Библиотека

ЗАЩИТА ПРАВ ЭМИГРАНТОВ


2010 Авторы:Болсуновская К. К., Коробова Л. А.;КФ ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы» Научный руководитель: Хомутова О.Ю., к.и.н.

На рубеже XX и XXI веков Россия как и большинство развитых стран столкнулась со значительным сокращением численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости. В сравнении с другими странами сокращение численности населения России обостряется геополитическим противоречием между огромной государственной территорией, обладанием несметными природными богатствами и необходимостью сохранить эту уникальную территорию, население, другие материальные и духовные ресурсы.

Современная миграционная ситуация в России сформировалась в результате изменений в политической, социально-экономической, правовой, демографической и иных сферах, происшедших на постсоветском пространстве с начала 90-х годов XX века.

 После распада СССР преобладала вынужденная миграция, когда человек уезжает не потому, что он хочет перебраться на лучшее место, а потому, что не может и не хочет жить на старом. Часто он пускается в путь даже в том случае, если не имеет надежной информации об условиях жизни на новом месте и вообще не знает, что его ждет.

Нормальную миграцию можно сравнить с дыханием: когда вы здоровы, то не задумываетесь над тем, как дышите. Если же у вас, скажем, астма, каждый вздох вызывает страдания. Так же и с миграцией. Общество ее не замечает, когда она протекает в естественных рамках.

Правовое регулирование динамичной миграционной политики государства в основном адекватно отражает количественно-качественные изменения в складывающейся миграционной ситуации.

В настоящее время миграция населения представляет собой социально-экономическое, нормативно-правовое явление, неоднозначное по своей сущностной, содержательной и процессуальной основе. Упорядочение миграционного процесса, как правило, затрагивает поток выбытия населения из одной местности и прибытия мигрантов из других местностей. Особенность миграционного процесса заключается в разнообразии его видов (иммиграционный, эмиграционный, переселенческий, реадмиссионный, внешней трудовой миграции и др.)

Конечным результатом миграционного процесса является приживаемость перемещенного населения в новой местности, подтвержденная нормативно-правовыми государственными документами. Этот вопрос очень важен, ведь не каждый эмигрант может быстро настроиться  на новые условия жизни в нашей стране.

Взгляд на миграцию в современной России

По данным 2009 года по численности наша страна находится на 7-м месте в мире. А по объему миграции - на 3-м, уступая лишь США и Германии. Именно миграция восполняет 75% естественной убыли населения. Въехало в Россию 11 миллионов иностранцев, выехало - 6 млн. 75% мигрантов - русскоязычное население из стран СНГ. Всего в России проживает 1 миллионов граждан из 116 стран, из которых 42 тысячи имеют двойное гражданство. 400 тысяч человек гражданства не имеют вовсе. Еще 1,3 миллионов человек предпочли свое гражданство не указывать. Тенденция к снижению численности населения характерна для всех европейских стран. И для всех стран СНГ, кроме Таджикистана, Азербайджана и Киргизии. В России наблюдается естественный прирост башкир, чувашей, кавказских народов, но этот прирост не покрывает общего снижения численности населения.

К сожалению, в нашей стране сегодня отсутствует политическая и экспертная дискуссия по вопросу о миграции, в ходе которой эти положения проходили бы проверку на соответствие действительности. В лучшем случае обсуждаются последствия миграционной политики российского руководства. В числе таковых последствий обычно называют:

1. Огромное (в разы и десятки раз) преобладание нелегальной иммиграции над легальной. Неуклонный рост нелегальной иммиграции свидетельствует о потере государством контроля над положением в миграционной сфере, что является прямой угрозой национальной безопасности России.

2. Формирование крупного сегмента теневой экономики, контролируемого мигрантами, что наносит значительный ущерб экономическим интересам России и её граждан.

3. Рост миграции, особенно нелегальной, из зарубежных стран, является важнейшим фактором постоянного ухудшения криминогенной обстановки во многих регионах России, что создаёт угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, правам человека и гражданина, авторитету государства. Некоторые этнические диаспоры, черпая ресурсы в контролируемых ими теневых секторах экономики, претендуют на положение центров силы, альтернативных официальным государственным структурам, или же сращиваются с последними, усугубляя их коррумпированность.

4. Неуправляемые миграционные процессы в ряде регионов России формируют атмосферу социальной напряжённости, часто приобретающей этническую окраску и перерастающей в острые конфликты.

Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека. Сохраняются проблемы социально-экономической адаптации мигрантов.

Выявив проблемы, рассмотрим международные акты универсального и регионального действия. Это Устав ООН, Декларация о принципах международного права, Заключительный акт СБСЕ и акты совещаний по человеческому измерению, Всемирная декларация прав и свобод человека и гражданина.[1] Многие из этих актов дублируют и дополняют положения друг друга:

- указывать национальную принадлежность по своему усмотрению,

- свободно выражать свою самобытность и поддерживать культуру,

- пользоваться родным языком,

- создавать и поддерживать свои образовательные, культурные и религиозные учреждения,

- исповедовать свою религию,

- беспрепятственно устанавливать и поддерживать контакты между собой в пределах своей страны и за ее границами,

- участвовать в деятельности международных неправительственных организаций, создавать собственные организации и ассоциации,

- осуществлять свои права индивидуально или коллективно,

- требовать защиты своих прав и предоставления гарантий их осуществления.

В современный период в Российской Федерации предприняты определенные меры по решению проблемы мигрантов. Важным шагом в регулировании миграционных потоков и пресечении транснациональной преступности стало принятие новых Федеральных законов о гражданстве Российской Федерации и об иностранных гражданах в Российской Федерации, ратификация Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.. В данном федеральном законе следует определить правовой статус мигрантов; закрепить правовые меры по предотвращению и пресечению незаконной (скрытой) миграции населения; закрепить ответственность за нарушение законодательства о миграции; определить формы международного сотрудничества Российской Федерации в области миграции населения, защите прав и интересов российских граждан за границей и других видов мигрантов.

Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке, говорит о том, что: иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство  (ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)[2]

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства ,владеют русским языком.

Однако, по опросу приезжих о получении гражданства обнаружено неправомерное и недобросовестное  исполнение своих обязанностей ФМС, некоторые  сотрудники которой за установление гражданства просили  деньги, а так же сложна сама процедура установления гражданства, отнимающая очень много сил и времени у людей, которые приехали в нашу страну с целью заработка, для того, что бы прокормить семью. Мы предлагаем ужесточить контроль за сотрудниками ФМС: проводить проверки с подставными лицами и искоренять подобного рода неправомерные действия, а так же упростить сам процесс установления. Хотелось бы отметить, что еще одной проблемой эмигрантов, которые проживают на территории нашей страны без гражданства, это большие налоги на то, чтобы заниматься каким – либо видом трудовой деятельности. Получается, что государство попросту «душит» людей, которые приехали к нам ,что бы законно работать и порядочно себя вести в нашей стране. Мы предлагаем пересмотреть этот вопрос и дать свободней вздохнуть тем, кто будет приносить своим трудом вклад в развитие национальной экономики, науки. 

     Хотелось бы сказать о негативных тенденциях в иммиграции:

1.Несовершенство действующего миграционного законодательства. Существование в ощутимых масштабах неформального и теневого секторов экономики, поддерживающих повы­шенный спрос на низкооплачиваемую рабочую силу.

2. Отсутствие целостной государственной миграци­онной политики. Не существует четкой систематизиро­ванной политики для решения всех проблем, с пребыванием иностранных граждан в РФ.

3. Отсутствие эффективной системы социальной поддержки иммиграции. Несмотря на принятое Правительством Российской Федерации постановление «О порядке предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребы­вания в Российской Федерации» от 24 марта 2003 г. № 167, существует проблема практического отсутствия минимально развитой социальной и жилищно-бытовой инфраструктуры[3].

4. Необеспеченность условий для интеграции иммиг­рантов в российское общество. Например, психологически комфортно адаптироваться в новом социуме, ощущать толерантное отношение со стороны российских граждан.

Решением данных проблем могло бы стать:

 Совершенствование государственной социаль­ной и миграционной политики;

 Изменение действующего миграционного зако­нодательства;

 Эффективное противодействие нелегальной им­миграции;

4. Регулирование миграционных процессов в соответствии с запросом рынка труда как  государства, так и региона.

5. Создание региональных адаптационных центров.

6. Через СМИ настраивать Российских граждан на поддержку эмигрантов и на толерантное к ним отношение.

Эмиграция в Калужской области

Апреля в Калуге в областном управлении федеральной миграционной службы были подведены итоги работы за первый квартал 2010 года. За последние 3 года приток мигрантов в Калужскую область возрос с 7 до 78 тысяч человек в год. Чаще всего в регион на постоянное место жительства едут жители из бывших союзных республик: Казахстана, Молдавии, Украины. Так, только с начала нынешнего года на миграционный учет в регионе уже поставлено более 24 тысяч человек. И хотя за три месяца выдано 4 495 разрешений на работу, более 300 из них уже аннулированы. Оказалось, что у претендентов отсутствовали справки о состоянии здоровья. Главная трудность, с которой нередко сталкивается «гастарбайтер» по прибытии в Калужскую область, - это долгий и порой сложный процесс оформления документов и проблемы с трудоустройством. Зачастую, это вызвано объективными причинами - перегруженностью Калужской миграционной службы. Для облегчения процесса было принято решение создать в Калуге специальный консультационный пункт, где мигранты смогут получать полноценную специализированную помощь.

В январе этого года в Калужскую область продолжили прибывать мигранты. Их приехало 691 человек. Выбыло 497. Таким образом, миграционный прирост составил 194 человека.

Кто к нам приезжает? 56,3% это жители России, 43,4% - стран СНГ и Балтии, 0,3% - других зарубежных стран. Среди выбывших – 96% указали новым местом жительства регионы России, 3,4% - страны СНГ и Балтии, 0,6% - другие.

Для калужского региона миграция, особенно нелегальная, уже не первый год является больной темой. Близость к столице, успешная инвестиционная политика, развитая инфраструктура региона делают Калужскую область привлекательной для мигрантов. К нам едут «гастарбайтеры» из Средней Азии, Молдавии, Украины… Некоторые - вообще без документов. Нередко нелегальные мигранты становятся рабочей силой в теневом секторе экономики, работают и живут в антисанитарных условиях, выпускают некачественную продукцию. Правоохранительные органы ежегодно закрывают подпольные цеха, размещающиеся на территории нашей области. В Калужской области проблема нелегальной миграции обсуждается на самом высоком региональном уровне. Так, вопросы противодействия ей поднимались 7 октября на совещании, проходившем при Главном федеральном инспекторе в Калужской области. В частности были предложено проводить ежеквартальный мониторинг состояния миграционной обстановки, продолжить практику оперативных и режимно - профилактических мероприятий, заключая договора на ремонтно-строительные работы обращать внимание генподрядчика на его ответственность за допуск к работе на социально-значимые объекты иностранных граждан, не имеющих разрешения работать на территории Калужской области.

С целым пакетом дополнительных предложений выступил Уполномоченный по правам человека в Калужской области:  «Сейчас на нашей земле работают тысячи трудовых мигрантов, в том числе и нелегальных. Многие из них – добропорядочные, законопослушные люди. Приехали к нам с семьями, живут в России не первый год, растят детей, работают. Они хотят и достойны стать гражданами РФ» - считает Юрий Иванович Зельников.  «Я выступаю за миграционную амнистию, которая в первую очередь должна коснуться тех, кто возвращается на историческую родину».

Предложения Ю.И. Зельникова могут стать полезными для решения проблем миграции на всей территории РФ. К ним относятся:

1. Рекомендовать УФМС России по Калужской области, заинтересованным министерствам и ведомствам, Законодательному Собранию области рассмотреть возможность инициирования внесения изменений в федеральное законодательство по вопросам:

- легализация лиц, незаконно находящихся на территории нашей страны

-формирование полноценного комплекса уголовно-правовых мер противодействия нелегальной миграции;

- ужесточение экономических санкций по отношению к работодателям, нанимающих нелегальных работников;

- формирование единого информационного пространства и рынка труда стран СНГ;

Несмотря на влияние последствий мирового финансового кризиса на социально-экономическое положение, Калужская область, в силу ряда объективных причин, продолжает оставаться привлекательной для иностран­ных граждан, и прежде всего - приехавших на территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности.

В этой связи главной проблемой является вопрос недопущения «демпинга» заработной платы из-за избытка рабочей силы на рынке труда за счет мигран­тов, воспрепятствовать сокращению технического производства в результате наплыва дешевой и низко квалифицированной рабочей силы, избежание социальной напряженности.

В целом ситуация по Калужской области довольно хорошая, предпринимаются всевозможные методы урегулирования проблем, хотелось бы предложить использовать их и во всех регионах нашей страны.

Хотелось бы еще раз отметить, что в нашей стране существуют некоторые негативные тенденции в иммиграции: отсутствие целостной государственной миграционной политики, несовершенство действующего миграционного законодательства, отсутствие эффективной системы социальной поддержки иммиграции, необеспеченность условий для интеграции иммигрантов в российское общество. А так же многим россиянам не нравится, что мигранты вывозят заработанные деньги на родину. Однако с этой реальностью приходится мириться, так как эти деньги являются результатом их собственного, порой тяжелого и вредного труда. Мигранты приезжают в Россию, прежде всего, из-за необходимости получения заработка, чтобы обеспечить средствами свои семьи, оставшиеся дома. При этом многие миг­ранты не скрывают, что ради этой цели им приходится идти на многие вынужденные жертвы, итогом которых нередко становится скатывание к маргинальному образу жизни.

Решением данных проблем могло бы стать:

1. Совершенствование государственной социальной и миграционной политики: быстрее решать долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации

2. Изменение действующего миграционного зако­нодательства: упростить процедуру получения гражданства РФ.

3. Эффективное противодействие нелегальной им­миграции: усилить контроль за въездом нелегалов.

4. Регулирование миграционных процессов в соответствии с запросом рынка труда как  государства, так и региона: привлечение в страну работников из за рубежа, необходимых для страны.

5.Создание региональных адаптационных центров: познание Российского законодательства, общественных устоев.

6.Через СМИ настраивать Российских граждан на поддержку эмигрантов и на толерантное к ним отношение: показать Российским гражданам, что нужно сдержаннее вести себя по отношению к иностранцам.

7.Давать кредиты иностранцам на определенную сумму и на определенные виды деятельности, если они живут больше одного года в РФ.

Проблем много, но мы надеемся, на то, что государство при активном участии гражданского общества предпримет всё возможное по защите прав эмигрантов.



[1] Комментарий к конституции РФ (под ред.В.Д Зорькина, Л.В Лазарева).Статья124/глава7/раздел 1/.

[2] Федеральный   закон о приеме в гражданство от 11.11.2003 N 151-ФЗ, в  ред. Федерального  закона от  04.12.2007 N 328-ФЗ

 

[3] Постановление Правительства РФ «О порядке предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребы­вания в Российской Федерации» от 24 марта 2003 г. № 167


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.