Библиотека
Анатолий Ковалев "В Сухиничском районе активно решаются жилищные проблемы"
Статья главы администрации муниципального образования МО «Сухиничский район»
Принятый Жилищный Кодекс РФ стал краеугольным камнем в процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Неэффективное использование отраслью бюджетных средств, отсутствие механизмов управления жильем, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий процент износа жилого фонда стали причинами проводимой в жилищно-коммунальной отрасли реформы.
Основным проводником реформы является созданная по решению Правительства РФ государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Федеральный Закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» открыл новые возможности для собственников жилых помещений в решении имеющихся проблем сохранения и содержания жилого фонда. Теперь есть возможность получить средства от государства на капитальный ремонт и переселение из аварийного жилья на условиях, выполнение которых влечет собой формирование института собственника, обновление жилого фонда, привлечение в жилищно-коммунальный комплекс частного бизнеса и в конечном итоге реализует реформу отрасли.
Правда, условия, при которых это возможно, все же очень жесткие. Главные заключаются в том, чтобы рыночные условия кардинально изменили жилищно-коммунальное хозяйство, чтобы граждане стали настоящими реальными хозяевами своих домов с соответствующими гарантированными правами, но и определенными обязанностями.
Большинство муниципальных образований района активно включились в процесс реформирования. За короткий срок в районе количество ТСЖ достигло 27%. Хотя опыт работы с жильцами многоквартирных домов показывает, что зачастую граждане не хотят взваливать на себя ответственность за свою собственность и не создают по этим причинам товариществ собственников жилья, не всегда собрания собственников жилья единодушны в выборе способа управления домом. Здесь сказывается и несовершенная законодательная база, особенно в части регистрации ТСЖ, как «некоммерческой организации», выплаты налогов и т.д.
Поэтому, в целях создания благоприятных условий для создания ТСЖ, на районном уровне было принято решение о компенсации затрат на регистрацию ТСЖ из бюджета района, что позволило активизировать создание ТСЖ и в настоящее время их число в районе достигло 100.
Пока большинство созданных ТСЖ опасается свободного самостоятельного плавания и обращается к управляющим компаниям, которые ведут основную бухгалтерию и договорную деятельность от имени ТСЖ. Однако есть ТСЖ, которые рассчитывают только на свои силы и зарекомендовали себя в глазах собственников жилых помещений неплохо. Администрация МР «Сухиничский район» считает, что этот процесс будет ускоряться и все больше ТСЖ будут полностью самостоятельны в обслуживании МКД.
Центральным звеном проводимых в районе мероприятий явилась демонополизация отрасли ЖКХ. Ведь для таких небольших провинциальных городов, как Сухиничи существовала еще одна проблема: не было выбора частных управляющих компаний, а по условиям Фонда их количество на начало реформы должно составлять не менее 50% от общего количества организаций, предоставляющих коммунальные услуги. Сложившиеся в сфере коммунальных услуг стереотипы требовали кардинальных решений для создания частных структур в жилищно-коммунальном хозяйстве района. Это чрезвычайно сложное дело - сломать менталитет, который формировался десятками лет. В настоящее время в коммунальной сфере района более 80% предприятий имеют частную форму собственности, что повысило эффективность деятельности предприятий коммунального комплекса. В районе более 80% МКД управляются частными управляющими компаниями, за исключением двухквартирных домов, где в основном выбран непосредственный способ управления. В целом коммунальный комплекс охватывает весь спектр жилищных и коммунальных услуг, которые необходимы населению района.
Принципиально новым для района явилась разработка и реализация программ обеспечения приборного учета коммунальных ресурсов. В перспективе отход от нормативов потребления ресурсов к измерению фактического их потребления оградит население от допускаемых порой излишних расходов на оплату услуг.
В процессе реформирования жилищно-коммунальной отрасли в районе произошел постепенный переход на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг, при этом для защиты малоимущих граждан сохранена система социальной защиты в виде компенсационных выплат, отменено перекрестное субсидирование тарифов. Начата разработка и реализация производственных и инвестиционных программ с целью дальнейшего развития отрасли и улучшения системы жизнеобеспечения населения района в перспективе.
По методике оценки деятельности муниципалитета условия, диктуемые ФЗ-185, были выполнены. И, начиная с 2008 года, реализация статей Жилищного Кодекса на территории района перешла из стадии разговоров в стадию реализации.
За трехлетний период район получил финансовую поддержку в рамках шести адресных программ капитального ремонта и переселения из аварийного жилого фонда. Это позволило привлечь в район 414,9 миллионов рублей федеральных средств. С софинансированием из областного и местного бюджетов эта сумма выросла до 568,1 миллионов рублей, а с учетом средств собственников жилья достигла 576,4 млн. рублей.
Перед районом появились новые перспективы в решении вопросов ликвидации аварийного жилого фонда. Эта проблема являлась актуальной для района на протяжении десятков лет, так на конец 2007 года площадь аварийных жилых домов в районе составила 20 тыс. м 2.
Наиболее острый характер эта проблема носила на территории бывшего шахтерского поселка Середейский, где 294 семьи жили в построенных в пятидесятых годах прошлого века домах барачного типа.
Благодаря активной поддержке района в решении вопросов переселения из аварийного жилого фонда со стороны Губернатора Калужской области А.Д.Артамонова, Заместителя Председателя Государственной Думы РФ Ю.Н.Волкова, лично курирующего ход реализации в нашем районе федеральной программы по переселению граждан из аварийного жилья, в 2010 году был завершен первый этап реализации программы переселения п. Середейский. 60 семей переехали в новый поселок коттеджного типа. Это явилось началом реализации программы переселения на территории Сухиничского района.
Продолжением программы переселения стал второй этап, включающий в себя возведение на месте снесенных бараков десяти 12-ти квартирных жилых домов, строительство которых позволило переселить в новое благоустроенное жилье 280 человек, проживающих в 32 аварийных домах. За период реализации программы переселения только в п. Середейский было построено 8,7 тыс.м2 жилых домов, переселено 182 семьи, что позволило улучшить качество жизни более 400 жителям.
Ощутимая поддержка в вопросах ликвидации аварийного жилого фонда, показала правильность и своевременность выбранного государством направления в решении одной из острейших социальных проблем. Переселение из аварийного жилого фонда п. Середейский позволило снять существующую на протяжении ряда лет социальную напряженность. В условиях рыночной экономики особенно важна именно социальная направленность принятых мер, ведь большинство граждан, проживающих в аварийных жилых домах, не в состоянии самостоятельно решить жилищную проблему.
Еще одной ступенью в решении вопросов обновления жилого фонда района было принятие на федеральном уровне дополнений в ФЗ-185, позволяющих получить финансовую поддержку Фонда на переселение граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья. Средства Фонда могут теперь использоваться на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено и строительная готовность которых составляет не менее семидесяти процентов от предусмотренной проектной документацией готовности таких многоквартирных домов. Это позволяет решить еще одну проблему-проблему незавершенного строительства. Так в 2009 году в г. Сухиничи был достроен 72 квартирный жилой дом, строительство которого было «заморожено» и многочисленные попытки привлечь частных инвесторов для достройки дома на протяжении ряда лет были безрезультатными. Завершение строительства 72 квартирного дома позволило переселить во вновь построенные квартиры 59 семей, проживающих в аварийных домах г. Сухиничи. На территории города освободились земельные участки, занятые ранее аварийным жилым фондом, которые в настоящее время используются в целях жилищного строительства.
Программа переселения граждан из аварийного жилого фонда не единственный проект федерального уровня, направленный на решение жилищных проблем населения. Начиная с 2008 года, в районе реализуется адресная программа капитального ремонта многоквартирных домов. За этот период отремонтировано 112 жилых домов, более 3000 жителям района качественно улучшены условия проживания.
Вместе с тем, проблема переселения из аварийного жилищного фонда в районе решена не полностью, работа в этом направлении продолжается. Ясно, что самостоятельно решить этот вопрос без привлечения федеральных средств район не сможет.
Люди поверили в реализацию программ капитального ремонта МКД и переселения из аварийного жилого фонда.
Сегодня наиболее частые устные и письменные обращения граждан нашего района - это участие в программах, жителей волнуют вопросы продолжения государственной поддержки начатого реформирования после возможной ликвидации Фонда, так как эта работа только развернута. И ожидания людей нельзя не поддержать.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" №2 (23)
- К списку всех публикаций