Библиотека
ЗАЩИТА ПРАВ ЭМИГРАНТОВ
2010 Авторы:Болсуновская К. К., Коробова Л. А.;КФ ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы» Научный руководитель: Хомутова О.Ю., к.и.н.
На рубеже XX и XXI веков Россия как и большинство развитых стран столкнулась со значительным сокращением численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости. В сравнении с другими странами сокращение численности населения России обостряется геополитическим противоречием между огромной государственной территорией, обладанием несметными природными богатствами и необходимостью сохранить эту уникальную территорию, население, другие материальные и духовные ресурсы.
Современная миграционная ситуация в России сформировалась в результате изменений в политической, социально-экономической, правовой, демографической и иных сферах, происшедших на постсоветском пространстве с начала 90-х годов XX века.
После распада СССР преобладала вынужденная миграция, когда человек уезжает не потому, что он хочет перебраться на лучшее место, а потому, что не может и не хочет жить на старом. Часто он пускается в путь даже в том случае, если не имеет надежной информации об условиях жизни на новом месте и вообще не знает, что его ждет.
Нормальную миграцию можно сравнить с дыханием: когда вы здоровы, то не задумываетесь над тем, как дышите. Если же у вас, скажем, астма, каждый вздох вызывает страдания. Так же и с миграцией. Общество ее не замечает, когда она протекает в естественных рамках.
Правовое регулирование динамичной миграционной политики государства в основном адекватно отражает количественно-качественные изменения в складывающейся миграционной ситуации.
В настоящее время миграция населения представляет собой социально-экономическое, нормативно-правовое явление, неоднозначное по своей сущностной, содержательной и процессуальной основе. Упорядочение миграционного процесса, как правило, затрагивает поток выбытия населения из одной местности и прибытия мигрантов из других местностей. Особенность миграционного процесса заключается в разнообразии его видов (иммиграционный, эмиграционный, переселенческий, реадмиссионный, внешней трудовой миграции и др.)
Конечным результатом миграционного процесса является приживаемость перемещенного населения в новой местности, подтвержденная нормативно-правовыми государственными документами. Этот вопрос очень важен, ведь не каждый эмигрант может быстро настроиться на новые условия жизни в нашей стране.
Взгляд на миграцию в современной России
По данным 2009 года по численности наша страна находится на 7-м месте в мире. А по объему миграции - на 3-м, уступая лишь США и Германии. Именно миграция восполняет 75% естественной убыли населения. Въехало в Россию 11 миллионов иностранцев, выехало - 6 млн. 75% мигрантов - русскоязычное население из стран СНГ. Всего в России проживает 1 миллионов граждан из 116 стран, из которых 42 тысячи имеют двойное гражданство. 400 тысяч человек гражданства не имеют вовсе. Еще 1,3 миллионов человек предпочли свое гражданство не указывать. Тенденция к снижению численности населения характерна для всех европейских стран. И для всех стран СНГ, кроме Таджикистана, Азербайджана и Киргизии. В России наблюдается естественный прирост башкир, чувашей, кавказских народов, но этот прирост не покрывает общего снижения численности населения.
К сожалению, в нашей стране сегодня отсутствует политическая и экспертная дискуссия по вопросу о миграции, в ходе которой эти положения проходили бы проверку на соответствие действительности. В лучшем случае обсуждаются последствия миграционной политики российского руководства. В числе таковых последствий обычно называют:
1. Огромное (в разы и десятки раз) преобладание нелегальной иммиграции над легальной. Неуклонный рост нелегальной иммиграции свидетельствует о потере государством контроля над положением в миграционной сфере, что является прямой угрозой национальной безопасности России.
2. Формирование крупного сегмента теневой экономики, контролируемого мигрантами, что наносит значительный ущерб экономическим интересам России и её граждан.
3. Рост миграции, особенно нелегальной, из зарубежных стран, является важнейшим фактором постоянного ухудшения криминогенной обстановки во многих регионах России, что создаёт угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, правам человека и гражданина, авторитету государства. Некоторые этнические диаспоры, черпая ресурсы в контролируемых ими теневых секторах экономики, претендуют на положение центров силы, альтернативных официальным государственным структурам, или же сращиваются с последними, усугубляя их коррумпированность.
4. Неуправляемые миграционные процессы в ряде регионов России формируют атмосферу социальной напряжённости, часто приобретающей этническую окраску и перерастающей в острые конфликты.
Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека. Сохраняются проблемы социально-экономической адаптации мигрантов.
Выявив проблемы, рассмотрим международные акты универсального и регионального действия. Это Устав ООН, Декларация о принципах международного права, Заключительный акт СБСЕ и акты совещаний по человеческому измерению, Всемирная декларация прав и свобод человека и гражданина.[1] Многие из этих актов дублируют и дополняют положения друг друга:
- указывать национальную принадлежность по своему усмотрению,
- свободно выражать свою самобытность и поддерживать культуру,
- пользоваться родным языком,
- создавать и поддерживать свои образовательные, культурные и религиозные учреждения,
- исповедовать свою религию,
- беспрепятственно устанавливать и поддерживать контакты между собой в пределах своей страны и за ее границами,
- участвовать в деятельности международных неправительственных организаций, создавать собственные организации и ассоциации,
- осуществлять свои права индивидуально или коллективно,
- требовать защиты своих прав и предоставления гарантий их осуществления.
В современный период в Российской Федерации предприняты определенные меры по решению проблемы мигрантов. Важным шагом в регулировании миграционных потоков и пресечении транснациональной преступности стало принятие новых Федеральных законов о гражданстве Российской Федерации и об иностранных гражданах в Российской Федерации, ратификация Федеральным законом от 26 апреля
Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке, говорит о том, что: иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство (ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)[2]
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства ,владеют русским языком.
Однако, по опросу приезжих о получении гражданства обнаружено неправомерное и недобросовестное исполнение своих обязанностей ФМС, некоторые сотрудники которой за установление гражданства просили деньги, а так же сложна сама процедура установления гражданства, отнимающая очень много сил и времени у людей, которые приехали в нашу страну с целью заработка, для того, что бы прокормить семью. Мы предлагаем ужесточить контроль за сотрудниками ФМС: проводить проверки с подставными лицами и искоренять подобного рода неправомерные действия, а так же упростить сам процесс установления. Хотелось бы отметить, что еще одной проблемой эмигрантов, которые проживают на территории нашей страны без гражданства, это большие налоги на то, чтобы заниматься каким – либо видом трудовой деятельности. Получается, что государство попросту «душит» людей, которые приехали к нам ,что бы законно работать и порядочно себя вести в нашей стране. Мы предлагаем пересмотреть этот вопрос и дать свободней вздохнуть тем, кто будет приносить своим трудом вклад в развитие национальной экономики, науки.
Хотелось бы сказать о негативных тенденциях в иммиграции:
1.Несовершенство действующего миграционного законодательства. Существование в ощутимых масштабах неформального и теневого секторов экономики, поддерживающих повышенный спрос на низкооплачиваемую рабочую силу.
2. Отсутствие целостной государственной миграционной политики. Не существует четкой систематизированной политики для решения всех проблем, с пребыванием иностранных граждан в РФ.
3. Отсутствие эффективной системы социальной поддержки иммиграции. Несмотря на принятое Правительством Российской Федерации постановление «О порядке предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации» от 24 марта
4. Необеспеченность условий для интеграции иммигрантов в российское общество. Например, психологически комфортно адаптироваться в новом социуме, ощущать толерантное отношение со стороны российских граждан.
Решением данных проблем могло бы стать:
Совершенствование государственной социальной и миграционной политики;
Изменение действующего миграционного законодательства;
Эффективное противодействие нелегальной иммиграции;
4. Регулирование миграционных процессов в соответствии с запросом рынка труда как государства, так и региона.
5. Создание региональных адаптационных центров.
6. Через СМИ настраивать Российских граждан на поддержку эмигрантов и на толерантное к ним отношение.
Эмиграция в Калужской области
Апреля в Калуге в областном управлении федеральной миграционной службы были подведены итоги работы за первый квартал 2010 года. За последние 3 года приток мигрантов в Калужскую область возрос с 7 до 78 тысяч человек в год. Чаще всего в регион на постоянное место жительства едут жители из бывших союзных республик: Казахстана, Молдавии, Украины. Так, только с начала нынешнего года на миграционный учет в регионе уже поставлено более 24 тысяч человек. И хотя за три месяца выдано 4 495 разрешений на работу, более 300 из них уже аннулированы. Оказалось, что у претендентов отсутствовали справки о состоянии здоровья. Главная трудность, с которой нередко сталкивается «гастарбайтер» по прибытии в Калужскую область, - это долгий и порой сложный процесс оформления документов и проблемы с трудоустройством. Зачастую, это вызвано объективными причинами - перегруженностью Калужской миграционной службы. Для облегчения процесса было принято решение создать в Калуге специальный консультационный пункт, где мигранты смогут получать полноценную специализированную помощь.
В январе этого года в Калужскую область продолжили прибывать мигранты. Их приехало 691 человек. Выбыло 497. Таким образом, миграционный прирост составил 194 человека.
Кто к нам приезжает? 56,3% это жители России, 43,4% - стран СНГ и Балтии, 0,3% - других зарубежных стран. Среди выбывших – 96% указали новым местом жительства регионы России, 3,4% - страны СНГ и Балтии, 0,6% - другие.
Для калужского региона миграция, особенно нелегальная, уже не первый год является больной темой. Близость к столице, успешная инвестиционная политика, развитая инфраструктура региона делают Калужскую область привлекательной для мигрантов. К нам едут «гастарбайтеры» из Средней Азии, Молдавии, Украины… Некоторые - вообще без документов. Нередко нелегальные мигранты становятся рабочей силой в теневом секторе экономики, работают и живут в антисанитарных условиях, выпускают некачественную продукцию. Правоохранительные органы ежегодно закрывают подпольные цеха, размещающиеся на территории нашей области. В Калужской области проблема нелегальной миграции обсуждается на самом высоком региональном уровне. Так, вопросы противодействия ей поднимались 7 октября на совещании, проходившем при Главном федеральном инспекторе в Калужской области. В частности были предложено проводить ежеквартальный мониторинг состояния миграционной обстановки, продолжить практику оперативных и режимно - профилактических мероприятий, заключая договора на ремонтно-строительные работы обращать внимание генподрядчика на его ответственность за допуск к работе на социально-значимые объекты иностранных граждан, не имеющих разрешения работать на территории Калужской области.
С целым пакетом дополнительных предложений выступил Уполномоченный по правам человека в Калужской области: «Сейчас на нашей земле работают тысячи трудовых мигрантов, в том числе и нелегальных. Многие из них – добропорядочные, законопослушные люди. Приехали к нам с семьями, живут в России не первый год, растят детей, работают. Они хотят и достойны стать гражданами РФ» - считает Юрий Иванович Зельников. «Я выступаю за миграционную амнистию, которая в первую очередь должна коснуться тех, кто возвращается на историческую родину».
Предложения Ю.И. Зельникова могут стать полезными для решения проблем миграции на всей территории РФ. К ним относятся:
1. Рекомендовать УФМС России по Калужской области, заинтересованным министерствам и ведомствам, Законодательному Собранию области рассмотреть возможность инициирования внесения изменений в федеральное законодательство по вопросам:
- легализация лиц, незаконно находящихся на территории нашей страны
-формирование полноценного комплекса уголовно-правовых мер противодействия нелегальной миграции;
- ужесточение экономических санкций по отношению к работодателям, нанимающих нелегальных работников;
- формирование единого информационного пространства и рынка труда стран СНГ;
Несмотря на влияние последствий мирового финансового кризиса на социально-экономическое положение, Калужская область, в силу ряда объективных причин, продолжает оставаться привлекательной для иностранных граждан, и прежде всего - приехавших на территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности.
В этой связи главной проблемой является вопрос недопущения «демпинга» заработной платы из-за избытка рабочей силы на рынке труда за счет мигрантов, воспрепятствовать сокращению технического производства в результате наплыва дешевой и низко квалифицированной рабочей силы, избежание социальной напряженности.
В целом ситуация по Калужской области довольно хорошая, предпринимаются всевозможные методы урегулирования проблем, хотелось бы предложить использовать их и во всех регионах нашей страны.
Хотелось бы еще раз отметить, что в нашей стране существуют некоторые негативные тенденции в иммиграции: отсутствие целостной государственной миграционной политики, несовершенство действующего миграционного законодательства, отсутствие эффективной системы социальной поддержки иммиграции, необеспеченность условий для интеграции иммигрантов в российское общество. А так же многим россиянам не нравится, что мигранты вывозят заработанные деньги на родину. Однако с этой реальностью приходится мириться, так как эти деньги являются результатом их собственного, порой тяжелого и вредного труда. Мигранты приезжают в Россию, прежде всего, из-за необходимости получения заработка, чтобы обеспечить средствами свои семьи, оставшиеся дома. При этом многие мигранты не скрывают, что ради этой цели им приходится идти на многие вынужденные жертвы, итогом которых нередко становится скатывание к маргинальному образу жизни.
Решением данных проблем могло бы стать:
1. Совершенствование государственной социальной и миграционной политики: быстрее решать долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации
2. Изменение действующего миграционного законодательства: упростить процедуру получения гражданства РФ.
3. Эффективное противодействие нелегальной иммиграции: усилить контроль за въездом нелегалов.
4. Регулирование миграционных процессов в соответствии с запросом рынка труда как государства, так и региона: привлечение в страну работников из за рубежа, необходимых для страны.
5.Создание региональных адаптационных центров: познание Российского законодательства, общественных устоев.
6.Через СМИ настраивать Российских граждан на поддержку эмигрантов и на толерантное к ним отношение: показать Российским гражданам, что нужно сдержаннее вести себя по отношению к иностранцам.
7.Давать кредиты иностранцам на определенную сумму и на определенные виды деятельности, если они живут больше одного года в РФ.
Проблем много, но мы надеемся, на то, что государство при активном участии гражданского общества предпримет всё возможное по защите прав эмигрантов.
[1] Комментарий к конституции РФ (под ред.В.Д Зорькина, Л.В Лазарева).Статья124/глава7/раздел 1/.
[2] Федеральный закон о приеме в гражданство от 11.11.2003 N 151-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 328-ФЗ
[3] Постановление Правительства РФ «О порядке предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации» от 24 марта
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Перейти в раздел » 2010 год
- К списку всех публикаций