Библиотека

Юрий Зельников "Поле битвы - ЖКХ. Итоги 2010 года"


Статья Уполномоченного по правам человека в Калужской области

Тема жилья и оказания жилищно-коммунальных услуг была и остается одной из основных тем, которые волнуют россиян, и калужане - не исключение. Это подтверждают и жалобы граждан, которые поступили в адрес Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2010 году, приводимые Уполномоченным проверки исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

Жилищная проблема занимала лидирующее место среди всех поступивших жалоб в 2010 году – 520 жалоб (23,4%). Количество жалоб по данной тематике по сравнению с уровнем 2009 года не уменьшилось, а увеличилось.  

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается, в том числе, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий.

К великому сожалению, нарушения прав граждан на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, которые допускаются органами местного самоуправления, носят на территории Калужской области системный характер. Основные причины нарушений: муниципальное жилье не строится, денежные средства на его строительство в муниципальных бюджетах не предусматриваются, у органов местного самоуправления отсутствует четкая стратегия решения проблемы жилищного обеспечения внеочередников.

Гражданам удается добиться предоставления положенного по закону жилья лишь в судебном порядке, что нельзя признать правильным, и соответствующим принципам правового и социального государства.

Уполномоченный осознает сложность ситуации, в которой оказались муниципалитеты. Но и руководителям органов местного самоуправления и региона необходимо понимать и помнить, что реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем. Несвоевременное удовлетворение жилищных потребностей внеочередников, а взамен лишь образование среди них особой очереди является грубым нарушением жилищных прав указанных граждан, обязанность, возложенную законом на органы местного самоуправления, необходимо выполнять надлежащим образом, не допускать нарушений конституционного права граждан на жилище.

Органам местного самоуправления Калужской области необходимо принять меры, направленные на решение проблемы жилищного обеспечения внеочередников. В этих целях необходимо в бюджетах муниципальных образований предусматривать денежные средства на цели строительства муниципального жилья и строить муниципальное жилье.

В Калужской области существует и настоятельно требует своего решения проблема аварийного жилищного фонда.

На федеральном уровне был принят Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Наша область активно включилась в реализацию названного закона.

В 2010 году на территории Калужской области реализовывались областные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, принятые в рамках реализации названного федерального закона.

К сожалению, при переселении граждан из аварийного жилищного фонда имели место неоднократные нарушения жилищных прав граждан, которые выражались в предоставлении жилого помещения, которое по жилой площади и количеству комнат, было явно неравнозначно ранее занимаемому. Например, семье М., состоящей из трех человек, проживавшей в двухкомнатной квартире общей площадью 34,8 кв.м., в том числе жилой - 25,4 кв.м., в г. Калуге для переселения была предложена однокомнатная квартира общей площадью 37,0 кв.м., жилой – 17,8 кв.м. Предложенный вариант для переселения не соответствовал требованиям действующего законодательства и нарушал жилищные права семьи М., поэтому они отказались от него. Но это не остановило чиновников, которые обратились в суд с требованием принудительно переселить семью М. в однокомнатную квартиру. И только при содействии Уполномоченного в судебном порядке семье М. удалось добиться получения положенного по закону жилья. 

В этой связи Уполномоченный обращает внимание органов местного самоуправления на необходимость четкого и неукоснительного соблюдения действующего законодательства и прав граждан при переселении из аварийного жилищного фонда.

В 2010 году в связи с празднованием 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов особое внимание уделялось социальной поддержки ветеранов ВОВ, в том числе обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

К Уполномоченному в 2010 году обращались ветераны ВОВ с жалобами на действия органов местного самоуправления, которые при постановке на жилищный учет требовали от них предоставить документы, непредусмотренные действующим законодательством, необоснованно отказывали в постановке на учет. Жаловались ветераны и на необъективное, формальное проведение межведомственными комиссиями органов местного самоуправления обследований жилых помещений на предмет их пригодности (непригодности) для проживания, незаконные и необоснованные решения комиссий.

Уполномоченный обращает внимание органов местного самоуправления, что решать вопрос улучшения жилищных условий ветеранов необходимо без проведения каких-либо бессмысленных процедур,без бюрократических проволочек, нужно исключить формальный подход при решении указанного вопроса.

Количество жалоб на нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в 2010 году увеличилось по сравнению с 2009 годом.

Постоянный рост платежей в сфере ЖКХ при отсутствии видимых изменений в качестве и надежности жилищно-коммунальных услуг серьезно беспокоит население Калужской области. 

Работа организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и их обслуживание, вызывала обоснованные возмущения граждан.

В 2010 году граждане жаловались на невыполнение управляющими организациями обязательств по проведению текущего и капитального ремонта многоквартирных домов, качество выполненных работ, непредоставление или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, отказы в перерасчете платы за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества или их непредоставление. Нередки случаи несвоевременного перерасчета платы, нарушения действующего законодательства при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при расчете и взимании платы за электроэнергию, потребленную в метах общего пользования многоквартирного дома. С граждан взимаются платы, непредусмотренные действующим законодательством, нарушается права на получение информации, необходимой для реализации и защиты своих прав, выполнения обязанностей. Большая часть жалоб граждан к Уполномоченному на работу управляющих и обслуживающих организаций оказались обоснованными.

На сегодняшний день граждане во взаимоотношениях с управляющими и обслуживающими организациями остаются менее защищенной стороной. 

В качестве причин нарушений прав граждан со стороны управляющих и обслуживающих организаций можно назвать неправильное толкование и применение сотрудниками названных организаций действующего законодательства, а иногда, прямое его игнорирование, формальный подход к выполнению своих обязанностей, недостаточная ответственность и прозрачность работы управляющих компаний, отсутствие надлежащего контроля за субъектами, осуществляющими деятельность по управлению и обслуживанию жилищного фонда, низкий уровень знаний гражданами своих прав и обязанностей в жилищно-коммунальной сфере, способов их защиты.

Работа жилищно-коммунального комплекса вызывает многочисленные справедливые нарекания со стороны граждан. Ситуацию с соблюдением жилищных прав граждан необходимо срочно и системно менять. Региональные и муниципальные власти, в компетенции которых находится решение основных вопросов ЖКХ, должны отдавать этой работе приоритетное значение.

Со своей стороны Уполномоченным по правам человека в Калужской области будет продолжена работа по обеспечению соблюдения действующего законодательства и жилищных прав граждан, проживающих на территории Калужской области.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.