Библиотека

Михаил Покровский "Актуальные вопросы реализации антикоррупционного законодательства"


Статья ст. научного сотрудника Центра противодействия коррупции НИИ РПА Минюста России, зав. кафедрой управления, экономики и права в образовании ГАОУ ДПО "КГИМО"

Самое главное при всяком государственном строе -

это посредством законов и остального

распорядка устроить дело так,

чтобы должностным лицам невозможно

было наживаться.

 Аристотель

 Коррупция - это слово сегодня звучит особенно часто по радио, с экранов телевизоров, в беседах граждан. Что это такое, коррупция? И как противостоять ей? На этот и другие подобные вопросы отвечает Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. 11.07.2011) «О противодействии коррупции». В нём устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Коррупция – это злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача или получение взятки, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Правовую основу противодействия коррупции в РФ составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, упомянутый нами выше Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Перечень вопросов, которые регулируются законами субъектов Российской Федерации, определен в п. 2 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011). При этом данный перечень определен как открытый: согласно п. «н» ч.2 ст.5 названного Закона субъектом Российской Федерации регулируются и иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставом и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

Законодательство Калужской области определяет коррупцию как деятельность лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, заключающуюся в использовании должностных полномочий и связанных с ними возможностей для личного обогащения либо предоставления имущественных и неимущественных благ и преимуществ другим лицам.

На территории Калужской области принято ряд нормативных правовых актов, направленных на усиление борьбы с коррупцией это, прежде всего:

1. Закон Калужской области от 27.04.2007 № 305-ОЗ «О противодействии коррупции в Калужской области» - определяет задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики в Калужской области.*

2. Закон Калужской области от 13.02.2006 № 171-ОЗ «О контроле Законодательного Собрания Калужской области за соблюдением и исполнением законов Калужской области» – обеспечивает парламентский контроль за соблюдением законов Калужской области, в том числе и антикоррупционных.

3. Постановление Правительства Калужской области от 09.02.2007 №28 «О порядке оплаты деятельности независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых органами исполнительной власти Калужской области» - разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной службы, в частности, направленных на соблюдение требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Калужской области и урегулированию конфликта интересов.    4. Постановление Правительства Калужской области от 15.12.2008 № 481 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Калужской области в сфере реализации антикоррупционной политики»

5. Закон Калужской области от 24.10.2008 № 468-ОЗ (ред. от 06.12.2010) «Об областной целевой программе «Противодействие коррупции в Калужской области в 2008-2011 годах» (принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 15.10.2008 № 1089).

6. Постановление Губернатора Калужской области от 27.02.2009 № 63 «Об утверждении порядка предоставления информации о деятельности органов исполнительной власти Калужской области», направленное на реализацию Закона Калужской области «О противодействии коррупции в Калужской области» и «Об областной целевой программе «Противодействие коррупции в Калужской области в 2008-2010 годах» в целях реализации права граждан и организаций на получение информации о деятельности органов исполнительной власти Калужской области.

7. Постановление Губернатора Калужской области от 04.10.2010 № 328 «О мерах по реализации статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Перечнем должностей государственной гражданской службы Калужской области органов исполнительной власти Калужской области, замещавших которые гражданин в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы Калужской области имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего Калужской области, исключительно с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Калужской области и урегулированию конфликта интересов; обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы»)

8. Постановление Губернатора Калужской области от 02.03.2009 № 73 (ред. от 31.03.2011) «О Совете при Губернаторе Калужской области по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о Совете при Губернаторе Калужской области по противодействию коррупции»)

9.Постановление Губернатора Калужской области от 21.10.2009 № 328 «О реализации в органах исполнительной власти Калужской области норм законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции»

Постановление Законодательного Собрания Калужской области от 29.10.2009 № 1441 (ред. от 21.04.2011) «Об Экспертном совете Законодательного Собрания Калужской области по противодействию коррупции» (вместе с «Положением об Экспертном совете Законодательного Собрания Калужской области по противодействию коррупции»)

Кроме этого, в Закон Калужской области от 27.04.2007 № 305-ОЗ «О противодействии коррупции в Калужской области» внесены изменения Законом Калужской области от 28.05.2009 № 546-ОЗ «О внесении изменений в Закон Калужской области «О противодействии коррупции в Калужской области», которые излагают данный нормативный правовой акт в новой редакции, приводя тем самым его в соответствие с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку в первоначальном варианте закон начал действовать до принятия федерального закона. Данным нормативным правовым актом утверждается методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Калужской области и их проектов, аналогичная по форме и содержанию методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196. На основе принципа разделения властей Законом определены органы, наделенные полномочиями по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также методика ее проведения, которая рассматривается как одна из эффективных мер противодействия коррупции.

Немаловажным является установление в Законе категорий нормативных правовых актов, подлежащих обязательной антикоррупционной экспертизе. Новеллой Закона является предоставление Общественной палате Калужской области права на проведение общественной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Калужской области и местного самоуправления.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что на территории Калужской области правовые отношения в сфере противодействия коррупции урегулированы в достаточной степени.

В нашей области также проводится и серьезная научно-практическая работа. Так, на базе Калужского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация Юристов России» создана Комиссия по противодействию коррупции и проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов. Совершенствуется взаимодействия между общественными институтами и федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Калужской области по вопросам противодействия коррупции. Оказывается содействие распространению на территории Калужской области положительного опыта деятельности общественных институтов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления в вопросах противодействия коррупции.

Давно назрела необходимость проведения эффективной антикоррупционной экспертизы всех, без исключения региональных нормативно-правовых актов. Действительно, у руководителей законодательных собраний регионов есть реальная возможность и реальный механизм, которыми необходимо пользоваться, чтобы максимально очистить законодательные акты от любых коррупционных лазеек. Необходимо внимательно изучить правила проведения экспертизы и привлечь к этой работе совместно с органами прокуратуры, юстиции всех заинтересованных лиц, в первую очередь - общественность и общественных экспертов. Детальный анализ в таком расширенном составе на раннем этапе разработки законопроектов позволит выявить лазейки, которые используют недобросовестные чиновники в своих корыстных целях, устранить двусмысленность и позволит нормотворчеству быть максимально прозрачным и публичным.

Залог эффективной работы по профилактике борьбы с коррупцией заключается в наличии соответствующей правовой базы. На федеральном уровне она принята. Важно, чтобы и на региональном уровне процесс становления правовой основы завершился в ближайшее время. Президентом России Д. Медведевым особенно подчеркнуто, что антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов - это своего рода фильтр, который должен действовать для муниципальных, региональных и федеральных органов власти. Проблемным является вопрос о единообразном проведении экспертизы на коррупционность. В настоящее время на всех уровнях и практически в каждом органе формально такая экспертиза проводится. В Брянской области, например, - комиссией по антикоррупционной экспертизе, в Курской области - административно-правовым комитетом администрации области.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области проводится выборочный мониторинг нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в зависимости от сферы регулирования правовых отношений. Проанализированы нормативные правовые акты Калужской области, регулирующие правовые отношения в сфере предоставления земельных участков, приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Калужской области, отношения, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд, в сфере разграничения муниципального имущества, в сфере организации государственной гражданской службы, в сфере организации муниципальной службы, в сфере распоряжения бюджетными средствами, в жилищной сфере в целях выявления положений, способствующих проявлению коррупции. В ходе взаимодействия Управления с органами государственной власти Калужской области по выработке единой позиции в устранении положений, способствующих проявлению коррупции, решен вопрос о внесении изменений в 4 нормативных правовых акта (2 уже приведены в соответствие). Всего Управлением проанализировано 233 нормативных правовых акта Калужской области.

Основными формами работы Калужского отделения Научного Центра противодействия коррупции на сегодня являются:

- изучение законодательства Калужской области в сфере борьбы с коррупцией;

- изучение материалов по противодействию коррупции в Управлении Минюста России по Калужской области, территориальных органах иных федеральных органов власти, администрации области и областных министерств;

- отбор и апробация методик проведения антикоррупционных экспертиз проектов законов и  иных нормативных правовых актов (совместно с Управлением Минюста России по Калужской области);

- разработка системы мониторинга правоприменения в целях своевременной корректировки законодательства (совместно с Управлением Минюста России по Калужской области).

Планом работы Калужского филиалаРПА Минюста России по противодействию коррупции на 2011 год также предусмотрены:

- проведение анкетирования среди студентов по данному направлению;

- проведение конкурса среди студентов на лучшую научную работу по теме «Политико-правовые особенности развития коррупции в России и мире»;

- подготовка и проведение семинара по противодействию коррупции совместно с прокуратурой области; и др. мероприятия.

В заключение необходимо отметить, что добиться ощутимых показателей снижения коррупции позволяет лишь комплексный подход – сбалансированное использование всех методов противодействия на всех этапах процесса. Если ограничиваться отдельными областями или методами, можно получить, лишь кратковременный эффект, однако спустя некоторое время структура и механизм извлечения незаконного дохода изменятся, сместившись в области, не затронутые инструментами контроля и противодействия. В результате все вернется на круги своя.

Статья подготовлена с использованием СПС «КонсультанПлюс»


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.