Библиотека
БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА: ВЫГОДЫ ИЛИ УГРОЗЫ РОССИЙСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
2008 Автор:Д.С. Овсянников; ФГОУ ВПО «Северо – Западная академия государственной службы» в г. Калуга Научный руководитель: Корнюшина И. П.
Пятнадцать лет уже Российской Федерации и процессам реформирования пока ещё не видно конца. Но, как известно, реформы в России не любят испокон веков, нам бы всё быстро и сразу, но реальность несколько иная. Во время жёсткой конкуренции на мировой арене и самой интеграции в мировое сообщество - главное не делать непоправимых ошибок. Ошибка, сделанная сегодня, может быть обнаружена лишь спустя годы, а какая сфера жизни как не образование может стать таким промахом, превратясь в роковую критичную архи - ошибку. И, смотря на Запад, мы часто берём всё с жадностью, не проверяя на пригодность.
Болонский процесс. При этом словосочетании сразу в голове возникает законный вопрос: что же такое Болонский процесс?
Свободная энциклопедия - Википедия, говорит нам по этому поводу, что «Болонский процесс — это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования»[1].
Давно спорят о пути развития России, будь он западным, либо восточным, и даже самобытным, можно сказать, основываясь на разностороннюю информацию, в том числе и реформу образования, путь всё же западный.
Начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров Евросоюза была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой же начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», более известную как Болонская декларация. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран[2]. Свой первый шаг к ларцу Пандоры мы сделали.
Второй шаг обозначился необходимостью разработки законодательной базы, и спустя полтора года был подписан приказ Министерства образования и науки от 15.02.2005 № 40 "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации". Дверь захлопнулась, осталось только вперёд.
Два месяца спустя мы получили списки тех счастливчиков, кому достался шанс реализовывать сие чудо - приказ Министерства образования и науки. №126 "О головных вузах и организациях..."[3]. В этом перечне головных вузов и организаций в Российской Федерации даны задачи по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией.
Затем последовал Федеральный закон N 232-ФЗ от 24.10.2007 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования). Бюрократическая мелочь, без которой не обойтись.
Отредактировали сразу два закона:
Закон "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (посл. Ред. от 27.10.2008 №180-ФЗ);
Федеральный закон "О высшем и послевузовском образовании" от 22 августа 1996 № 125-ФЗ. (посл. Ред. от 24.10.2007 N 232-ФЗ);
Всё правильно, всё чётко. Ущемления прав граждан нет, государство не препятствует в получении образования. Но какого образования?
Давайте разберёмся для чего и главное, почему мы вступили в Болонский процесс, какие надежды возлагает власть на эту «терра инкогнито». Именно «неизвестная», потому что никаких гласных централизованных разъяснений пока не дано. Хотя в приказе Министерства образования и науки от 15.02.2005 № 40 был четко прописан план мероприятий и в нём ясно было сказано:
«…создание и поддержка web-сайта российской системы аккредитации…» в 2005-2007 (исполнитель Рособрнадзор);
«Создание и поддержание web – сайта с информацией о введении приложения к диплому о высшем профессиональном образовании для интернет-портала по Болонской декларации»[4] в 2005-2008 годах, исполнитель – Рособразование (да, у них ещё есть месяц).
Я честно попытался найти обещанный портал, или хотя бы web-страничку. Но натыкался лишь на планы, планы, планы. И где изволите искать информацию. О ходе проведения эксперимента можно было найти только на официальных сайтах вузов, вошедших в программу (например, www.tsu.ru Томского Государственного Университета, www.rudn.ru Российского Университета Дружбы Народов, и т.д.). Быть может, я плохо ищу, но думаю, такая информация, если она имеется, должна присутствовать на тех же сайтах РОСОБРНАДЗОР (www.final.ron.rbcsoft.ru/ru), МИНОБРНАУКИ (www.mon.gov.ru). Как Вы думаете, что я там обнаружил? Ничего связанного с Болонским процессом. Будем ждать реализации программы «Электронная Россия», и более внимательного отношения правительства к ознакомлению граждан с информацией о переменах бывших, идущих и грядущих, связанных с нашей с Вами жизнью.
Ругать власть сегодня каждый горазд, а понять с какими сложностями сталкиваются государственные и муниципальные служащие, когда им как при Советском Союзе: «Партия сказала надо, комсомол ответил - есть» и выкручивайтесь; сможет далеко не каждый. В свою очередь преподавателям не разъяснили до сих пор, как им строить свои занятия, как должен выстраиваться процесс преподавания, какие должны выделяться блоки, на что сделать акцент, время урежут – не урежут? А программы нужно будет менять, и это процесс не самый быстрый, особенно преподавателям со стажем работы более десяти – пятнадцати лет. И, по-моему, это самое страшное, так как преподавателей можно сравнить с гончарами. Они - мастера и глина хороша, но, если надеть им на руки «стальные перчатки неведенья», мы испортим кувшины, не сможем наполнить их достойной влагой знаний, и не вскормят они нашу с вами страну.
Что заставило присоединиться к Болонскому процессу нас?
Повышение рейтинга родных вузов на мировой арене? Да, МГУ не поднимался выше 66-го места ещё по данным 2004 года, а СПбГУ — в четвёртой сотне, так как в международных табелях о рангах вузов анализируется огромное количество вопросов, связанных с их научно-исследовательской деятельностью, студенческой и академической мобильностью, содержанием интернет-сайтов и тому подобное. При этом ни в одном из них базовой категорией не выбрано качество образования. А нам что нужно?
Одним из главных достоинств Болонской системы называют котирование диплома зарубежом и усиление мобильности студентов и преподавателей. Согласно опросу преподавателей, по мнению многих[5]: «Скорей всего это «льгота для немногих», по той простой причине, что мы прекрасно понимаем, что в России не настолько много обеспеченных людей, которые могли бы себе позволить обучение в магистратуре другого вуза, в другой стране, или тем паче, найти работу в другой стране. То, что здесь не будет мобильности со стороны России, это 100%». В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тысяч евро в год. А ведь Россия стремится именно к европейским стандартам. Следует логичный вывод, что те, кто может позволить себе обучение за рубежом, прекрасно справятся и без этой реформы.
Пару слов о европейской системе перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни». То есть, студенту нужно будет набирать за семестр определённое количество баллов, чтобы перейти к следующему семестру. Это больше походит на компьютерную игру, где нужно собирать шарики или колечки, и вот - игрок на новом уровне. Учёба для нерадивых студентов превратится в забаву по набору баллов. Хотя система ECTS очень понравилась студентам РУДН (о чем свидетельствует их цель, прописанная в Приказе Минобрнауки от 25.04.
Я бы задал вопрос Вам и себе, для кого мы учим специалистов: для Родины или для других государств? И ответил бы так: «для поднятия собственной страны нужно учить своих граждан и достойно вознаграждать за их приобретенные знания. А если нам так ценен опыт Западных стран, давайте будем обучать преподавателей за рубежом, ведь для них это ценнейший опыт, и они с большей степенью вероятности будут транслировать осмысленные и адаптированные приобретённые знания нам, студентам». Это моё личное мнение, сложившееся в ходе исследования.
Болонская система, прямо ли, косвенно ли, но вызовет тенденцию к сокращению вузов. Согласно опросу, преподаватели в один голос были «за» по данному вопросу, обосновывая это тем, что «…многие вузы, просто коммерческие учреждения, собирают деньги, выдают дипломы, а никаких знаний и культурной начинки не дают; от них лучше отказаться, чтобы не нивелировать положения высшей школы…»[6]. И также: «В самом сокращении количества вузов я не вижу ничего плохого, потому что вузы у нас расплодились как кооперативы в конце 80-х, действительно, и отсюда такое низкое качество на выходе выпускаемых специалистов»[7].
Интересным стал тот факт, что в Санкт-Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов ECTS ударили по гуманитарным отделениям.[8]
«Ударили по гуманитарным отделениям» - похоже на сводку военных новостей, не находите?
«Предупреждены – значит, вооружены», мы знаем чего ожидать, осталось придумать, как смягчить падение, которое не применит наступить. Но даже если есть идеи, то кто сможет их осуществить, кто сможет их донести «туда», потому что пропасть между народом и властью всё же велика (сближаемся на выборах). А принятие Болонской Системы - есть один из пунктов входа во Всемирную Торговую Организацию, «невступление» в которую в условиях экономического кризиса рассматривается как позитивное явление.
«…Заменяя образование профессиональной подготовкой, «Болонья» грозит ликвидацией основы основ — единства обучения и научных исследований. И неудивительно, что многие из тех, кто уже успел ощутить все «преимущества» Болонской системы, в открытую говорят о закате европейской университетской модели, складывавшейся веками.»
А не посмотреть ли, например, одного из «азиатских тигров» - Китай. Эта бурно развивающаяся страна переняла советскую модель образования и «…они так держатся за нашу систему образования потому, что считают ее эффективной».[9]
Представим самый лучший положительный вариант развития событий внедрениия Болонской системы образования.
Российская Федерация сильней интегрируется в мировое сообщество, препятствий по вступлению в ВТО не наблюдается; близость Европы, бакалавры пользуются успехом у предпринимателей, восхищенные подготовкой под нужды организаций; всё больше людей заканчивают второй уровень в зарубежных магистратурах и с успехом принимаются на работу в Европе; зарубежные студенты с охотой принимают участие в программах обмена студентами, как итог - рейтинг отечественных вузов возрастает, и быть преподавателем в России становится почётно и так далее.
Противоположный вариант развития событий.
Российская Федерация интегрируется в мировое сообщество, но реформа не выполняется на все 100% (как это часто бывает) в срок, преподаватели не успевшие апробировать до конца новые методы преподавания дают знания студентам не во всей полноте, требуемой рынком труда. Работодатели скептически смотрят на дипломы бакалавров, предпочитая брать «корочки специалистов». Цены на обучение на бакалавриате возрастают за счёт реорганизации учебного процесса; магистратур катастрофически не хватает, и располагаются они в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург; цены не померны для простых обывателей; возникает тенденция к элитарности высшего образования по материальному цензу. Усиливается дифференциация общества; иностранные студенты с опаской приезжают на обучение из-за возросшей степени национализма; преподаватели в большей мере саботируют основные нормы Болонской системы, предпочитая учить по старому в новой форме (пример Украина). Как итог мы получаем пяти-, десятилетнюю кадровую яму.
Как известно, строго полярных вариантов не бывает, будет некая середина. Но, учитывая в какой стране мы живём, на позитивный вариант надеяться очень самонадеянно.
Трудно обвинять государство в нарушении прав человека, конституционных прав, международных прав, но мы понимаем к чему может привести внедрение Болонской системы. Изменения будут, а мы будем идти к светлому будущему России, как и за сотни лет до этого, каким бы тернистым и заковыристым он не был, нам не привыкать.
[1] www.ru.wikipedia.org
[2] www.ru.wikipedia.org
[3] Приказ «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией» от 25 апреля
[4] Приказ Министерства образования и науки РФ О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации от 15.02.2005 № 40
[5] Опрос проведен в рамках исследования проблемы среди преподавателей филиала СЗАГС в г. Калуге. В опросе приняли участие 30 человек.
[6] Опрос проведен в рамках исследования проблемы среди преподавателей филиала СЗАГС в г. Калуге. В опросе приняли участие 30 человек.
[7] Опрос проведен в рамках исследования проблемы среди преподавателей филиала СЗАГС в г. Калуге. В опросе приняли участие 30 человек
[8] www.ru.wikipedia.org
[9] Опрос проведен в рамках исследования проблемы среди преподавателей филиала СЗАГС в г. Калуге. В опросе приняли участие 30 человек
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Перейти в раздел » 2008 год
- К списку всех публикаций