Библиотека
Николай Любимов "О ситуации в сфере здравоохранения"
Статья заместителя Губернатора Калужской области
В системе здравоохранения области в течение последних 10 лет проведены структурные преобразования, направленные на обеспечение доступности и качества медицинской помощи, развитие профилактической направленности здравоохранения. Эти преобразования проведены с целью рационального расходования средств, проведения политики профилизации коек, сокращения нефункционирующих коек и развития служб, в том числе сестринского ухода по потребности региона, внедения стационарзамещающих технологий в амбулаторном и стационарном звене.
Сегодня сеть учреждений здравоохранения Калужской области включает 60 самостоятельных лечебно-профилактических учреждений (с входящими функциональными подразделениями - 155). Это 37 больниц, 3 диспансера, 6 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 3 учреждения охраны материнства и детства. Кроме того, 4 санатория, станции скорой медицинской помощи и переливания крови, 1 образовательное учреждение и другие.Для обеспечения жителей села функционируют 24 районные больницы, 48 поликлиник самостоятельных и входящих в состав различных муниципальных образований, 3 центра здоровья в составе ЦРБ, 15 врачебных амбулаторий, 13 участковых больниц, 12 врачебных практик, 392 ФАПа. На 01.07.2011 в медицинских учреждениях областного и муниципального уровня работали 2729 врачей и 7472 средних медработника. В учреждениях федерального подчинения – 467 врачей, 815 медсестер и фельдшер.
В области с 2006 года осуществляются мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье». Из федерального бюджета на эти цели выделено около 3000 млн. руб. В регионе проведены крупномасштабные мероприятия по совершенствованию службы крови, помощи пациентам при дорожно-транспортных происшествиях, реализованы онкологическая и сердечно-сосудистая программы, и ряд других направлений. По оценке эффективности деятельности системы здравоохранения в 2010 году Калужская область занимала 9 ранговое место.
В настоящее время вопросам модернизации системы здравоохранения Российской Федерации уделяется огромное внимание. Поставлена задача, обеспечить право каждого гражданина на получение качественных медицинских услуг, независимо от места проживания или уровня доходов. Очень важно, чтобы выделяемые средства были использованы эффективно, работы были выполнены в установленные сроки. Для этого органами исполнительной власти в регионах разработаны свои региональные программы. При разработке программы учитывались основные медико-демографические показатели области и проблемные моменты.Так, по численности населения наша область занимает 15-ое место среди 18 регионов ЦФО. Согласно рейтингу по коэффициентам рождаемости и смертности Калужская область занимает 73 и 68 места, соответственно, младенческой смертности – 37 место, ожидаемой продолжительности предстоящей при рождении жизни – 49 место. Коэффициент рождаемости в 2010 году составил 11,1 , общей смертности – 16,7 на 1000 населения. Структура общей смертности населения области представлена следующим образом: на 1 месте болезни системы кровообращения (61%), 2 ранговое место представляют новообразования - 14%, 3 место - внешние причины (10%). Далее в структуре смертности следуют болезни органов дыхания и пищеварения – по 4%. В структуре смертности от инфекционных и паразитарных болезней различные формы туберкулеза составили 68% .
Положительным индикатором проводимых государственных мер стало то, что с 2006 года в Калужской области начала увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни при рождении и составила на начало 2010 года 67,6 лет, в том числе у мужчин – 61,5, женщин – 73,8, однако она ниже, чем в среднем по России – 68,7.
С 2005 года регистрируемая общая заболеваемость всего населения области возросла на 5%, что в определенной степени связано ростом доли пожилого населения, а также с проведение массовых диспансерных осмотров различных категорий населения, более эффективной выявляемостью с помощью новых методов диагностики.При активизации профилактической работы, направленной на раннюю диагностику заболеваний показатель заболеваемости на первом этапе будет расти.
В соответствии с приоритетами, вытекающими из анализа медико-демографической ситуации, современного состояния регионального здравоохранения, его материально-технической базы, кадровой ситуации выбраны основные направления модернизации:
1. Развитие первичной медико-санитарной помощи (амбулаторно-поликлинической помощи, модернизация службы скорой медицинской помощи, сельское здравоохранение) и профилактической направленности здравоохранения, дальнейшее укрепление сети.
2. Развитие специализированной помощи по направлениям:
- развитие стационарной помощи;
- совершенствование медицинской помощи больным с заболеваниями системы кровообращения;
- совершенствование онкологической помощи населению;
- совершенствование медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- развитие пульмонологической службы;
- развитие гастроэнтерологической помощи;
- совершенствование акушерско-гинекологической и педиатрической помощи;
- повышение уровня удовлетворённости населения Калужской области в высокотехнологичной медицинской помощи в 2010 году и на период 2011 – 2013 годы;
- развитие фтизиатрической помощи;
- развитие наркологической и психиатрической помощи;
- совершенствование медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией и гепатитам.
Реализация программы модернизации здравоохранения начата в Калужской области с апреля текущего года.
Цель программы: Улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Калужской области.
Задачи программы:
I. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений - 3698,3 млн. руб.
II. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение – 220,4 млн. руб.
III. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи. – 2214,1 млн. руб.
Общая стоимость программы на 2 года составит 6132,8 млн. руб., из них бюджет федерального фонда ОМС -3025,3 млн. руб.
В рамках модернизации здравоохранения области планируется:
1. Обеспечение доступности медицинской помощи жителям области, особенно сельских районов в связи с низкой плотностью проживания.
2. Развитие межрайонных центров: онкологических, сосудистых, акушерско-гинекологических, травматологических, хирургических и центров здоровья.
3. Внедрение высоких медицинских технологий в работу ЛПУ.
4. Внедрение порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
5. Внедрение электронных услуг в организацию медицинской помощи.
Будут построены перинатальный центр (пристройка к областному родильному дому) и пристройка к сосудистому центру в г. Калуге, детское отделение в Хвастовичской ЦРБ. Отремонтированы 53 учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь и специализированную помощь. Приобретено около 900 единиц медицинского оборудования.
Этапность оказания медицинской помощи планируется обеспечить направлением потоков пациентов таким образом, чтобы на 1 этапе были обеспечены скрининг и реабилитация (ФАП, офис врача общей практики, участковые больницы) с дальнейшим направлением на следующем этапе пациента для диагностики в ЦРБ или межрайонные центры. По потребности пациенты получат помощь в областных специализированных ЛПУ или учреждениях, оказывающих высокотехнологичную помощь.
В населенных пунктах, где нет возможности развернуть ФАПы, на одно из домовладений будет возложена функция оказания первой медицинской помощи (само и взаимопомощь). Для этого данное домовладение будет укомплектовано аптечкой первой помощи, носилками, шинами. Будет обеспечена связь с ФАПом или амбулаторией или ЦРБ. На сельские подразделения здравоохранения в рамках модернизации будут возложены дополнительные функции по медицинскому обеспечению граждан. К ним относятся совместно с органами социальной защиты патронаж маломобильных граждан, диспансеризация пациентов с хроническими заболеваниями и выполнение назначений врача, контроль приема лекарственных препаратов больных туберкулезом, осуществление подворовых обходов, продажа лекарственных препаратов в соответствии с действующим законодательством по утвержденному перечню, проведение санитарно-гигиенической работы по формированию здорового образа жизни.
Запланирована модернизация службы скорой медицинской помощи с выделением неотложных служб в поликлиниках и приемных отделениях стационаров.
С целью обеспечения безопасного материнства запланирована концентрация большинства родов в акушерские отделения, имеющие круглосуточное дежурство акушера-гинеколога и неонатолога, а также возможность оказания реанимационной помощи матери и младенцу с учетом выхаживания маловесных детей. Планируется провести реконструкцию областного родильного дома путем строительства пристройки, на базе которого будет создан перинатальный центр на 220 коек. Таким образом, по перинатальным технологиям будут работать 2 многопрофильных ЛПУ: клиническая больница № 8 ФМБА в г. Обнинске и областной родильный дом. 85% родов будут проходить в специализированных учреждениях г. Калуги и г. Обнинска. Поэтапно внедряются порядки и федеральные стандарты оказания медицинской помощи детям (9 стандартов), пренатальный скрининг беременных женщин для выявления врожденных пороков развития у плода. Организована диспансеризация 14-ти летних подростков. На мероприятия для оказания помощи в педиатрии, в том числе новорожденным и акушерстве в программе запланировано выделение 25% средств.
Одним из основных вопросов для решения проблем обеспечения качества медицинской помощи является ведение грамотной кадровой политики как в сфере подготовки кадров специалистов по наиболее востребованным специальностям, так и увеличении общего числа медицинских работников. Для этого используются организационные и стимулирующего характера технологии (целевой прием, выплаты стипендий, ипотечное кредитование, оплата жилья по найму, система доплат и др.).
С учетом актуальности и в целях снижения заболеваемости и смертности, в 2011-2012 годы будет внедрено 29 федеральных стандартов оказания медицинской помощи по онкологии, травматологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, педиатрии и сердечно-сосудистым заболеваниям, что позволит повысить качество жизни пациентам и повысить зарплату врачам стационаров, где будут применяться стандарты. Будут разработаны и региональные стандарты оказания медицинской помощи.
Начата реализация мероприятий по повышению доступности амбулаторной помощи путем установления доплат врачам-специалистам поликлиник и средним медицинским работникам, работающим в поликлинике.
Внедрение электронных услуг обеспечит персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, внедрение единого регистра медицинских работников и паспорта здравоохранения области. Большой блок программы посвящен обучению медицинских работников компьютерной грамотности и защите персонифицированной информации.
В результате реализации вышеизложенных мероприятий ожидается улучшение основных медико-демографических показателей и выполнение индикаторов программы:
- снижение смертности населения с 16,7 до 15,3 на 1000 населения;
- снижение смертности трудоспособного населения с 768 до 740 на 100 тысяч населения;
- рост удовлетворенности населения медицинской помощью с 31,5 до 37%;
- рост удовлетворенности населения ВМП с 82 до 88%;
- сокращение дефицита программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи с 35 до 10 %;
- переход на полный тариф оказания медицинских услуг.
Главный ожидаемый показатель - продолжительность жизни будет расти и составит к 2013 году 69,7 лет, что на 2,1 года выше исходного значения.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" №4 (25)
- К списку всех публикаций