Библиотека
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА КАЛУЖСКОЙ, БРЯНСКОЙ И СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ ЗА 2006-2007 ГОДЫ
2008 Авторы:М.М. Матросова, А.М. Быкова; Среднерусский университет (Институт управления, бизнеса и технологий) г. Калуга Научный руководитель: Довбня А.А., к.п.н., доцент
Два десятилетия назад Россия вступила на путь демократического развития. В связи с этим появилось много институтов государственной власти и управления. Одним из таких институтов является институт Уполномоченного по правам человека.
В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.
Сегодня более чем в ста странах мира есть Уполномоченные по правам человека. Опыт их работы показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует становлению демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.
На данный момент уже в 46 регионах России учрежден и постоянно действует институт Уполномоченного по правам человека. Калужская область не была в числе тех регионов, которые впервые применяли на себе практику создания подобной структуры, что, несомненно, помогло, ведь учитывался опыт создания института Уполномоченного в других регионах, это позволило избежать многих ошибок.
Примерно в одно время с калужским аппаратом начал функционировать и аппарат Уполномоченного в Брянской и Смоленской областях. А в Тульской области до сих пор нет ни самого правозащитника, ни закона, регулирующего его создание и функционирование. В связи с этим становится очень интересным посмотреть каких успехов смогли добиться указанные области, в каких сферах и у кого работа налажена лучше и выявить закономерности деятельности Уполномоченных за 2006-2007 год.
Сравнение деятельности омбудсменов следует начать с указания числа обращений, поступивших на рассмотрение к Уполномоченным. В 2006 году к Уполномоченному по правам человека в Калужской области поступило 2554 обращения (письменных – 1207, устных – 1347), а число обращений к Уполномоченному по правам человека в Брянской области составило 1121 (в том числе: 450 – письменных, 429 – устных, 242 – полученных на личном приёме). Количество обращений к омбудсмену по правам человека Смоленской области составило 1035 (517 – устных, 518 – письменных).
По населению данные регионы практически одинаковы, даже численность проживающих в Брянском регионе больше (1 308 479 – в Брянской и 1 005 648 – в Калужской области и 974 100- в Смоленской области). В связи с этим можно уже выявить первое различие - калужский омбудсмен принимает почти вдвое больше жалоб, чем остальные регионы. Хотя численность населения нашего региона немного меньше, чем численность населения в Брянской области. В Смоленской же области количество жалоб почти одинаково с количеством жалоб в Брянской области и это не смотря, что в этом регионе проживает почти в 1,5 раза меньше населения.
Большинство обращений, подаваемых к Уполномоченным в трёх областях, имеют социально-экономический характер (47,4 % в Калужской области, 64,9 % в Брянской, 45,2% в Смоленской). В основном данные жалобы касаются жилищных прав и нарушения жилищно-коммунальных услуг. Данная ситуация говорит о том, проблема с жильем является актуальной для современной центральной России. Люди этих регионов достаточно много консультируются по данной проблеме с омбудсменами, что дает повод еще раз задуматься над данной проблемой центру. Что же касается Брянской области то такое положение можно объяснить тем, что Брянская область считается наиболее пострадавшей от Чернобыльской катастрофы, и поэтому там велико число льготников и людей, которым выплачиваются социальные пособия. В связи с этим решение данной проблемы должно занимать одно из основных мест в деятельности Уполномоченного по правам человека.
В Калужской и Смоленской областях жалобы, касающиеся вопросов социального обеспечения стоят на втором месте (10,3 % от общего числа обращений и 11,1% в Смоленской области). Среди социально незащищенных категорий граждан особое место занимают инвалиды. Зачастую у инвалидов возникают проблемы с реализацией жилищных прав. Поэтому жалобы, касающиеся жилищных прав и вопросов социального обеспечения тесно взаимосвязаны между собой. Это указывает на то, что создание нормальных условий для проживания этой категории граждан должно быть приоритетным для органов власти.
В Калужской области так же актуальна проблема паспортизации и получения гражданства Российской Федерации. Достаточно большое количество жалоб в Калужской области (почти 10 %, в Брянской же области таких жалоб всего лишь около 3 %, в Смоленской - 3,7%) говорит о том, что этой проблеме стоит уделить больше внимания, обратится за поддержкой к федеральному центру или к опыту других регионов. Объяснять такой интерес людей к данной проблеме надо с учетом экономического потенциала области. Как известно он растет из года в год, появляются новые предприятия, инвестируемые иностранными компаниями, растет количество рабочих мест. Поэтому наша область является привлекательной не только для собственных жителей и жителей соседних регионов, но и граждан иностранных государств (по большей части бывшего СССР).
11,4 % жалоб в Брянской области составляют претензии к суду, не намного отличается этот показатель и Калужской - 8,5 % и в Смоленской области – 5,7%. Такие показатели, прежде всего, указывают на необходимость создания института Уполномоченного, прежде всего в смысле защиты от ошибочных и несправедливых решений суда, а также на необходимость финансирования мировой юстиции. В таких случаях аппарат обдусмена является достаточно эффективной структурой, которой реально может помочь человеку. Тем более обращение к Уполномоченному намного легче структурно сложного обращения в аппеляционный или косационный суды.
На особом контроле обоих омбудсменов находится профилактика и восстановление нарушенных прав детей. На первом месте в Калужской области по количеству стоят жалобы по проблемам реализации жилищных прав детей; на втором - об отказе в регистрации несовершеннолетних по месту проживания и получении гражданства Российской Федерации. Все обращения, поступающие в аппарат Уполномоченного в Калужской области, тщательно проверялись, велась кропотливая работа с различными ведомствами и службами с целью полного восстановления нарушенных прав ребенка. И из 786 детей-сирот Калужской области, оставшихся без попечения родителей, 398 детей были взяты на воспитание родственниками и 85 детей усыновлено.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Брянской области в
Работа по защите прав детей в Брянской области осуществлялась в различных формах: рассмотрение обращений граждан, мониторинг деятельности областных интернатных учреждений, посещение детских учреждений различной ведомственной принадлежности, правовое просвещение учащихся, издание печатной продукции и т.д. И из 736 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лишь 149 были усыновлено.
К Уполномоченному по правам человека в Смоленской области также большое количество жалоб поступило по вопросам прав детей, особенно по вопросам прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и в результате этого без жилой площади. В связи с этим смоленский омбудсмен создал Коллегию, которая следила за работой органов опеки и попечительства, занялась обеспечением детей-сирот жилого помещения. В результате чего 500 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, получили жилье. Также при содействии Уполномоченного оказана также спонсорская помощь для детей, оставшихся без попечения родителей, в приобретении учебной литературы, мебели и т.д.
Согласно указу Президента от 1 сентября 2009г. №986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка» в России учреждена должность уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ. Соответствующий указ размещен на официальном сайте президента. Учреждение этой должности связано с необходимостью отдельного регулирования сферы защиты прав ребенка, которая, является "очень тонкой, но в то же время очень важной". В документе говорится, что уполномоченный по правам ребенка может запрашивать от органов власти необходимые сведения, документы и материалы, а также привлекать к экспертным и научно-аналитическим работам исследователей. В указе также сказано, что органам власти субъектов РФ рекомендовано учредить должности уполномоченных по правам детей.
В ходе деятельности Калужского Уполномоченного по работе с письменными жалобами было сделано следующее: восстановлено с его помощью прав – 380, гражданам разъяснены способы защиты и восстановления прав – 174 случаю, переданы по компетенции в соответствующие органы – 111, отказано в принятии 542 жалобам. Среди рассмотренных Уполномоченным по правам человека в Брянской области обращений граждан: по 919 – даны консультации, 50 – удовлетворено частично, не удовлетворёнными остались 57 обращений. В Смоленской же области из общего числа рассмотренных письменных обращений 310 признано удовлетворенными, по 697 обращениям заявителям даны консультации, 28 обращений не удовлетворены.
На сегодняшний момент ситуация в данных областях следующая: количество жалоб по сравнению с 2006 год в Калужской области увеличилось на 17%, в Смоленской области – на 3%, в Брянской области - на 9%. Тематика же жалоб по-прежнему касается тех же самых вопросов. Во всех областях жалобы имеют в основном социально-экономических характер. В Калужской и Смоленской областях на первом месте по-прежнему стоят вопросы, касающиеся жилищных прав, а на втором – вопросы социального обеспечения. В Брянской области положение обратное.
Сравнение деятельности показало, что проблемы, волнующие жителей данных регионов, и вопросы по которым они обращаются за помощью, во многом одинаковы. Объясняется это, прежде всего соседним расположением областей. Это же обуславливает и очень похожие методы работы омбудсменов. Как показывают анализы деятельности - качество работы год от года возрастает. Однако результаты деятельности омбудсменов имеют различия. Все более разнообразными становятся вопросы, рассматриваемые Уполномоченными. Это не может ни радовать. Ведь тем самым показывается необходимость и ненапрасность введения этого института в субъектах РФ.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Перейти в раздел » 2008 год
- К списку всех публикаций