Библиотека
Виктор Терников "У очередников Калуги появиться возможность получить долгожданное жилье"
Статья заместителя городского Головы МО «Город Калуга» - начальника управления городского хозяйства города Калуги
С принятием в 2005 году Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме получили реальную возможность самостоятельно выбирать способ управления многоквартирным домом.
В соответствии с действующим жилищным законодательством вопросы выбора способа управления многоквартирным домом, а так же выбор управляющей организации и утверждения положений заключаемого с ней договора находятся в компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Решение общего собрания собственников о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Городская Управа города Калуги в лице специалистов управления городского хозяйства города Калуги, действующих по доверенности Городской Управы города Калуги, как один из собственников помещений в многоквартирном доме, принимает участие в общих собраниях собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование. При этом Городская Управа города Калуги, не имеет преимуществ перед другими собственниками при выборе способа управления многоквартирным домом, выборе управляющей организации, по другим вопросам, поставленным на голосование, и не может повлиять на решение, принятое большинством голосов собственников помещений.
Благодаря активной позиции собственников помещений в настоящее время в 3059 многоквартирных домах ими выбран способ управления многоквартирным домом из 3608, расположенныхна территории муниципального образования «Город Калуга».
Для организации управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или не реализовано решение о выборе способа управления, Городской Управой города Калуги в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, проведен открытый конкурс на право заключения договора управления 549 многоквартирными домами.
Тот факт, что собственниками помещений в этих домах не выбран способ управления многоквартирным домом, говорит не об их неактивной позиции, а о техническом состоянии этих домов. Эти многоквартирные дома, как правило, с большим процентом износа конструктивных элементов, 60-х и ранее (даже дореволюционных) годов постройки, не более 2-х этажей, в основном это щлако-блочные, сборно-щитовые дома, т.е. дома, которые требуют при эксплуатации больших капиталовложений и управляющие организации не заинтересованы в заключении договора управления ими на условиях применения тарифов, установленных органом местного самоуправления. Так собственники помещений даже при наличии решения о выборе управляющей компании не всегда могут его реализовать.
В настоящее время в МО «Город Калуга» управление многоквартирными домами осуществляется следующими способами:
- управление управляющими организациями - 2886многоквартирных домов,
- непосредственное управление - 296 многоквартирных домов;
- управление ТСЖ – 426 многоквартирных домов. 81 ТСЖ осуществляет управление самостоятельно без привлечения сторонних организаций, в остальных ТСЖ на основании решения правления заключены договоры управления с управляющими организациями.
Собственниками помещений заключены договоры управления многоквартирным домом с 43 управляющими компаниями. Из них 33 организации одновременно выполняют услуги по управлению, по содержанию и ремонту многоквартирных домов.
Деятельность управляющих организаций не основывается на нормативных правовых актах органов местного самоуправления, поскольку в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября
Городская Управа города Калуги, являясь собственником муниципальных помещений в многоквартирных домах, имеет право осуществлять контроль только в пределах договора управления многоквартирным домом. Другими полномочиями в отношении деятельности управляющих организаций, к сожалению, органы местного самоуправления не наделены, в том числе не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность управляющих организаций.
Однако, управлением городского хозяйства города Калуги проводится с 2008 года с момента избрания собственниками помещений многоквартирных домов способа управления многоквартирным домом (управляющую организацию) мониторинг деятельности управляющих компаний.
Проведение анализа и мониторинга деятельности управляющих организаций выполняется с целью сбора и обработки достоверной информации о деятельности управляющих организаций и предоставления данной информации собственникам помещений в многоквартирном доме.
Анализ результатов мониторинга показывает недостатки в организации работы ряда управляющих организаций. Еженедельно на оперативных планерках управляющим организациям доводятся до сведения выявленные замечания в деятельности управляющих организаций с целью возможности их устранения, принятые нормативно-правовые акты и другая информация, касающаяся организации управления многоквартирным домом.
При проведении мониторинга оценивается деятельность управляющих организаций, осуществление ими управления многоквартирным домом, оказание населению жилищно-коммунальных услуг.
Мониторинг деятельности управляющих организаций проводиться постоянно. Результаты мониторинга публикуются в газете «Калужская неделя» и также размещаются на официальном сайте Городской Управы города Калуги www.kaluga-gov.ru.
По результатам мониторинга деятельности управляющих организаций, собственники помещений в многоквартирном доме имеют возможность принять решение о выборе управляющей организации.
Кроме того, на главной странице официального сайта Городской Управы города Калуги www.kaluga-gov.ruв разделах «Справочная информация» и «Город сегодня – Городское хозяйство – Жилищно-коммунальное хозяйство – Управление многоквартирными домами» размещена информация об управляющих организациях, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории МО «Город Калуга» с указанием названия предприятия, его организационно-правовой формы, Ф.И.О. руководителя, адресом места расположения, телефона, ссылки на официальный сайт управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На официальных сайтах управляющих организаций размещается общая информация о деятельности управляющей компании, информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о стоимости работ (услуг) управляющей организации, о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, отчеты о выполнении договора управления за 2010 год и др.
Надо отметить, что в настоящее время появились инициативные собственники, желающие участвовать в управлении своим домом и готовые брать на себя ответственность при решении вопросов по его эксплуатации, содержанию и ремонту, в том числе выступают инициаторами собрания для решения вопросов по смене управляющей организации. Данный вопрос особенно вызывает много проблем, так как ранее действующая управляющая организация зачастую не согласна с принятым решением собственников помещений.
В целях урегулирования вопросов, возникающих при передаче технической документации на многоквартирный дом и иных, связанных с управлением многоквартирным домом документов вновь выбранной управляющей организации, постановлением Городского Головы городского округа «Город Калуга» от 03.06.2008 № 100-п разработаны общие рекомендации по передаче технической документации на многоквартирный дом и иных, связанных с управлением таким домом документов при выборе, изменении способа управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме. Однако, указанный нормативно-правовой акт имеет рекомендательный характер, в связи с чем возникают проблемы при передаче многоквартирных домов от одной управляющей организации к другой.
В связи с многочисленными спорными вопросами, возникающими в городе Калуга при передаче функций управления многоквартирными домами, Городской Управой города Калуги создана рабочая группа по выработке предложений по разрешению спорных вопросов, возникающих при передаче управления многоквартирным домом. Указанной группой проведено 10 заседаний, рассмотрены материалы и выработаны предложения по разрешению возникших вопросов по 52 домам с участием не только представителей управляющих организаций, но и собственников помещений. Несмотря что эти предложения носят так же рекомендательный характер, в основном собственники помещений прислушиваются к ним и делают правильные выводы. Таким образом, только по двум домам направлены предложения по подготовке исковых требований, связанных с организацией управления многоквартирным домом.
Для разъяснения вопросов, таких как: организация управления многоквартирным домом, текущее содержание, расчет и установление цены на услуги по содержанию и текущему ремонту, установка приборов учета, организация ТСЖ, правомочия, компетенция руководящих выборных органов ТСЖ и т.д., которые возникают у населения города Калуги, управлением городского хозяйства города Калуги организуются встречи, семинары. Для участия в них приглашаются председатели и члены правления ТСЖ, председатели домовых советов, старшие по домам, инициативные граждане. Учитывая интерес жителей, такие встречи проводятся каждый третий четверг ежемесячно в Городской Управе города Калуги в период с октября по апрель, начиная с 2009 года.
Следует отметить, что на протяжении последних 10 лет муниципальное жилье в городе Калуге не строилось, и возможности городского округа в решении жилищных вопросов граждан были крайне ограничены.
Вместе с тем, за счет редко освобождающихся в условиях массовой приватизации жилья муниципальных квартир в эксплуатируемом жилищном фонде в 2010 году в городском округе «Город Калуга» 16 семьям были предоставлены благоустроенные квартиры по договорам социального найма (7 из них – по решениям суда). Также 32 семьям были улучшены жилищные условия путем предоставления дополнительных комнат в коммунальных квартирах. Кроме того, в рамках реализации различных целевых программ и законов, направленных на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, в городском округе «Город Калуга» в 2010 году 70 семей получили социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.
В настоящее время в муниципальном образовании «Город Калуга» на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит более 9000 семей, в том числе 350 – с правом на внеочередное предоставление жилья.
В 2010 году управлением городского хозяйства совместно с министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области была организована работа по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». До 1 марта 2005 года в органе местного самоуправления города Калуги на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 165 инвалидов, участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Информация о всех гражданах данной категории была своевременно направлена управлением городского хозяйства в министерство, и все они в 2010 году были обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе
- 112 ветеранов получили квартиры в новом доме по адресу: г.Калуга, ул.Фомушина, д.10, корп.1 (микрорайон «Правобережье»);
- 53 ветерана самостоятельно реализовали свое право на приобретение жилья (51 из них купили квартиры в г.Калуга, 2 – в г.Обнинск).
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О ветеранах», согласно которым право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета приобрели все ветераны Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ (независимо от срока принятия на учет), в течение 2010 года велась активная работа по признанию граждан данной категории нуждающимися в улучшении жилищных условий. Дополнительно в 2010 году на учет в целях последующего обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета было принято 240 ветеранов, 210 из них уже реализовали свое право на получение жилья, в том числе 131 – путем заключения договоров долевого участия в строительстве нового жилья, 79 – приобрели жилые помещения самостоятельно на вторичном рынке жилья.
Также в 2010 году управлением городского хозяйства города Калуги была проведена большая работа по расселению граждан из аварийного жилищного фонда. Всего в городе Калуге в утвержденном распоряжением Городского Головы городского округа «Город Калуга» от 06.08.2007 № 7433-р списке жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, значилось 216 домов.
В целях реализации на территории Калужской области Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2008 году были разработаны две программы, в том числе «Областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Калужской области на 2008 год» (утверждена постановлением Правительства Калужской области от 18.02.2008 № 42) и «Областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2008-2009 годы» (утверждена постановлением Правительства Калужской области от 19.12.2008 № 513). В ходе освоения средств Фонда, выделенных на реализацию вышеназванных программ, в городском округе «Город Калуга» в 2010 году были расселены 55 аварийных жилых домов. В результате чего квартиры в новых домах получили 247 семей.
В рамках реализации адресной инвестиционной программы в городском округе «Город Калуга» начато строительство одного 141-квартирного жилого дома в микрорайоне «Правобережье» города Калуги. В 2010 году было произведено устройство котлована, выполнен фундамент, цокольный этаж объекта. Проведены расчеты за оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта и частичная оплата за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения. Общий объем затрат в 2010 году составил 27,2 млн. рублей. Планируемый срок ввода данного дома в эксплуатацию – конец 2011 года. Большую часть квартир в доме предполагается использовать на расселение аварийного жилищного фонда, так как в 2010 году целевые средства из федерального Фонда на расселения аварийного жилья Калуге выделены не были, а работу эту продолжать необходимо, поскольку техническое состояние домов ухудшается, а вкладывать бюджетные средства в их ремонт экономически нецелесообразно. 20 квартир в указанном доме планируется направить для предоставления в качестве служебного жилья медицинским работникам наиболее востребованных медицинских специальностей в муниципальных учреждений здравоохранения города Калуги, а также специалистам особо востребованных профилей, ранее не проживавшим в Калужской области, и молодым специалистам, приглашенным на работу в медицинские учреждения города Калуги и Калужской области (в целях закрепления медицинских кадров особо дефицитных специальностей).
В 2011 году на реализацию проектов по жилищному строительству планируется направить 234,0 млн. рублей. Частично средства будут затрачены на завершение строительства начатого дома, а также планируется осуществить проект строительства малоэтажного муниципального жилья. В перспективе в городском округе «Город Калуга» планируется строить по одному дому в год. В случае успешной реализации намеченных планов по строительству муниципального жилья в городе Калуге постепенно будут расселены все аварийные жилые дома, и у очередников города наконец-то появится реальная возможность получить долгожданное жилье.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" №2 (23)
- К списку всех публикаций