Библиотека

Александр Кручинин "Защита прав потребителей в сфере ЖКХ - одно из приоритетных направлений в деятельности управления Роспотребнадзора по Калужской области"


Статья руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области

В своей основной деятельности Управление Роспотребнадзора по Калужской области руководствуется Гражданским Кодексом, Федеральными законами: «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»  и другими нормативными документами, регулирующими отношения  в области защиты прав потребителей, и соблюдение правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В результате мер, принимаемых управлением Роспотребнадзора по Калужской области при участии других федеральных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей на территории области создаются необходимые условия для реального обеспечения прав потребителей, а региональная система защиты прав потребителей получает дальнейшее развитие.

Как показала практика, наиболее эффективными методами борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающими  интересам потребителей, стали как защита уже нарушенных прав, так и их предупреждение и профилактика.

Разработанный комплекс мероприятий позволяет повысить социальную защищенность жителей области, обеспечить сбалансированную защиту интересов добросовестных производителей, соблюдение конституционных прав и свобод потребителей, и, в конечном итоге, способствует повышению качества жизни населения области.

В 2010 году Управлением Роспотребнадзора по Калужской области в сфере защиты прав потребителей в рамках контроля и надзора проведено 1111 проверок соблюдения хозяйствующими субъектами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в области защиты прав потребителей.

При проведении мероприятий по контролю выявлено 1 700 административных правонарушений по 25 составом статей КоАП РФ.

В каждом случае выдавалось предписание об устранении нарушений, составлялись протоколы об административных правонарушениях.

В 2010 году вынесено 734 постановления о наложении штрафов на общую сумму 1,3 млн. руб.

Одним из важнейших направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Калужской области  является совершенствование работы с обращениями граждан. Это обусловлено особенностями функционирования Российской Федерации как правового государства, практикой преобразований в сфере общественно-политических и социально-экономических отношений и необходимостью безотлагательного повышения ответственности должностных лиц и результативности работы органов государственной власти по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти.

В 2010 году все обращения граждан рассмотрены в пользу заявителей в досудебном порядке, потребителям возвращены деньги или товары на общую сумму 1,6 млн. руб. при продаже товаров ненадлежащего качества и некачественно оказанные услуги.

Работа с письменными и устными обращениями позволяет выявить и систематизировать наиболее неблагоприятные сферы деятельности с высоким процентом нарушений законодательства о защите прав потребителей.

В Управление Роспотребнадзора по Калужской области в  2010 году поступило для рассмотрения от граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам защиты прав потребителей 796 письменных и 4670 устных обращений.

Среди обращений основную долю составили обращения на нарушения в сфере торговли – 64,4%. Прочие обращения на различные сферы оказания услуг составили соответственно 35,6%.

По обращениям на предоставление услуг лидируют жилищно-коммунальные услуги.

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений в деятельности Управления Роспотребнадзора по Калужской области.

За 2010 года Управлением проводился государственный контроль соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере с целью недопущения и предотвращения нарушений прав потребителей хозяйствующими субъектами, оказывающими и предоставляющими услуги ЖКХ.

За текущий период Управлением Роспотребнадзора по Калужской области было проведено 26 плановых проверок предприятий, оказывающих услуги ЖКХ.

По сравнению с 2009 годом увеличилось количество обращений в 1,4 раза по вопросам соблюдения санитарного законодательства и требований законодательства о защите прав потребителей.

Основное количество обращений по вопросам санитарного законодательства поступает на условия проживания (31,2% от общего количества), на содержание территорий и обращение с отходами производства и потребления 22,6%, на питьевое водоснабжение населения 17,6%; по планировке и застройке 8,9%, по атмосферному воздуху 4%.

По условиям проживания, атмосферному воздуху количество жалоб осталось на уровне 2009 года, по питьевой воде количество обращений увеличилось в 3,5 раза, в основном (84%) на нецентрализованное водоснабжение в связи с засушливым летом. В 1,5 раза увеличилось количество обращений, связанное с планировкой и застройкой населенных мест. На содержание территорий и обращение с отходами производства и потребления количество обращений увеличилось в 1,2 раза.

Анализ рассматриваемых обращений по вопросам защиты прав потребителей показал, что наиболее частыми поводами для обращения граждан являются:

- несвоевременный перерасчет платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества, либо отказ потребителям в проведении перерасчета (43% обращений от общего числа обращений по вопросам ЖКХ);

- оплата электроэнергии мест общего пользования (28% обращений);

- отсутствие информации об увеличении платы  за содержание и ремонт жилого помещения (17% обращений);

- включение в платежные документы по оплате коммунальных услуг платы за оформление и доставку этих платежных документов (2% обращений);

- другие различные вопросы нарушения законодательства (не проведение капитального, либо текущего ремонта; вопросы правильности применения тарифов на коммунальные услуги и т.д.) (10% обращений).

Приняты меры по рассмотрению 45,3% обращений (2009 г. – 35%). Меры административного воздействия - в 15,2% обращений. По материалам проверок наложены административные взыскания в виде штрафов на общую сумму более 95,0 тыс. руб.

По обращениям при проведении проверок прокуратурой с привлечением специалистов Управления прекращена деятельность по 10 предприятиям и организациям, по 40 обращениям предприятия и организации были обязаны принять меры по устранению нарушений санитарного законодательства.

Наиболее распространенными (типичными) нарушениями прав потребителей в сфере ЖКХ в 2010 году явились:

- непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе услуги и об оказываемых услугах, т.е. в платежных документах, выставляемых потребителю, содержится неполная информация, установленная п.38 Постановления Правительства №307 от 23.05.2006 г., а также отсутствует необходимая информация, предусмотренная п.49 вышеуказанного Постановления;

 - обман потребителей, выражающийся во взимании платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества, либо оказанную с перерывами, превышающими установленную законодательством продолжительность.

В 2010 году увеличилось количество обращений на условия проживания, связанные с размещением на первых этажах жилых зданий помещений общественного назначения. В ходе проверок в основном выявляется, что помещение сдается собственником в аренду без указания целевого предназначения, арендаторы постоянно меняются, в результате при перепрофилировании помещения из жилого в нежилое под офис, или торговлю промтоварами на момент проверки там могут размещаться интернет-кафе, продуктовые магазины, кафе и т.д.

Большое количество обращений поступает на условие проживания, связанные с грибком и плесенью в квартирах, при рассмотрении данных обращений параметры микроклимата соответствуют нормативам и при экспертизе условий проживания оно соответствует требованиям санитарных правил. Значительное количество обращений на условия проживания и по атмосферному воздуху связано с содержанием животных в частных домах, без регистрации личного подсобного хозяйства или при его регистрации, в ходе рассмотрения которых выявляются значительные превышения ПДК по дигидросульфиду и аммиаку (до 50 ПДК). В связи с отсутствием нормативных документов, регламентирующих данную деятельность, материалы по данным обращениям направлялись в прокуратуру.

В зимний период 2010/11 года по сравнению с аналогичным периодом 2009/2010 года более чем в два раза увеличилось количество обращений жителей, как в целом по области, так и по Калуге на соблюдение параметров микроклимата в квартирах по температурному режиму. Около 80% обращений было обосновано. По данному вопросу Управление Роспотребнадзора по Калужской области активно сотрудничает с Государственной жилищной инспекцией Калужской области.

Более чем в 5 раз увеличилось обращение граждан по температурному режиму горячей воды, не только по городу Калуга, но и по области.

Анализ обращений граждан в 2010 году по вопросам защиты прав потребителей показал, что чаще всего потребители обращались в Управление Роспотребнадзора по Калужской области за помощью на действия управляющей компании ЗАО «УК МЖД Октябрьского округа».

Преобладающее большинство обращение касались вопросов оплаты электроэнергии в бывших общежитиях, в настоящее время ставших многоквартирными жилыми домами с коммунальными квартирами. Также вопросы касались некачественного отопления и отсутствия перерасчета за ненадлежащим образом оказанную коммунальную услугу, вопросов качества горячей воды и отсутствия капитального ремонта общедомового имущества.

В связи с превалирующим количеством обращений потребителей на ЗАО «УК МЖД Октябрьского округа» – таких обращений было 10, что составляет 7,8% от общего числа обращений потребителей, по сравнению с другими управляющими организациями на которые в адрес Управления поступало 1-2 обращения за 2010 год, управляющая организация ЗАО «УК МЖД Октябрьского округа» в 2010 году была приглашена на рабочее совещание Межведомственного координационного совета при Правительстве Калужской области.

В целом ситуация с соблюдением прав потребителей в сфере услуг ЖКХ на территории Калужской области неоднозначна. Анализируя материалы проведенных проверок необходимо отметить, что защита прав потребителей в сфере ЖКХ является по-прежнему актуальной проблемой 2010 года.

Управляющие компании неохотно идут на контакт с потребителями, часто отказывая им в получении необходимой и достоверной информации. В то время как для большинства населения области к управляющим компаниям существует один единственный вопрос – каким образом расходуются их собственные деньги? Когда деятельность управляющих компаний станет более прозрачной, уменьшится поток обращений от населения.

Основой для уменьшения количества нарушений прав граждан-потребителей в сфере ЖКХ на территории области является, конечно же, прозрачность деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами. Огромный шаг в этом направлении был сделан путем вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», где за управляющими организациями закреплена обязанность о размещении (опубликовании) информации, необходимой потребителям услуг ЖКХ. Данный стандарт четко закрепил виды информации, средства размещения (опубликовании) необходимой информации.

В связи с принятием данного Постановления по нашему мнению необходимо повысить ответственность руководителей управляющих компания за несвоевременное предоставление всей необходимой информации, предусмотренной законодательством.

Управлением Роспотребнадзора по Калужской области  активно ведется работа по повышению уровня информированности и просвещенности граждан по вопросам их прав и обязанностей, а также по способам защиты их прав в сфере ЖКХ.

В  преддверии проведения Всемирного дня защиты прав потребителей проводились выездные консультации для потребителей, в том числе и по важнейшим вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ.

Специалисты Управления принимали участие в семинарах-совещаниях в ряде муниципальных образований области, где всегда освещались вопросы ЖКХ.

Материалы проверок, различные нормативные акты и другая информация по вопросам ЖКХ регулярно направлялись в средства массовой информации для информирования населения.

На официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Калужской области постоянно  размещаются информационные сведения о проводимых мероприятиях по контролю, в том числе в сфере ЖКХ.

По вопросам защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства следует обращаться в Управление Роспотребнадзора по Калужской области по адресу: г.Калуга, ул.Чичерина, д.1-а, тел./факс (484 2) 55-15-42 (телефон «горячей» линии – 55-40-76, официальный сайт www.40.rospotrebnadzor.ru).


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.