Библиотека
Вячеслав Горбатин "Жилищная политика Калужской области"
Статья депутата Законодательного Собрания Калужской области
В Конституции Российской Федерации есть норма о праве на жилище. Для реализации этого права существуют федеральные законы, главный из которых - Жилищный Кодекс. Есть региональные законы, позволяющие реализовать это право в Калужской области. В последнее время вопросам ЖКХ стало уделяться больше внимания. По всей вероятности этому способствует приближение выборов. А может ситуация начинает достигать критической фазы. В Законодательном Собрании мы возрождаем комиссию по ЖКХ. Недоремонты перестроечного времени дают о себе знать. И надо сказать спасибо советским строителям: дома построенные ими ещё стоят, хотя на некоторые хрущевки давалась гарантия - 25 лет.
Калужская область, как частица России, во многом похожа на другие регионы. Но есть и своя региональная компонента. В этом повинно географическое положение, близость к Москве и позиция руководителей области. В регионе нет нефтяных скважин, а добыча угля и алмазов настолько нерентабельна, что шахты закрыли, а об алмазах вспоминают при отчетах Министерства природных ресурсов. Поэтому вынуждены искать другие пути решения существующих проблем. В последнее время звучит критика в адрес управляющих компаний, порой заслуженная, а порой и нет. И плохо, когда незаслуженная критика идет от первых лиц в государстве.
В Калужской области чуть более 25 тысяч многоквартирных домов. ТСЖ, как способ управления, выбрали пока лишь в 1300 из них. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов в сентябре прошлого года поручил разработать закон Калужской области «О стимулировании прогрессивных форм управления жилищным фондом в Калужской области». С 1 января этот закон начал действовать. На сегодня изданы все подзаконные акты. Губернатор считает, что развиваясь, институт ТСЖ создает конкуренцию управляющим компаниям (УК). Бесспорно, граждане, видя преимущества ТСЖ, будут уходить от УК. В свою очередь, чтобы удержать клиентов, управляющие компании станут работать качественней. Новый закон, уверен, картину изменит к лучшему, так как предусматривает несколько форм стимулирования товариществ собственников жилья. Так, при создании ТСЖ будут предоставляться субсидии на погашение затрат по оформлению земельных участков под многоквартирными домами. Предоставляются субсидии на погашение затрат, связанных с государственной регистрацией товариществ. Законом предусмотрено премирование ТСЖ по итогам конкурсов, которые будут организовываться между товариществами. Кстати, полученными премиями можно будет поощрять специалистов и руководителей ТСЖ. Лучшие имеют возможность получить награды от области. А это уже возможность получить звание Ветеран труда Калужской области, с социальными гарантиями на федеральном уровне.
Вводится социальная выплата для действующих председателей ТСЖ в размере 2000 рублей. Эта сумма не облагается налогом. Выплачивается всем, и даже тем, кто заключил договор на управление с УК. Мы полагаем - народ, узнав, что председатель получает деньги, станет с него спрашивать работу.
Предусмотрены льгота по налогу на прибыль, если ТСЖ, будет что-то сдавать в аренду: стены, подвалы и прочее, а также стимулирование муниципальных образований, осуществляемое при наличии, порой мифических, условий:
а) способ управления домами посредством ТСЖ выбрали не менее 50% многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования.
б) внедряются передовые методы эффективного расходования средств плательщиков на содержание многоквартирного дома при управлении ТСЖ;
в) организуется повышение уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами в форме ТСЖ;
г) организуется обучение лиц, имеющих намерение осуществлять управление многоквартирными домами в форме ТСЖ;
д) осуществляется ежемесячное информирование населения соответствующего муниципального образования об установленных ценах и тарифах на услуги по содержанию многоквартирных домов и жилых помещений, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг;
е) в наличии имеются программы по поддержке и развитию ТСЖ, предусматривающие предоставление субсидий на возникающие затраты по содержанию многоквартирных домов, расходование которых осуществляется ТСЖ на условии проведения торгов, в том числе предоставление субсидий на погашение затрат, связанных с установкой приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах.
При выполнении условий, указанных выше, для муниципальных образований предусматривается стимулирование в форме оказания финансовой поддержки с целью создания благоприятных условий для выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления такими домами посредством ТСЖ в пределах средств, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
На 2011 год в областном бюджете заложено около ста миллионов рублей. Из них 30 - на выплаты председателям ТСЖ. Организованны курсы председателей ТСЖ и уже прошли обучение две группы по 72-часовой программе.
Сегодня нужно громко говорить о 261 ФЗ, в соответствии с которым должны быть установлены общедомовые счетчики. Работа по их установке пока на стадии агитации и уговоров. На это необходимы деньги. На установку счетчиков требуется решение собственников дома. Это коллективная ответственность, так как придется всем домом погашать задолженность за неплательщиков. На сегодня нет иного способа стимулировать население на экономию ресурсов. В домах, где установлены общедомовые счетчики на электроэнергию, жильцы устанавливают датчики движения, энергосберегающие лампы и платят за места общего пользования копейки.
Причиной торможения реализации энергосберегающих технологий и работ по установке приборов учёта является человеческий фактор.
Сейчас установка приборов учёта требует решение общего собрания собственников помещений на использование мест общего пользования. С позиции обывателя общедомовые приборы учёта нам не нужны. Если они нужны ресурсоснабжающими организациям, то пусть они их и ставят за свой счёт и ещё платят нам деньги за использование общего имущества. Это неправильно, такую ситуацию необходимо срочно менять законодательно.
Решение данной проблемы заключается в уменьшении полномочий общих собраний собственников жилья и в увеличении свободы действий правления ТСЖ.
Правление, как уполномоченный собственниками орган управления ТСЖ, должен принимать решения о проведении необходимого ремонта, в том числе капитального, а общее собрание имеет право вето на любые решения правления.
С установкой общедомовых приборов учёта увеличивается финансовая нагрузка на добросовестных плательщиков за счёт дополнительного платежа за неплательщиков. Это тоже неправильно, необходимо ресурсоснабжающими организациям самим собирать свои деньги без посредников и наказывать каждого неплательщика индивидуально, а не перекладывать такую нагрузку на тех, кто платит, как это происходит сейчас. Для этого необходимо внести изменения в Жилищный кодекс и коммунальные Постановления РФ.
Поправки, принятые в Жилищный Кодекс, если они дойдут до официального опубликования, подвигнут нас в каждом доме создавать домовой комитет. Этот комитет будет исполнять функции ТСЖ. Я уже слышал такое название: предТСЖ. Оно используется, когда собственники помещений не в полном объеме исполняют функции ТСЖ, передав часть их управляющей компании. Но хотим мы того или нет, скоро придет время, когда все ляжет на плечи собственников. Политика государства четко выдерживает эту линию.
Для защиты прав ТСЖ в декабре прошлого года мы создали Ассоциацию ТСЖ под названием «Комфорт». Сейчас идет набор ее членов, проводятся заседания, мы обмениваемся опытом и, конечно же, учимся. Кроме этого мы предлагаем защиту, так как с крупными формированиями власть считается. Используя мои депутатские полномочия, решаем многие вопросы. Приглашаю ТСЖ вступать в Ассоциацию. У нас есть свой сайт www.kaluga-comfort.ru, на котором вы можете узнать о работе других ТСЖ, задать вопрос и получить ответ.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" №2 (23)
- К списку всех публикаций