оплате жи­лья и коммунальных услуг. Низкий уровень заработной платы работников сельской местности и неукротимый рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги вызыва­ют отчаяние сельских учителей и заставляют их искать защиты у Уполномоченного.

Целенаправленное нарушение прав данной категории граждан происходит в основном из-за ограниченности бюджетных средств области и муниципальных образова­ний. Чиновники пытаются переложить расходы по опла­те жилищно-коммунальных услуг на самих граждан. Для того чтобы вникнуть в ситуацию, необходимо обратить­ся к действующему законодательству.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 (ред. от 22.08.2004 г.) педагогиче­ские работники образовательных учреждений пользуют­ся правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жи­лую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского ти­па), на первоочередное предоставление жилой площа­ди. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социаль­ной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Калужской области №13-ОЗ от 30.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки спе­циалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» специалисты, ра­ботающие в сельской местности (в том числе педаго­ги), и проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на бесплатную жилую площадь (то есть на полное освобождение от платы за наем в неприватизи­рованных квартирах, платы за содержание и ремонт жилого помещения), бесплатное предоставление услуг по отоплению и электроснабжению.

В соответствии со статьей 1 Закона Калужской обла­сти №12-ОЗ от 30.12.2004 г. «О мерах социальной под­держки ветеранов труда...» ветераны труда имеют пра­во на следующие меры социальной поддержки:

1) оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных кварти­рах - занимаемой жилой площади) в пределах социаль­ной нормы площади жилья, установленной в соответ­ствии с законодательством, в том числе членами семей ветеранов труда, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предо­ставляются вышеназванным лицам, проживающим в домах, независимо от вида жилищного фонда;

2) оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставля­ются ветеранам труда, проживающим в домах, незави­симо от вида жилищного фонда. (В соответствии с п. 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

3) ежегодную денежную выплату проживающим в до­мах, не имеющих центрального отопления, для прио­бретения твердого топлива.

Таким образом, меры социальной поддержки, предус­мотренные для специалистов, работающих в сельской местности, не включают льготную оплату коммуналь­ных услуг по водоснабжению, водоотведению и газо­снабжению, предусмотренных для ветеранов труда.

В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Калужской области № 4 от 12.01.2005 г. при наличии у за­явителя права на получение одной и той же меры со­циальной поддержки по нескольким основаниям (зако­нам) данная мера социальной поддержки предоставляет­ся только по одному основанию по выбору самого заявителя, за исключением случаев, предусмотренных законо­дательством.

Исходя из вышеизложенного, педагоги, являющиеся специалистами сельской местности и ветеранами тру­да, вправе реализовать одновременно право на 100% оплату за жилое помещение, 100% оплату услуг по ото­плению и электроснабжению за счет областного или муниципального бюджета как специалисты, работаю­щие в сельской местности, и воспользоваться 50% ль­готой по оплате водоснабжения, водоотведения и газо­снабжения как ветераны труда.

Приступив к рассмотрению жалоб, Уполномочен­ный по правам человека в Калужской области напра­вил главам соответствующих муниципальных образова­ний свои заключения, содержащие рекомендации от­носительно необходимости восстановления прав и сво­бод учителей. Однако главы муниципальных образова­ний повели себя по-разному.

В частности, глава администрации МР «Ульяновский район» М.И. Корнеев не согласился с позицией Упол­номоченного по правам человека в Калужской области и отказался предоставлять льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим за­конодательством. Следующим шагом Уполномоченно­го явилось обращение в прокуратуру Калужской обла­сти с ходатайством о проведении проверки по данным нарушениям. Правота позиции Уполномоченного была полностью подтверждена результатами проведенной проверки, в ходе которой прокуратурой были выявле­ны нарушения прав граждан и внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Другие серьезные нарушения прав педагогов, рабо­тающих в сельской местности, вскрылись при посту­плении к Уполномоченному жалобы учителя Перемышльского района Калужской области.

Выяснилось, что в Перемышльском районе Калуж­ской области отдел образования отказывает педагогам, работающим в сельской местности, в бесплатном пре­доставлении услуг по отоплению и электроснабжению в связи с недостаточным объемом их рабочего времени (менее 75% нормы их рабочего времени), ссылаясь на Инструкцию Народного Комиссариата Труда РСФСР от 17.08.1931 г. № 49 «О применении Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. о льготах квали­фицированным работникам сельских местностей и ра­бочих поселков». Кроме того, льготы на бесплатное предоставление услуг по электроснабжению предоста­влялись им, исходя из размера площади жилья.

Однако педагоги сельской местности имеют право на вышеуказанные льготы вне зависимости от нагрузки на должности педагога в течение рабочего времени и неза­висимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. Данные ограничения в пра­вах педагогов, работающих в сельской местности, идут вразрез с нормами действующего законодательства по следующим основаниям:

1. Применение Инструкции Народного Комиссариа­та Труда РСФСР от 17.08.1931 г. № 49 «О применении Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. о льготах квалифицированным работникам сельских местностей и рабочих поселков» должно осуществлять­ся только после проведения дополнительной проверки его статуса с учетом действующего законодательства. Однако, поскольку само Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г., которое разъясняется данной Инструкцией, утратило силу в связи с принятием Феде­рального закона от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ, полагаю, при­менение Инструкции является незаконным.

2. Предоставление льгот педагогическим работни­кам сельской местности, исходя из размера площади жилья, не соответствует нормативным правовым ак­там, регулирующим предоставление данных льгот.

Размер общей площади жилья не ограничен ни на феде­ральном уровне (Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1), ни на уровне субъекта (Закон Калужской области № 13-ОЗ от 30.12.2004 г. «О мерах со­циальной поддержки специалистов, работающих в сель­ской местности, а также специалистов, вышедших на пен­сию»), в связи, с чем данная категория граждан освобожде­на от оплаты за отопление и освещение, независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. Данная позиция подтверждается Определе­нием Верховного Суда РФ № 10-Г05-2 от 10.08.2005 г.

Получив рекомендации Уполномоченного относи­тельно необходимых мер по восстановлению прав дан­ной категории граждан, глава МР «Перемышльский ра­йон» Н.В. Бадеева приняла меры в виде перерасчета на­численных средств по коммунальным услугам педагогам, и в дальнейшем предоставление им льгот по оплате жи­лья и коммунальных услуг стало осуществляться в стро­гом соответствии с действующим законодательством.

Отрадно, что это произошло на основании заключе­ния Уполномоченного и дополнительного вмешатель­ства органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Фе­дерации, и обращения в суд не потребовалось.

05.06.2006 года был принят Закон Калужской области № 206-ОЗ «О внесении изменения в Закон Калужской области «О мерах социальной поддержки специали­стов, работающих в сельской местности, а также спе­циалистов, вышедших на пенсию». Данным законом в пункте 1 статьи 2 слова «бесплатное предоставление услуг по отоплению и электроснабжению» заменены на слова «с отоплением и освещением». На первый взгляд, произошло сужение мер социальной поддерж­ки для данной категории граждан в части предоста­вления услуг по электроснабжению. Однако, согласно Информационно-методическому письму, подготовлен­ном рабочей группой Законодательного Собрания Ка­лужской области, объем расходов электроэнергии, рас­ходуемой на освещение, определяется по показаниям прибора учета, установленного для жилых помещений. Будем надеяться и бороться за то, чтобы дополнительно готовящиеся законопроекты не отняли у граждан право на полное возмещение расходов по электроснабжению.

К сведению, в том же Информационно-методиче­ском письме, подготовленном рабочей группой За­конодательного Собрания Калужской области, со­держатся рекомендации относительно нормативов рабочего времени, которые необходимы для полу­чения мер социальной поддержки специалистам, работающим в сельской местности (75% нормы ра­бочего времени занятым на постоянной работе, для инвалидов 1 степени ограничения трудоспособно­сти - не менее 50% нормы рабочего времени). Дан­ные рекомендации даны, в частности, по аналогии с нормами недействующего нормативного правового акта, а именно Инструкции Народного Комисса­риата Труда РСФСР от 17.08.1931 г. № 49 «О приме­нении Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. о льготах квалифицированным работ­никам сельских местностей и рабочих поселков», о которой говорилось ранее.

Информационно-методическое письмо, подготовлен­ное рабочей группой Законодательного Собрания Ка­лужской области, не является источником права и носит рекомендательный характер, поэтому аргументировать отказ в предоставлении мер социальной поддержки спе­циалистам, работающим в сельской местности, в связи с недостаточным объемом их рабочего времени главе му­ниципального образования будет довольно сложно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.