Библиотека
Марина Юрданова "Горькая правда о детях-инвалидах в России"
Статья главного специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области
31 мая 2006 г. в Москве прошла презентация
специального доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Владимира Лукина «О соблюдении прав детей-инвалидов в РФ». Среди участников
встречи - заместитель Генерального прокурора Сергей Фридинский, президент
Гильдии российских адвокатов, член Общественной палаты РФ Гасан Мирзоев и
другие известные персоны.
На презентации побывала сотрудник аппарата
Уполномоченного по правам человека в Калужской области М.Э. Юрданова. В этой
статье она делится увиденным и услышанным с читателями журнала.
Высокая встреча началась с шока: участникам показали
фильм, снятый в одной из российских школ-интернатов для детей с умственной
отсталостью.
Подростки перед объективом камеры рассказывали о том, как
их «успокаивают» воспитатели и санитары: бьют, делают уколы, раздевают догола в
присутствии сверстников, ставят на колени.
Общее впечатление от просмотра выразил Владимир Лукин:
«Хочется выйти на улицу, сесть на траву и выпить стакан водки».
По данным Владимира Лукина, в школах-интернатах Смоленской
и Тверской областей были выявлены многочисленные случаи применения сильнодействующих
психотропных препаратов. Опасная фармакология применялась исключительно в
«дисциплинарных целях».
Многое из того, что обсуждалось на встрече, напоминало
фильм ужасов.
Цель специального доклада, который презентовал федеральный
Уполномоченный - рассказать страшную правду о судьбах детей, воспитывающихся в
специализированных школах-интернатах для детей-инвалидов.
Владимир Лукин отметил, что в России на
фоне снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи
положение детей-инвалидов находится совершенно в неудовлетворительном
состоянии.
Из доклада Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации Владимира Лукина «О соблюдении прав
детей-инвалидов в РФ»:
Среди многочисленных проблем детства особую остроту
приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не
могут приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в
современном мире.
По данным Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации, на 1 января 2005 года численность
детей-инвалидов, находящихся на учете в органах социальной защиты населения,
составила 593,3 тыс. человек. В структуре причин детской инвалидности
преобладают нарушения функций психики и центральной нервной системы, умственная
отсталость, нервно-психические и нервно-мышечные нарушения, нарушения слуха,
зрения, а также функциональные нарушения при хронических соматических
болезнях.
Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято
более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов
детей-инвалидов. После принятия Конституции РФ эти права были закреплены в
Семейном кодексе РФ и других нормативных правовых актах РФ.
В настоящее время существует необходимость изменить и
дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права
детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых
законов.
К сожалению, приходится констатировать, что список
нарушений прав детей- инвалидов достаточно велик:
- нарушение права детей-инвалидов жить и воспитываться в
семье.
29 тыс. детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах
органов социальной защиты; 67 тыс. - в специальных (коррекционных)
школах-интернатах органов образования; 5 тыс. - в домах ребенка. При этом доля
детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии, постоянно
живущих в интернатных учреждениях, достигает 30% и имеет тенденцию к
увеличению.
Основная причина этого - неприемлемые
социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с
детьми-инвалидами.
- нарушение права на образование.
Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция и
законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на
получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной
интеграции. Однако на практике около 200 тыс. детей-инвалидов не могут
реализовать конституционное право на образование. Особенно велик процент
детей, не получающих образования, среди детей-инвалидов с отклонением в
психическом и умственном развитии, т.к. в нарушение действующего
законодательства психолого-медико-педагогические комиссии выносят заключение о
«необучаемости», и такие дети направляются в дома-интернаты для инвалидов. Не
могут в полной мере реализовать свое право на образование дети с нарушением
слуха и зрения из-за отсутствия учебников, напечатанных по специальным
методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающим детям с
сенсорными нарушениями получать полноценное образование и безболезненно быть
интегрированными в социум. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
испытывают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения,
жилым зданиям, транспорту, спортивным и культурным сооружениям, что делает их
жизнь фактически изолированной от общества.
Значительная часть трудностей обучения и воспитания
детей-инвалидов в системе образования связана с острым дефицитом
квалифицированных кадров.
Нет в стране единой системы раннего выявления отклонений
развития детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам,
которую необходимо создать в ближайшее время.
Важнейшей задачей является организация обучения
детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного
образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной
интеграции детей-инвалидов.
- нарушение права детей-инвалидов на
реабилитацию.
В нарушение Федерального закона «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» органами МСЭ в массовом порядке не составляются
индивидуальные программы реабилитации инвалида, на основании которой
ребенку-инвалиду могут быть предоставлены технические средства реабилитации и
оказаны услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической
реабилитации.
Важнейшей составляющей процесса реабилитации является
профессиональная подготовка с обеспечением возможности дальнейшего трудоустройства.
Необходимо решить проблему оценки доступности рабочих мест инвалидам с детства
с учетом объективно имеющихся у них трудовых ограничений.
- нарушение прав детей-инвалидов в
интернатных учреждениях.
В некоторых домах-интернатах Смоленской и Тверской областей
грубо нарушаются права детей на неприкосновенность личности, защиту от
физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации
и применения методов, унижающих человеческое достоинство.
Работа по установлению правового статуса детей и оформлению
необходимых документов в некоторых детских специализированных учреждениях
организована крайне неудовлетворительно, что приводит к нарушению жилищных и
имущественных прав воспитанников.
Одной из причин полной незащищенности детей в детских
домах-интернатах является их закрытость, отсутствие внешнего контроля за
соблюдением прав воспитанников.
Необходимо создать систему общественной инспекции в данной
сфере.
В системе социальной помощи в настоящее время должна
возрасти роль организаций негосударственного сектора: общественных
объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, организаций родителей
детей-инвалидов. Дополняя работу государственных структур образования и
социальной защиты населения, гражданское общество изыскивает новые пути организации
социального пространства помощи детям.
По мнению федерального Уполномоченного, основными
причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации
являются:
- ненадлежащее исполнение действующего российского
законодательства государственными органами и должностными лицами;
- несовершенство законодательной и нормативной базы,
регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России;
- неудовлетворительная финансовая поддержка семей, в
которых воспитываются дети-инвалиды, а также учреждений, осуществляющих их
обслуживание и поддержку;
- недостаточное понимание обществом и государством
сущности проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории
российских граждан.
Для устранения указанных причин
представляется необходимым:
- усиление прокурорского и общественного контроля за
соблюдением прав детей-инвалидов;
- качественное улучшение судебной защиты их прав;
- изменение финансовой политики государства в направлении
обеспечения возможно более полной реабилитации и социальной адаптации
детей-инвалидов;
- модернизация системы образования с целью
обеспечения обучения и воспитания детей-инвалидов в общеобразовательных и
специальных учреждениях по месту жительства в условиях проживания в семье.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" № 1(1)
- К списку всех публикаций