Библиотека
Константин Кожевников "О состоянии работы и принятых мерах по реализации антикоррупционного законодательства на территории Калужской области"
Статья прокурора Калужской области
В Калужской области реализуются меры, направленные на создание единого механизма противодействия коррупции. Основная цель этой работы – выявление фактов коррупционных проявлений, снижение уровня «бытовой» коррупции в регионе, а в целом – внесение реального вклада в реализацию Национальной стратегии и плана по противодействию коррупции.
Ключевыми направлениями является профилактика коррупционных преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.
В этой сфере прокуратурой области выявлено 1462 (АППГ- 1109) нарушения антикоррупционного законодательства, опротестовано 269 (АППГ- 257) незаконных правовых актов, внесено 413 (АППГ - 249) представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 259 (АППГ- 152) должностных лиц, по постановлению прокурора привлечено к административной ответственности 11 (АППГ-16) лиц, предостережено о недопустимости нарушений закона 79 (АППГ- 53) лиц, в порядке ч.2 ст. 37 УПК РФ направлено 28 материалов (АППГ-18), возбуждено 12 (АППГ- 12) уголовных дел.
Прокурорами решительно пресекаются нарушения законодательства о запретах и ограничениях на государственной и муниципальной службе, принимаются действенные меры по предотвращению конфликта интересов и злоупотреблений. Особое внимание уделяется вопросам представления служащими полных и достоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Только в указанной сфере вскрыто более 400 нарушений (АППГ-200) ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, внесено 173 представления (АППГ-44), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 129 должностных лиц (АППГ- 42).
На территории области эффективно работают комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, определены перечни должностей государственной и муниципальной службы, обязанных ежегодно представлять сведения о своих доходах и членов семей.
По фактам непредставления сведений о доходах, представления неполных и недостоверных сведений органами прокуратуры области только в первом полугодии 2011г. внесено более 100 представлений, 70 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Прокурорами особое внимание уделяется вопросам соблюдения ограничений при привлечении уволившихся чиновников к трудовой деятельности в нарушение установленного порядка после увольнения со службы.
Директивные документы Президента и Правительства Российской Федерации ориентируют на минимизацию коррупционных рисков при использовании средств бюджетов всех уровней и государственного имущества.
В истекшем периоде 2011г. выявлено более 300 нарушений, для устранения которых направлено около 100 представлений, по которым порядка 60 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. В ходе проведенных проверок выявлены факты, свидетельствующие о размещении заказов на бесконкурсной основе, имеют место случаи неправильного выбора заказчиком способа размещения заказа, пресечены факты возникновения аффилированности между должностными лицами заказчика и участниками размещения заказов, а также личной заинтересованности должностных лиц заказчика.
Органами власти области приняты значительные меры по обеспечению законности электронных торгов, успешно преодолеваются трудности по внедрению электронных аукционной в повседневную жизнь заказчиков.
Наиболее эффективным механизмом профилактики коррупционных проявлений является своевременное проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
На предмет коррупциогенности изучено свыше 2,5 тысяч нормативных правовых актов, выявлено около 200 (АППГ-222) нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, из которых 162 акта (АППГ -181), содержащих коррупциогенные факторы, одновременно противоречили федеральному законодательству.
В целях исключения коррупциогенных факторов органами прокуратуры области принесено 186 протестов (АППГ- 176), внесено 6 требований (АППГ - 4), направлено 11 информаций (АППГ- 8).
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 170 нормативных правовых актов приведено в соответствие с требованиями законодательства (АППГ-154).
При выявлении «злокачественных» норм ставится вопрос не только об их исключении, но об ответственности чиновников, принимавших участие в разработке и принятии этих документов.
В уголовно-правовом аспекте правоохранительными органами области продолжена работа по выявлению преступлений коррупционной направленности.
За анализируемый период выявлено 445 преступлений коррупционной направленности (АППГ – 439), возбуждено 116 уголовных дел (АППГ – 171). Из указанного числа уголовных дел, с учетом соединенных, окончено производством 47, в том числе 46 уголовных дел направлено в суд (АППГ – 43 и 42 соответственно).
При этом усилия правоохранительных органов сосредоточены не только на выявлении «бытовой» коррупции, основную массу которой, составляют преподаватели, врачи и должностные лица низшего звена, но и на изобличении так называемой «беловоротничковой» преступности среди чиновников высшего звена.
Так, в апреле текущего года СУ СК России по Калужской области возбуждено уголовное дело в отношении главы администрации МО МР «Жиздринский район» Калужской области, по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 п. «г», ч.4 ст. 290 УК РФ, который получил от представителей ООО денежные средства за предоставление в аренду земельного участка на территории Жиздринского района области.
В ходе расследования выявлены дополнительные эпизоды получения взятки в крупном размере в связи с реализацией им своих полномочий по распоряжению муниципальным имуществом. Расследование продолжается.
Направлено в суд уголовное дело по обвинению директора МУП УК МЖД «Октябрьского округа г. Калуги», который используя свое служебное положение совершил хищение вверенного ему имущества в сумме 1.473.500 рублей, поступивших из Управления городского хозяйства на капитальный ремонт жилых домов.
По результатам прокурорских проверок окончены расследованием и направлены в суд уголовные дела по фактам неправомерного использования сотрудниками Городской Управы г. Калуги муниципального имущества, в том числе земельных участков.
На контроле прокуратуры области находится расследование ряда уголовных дел о преступлениях, совершенных при реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Жилище».
Большинство из указанных дел возбуждено также по результатам прокурорских проверок законности и эффективности расходования бюджетных средств.
Отрадно отметить, что своевременному устранению выявленных прокуратурой нарушений способствует понимание и конструктивное взаимодействие с администрацией области.
В целях оперативного освещения деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции выработан комплекс мероприятий взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью. На сайте прокуратуры области в разделе «Борьба с коррупцией» предусмотрена обратная связь с населением, работает «телефон доверия».
Меры, направленные на совершенствование прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции, повышение эффективности взаимодействия правоохранительных и иных органов власти в данной области будут предприниматься и в дальнейшем. Прокуратурой области запланированы и проводятся комплексные проверочные мероприятия во взаимодействии с контролирующими и правоохранительными органами, запланировано проведение координационного совещания руководителей правоохранительных органов области по указанной тематике.
Безусловно, предпринимаемые органами власти меры, направленные на противодействие коррупции, не могут быть эффективными без поддержки всего общества. В связи с чем, призываю граждан активнее использовать свое право на обращение в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы, сообщать о ставших им известных фактах коррупции, нарушениях законодательства, создающих предпосылки для возникновения коррупционных проявлений.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" №3 (24)
- К списку всех публикаций