Библиотека

Татьяна Марголина "Право на охрану здоровья и медицинскую помощь"


Статья Уполномоченного по правам человека в Пермском крае

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская по­мощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывает­ся гражданам бесплатно за счет средств со­ответствующего бюджета, страховых взно­сов, других поступлений».

ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации

 

В сфере внимания Уполномоченного по правам человека в Пермском крае в течение нескольких последних лет находятся следующие системные проблемы:

- проблемы доступности и качества оказания медицинской помощи в системе исполнения наказаний;

- проблема доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения в отдаленных территориях Пермского края;

- проблема бесплатного обеспечения лекарственными препаратами детей первых трех лет жизни, а также детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет;

- проблема доступности заместительной почечной терапии (гемодиализ) больным с хронической почечной недостаточностью.

Проблема доступности и качества оказания медицинской помощи в системе исполнения наказаний

Анализ обращений к Уполномоченному по правам человека в Пермском крае из мест принудительного содержания, а также результатов выездных проверок Уполномоченного, позволили сделать вывод, что имеется значительная проблема с соблюдением права на охрану здоровья и медицинскую помощь системе исполнения наказаний на территории Пермского края. Следует отметить, что далеко не все учреждения оказывают квалифицированную медицинскую помощь в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с федеральным законодательством медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии со статьей 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и совместным Приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным должна предоставляться лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний либо лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения.

К сожалению, Уполномоченным зафиксированы факты оказания медицинской помощи в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю без лицензий и без привлечения лечебно-профилактических учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Отсутствие у учреждений лицензий на медицинскую деятельность нарушает как право на охрану здоровья, так и порождает нарушение социальных прав работающих осужденных.

Согласно части 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к лишению свободы лица, привлеченные к оплачиваемому труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Так, например, при обходе учреждения и посещения медицинской части ФБУ КП-27 к Уполномоченному обратился находящийся на лечении осужденный С. Работая на местном предприятии, он был освобожден от работы, без оформления больничного листа, поскольку ФБУ КП-27 не имеет лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности (вид медицинской деятельности).

Следовательно, отсутствие в ФБУ КП-27 проведения экспертиз временной нетрудоспособности нарушает права всех осужденных на социальные пособия в случаях временной нетрудоспособности.

Позиция Европейского суда по правам человека в этой части такова, что неоказание надлежащей медицинской помощи приравнивается к пыткам (Постановление Европейского суда по правам человека от 13.07.2006 по делу Попов против Российской Федерации).

Проблема доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения в отдаленных территориях Пермского края

Еще в 2009 году на выездном приеме в одном из отдаленных районов Пермского края Уполномоченным были выявлены проблемы, касающиеся доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения местному населению. Это нашло отражение в Ежегодном докладе за 2009 год.

В июне 2010 года по инициативе Уполномоченного состоялось выездное заседание комитета по социальной политике Законодательного Собрания Пермского края в Чердынском муниципальном р-не по вопросу реализации Закона Пермского края «О Программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год» в части доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения, предоставляемых населению Пермского края бесплатно.

Решение о проведении выездного заседания комитета было принято в связи с рекомендациями Уполномоченного, представленными в Ежегодном докладе за 2009 год.

Анализ жалоб к Уполномоченному и ответов на запросы Уполномоченного из сельских поселений свидетельствовал о типичных проблемах: отдаленности медицинских учреждений, закрытии фельдшерско-акушерских пунктов, транспортной труднодоступности к медицинским учреждениям, отсутствии или крайней изношенности медицинского транспорта, отсутствия отдельных видов медицинской помощи (особенно стоматологической), нехватки медицинских кадров, отсутствия медицинской помощи в вечернее и ночное время, отсутствия аптек, проблем с лекарственным обеспечением льготных групп населения.

В результате выездного заседания Правительство Пермского края предприняло ряд значительных мер, таких как:

- увеличение нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;

- уточнение критериев доступности и качества медицинской помощи, введение показателя удовлетворенности населения медицинской помощью в Программу государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи;

- предусмотрены мероприятия по повышению доступности и улучшению качества медицинской помощи населению Пермского края, в том числе проживающему в сельских территориях (укрепление материально-технической базы, информатизация учреждений здравоохранения, внедрение федеральных стандартов);

- в показатели деятельности глав органов местного самоуправления в части развития человеческого потенциала включен показатель развития сети врачей общей практики.

Министерством здравоохранения Пермского края разработан план мероприятий по развитию сети отделений общей врачебной (семейной) практики в сельских территориях Пермского края.

На кафедре семейной медицины Пермской государственной медицинской академии им. академика Е. А. Вагнера подготовлено в 2010 году 38 сертифицированных врачей общей практики.

Министерство здравоохранения Пермского края планирует поэтапно внедрить телекоммуникационные технологии в практику работы первичного звена здравоохранения сельской местности и удаленных районов.

Проблема лекарственного обеспечения в сельских поселениях отдаленных и труднодоступных территорий поднималась Уполномоченным неоднократно и заключалась в том, что для организации розничной торговли лекарственными средствами через фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) требуется получение лицензии на фармацевтическую деятельность, что невозможно ввиду отсутствия на селе специалистов с фармацевтическим образованием.

По этому поводу Уполномоченный обращалась к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукину в 2008 году, также эта проблема была представлена на встрече уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации с министром социального развития и здравоохранения Т.А.Голиковой в 2009 году.

В течение 2010 года были внесены изменения в Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в результате которых физические лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации и сертификат специалиста, работающие в обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, имеют право на осуществление фармацевтической деятельности. Таким образом, в настоящее время доступность лекарственных средств в отдаленных территориях законодательно гарантирована, органам местного самоуправления необходимо провести необходимую организационную работу по лицензированию амбулаторий и фельдшерских пунктов.

Бесплатные лекарственные средства - детям

Детям первых трех лет жизни, а также детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет при амбулаторном лечении все лекарственные средства предоставляются бесплатно:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;

- Указ Губернатора Пермского края от 27.01.2006 №5 «О льготном обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами».

При необходимости назначения лекарств, не вошедших в Территориальный формуляр, врач может выписать льготный рецепт по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения.

Таким образом, все лекарственные препараты,  необходимые для лечения ребенка и рекомендованные педиатром, должны предоставляться бесплатно по льготным рецептам.

 Мониторинг, проведенный Уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае в городских детских поликлиниках с выборочным анализом медицинских карт показал, что далеко не всегда выписываются льготные рецепты на лекарственные препараты, рекомендованные врачом. А опрос родителей в поликлиниках показал, что они не осведомлены о праве детей на бесплатное лечение.

Проблема была поднята перед администрацией города Перми, информация направлена в прокуратуру Пермского края. А Уполномоченным был разработан информационный буклет «ЗНАЙ СВОИ ПРАВА! Родителям детей до 3-х лет и детей до 6 лет из многодетных семей».

Проблема доступности заместительной почечной терапии (гемодиализ) больным с хронической почечной недостаточностью

По информации краевого Центра диализа (как и в целом по Российской Федерации), отмечается неуклонный рост числа больных с терминальной стадией хронической почечной недостаточности в связи со старением населения, ростом заболеваемости артериальной гипертензией, сахарным диабетом, атеросклерозом и т.д.

Надо отметить, что обеспеченность диализными местами в Пермском крае на 100 тыс. населения, по сравнению с 2009 годом, выросла с 1,85 до 2,03 (среднее значение по РФ – 2,0).

Эксперты отмечают, что темпы прироста больных терминальной стадией хронической почечной недостаточности всегда будут опережать темпы роста диализных мощностей.

Ежегодное увеличение числа таких больных на диализе в Пермском крае за период 2002-2010 год составляет в среднем 15%.

На сегодняшний день в Пермском крае имеется 55 диализных мест (для ведения больных с терминальной стадией хронической почечной недостаточности), при этом количество пациентов, нуждающихся в заместительной почечной терапии, которым отказано в течение 2010 года по причине отсутствия свободных диализных мест, составило 82 человека.

Известно, что трансплантация почки является наиболее предпочтительным видом заместительной почечной терапии. Кроме того, учитывая географические особенности, следует признать, что интенсивное развитие трансплантации почки является весьма эффективным подходом к комплексному решению проблемы заместительной почечной терапии (диализ + трансплантация).

Таким образом, учитывая тот факт, что в Пермском крае сохраняется тенденция к увеличению количества пациентов, нуждающихся в заместительной почечной терапии, и имеется объективная ситуация по отсутствию достаточного количества диализных мест, Правительству Пермского края необходимо принять меры для комплексного решения проблемы путем увеличения диализных мест и развития трансплантации почки как наиболее предпочтительного вида заместительной почечной терапии.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.