Библиотека
Александр Руднев "Деятельность Управления Минюста России по Калужской области по проведению антикоррупционной экспертизы"
Статья руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области
Сегодня на обсуждение вынесена крайне актуальная, важная тема, и я бы хотел остановиться только на некоторых ее принципиальных моментах.
Формирование современной правовой системы Российской Федерации связано с интенсивным развитием законодательства, ростом количества федеральных и региональных нормативных правовых актов. В свою очередь, увеличение массива действующих нормативных документов сопровождается проявлением различных юридических дефектов: противоречий, повторений, пробелов. Данные обстоятельства ослабляют целостность и эффективность правового регулирования, а также способствуют созданию условий для проявления коррупции.
Сегодня очевидно, что коррупция является бедствием общегосударственного масштаба, глобальной проблемой, от решения которой зависит национальная безопасность Российской Федерации, а именно: безопасность ее народа, безопасность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Коррупционные проявления чаще всего связаны с правотворчеством и правоприменением. Правовые акты, издаваемые государственными и муниципальными органами и имеющие властный характер, определяют юридические статусы, режимы и социально-правовые роли всех субъектов права, всех действующих лиц. А отступление, нарушение правовых предписаний, их корыстное истолкование и использование служат питательной почвой для коррупции.
В борьбе с коррупцией заметное место занимает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Ее значение связано с возможностями выявления коррупциогенных факторов в нормативных документах, формированием позитивных требований к разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих их необходимое качество.
Этот механизм получил правовую основу и реализуется на международном, федеральном и региональном уровнях.
Международный уровень включает прежде всего Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции, которая закрепляет стремление государств-участников периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.
К федеральному уровню нормативной правовой базы антикоррупционной экспертизы прежде всего относится Федеральный закон «О противодействии коррупции», закрепляющий рассматриваемую экспертизу в качестве меры по профилактике коррупции. Учитывая возможности коррупционных проявлений в законодательстве, был разработан и принят специальный законодательный акт - Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон об антикоррупционной экспертизе). Последним существенно расширена объектная сторона деятельности антикоррупционной экспертизы, расширен перечень субъектов антикоррупционной экспертизы. С принятием Закона об антикоррупционной экспертизе создана система нормативных правовых актов, регламентирующих весь комплекс вопросов, связанных с проведением антикоррупционной экспертизы. Кроме того законом определены основные субъекты, обладающие правом проведения антикоррупционной экспертизы издаваемых нормативных правовых актов (проектов). Ими являются: прокуратура России, Минюст России, федеральные органы, организации и их должностные лица (разработчики) и иные государственные органы и организации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области (далее - Управление), являясь территориальным органом юстиции, осуществляет антикоррупционную экспертизу в соответствии с Законом об антикоррупционной экспертизе, в порядке и согласно методике, которые определены Правительством Российской Федерации. Таким образом, Управление проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Калужской области при мониторинге их применения; антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.
Управлением в сфере противодействия коррупции в первоочередном порядке осуществлена ревизия действующего законодательства Калужской области на предмет его коррупциогенности. Указанная работа проводилась в нескольких направлениях и состояла из выявления и преодоления коллизий и явных противоречий, еще сохранившихся в региональном законодательстве по отношению к федеральному, а также сокращения многочисленных бланкетно-отсылочных норм права и, наконец, непосредственно проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Калужской области, поступающих в Управление для включения в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ходе проведения правовой экспертизы нормативные правовые акты Калужской области анализируются на предмет наличия в них положений, способствующих проявлению коррупции.
Всего Управлением с октября
Кроме того, выявлен 1 нормативный правовой акт - Постановление Губернатора Калужской области от 02.11.2000 № 608 «О плате за пользование объектами животного мира», положения которого не содержат коррупционных факторов, но практика его применения может обнаружить коррупционный фактор системного характера – нормативную коллизию. Данный нормативный правовой акт был принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, но с вступлением в силу одной из глав Налогового кодекса Российской Федерации подлежал признанию утратившим силу. Однако продолжая действовать, он мог на практике применения привести к коллизии, создающей для органа государственной власти возможность произвольного выбора нормы, подлежащей применению в конкретном случае.
С начала 2010 года и по настоящее время Управлением выявлено 19 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. Типичным среди выявляемых коррупциогенных факторов является юридико-лингвистическая неопределенность, выявленная в 11 нормативных актах.
В ходе осуществляемой работы Управлением выявлены и иные коррупциогенные факторы. Примером может служить Приказ Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области от 30.11.2009 № 846 «Об утверждении порядка работы комиссии по аттестации государственных гражданских служащих министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области», в котором выявлено отсутствие нормы, устанавливающей возможность и порядок обжалования решения аттестационной комиссии (коррупционный фактор, связанный с наличием правовых пробелов). Приказ Комитета ветеринарии при Правительстве Калужской областиот 17.11.2009 № 529 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции «Рассмотрение обращений граждан Комитетом ветеринарии при Правительстве Калужской области» (коррупционные факторы - принятие нормативного правого акта сверх компетенции, отсутствие административных процедур).
Из-за оценочного характера коррупциогенных факторов Управление и органы государственной власти Калужской области, принимающие нормативные акты, не всегда могут прийти к единому мнению относительно отнесения правовых норм к коррупциогенным. В связи с этим возникают спорные с точки зрения права моменты, однако в ходе проведения встреч с представителями органов, разработавших нормативный акт, и путем проведения совместных рабочих заседаний такие противоречия удается преодолеть. На сегодняшний день коррупциогенные факторы устранены в 17 нормативных правовых актах Калужской области.
Необходимо отметить, что для эффективного взаимодействия территориальных органов Минюста России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу выявления и устранения норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в региональных нормативных правовых актах нужна ясность в вопросе о том, какая норма акта является «коррупциогенным фактором».То есть, кроме нормативного юридического измерения (Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96) необходима единая позиция федеральных и региональных органов государственной власти в вопросе дальнейшего применения данной нормы и тех условий и последствий, которые она создаст, безусловно учитывая потребности общества и необходимость достаточного регулирования политических, экономических, социальных и иных правовых отношений, исходя из потребностей субъекта Российской Федерации.
Несколько слов хотелось бы уделить вопросу проведения Управлением антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении в них изменений при их государственной регистрации.
С августа
Поскольку Управлением ведется активная работа на стадии разработки решения о внесении изменений в устав муниципального образования, то большинство коррупциогенных факторов, содержащихся в предложенных проектах, устраняются до принятия в окончательном виде.
Вместе с тем Управление как регистрирующий орган также сталкивается с рядом проблем, заключающихся в недостаточном урегулировании отдельных вопросов проведения антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. А именно:
1. При отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, но при наличии коррупциогенных факторов Управление обязано принять решение о государственной регистрации муниципального правового акта, поскольку в соответствии со статьей 4 Федерального Закона об антикоррупционной экспертизе заключение носит рекомендательный характер, и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, но не обязывает его учитывать;
2. Антикоррупционная экспертиза проводится только муниципального правового акта, поступающего на государственную регистрацию, указанные акты в основной своей массе приводят уставы в соответствие с изменениями действующего законодательства. Вместе с тем, отдельные нормы действующих уставов муниципальных образований, в частности, полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, содержат коррупциогенные факторы, но Управление не вправе указать на их наличие. С целью устранения в уставах муниципальных образований положений, содержащих коррупциогенные факторы, Управлением проводится анализ действующих уставов муниципальных образований с последующим направлением в органы местного самоуправления информационных писем с предложениями об устранении выявленных коррупциогенных факторов.
Для того, чтобы в субъекте Российской Федерации эффективно работали антикоррупционные механизмы, необходимо взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, комплексный подход к решению данной проблемы.
В целях повышения эффективности деятельности Управления рамках полномочий в борьбе с коррупцией хотелось бы внедрить в практику проведение на постоянной основе антикоррупционной экспертизы законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов Калужской области в рамках соглашений о взаимодействии.
Видится эффективным внедрение механизма сбора, накопления, анализа информации о правоприменительной практике нормативных правовых актов Калужской области в наиболее коррупциогенных сферах правовых отношений на предмет содержания в них норм, способствующих проявлению коррупции, на базе Управления и в последующем обсуждение результатов такой работы на уровне межведомственных рабочих групп и комиссий.
Целесообразно также постепенное развертывание системы мониторинга уровня коррупции и проводимых антикоррупционных мероприятий.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" №3 (24)
- К списку всех публикаций