Библиотека
Юрий Зельников "Поле битвы - ЖКХ. Итоги 2010 года"
Статья Уполномоченного по правам человека в Калужской области
Тема жилья и оказания жилищно-коммунальных услуг была и остается одной из основных тем, которые волнуют россиян, и калужане - не исключение. Это подтверждают и жалобы граждан, которые поступили в адрес Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2010 году, приводимые Уполномоченным проверки исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
Жилищная проблема занимала лидирующее место среди всех поступивших жалоб в 2010 году – 520 жалоб (23,4%). Количество жалоб по данной тематике по сравнению с уровнем 2009 года не уменьшилось, а увеличилось.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается, в том числе, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий.
К великому сожалению, нарушения прав граждан на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, которые допускаются органами местного самоуправления, носят на территории Калужской области системный характер. Основные причины нарушений: муниципальное жилье не строится, денежные средства на его строительство в муниципальных бюджетах не предусматриваются, у органов местного самоуправления отсутствует четкая стратегия решения проблемы жилищного обеспечения внеочередников.
Гражданам удается добиться предоставления положенного по закону жилья лишь в судебном порядке, что нельзя признать правильным, и соответствующим принципам правового и социального государства.
Органам местного самоуправления Калужской области необходимо принять меры, направленные на решение проблемы жилищного обеспечения внеочередников. В этих целях необходимо в бюджетах муниципальных образований предусматривать денежные средства на цели строительства муниципального жилья и строить муниципальное жилье.
В Калужской области существует и настоятельно требует своего решения проблема аварийного жилищного фонда.
На федеральном уровне был принят Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Наша область активно включилась в реализацию названного закона.
В 2010 году на территории Калужской области реализовывались областные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, принятые в рамках реализации названного федерального закона.
К сожалению, при переселении граждан из аварийного жилищного фонда имели место неоднократные нарушения жилищных прав граждан, которые выражались в предоставлении жилого помещения, которое по жилой площади и количеству комнат, было явно неравнозначно ранее занимаемому. Например, семье М., состоящей из трех человек, проживавшей в двухкомнатной квартире общей площадью 34,8 кв.м., в том числе жилой - 25,4 кв.м., в г. Калуге для переселения была предложена однокомнатная квартира общей площадью 37,0 кв.м., жилой – 17,8 кв.м. Предложенный вариант для переселения не соответствовал требованиям действующего законодательства и нарушал жилищные права семьи М., поэтому они отказались от него. Но это не остановило чиновников, которые обратились в суд с требованием принудительно переселить семью М. в однокомнатную квартиру. И только при содействии Уполномоченного в судебном порядке семье М. удалось добиться получения положенного по закону жилья.
В этой связи Уполномоченный обращает внимание органов местного самоуправления на необходимость четкого и неукоснительного соблюдения действующего законодательства и прав граждан при переселении из аварийного жилищного фонда.
В 2010 году в связи с празднованием 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов особое внимание уделялось социальной поддержки ветеранов ВОВ, в том числе обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
К Уполномоченному в 2010 году обращались ветераны ВОВ с жалобами на действия органов местного самоуправления, которые при постановке на жилищный учет требовали от них предоставить документы, непредусмотренные действующим законодательством, необоснованно отказывали в постановке на учет. Жаловались ветераны и на необъективное, формальное проведение межведомственными комиссиями органов местного самоуправления обследований жилых помещений на предмет их пригодности (непригодности) для проживания, незаконные и необоснованные решения комиссий.
Количество жалоб на нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в 2010 году увеличилось по сравнению с 2009 годом.
Постоянный рост платежей в сфере ЖКХ при отсутствии видимых изменений в качестве и надежности жилищно-коммунальных услуг серьезно беспокоит население Калужской области.
Работа организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и их обслуживание, вызывала обоснованные возмущения граждан.
В 2010 году граждане жаловались на невыполнение управляющими организациями обязательств по проведению текущего и капитального ремонта многоквартирных домов, качество выполненных работ, непредоставление или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, отказы в перерасчете платы за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества или их непредоставление. Нередки случаи несвоевременного перерасчета платы, нарушения действующего законодательства при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при расчете и взимании платы за электроэнергию, потребленную в метах общего пользования многоквартирного дома. С граждан взимаются платы, непредусмотренные действующим законодательством, нарушается права на получение информации, необходимой для реализации и защиты своих прав, выполнения обязанностей. Большая часть жалоб граждан к Уполномоченному на работу управляющих и обслуживающих организаций оказались обоснованными.
На сегодняшний день граждане во взаимоотношениях с управляющими и обслуживающими организациями остаются менее защищенной стороной.
В качестве причин нарушений прав граждан со стороны управляющих и обслуживающих организаций можно назвать неправильное толкование и применение сотрудниками названных организаций действующего законодательства, а иногда, прямое его игнорирование, формальный подход к выполнению своих обязанностей, недостаточная ответственность и прозрачность работы управляющих компаний, отсутствие надлежащего контроля за субъектами, осуществляющими деятельность по управлению и обслуживанию жилищного фонда, низкий уровень знаний гражданами своих прав и обязанностей в жилищно-коммунальной сфере, способов их защиты.
Работа жилищно-коммунального комплекса вызывает многочисленные справедливые нарекания со стороны граждан. Ситуацию с соблюдением жилищных прав граждан необходимо срочно и системно менять. Региональные и муниципальные власти, в компетенции которых находится решение основных вопросов ЖКХ, должны отдавать этой работе приоритетное значение.
Со своей стороны Уполномоченным по правам человека в Калужской области будет продолжена работа по обеспечению соблюдения действующего законодательства и жилищных прав граждан, проживающих на территории Калужской области.При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" №2 (23)
- К списку всех публикаций