Библиотека

О деятельности органов местного самоуправления Калужской области, выполняющих полномочия по опеке и попечительству, по защите прав несовершеннолетних


Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Калужской области

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ, ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 Калуга   2010

Содержание

Введение

1. Участие в мероприятиях по профилактике социального сиротства

2. Выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3. Подбор, учет и подготовка замещающих родителей

4. Осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей. Оказание помощи опекунам (попечителям). Контроль за условиями содержания, воспитания и образования  детей, находящихся  в замещающих семьях и под надзором в организациях

5. Защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

6. Защита прав выпускников организаций для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей,  и оказание содействия лицам из их числа

7. Проблемы и потребности специалистов органов опеки и попечительства

Заключение Уполномоченного

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Защита прав и интересов ребенка – долг каждого сознательного родителя.

Но что делать в ситуации, когда ребенок лишился родительского попечения либо законные представители перестали должным образом заботиться о своем чаде? В таких случаях на защиту прав детей встает государство и органы местного самоуправления в лице создаваемых ими ведомств. Защитой прав несовершеннолетних в Российской Федерации занимается целый ряд структур: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка, органы опеки и попечительства и т.д.

У органов опеки и попечительства – отдельная и весьма важная роль: им надлежит защищать личные и имущественные права детей – как имеющих родителей, так и оставшихся без попечения. От качества их работы, внимательного и компетентного подхода к делу зависят в итоге благополучие и судьбы детей.

Правовую основу организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Калужской области составляют Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.04. 2008  № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон Калужской области от 02.07.2007 № 334-ОЗ«Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству», иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Калужской области.

Основными общими задачами органов опеки и попечительства являются:

- защита прав и законных интересов как недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, над которыми уже установлены опека или попечительство;

- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены временно недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой (попечительством) либо помещенных под надзор в различные организации, в т.ч. – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 7 Федерального закона от 24.04. 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

К числу дополнительных задач органов опеки и попечительства в отношении детей федеральное законодательство, в частности, относит:

- защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних - как в случаях отсутствия родительского попечения, так и в случаях проживания детей в семьях родителей или усыновителей (ст. ст.56, 121 Семейного кодекса РФ);

- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") и т.д.

Для реализации возложенных на них задач органы опеки и попечительства наделяются широкими полномочиями: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; подбор, учет и подготовка кандидатов в опекуны (попечители); установление опеки или попечительства; надзор за деятельностью опекунов (попечителей); выдача разрешений в определенных случаях и т.д. Полномочия органов опеки и попечительства Калужской области прописаны также в областном законодательстве.

На основании Закона Калужской области от 06.11.2007 № 359-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Калужской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству» органы местного самоуправления Калужской области наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству. Это – 26 муниципальных районов и городских округов Калужской области.В них работают отдельные специалисты (либо отделы), непосредственно выполняющие функции опеки (попечительства): при муниципальном отделе образования (Бабынинский, Жиздринский и другие районы, город Калуга); при муниципальном отделе социальной защиты населения (Износковский район), при администрации муниципального образования (Кировский и другие районы, город Обнинск).

С принятием в конце 2007 года данного областного закона стало возможным увеличение количества специалистов по опеке и попечительству в Калужской области – до 99 человек. Это должно было способствовать повышению эффективности работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних. Однако, наряду с увеличением количества специалистов, вопросы о качестве выполняемой работы по защите прав несовершеннолетних остаются.

Деятельность органов опеки и попечительства постоянно находится в поле зрения Уполномоченного по правам человека в Калужской области (далее по тексту – Уполномоченный). Ежегодно в аппарат Уполномоченного поступают обращения, так или иначе связанные с осуществлением указанных полномочий органами опеки и попечительства, а иногда – и с жалобами. Так, в 2009 году с жалобами на действия (бездействие) специалистов органов опеки и попечительства Калужской области в аппарат Уполномоченного поступило 18 обращений (на специалистов органов опеки и попечительства Калуги, Обнинска, Дзержинского, Боровского, Бабынинского района, Кирова и Кировского района).

Одиннадцать из них оказались обоснованными и касались качества работы специалистов органов опеки и попечительства:

- Калуги (затягивание процедуры оформления опеки; отказ в оказании содействия в жизнеустройстве сироте; отказы в назначении вознаграждения опекуну) – 7;

- Обнинска (отказ в назначении попечительства) – 2;

- Дзержинского района (назначение и отмена опеки над несовершеннолетними) – 2.

Из основных претензий, содержащихся в 11-ти обоснованных жалобах на работу специалистов, можно отметить следующие:

1) формальный подход при решении вопросов установления и отмены опеки (попечительства), нежелание вникнуть в ситуацию, оказать содействие заявителям даже при наличии возможностей и полномочий, волокиту при оформлении документов по вопросам опеки и попечительства и др.;

2) нежелание действовать в интересах детей (их близких родственников), а также руководствоваться Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», согласно которому бабушки, дедушки и другие близкие родственники несовершеннолетнего имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами;

3) недостаточный уровень квалификации специалистов органов опеки (попечительства);

4) недостаточный контроль деятельности органов опеки (попечительства) со стороны регионального министерства по делам семьи, демографической и социальной политике;

5) недостаточно тесные рабочие взаимоотношения с учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, и также недостаточность контроля соблюдения прав данной категории лиц;

6) недостаточная работа по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе в плане контроля сохранности жилых помещений, закрепленных за указанной категорией лиц.

 

Цели специального доклада:

1) изучить эффективность работы органов опеки и попечительства в отношении защиты прав несовершеннолетних;

2) выявить имеющиеся проблемы в деятельности органов опеки и попечительства при осуществлении полномочий в отношении детей;

3) определить типичные для органов опеки и попечительства в Калужской области недостатки в деятельности, нарушающие либо приводящие к нарушению прав несовершеннолетних, дать рекомендации по их устранению и повышению эффективности работы в отношении детей.

В настоящем специальном докладе дан анализ качества осуществления тех полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Калужской области, выполняющих функции по опеке и попечительствув отношении несовершеннолетних, с недоработками в отношении которых чаще всего сталкиваются граждане, обращающиеся за помощью в аппарат Уполномоченного.

Одним из приоритетов в деятельности органов опеки и попечительства является обеспечение права ребенка на семью. Это не только устройство детей, оставшихся без родительского попечения, но и участие в профилактической и реабилитационной работе с неблагополучными семьями. Особое внимание уделяется вопросам защиты жилищных и других имущественных прав детей, а также реализации предоставляемых государством и регионом социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Исходя из вышесказанного, в настоящем специальном докладе анализировалась деятельность органов опеки и попечительства по нескольким направлениям:

- участие в работе по профилактике социального сиротства;

- выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- подбор, учет и подготовка замещающих родителей;

- оказание помощи опекунам (попечителям) и надзор за соблюдением ими прав и законных интересов подопечных;

- контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в замещающих семьях и под надзором в организациях;

- защита имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей;

- работа с выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, мы посчитали необходимым выяснить основные проблемы в работе специалистов органов опеки и попечительства, их реальные потребности для более эффективной реализации возложенных на них задач.

При подготовке доклада использовались материалы, предоставленные Уполномоченному министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, органами местного самоуправления, городскими и районными прокуратурами, детскими домами и школами-интернатами Калужской области. Хочется выразить благодарность всем им – за информацию и конструктивный подход к исследуемой теме.

В конце мая - начале июня 2010 года специалисты отдела защиты прав детства аппарата Уполномоченного посетили органы опеки и попечительства в 13 муниципальных образованиях Калужской области: Бабынинском, Барятинском, Дзержинском, Думиничском, Жиздринском, Износковком, Козельском, Людиновском, Перемышльском, Спас-Деменском, Ульяновском районах, в Обнинске и Калуге. Муниципалитеты определялись выборочно – на основе изучения поступившей информации. При посещении собирались сведения по вышеуказанным направлениям деятельности органов опеки и попечительства, которые также легли в основу настоящего доклада.

По результатам изучения эффективности выполнения органами опеки и попечительства своих полномочий Уполномоченным в настоящем докладе сформулировано официальное заключение и даны соответствующие рекомендации.

1. УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА.

Социальное сиротство в последние годы стало в России настоящей бедой: за последние несколько лет количество сирот при живых родителях значительно возросло и приближается к 800 тысячам человек. Среди причин, по которым дети остались без попечения родителей, - лишение родительских прав или ограничение в родительских правах, отказ родителей от исполнения обязанностей по воспитанию детей и т.д.

В связи с этим не вызывает сомнений важность работы по профилактике социального сиротства и непосредственное участие в ней органов опеки и попечительства.

Профилактическая работа с семьями и детьми с целью выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку, по возможности, его родной семьи, является одним из направлений деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних при обеспечении права ребенка на семью.

В соответствии с п. 36 ст. 1.1. Закона Калужской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» от 02.07.2007 № 334-ОЗ к полномочиям органов опеки и попечительства относится участие в мероприятиях по профилактике социального сиротства.

В соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 25.06.2007 № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должна быть ориентирована на выполнение следуюших задач:

- своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;

- организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем;

- организация работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо учреждения, дачи согласия на усыновление (удочерение) ребенка;

- организация информационно-просветительской и коррекционной работы с родителями (законными представителями), направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи;

- организация комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.

Указанная работа должна осуществляться в рамках разрабатываемого и утверждаемого органом опеки и попечительства плана мероприятий по защите прав и интересов ребенка.

Причем, в качестве объектов профилактический и реабилитационной работы органа опеки и попечительства должны рассматриваться не только дети, оставшиеся без попечения родителей, но и дети, еще не лишившиеся родительского попечения, но находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию (отсутствие должного внимания к детям со стороны родителей, неисполнение ими обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с ребенком и т.д.).

На основе посещения органов опеки и попечительства 13-ти муниципальных образований Калужской области можно сделать следующие выводы.

Некоторыми органами опеки ведется учет семей «группы риска» (Ульяновский, Спас-Деменский и др. районы), списки семей обновляются в среднем 1-2 раза в год. В отдельных районах органами опеки и попечительства такой учет не осуществляется (Козельский, Бабынинский и др. районы), зачастую эту функцию выполняют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Посещение и обследование жилищно-бытовых условий семей, стоящих на учете в органах опеки и попечительства, проводится в среднем 2 раза в год, иногда – чаще (по запросу муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее по тексту– КДН и ЗП), подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН ОВД) и др.). В некоторых районах (например, Износковский район) обследование проводится нерегулярно.

Специалисты опеки участвуют в рейдах в неблагополучные семьи, проводимых совместно с муниципальными КДН и ЗП, ПДН ОВД, соцзащитой. Детей из семей «группы риска» обычно помещают в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, где им оказывается необходимая помощь.

Большая работа по выявлению и учету семей, находящихся в социально опасном положении, проводится в Ульяновском районе: назначаются обществен-ные инспектора по охране прав детства в образовательных учреждениях, есть социальные паспорта на каждую школу. В паспортах отражены данные по неполным, малообеспеченным, неблагополучным и многодетным семьям, семьям, требующим особого контроля со стороны администрации, и т.п.

В некоторых органах опеки и попечительства есть банк данных на несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (например, в Барятинском районе), разработана карта неблагополучной семьи (Жиздринский, Перемышльский и др. районы).

Как выяснилось, специального плана работы с семьями группы риска у всех специалистов опеки и попечительству нет, все мероприятия отражены в общем плане работы (специалистов, отделов).Например, в план работы специалистов в Ульяновском районе входит: участие в заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, участие в совместных рейдах в неблагополучные семьи и т.д.

Чаще всего эта работа осуществляется во взаимодействии с муниципальными КДН и ЗП, с социально-реабилитационными центрами, центрами помощи семье и детям, образовательными учреждениями, ПДН ОВД и т.д.

На учете неблагополучные семьи в среднем состоят около 3-х лет. Затем родителей снимают с учета либо ставят вопрос о лишении их родительских прав или об ограничении в родительских правах.

К полномочиям по опеке и попечительству относится обращение в соответствии с законодательством в суд с заявлениями о лишении родительских прав или ограничении родительских прав в случаях, предусмотренных законодательством (пп.1.1. п. 1 Закона Калужской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» от 02.07.2007 № 334-ОЗ).

Согласно статье 70 Семейного кодекса РФ право обращения в суд с заявлением о лишении родительских прав среди прочих лиц (прокурор, комиссии по делам несовершеннолетних и др.) имеют и органы опеки и попечительства. Не пользуются таким правом на практике специалисты Бабынинского района (иски готовит муниципальная КДН и ЗП, прокурор), Жиздринского района (иски готовит муниципальная КДН и ЗП); редко готовят такие иски специалисты опеки Износковского района.

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, находятся под наблюдением до полугода. Специалисты по опеке и попечительству проводят с ними соответствующую работу: настойчиво предлагают пройти лечение от алкоголизма, помогают трудоустроиться (Думиничский, Перемышльский и др. районы). Недостаточно работают с такими родителями в Бабынинском и некоторых других районах.

Как показывает статистика, случаи восстановления родителей в их правах и отмены ограничения родительских прав единичны либо вообще сведены к нулю (см. Приложение 1). В то же время в некоторых муниципальных образованиях количество таких родителей возрастает. Например, в 2009 году по сравнению с 2008 годом значительный рост числа родителей, лишенных своих прав в отношении детей, наблюдается в Дзержинском (10 и 21), Козельском (20 и 25), Тарусском (0 и 9), Юхновском (5 и 10) районах. Число родителей, ограниченных в правах, в 2009 году в сравнении с 2008 годом увеличилось примерно в половине муниципалитетов, существенно – в Сухиничском (с 4 до 9), Тарусском (с 0 до 3) и др. районах.

За 2008-2009 годы восстановления в родительских правах и отмены ограничения родительских прав, наряду с имеющимися случаями лишения (ограничения) в родительских правах, не было зафиксировано в Барятинском, Жиздринском, Жуковском, Износковском, Козельском, Медынском, Мосальском, Тарусском, Ульяновском, Хвастовичском районах и г. Обнинске.

Можно ли расценивать эти цифры как результат неудовлетворительной деятельности органов опеки и попечительства?

С одной стороны – да: если количество таких родителей возрастает, на путь исправления они впоследствии не встают, значит, можно говорить о недостаточной профилактической и реабилитационной работе с ними.

С другой стороны, как показывает практика, горе-родители редко встают на путь исправления, поэтому работа, проводимая с ними «до» и «после», часто не приносит результата, несмотря на все усилия. В этом случае в интересах ребенка крайняя мера - ограничение либо лишение родительских прав - является, скорее благом, чем злом.

Кроме того, здесь нужно вести речь не только о роли органов опеки и попечительства, а, скорее, о межведомственном взаимодействии различных служб, занимающихся в муниципальных образованиях защитой прав детей. Эффективность такой работы невысока, если в муниципальном районе (городском округе) нет сети учреждений, оказывающих психологическую, педагогическую, социальную, медицинскую, правовую помощь семьям и детям по месту жительства, а также, если у населения отсутствует информация о таких учреждениях и их услугах.

Несомненно, динамика по лишению (ограничению) родителей прав и восстановлению (отмене ограничения) в родительских правах зависит от многих причин, среди которых – социально-экономическое благополучие конкретных муниципальных образований, позиция служб, занимающихся защитой прав несовершеннолетних и принимающих решение о «санкциях» в отношении родителей, качество работы с неблагополучными семьями, качество межведомственного взаимодействия и др.

Сохранение биологической семьи – еще одно направление работы по профилактике социального сиротства.

Для органов опеки и попечительства некоторых районов области эта задача является первоочередной. По информации, предоставленной муниципалитетами, в 2009 году активно велась работа в этом направлении в Дзержинском (4 возврата родителям), Сухиничском (10 возвратов), Ульяновском (5 возвратов) (см. Приложение 1). Ни одного случая возврата в биологическую семью не было за 2008-2009 годы в Бабынинском, Барятинском, Жуковском, Медынском, Тарусском и некоторых других районах.

С целью организации работы по сохранению биологической семьи в Козельском районе утверждена муниципальная целевая программа «Профилактика социального сиротства на территории Козельского района на 2010-2015 годы». Задачи программы: снижение количества неблагополучных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальных сирот; организация на территории района системы межведомственной работы по профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей группы риска; оказание юридической, материальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Поистине уникальная работа с матерями, отказавшимися взять ребенка из родильного дома (отделения), ведется органами опеки и попечительства в Обнинске. Положительный результат налицо – матери «отказников» меняют свое решение, находятся отцы, желающие взять ребенка на воспитание, и т.д.

2. ВЫЯВЛЕНИЕ, УЧЕТ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Согласно Семейного кодекса РФ, органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты родительского попечения, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (абз.2 п. 1 ст. 121 СК РФ).

 Полномочиями по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также – установлению над несовершеннолетними опеки (попечительства) органы опеки и попечительства наделяет также Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (ч. 1 ст. 98) и Закон Калужской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» (пп.1.1. п.1 ст. 7).

При решении дальнейшей судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей, приоритетной является задача устройства его на семейные формы воспитания (усыновление, опека либо попечительство, приемная семья), преимущественно в семьи российских граждан. Помещение ребенка в специализированноеучреждение должно рассматриваться в качестве временной меры.

Таким образом, развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с профилактикой социального сиротства, является еще одной задачей органов опеки и попечительства и важной составляющей права ребенка на семью.

На основании данных муниципальных образований по выявлению и устройству можно отметить, что процент устройства детей в семьи в 2008-2009 годах остается стабильно высоким, например, в Бабынинском, Боровском, Жуковском, Малоярославецком, Мосальском районах, городе Обнинске (см. Приложение 2).

За эти годы под надзор в организации и учреждения не помещались дети, оставшиеся без попечения родителей, выявленные органами опеки и попечительства в Жуковском, Ульяновском районах. В сравнении с другими муниципальными образованиями довольно высокий процент устройства детей под надзор в организации и учреждения наряду с низким процентом устройства в семьи сохраняется, в частности, в Куйбышевском, Спас-Деменском районе, городе Калуга.

В статьях 122 и 123 Семейного кодекса РФ прописан порядок действий органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителе, и сроки связанных с этим действий.

После получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, орган опеки и попечительства в 3-дневный срок обязан провести обследование условий жизни ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Первичный учет таких детей и подготовка документов для их дальнейшего устройства осуществляется органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (п. 3, 4 Постановления Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»).

Как показали выборочные посещения органов опеки и попечительства 13-ти муниципалитетов Калужской области, журналы первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, ведутся в каждом из них. Однако при заполнении журналов имеются нарушения: не всегда указывается дата регистрации ребенка (Дзержинский, Ульяновский и др. районы), отсутствует информация о видах устройства и дате устройства детей (например, Думиничский район) и т.д.

 Основная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей – опека (попечительство). Приоритет отдается родственникам и россиянам. Формы опеки - различные: опека по заявлению родителей, опека безвозмездная и возмездная (включая приемную семью), предварительная. Дети, оставшиеся без попечения родителей также устраиваются в приемную семью, на усыновление и в государственные учреждения (дома ребенка, детские дома, социальные центры) (см. Приложение 2).

В случаях, если в интересах ребенка (при отобрании у родителей и лиц их заменяющих, нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.) ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя. Предварительная опека или попечительство назначаются на 1 месяц. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев (ст. 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008  № 48-ФЗ).

При необходимости в некоторых муниципалитетах назначается предварительная опека (Барятинский и др. районы), в постановлении указывается срок, на который она назначена. В 2009 году не назначалась предварительная опека в г. Обнинске, в Жиздринском районе (успевают оформить постоянную опеку), в Спас-Деменском и других районах. В Бабынинском районе предварительная опека была назначена лишь однажды и то – с нарушением срока (вместо 1 месяца, как положено в законодательстве, на 3 месяца), впоследствии отменена.

 Как показывает практика, к сожалению, не всегда удается вовремя подготовить документы для оформления постоянной опеки. В частности, по причине редких (1 раз в месяц) заседаний экспертной медицинской комиссии по вопросам медицинского освидетельствования детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в семьи российских и иностранных граждан. В результате возникают сложности с оформлением документов на детей, процедура оформления опеки затягивается. В связи с этим в интересах детей было бы целесообразным проводить заседания областной медицинской комиссии хотя бы 2 раза в месяц.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, не всегда устраиваются в месячный срок. Так, по информации прокуратуры Бабынинского района за 2009 год в нарушение федерального законодательства органами опеки и попечительства не была определена форма устройства несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей: девочка была незаконно передана бабушке и вывезена ею в Краснодарский край без документов и установления опеки (попечительства).

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обеспечивает устройство ребенка и, при невозможности передать ребенка на воспитание в семью, направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Такие сведения должны быть переданы в региональный банк в 7-дневный срок. Региональный оператор в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного региона, а при отсутствии такой возможности направляет сведения о ребенке в федеральный банк данных - для оказания содействия в последующем устройстве ребенка в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ (п.3 ст. 122 Семейного кодекса РФ). И только при невозможности передачи ребенка в семью на территории России ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или россиянам, постоянно проживающим за пределами РФ.

Контроль за соблюдением органами опеки и попечительства порядка предоставления сведений о детях осуществляется региональным оператором (пункты 4 и 31 Постановления Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»).

Информация о детях, подлежащих устройству в семью, предоставляется региональному оператору  государственного банка данных в виде анкеты.

По данным министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, которое выполняет функции регионального оператора, в 2009 году не все органы опеки и попечительства соблюдали сроки предоставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и оформляли анкеты в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством (см. Приложение 3).

Анкета ребенка, оформленная с нарушением установленных требований, возвращается региональным оператором в орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня ее получения для оформления в установленном порядке. Датой занесения сведений о ребенке в региональный банк данных о детях является дата получения региональным оператором анкеты ребенка, оформленной в установленном порядке (п. 5, 31 Постановления Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»).

Таким образом, действия органов опеки и попечительства, которые нарушают сроки предоставления анкет, допускают недочеты при их заполнении, тем самым ограничивают возможность реализации права ребенка на устройство в семью, что противоречит интересам детей.

Следует отметить, что за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления порядка и сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена административная ответственность (ст. 5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

3. ПОДБОР, УЧЕТ И ПОДГОТОВКА ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи органы опеки и попечительства обязаны обеспечить подбор, учет и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) либо желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (пп. 10 п.1 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Органы опеки и попечительства Калужской области законом наделены аналогичными полномочиями (пп.1.1. п.1 ст. 7 Закона Калужской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» от 02.07.2007 № 334-ОЗ).

Для реализации указанной функции органы опеки и попечительства муниципальных образований, субъекта РФ должны планировать и организовывать регулярную работу по информированию населения о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05 2009 № 423, п. 6.2 Письма Минобрнауки РФ от 25.06.2007 № АФ-226/06).

Указанная информация должна быть доступна для населения и размещаться в общественных местах, в средствах массовой информации, в Интернете в виде объявлений, наружной рекламы, бесплатных буклетов, брошюр, и т.д.

Это могут быть сведения о различных формах семейного устройства детей; об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью; о требованиях к кандидатам в замещающие родители; о нормативных правовых актах, регулирующих передачу детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи; о конкретных детях, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан, и т.д.

Как показали посещения органов опеки и попечительства 13-ти муниципалитетов Калужской области, имеются недостатки в организации работы по информированию населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству на воспитание в семьи.

В частности, органами опеки и попечительства недостаточно используются в этих целях возможности средств массовой информации – далеко не все из них размещают в СМИ информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству в семью. По мнению специалистов, «в этом нет необходимости - все выявляемые дети и так устраиваются в семьи» (Барятинский, Думиничский, Износковский, Козельский, Перемышльский, Спас-Деменский и др. районы). Однако как показывает статистика по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей (см. Приложение 1), это не так.

Информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и подлежащих устройству в семью, публикуется, в частности, в местных газетах в Дзержинском районе (газета «Новое время» в рубрике «Подари детям семью»); в Людиновском районе (газета «Людиновский рабочий»); в Обнинске (газета «Вы и Мы»). В Ульяновском районе 1 раз в год проводится акция «Каждому ребенку – семья», информация о которой публикуется в местной газете «Вестник».

В ряде муниципальных образований в местных газетах также публикуется информация о лучших приемных и опекунских семьях (Дзержинский район - в газете «Новое время»), о деятельности органов опеки и попечительства (Спас-Деменский район - в газете «Новая жизнь»), изменениях законодательства (Жиздринский район – в газете «Искра») и т.д. Такую форму работы следовало бы распространить на все муниципальные районы области.

Не публикуют информацию в СМИ о своей деятельности, об изменениях в законодательстве и других вопросах органы опеки и попечительства Бабынинского, Износковского и некоторых других районов.

Следствие такого отношения - недостаточная «просвещенность» населения, в итоге сдерживающая процесс устройства детей в семьи российских граждан. А ведь привлечение местных СМИ, использование социальной рекламы и других информационных ресурсов будет способствовать повышению уровня информированности населения, пробуждению у людей добрых намерений по отношению к сиротам, желания участвовать в их судьбах. В результате в семьи могут быть устроены практически все дети, оставшиеся без родительского попечения.

Органам опеки и попечительства МО области следует более активно вести информационную работу среди населения по вопросам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.

Подбор, учет и подготовка граждан, изъявивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, согласно законодательству, также относится к полномочиям органов опеки и попечительства (пп. 10 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», пп.1.1. ст. 7 Закона Калужской области от 02.07.2007 № 334-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству»).

Сведения об обращении в орган опеки и попечительства гражданина, выразившего желание стать опекуном, за подбором ребенка, о выдаче направлений на посещение несовершеннолетнего гражданина, а также результаты таких обращений и посещений (принятие предложения либо отказ с указанием причин отказа) отражаются в журнале учета граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями), приемными родителями и усыновителями (п. 16 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями …, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423).

В посещенных специалистами аппарата Уполномоченного муниципальных органах опеки журналы учета ведутся постоянно. Однако имеют место недочеты в ведении журналов: отсутствуют даты постановки на учет кандидатов (Бабынинский район), не указываются  причины снятия с учета (Износковский район) и т.д.

Работа органов опеки и попечительства в 2009 году с кандидатами в опекуны (попечители), усыновители по подбору детей отражена в Таблице 4 доклада. Из нее видно, что органы опеки и попечительства примерно половины муниципалитетов удовлетворили запросы своих кандидатов в опекуны (всем вставшим в 2009 году на учет кандидатам в этом же году были подобраны дети). Это: Дзержинский, Жуковский, Куйбышевский, Медынский, Перемышльский, Сухиничский, Ульяновский, Ферзиковский районы, город Обнинск. Отказы органа опеки и попечительства кандидатам в опекуны, хотя и единичные, также имели место. Причины различны: несоответствие нормам жилищных условий, возраст кандидата и т.д. Зафиксированы и случаи отказов самих кандидатов в опекуны.

Принимаемые органами опеки и попечительства меры по устройству детей на воспитание в семьи российских граждан недостаточно эффективны. Во многих случаях указанная деятельность ограничивается подбором детей гражданам, желающим принять ребенка в семью, после их обращения. То есть не подбирают семью конкретному ребенку, а ищут подходящего ребенка замещающему родителю.

Орган опеки и попечительства обязан подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном. Эта подготовка выражается в:

а) ознакомлении гражданина с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ;

б) организации обучающих семинаров, тренинговых занятиях по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний;

в) обеспечении психологического обследования граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оценки психологической готовности к приему ребенку в семью (п. 14 Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», пп.1.1. ст. 7 Закона Калужской области от 02.07.2007 № 334-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству»).

В ходе посещения муниципальных органов опеки и попечительства выяснилось, что в каждом из них ведется работа по информированию опекунов (попечителей): они знакомятся со своими правами и обязанностями под роспись, в личных делах подопечных есть памятки о правах и обязанностях опекунов (попечителей); аналогичные буклеты выдаются замещающим родителям на руки.

При подготовке замещающих родителей используются резервы областного психолого-педагогического центра и муниципальных центров. По данным регионального министерства по делам семьи, демографической и социальной политике в Барятинском, Жиздринском, Кировском, Людиновском, Малоярославецком, Мещовском районах осуществляется подготовка кандидатов в замещающие родители. Подготовку кандидатов из остальных муниципальных образования осуществляется либо путем направления в указанные районы, либо (чаще всего) в Калугу – в «Школу приемного родителя» ГОУ «Областной психолого-педагогический центр».

Психолого-педагогическое тестирование кандидаты проходят в областном психолого-педагогическом центре либо на территории муниципальных образований: в Центрах диагностики и консультирования (Малоярославецкий, Козельский и др. районы), учреждениях социальной защиты для семьи и детей (Бабынинский район, г. Обнинск). Органы опеки извещают кандидатов о прохождении курсов, выдают направления для прохождения курсов и тестирования.

Нельзя говорить об удобстве прохождения кандидатами из всех районов тестирования и подготовки: порой, в силу ряда причин (удаленность от областного центра, затратность поездки в областной центр из удаленных районов) это бывает весьма затруднительно. Прохождение психологического обследования и подготовки должно быть территориально максимально доступно, приближено к кандидатам в замещающие родители из любого муниципального образования.

Тем более, что органы опеки и попечительства обязаны подготовить будущего опекуна, обеспечить психологическое обследование кандидатов. Однако в настоящее время российское законодательство не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) специальной подготовки для приема ребенка на воспитание в семью и психологического обследования – это дело добровольное. В результате на предложение пройти психологическое обследование и специальную подготовку будущий опекун может ответить отказом. В то же время наличие такой подготовки и успешное прохождение психологического обследования позволяет существенно снизить в дальнейшем риск возникновения проблем, связанных с воспитанием ребенка, количество случаев жестокого обращения с детьми в замещающей семье, а также – возвратов детей из таких семей (которые сами по себе являются психологическими травмами для ребенка). Поэтому разумным и обоснованным будет инициирование Калужской областью внесения изменений в федеральное законодательство об обязательном прохождении кандидатами в замещающие родители психологического обследования и специальной подготовки.

Следует отметить, что прохождение подготовки на сегодняшний день не является обязательным для гражданина, выразившего желание стать опекуном и попечителем. Подпунктом «ж» пункта 4 указанных Правил установлено, что документ о прохождении подготовки представляется при его наличии. Таким образом, подготовка осуществляется только на добровольной основе (п. 4 Письма Минобрнауки от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»). Поэтому в настоящее время роль органов опеки и попечительства сводится к тому, чтобы предложить будущим замещающим родителям пройти такую подготовку и обследование.

С 2009 года практически во всех муниципальных образованиях замещающие родители проходят подготовку. Однако в Козельском и Бабынинском районах в 2009 году 6 опекунов не прошли обучение и психолого-педагогическое тестирование; никто из кандидатов не прошел обучение и тестирование в Износковском районе.

4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ОПЕКУНАМ (ПОПЕЧИТЕЛЯМ).

КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВИЯМИ СОДЕРЖАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ И ПОД НАДЗОРОМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ.

Деятельность органов опеки и попечительства в отношении надзора за опекунами урегулирована целым рядом нормативных правовых документов.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в число основных задач органов опеки и попечительства входит надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

Согласно п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства не только выявляют детей, оставшихся без родительского попечения, ведут учет таких детей и выбирают формы их устройства, но и осуществляют последующий контроль за их условиями содержания, воспитания и образования детей. Причем, не имеет значения, переданы ли дети в семью или устроены в учреждение.

Пункт 3 статьи 34 Гражданского кодекса РФ и подпункт 4 статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возлагают на органы опеки и попечительства полномочия надзора за деятельностью опекунов и попечителей. Им вторит областное законодательство - Закон Калужской области от 02.07.2007 № 334-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» (пп. 1.1. п. 1 ст. 7). Он наделяет органы опеки и попечительства также полномочиями по осуществлению надзора за деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством РФ, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества (п. 2 ст. 24 № 48-ФЗ от 24.04.2008).

Сроки плановых посещений подопечного при помещении под опеку строго регламентированы Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»:

А) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

Б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

В) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

Как показало выборочное посещение тринадцати районов Калужской области, сроки плановых проверок условий жизни подопечных органами опеки и попечительства соблюдаются не всегда – как, например, в Бабынинском, Козельском, Износковском районах. В то же время большинство обследованныхрайонов стараются придерживаться установленных сроков: они соблюдаются, в частности, специалистами Барятинского, Думиничского, Жиздринского, Перемышльского, Ульяновского, Людиновского, Спас-Деменского районов, города Калуги.

Не всегда удается отследить соблюдение сроков плановых проверок, так как актов обследований условий жизни подопечных в личных делах детей нет (например, в Обнинске и некоторых других муниципальных образованиях). В то же время сроки приобщения документов к личному делу подопечного установлены законодательством, акты должны храниться в личных делах (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»).

Не все органы опеки знакомят опекунов (попечителей) с результатами проверок, экземпляр акта проверок (или его копия) опекуну не направляется (например, в Износковском районе). Хотя такая обязанность предусмотрена законодательством (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423).

Посещение органами опеки и попечительства подопечных законодатель закрепил не зря – контролировать условия жизни детей необходимо. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется комплексная оценка: жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье и др. (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423). В ходе посещений выясняется, исполняют ли законные представители свои обязанности в отношении подопечных, оказывают ли должную заботу опекаемому ребенку. Благодаря регулярным визитам к опекунам (попечителям) можно своевременно заметить дискомфорт ребенка при нахождении его в конкретной семье, исключить возможность пренебрежительного, жестокого отношения к подопечным и т.д. Обследование условий жизни подопечных позволяет не допустить злоупотребления замещающими родителями своими правами и невыполнения обязанностей, нарушение прав детей, а при наличии у органов опеки и попечительства веских оснований – оперативно отменить передачу несовершеннолетнего в замещающую семью. Поэтому к добросовестному выполнению данной обязанности муниципальные органы опеки и попечительства должны отнестись со всей серьезностью.

Органы опеки и попечительства на территории Калужской области располагают полномочиями по оказанию содействия опекунам (попечителям). Такое содействие может выражаться в организации психолого-педагогического, социально-правового сопровождения семей, воспитывающих детей, находящихся под опекой, попечительством (пп.1.1 п.1 ст. 7 Закон Калужской области от 02.07.2007 № 334-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству»). Оказание содействия опекунам и попечителям входит в полномочия органов опеки и по федеральному законодательству (пп. 11 п.1 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

По данным областного министерства по делам семьи, демографической и социальной политике на апрель 2010 года сопровождение замещающих семей осуществляется во всех муниципальных районах и городских округах.

По информации муниципалитетов специалистами органов опеки и попечительства при участии других учрежденийс замещающими семьями, с администрациями учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на территории МО, с определенной периодичностью (в среднем от 1 до 4 раз в год) проводятся встречи и семинары, конференции и круглые столы, на которых освещаются нововведения в законодательстве в сфере опеки и попечительства, прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прав и обязанностей опекунов (попечителей); психологические аспекты взаимоотношений в замещающей семье; рассматриваются актуальные проблемные вопросы в отношении детей, переданных в замещающие семьи; происходит обмен опытом в вопросах воспитания, особенностях развития и поведения приемных детей.

К этой работе органы опеки и попечительства активно привлекают социально-реабилитационные центры, центры помощи семье и детям, находящиеся на территории муниципалитетов.

Например, органы опеки и попечительства Обнинска совместно с МУ «Центр социальной помощи семье и детям «Милосердие»» осуществляют сопровождение замещающих семей и контроль за воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях. В Козельском районе с сентября 2009 года на базе МУ Сосенский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ровесник» действует служба сопровождения замещающих семей. В Бабынинском районе работу с замещающими семьями ведет Воротынский муниципальный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рост». Большую помощь муниципалитетам в проведении обучающих семинаров для замещающих родителей оказывают ГОУ «Областной психолого-педагогический центр», ГУ Областной центр социальной помощи семье и детям «Доверие».

В Дзержинском районе в непосредственном взаимодействии с органами опеки и попечительства находится специалист по психолого-педагогическому сопровождению.

Практикуется проведение индивидуальных консультаций для замещающих родителей.

Имеются трудности в организации профессионального (с участием психолога) сопровождения замещающих семей для удаленных от областного центра районов (Износковский, Ульяновский). Такую «роскошь», как наличие отдельных специалистов, психологов по работе с замещающими семьями, могут себе позволить далеко не все муниципалитеты. Необходимо сделать эту помощь доступнее. В идеале – создать такие службы или хотя бы выделить ставки специалистов-психологов по сопровождению замещающих семей в каждом районе.

Функция сопровождения, оказания своевременной помощи замещающей семье не менее важна, чем функция контроля – благодаря этому, наряду с подбором и подготовкой замещающих родителей, можно значительно уменьшить количество «возвратов» из замещающих семей. Для Калужской области это актуально: количество отмен решений о передаче детей на воспитание в семьи в 2009 году по сравнению с 2008 годом не уменьшилось, а, наоборот, возросло.

Таблица: Возвраты детей из замещающих семей в 2008-2009 годах.

 

 

2008

(на 01.01.2009)

2009

(на 01.01.2010)

Число детей, находящихся на семейных формах устройства*

4216

4119

Количество отмен решений о передаче детей на воспитание в семьи*

24

31

Доля возвратов в общем кол-ве детей, находящихся на семейных формах устройства

0, 57 %

0, 75 %

* По данным министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.

По информации муниципальных органов опеки и попечительства и результатам их посещения, все они в той или иной степени взаимодействуют с детскими домами, школами-интернатами, расположенными на территории Калужской области. Это взаимодействие, как правило, осуществляется по мере необходимости (как указывают большинство районов – «не менее 2-х раз в год»), выражается в переписке или телефонном общении по различным вопросам относительно детей (жилье, социальные гарантии, образование, трудоустройство, оформление компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передача сведений в региональный банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временная передача детей в семьи граждан и др.). Органы опеки и попечительства информируют администрации организаций о сохранности закрепленного за воспитанниками жилья, организации сообщают о предстоящем выпуске воспитанников и направлении их на дальнейшее обучение и т.п.

На предмет взаимодействия с детскими домами и школами-интернатами нами были запрошены все указанные организации на территории Калужской области, в которых содержаться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Анализ ответов показал следующее.

У большинства данных организаций с органами опеки и попечительства налажено конструктивное взаимодействие.

Однако не всегда руководству детских домов, школ-интернатовудается достигнуть необходимого взаимопонимания и взаимодействия с органами опеки и попечительства. Так, органам опеки и попечительства Малоярославецкого, Перемышльского, Ульяновского районов, города Калуги не хватает оперативности: как указывает Ульяновская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, необходимую информацию по детям они ждут по полгода и более. Помощи учреждениям в решении правовых аспектов жилищных проблем выпускников, установления статуса ребенка, находящегося в учреждении временно, содействия в розыске родителей хотел бы Кондровский детский дом-школа от органов опеки и попечительства Дзержинского района. Трудно складывается взаимодействие с органами опеки и попечительства города Калуги у Мещовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида, которая акцентирует внимание на нежелании органов опеки и попечительства сотрудничать по устройству судьбы ребенка после его помещения в школу-интернат. Руководитель учреждения указывает, что органы опеки и попечительства города Калуги отвечают отказом на просьбу об оказании помощи в отношении конкретного воспитанника, ссылаясь на то, что теперь школа-интернат является законным представителем ребенка и должно действовать самостоятельно. Отметим, что утрату интереса к ребенку после его устройства в детский дом или школу-интернат, нежелание органов опеки и попечительства сотрудничать с учреждениями констатируют и руководители некоторых других учреждений области, в которых находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В результате решение вопросов, касающихся защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затягивается на долгое время.

Такой подход недопустим: органы опеки и попечительства должны быть в одной «связке» с учреждениями, когда речь идет о жизнеустройстве этой категории несовершеннолетних.

Из пожеланий учреждений, высказываемых в адрес органов опеки и попечительства:

- своевременное информирование социального педагога по нормативным правовым документам в области охраны и защиты прав несовершеннолетних (по мере внесения в них изменений) (школа-интернат № 1 города Калуги);

- своевременные квалифицированные юридические консультации по реализации и защите прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей);

- необходимость в большей инициативе и тщательности при обследовании жилья, подлежащего закреплению за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, учет при этом интересов ребенка; более активный контроль со стороны органов опеки и попечительства за погашением родителями воспитанников задолженности по алиментам; взаимодействие с администрацией детского дома по социальному сопровождению воспитанников, трудоустройству выпускников; консультативная помощь по решению вопросов, требующих оперативного решения и др. (Думиничский детский дом);

- помощь в постинтернатном сопровождении воспитанников (Воротынская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида).

В большинстве районов не ведется регулярного и целенаправленного надзора за организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также контроля за условиями содержания, воспитания и образования воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нет четких, определенных форм работы в этом направлении. Как правило, органы опеки и попечительства ограничиваются телефонными звонками и посещениями детских домов и школ-интернатов «по мере необходимости», во время передачи под надзор организаций новых воспитанников.

Судя по предоставленной районами информации и исходя из итогов посещений, среди органов опеки и попечительства, осуществляющих более целенаправленный и регулярный контроль условий содержания, воспитания и образования воспитанников учреждений, находящихся на территории соответствующих муниципалитетов, ведется органами опеки г. Калуги, Кировского, Людиновского районов.

Так, органы опеки и попечительства г. Калуги ежегодно проводят мониторинг по соблюдению прав детей в интернатных учреждениях, в ходе которого изучают личные дела воспитанников. Планом на 2010 год предусмотрена тематическая проверка «Организация работы в учреждениях по вопросам обеспечения социальных прав и гарантий воспитанников ГОУ для детей-сирот».

В Людиновском районе практикуется другая форма работы: ежегодно Людиновская специальная (коррекционная) шко


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Комментарии

Администратор, добавлено 19.04.2016 15:10

Уважаемый Олег!


Для начала рекомендуем Вам обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства с жалобой на поведение матери и ее отношение к родительским обязанностям в отношении ребенка, который проживает с ней.
В случае, если эта мера окажется недостаточной, Вами может быть рассмотрена возможность обращения в суд общей юрисдикции с исковым заявлением об определении места жительства ребенка с Вами, а также возложении на нее обязанности уплачивать алименты.
В случае, если поведение и образ жизни матери противоречат интересам ребенка и могут нанести вред его физическому и нравственному развитию, Вы вправе вынести на рассмотрение суда вопрос о лишении либо ограничении родительских прав матери.

Олег, добавлено 16.04.2016 05:55

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, что можно предпринять? С женой развелись, со мной осталась жить дочь 17 лет, с бывшей женой сын 7 лет. На протяжении нескольких лет, не живём уже 4 года, бывшая жена ведет не пристойный образ жизни, выпивала до операции сейчас не пьет но сына постоянно оставляет на свою мать пенсионерка, был свидетелем СМС переписки, когда болел ребенок просила дочь посидеть с ребенком (СМС осталась) и уезжает к молодым друзьям на гулянки. Уезжала на сутки двое, но сейчас же может уехать на неделю, и воспитанием занимается только ее мать. Что можно предпринять, не могу смотреть на это, имеет ли она такое право уезжать и бросать ребенка на неделю, если бы на работу, но она не работает, живут и снимают комнату в общежитии, живут на пенсию, сына не дают когда ее нет, а нет ее постоянно. Спасибо за ответ!

Администратор, добавлено 29.12.2015 15:37

Уважаемая Валентина!Безусловно, описанная Вами ситуация вызывает большую обеспокоенность.
В связи с такими тревожными обстоятельствами Вам необходимо незамедлительно обратиться в орган опеки и попечительства или прокуратуру по месту жительства.

Валентина, добавлено 29.12.2015 10:19

Помогите пожалуйста не могу на это больше смотреть я живу на Тихоновой Пустыни рядом живет соседка у неё пятеро детишек четверых уже забрали в дед дом,а маленькая грудная девочка осталась с ней.Она каждый день пьет и дома у неё холодно ребенок болеет она водит мужиков нерусских.Недавно она пришла ко мне пьяная до ужаса и отдала ребенка сказала,у неё там дома драка и кто то кого то порезал она только успела ребенка ванести и ушла.Принесла мне девочку полу голой с босыми ногами и еще обосанную!Пришла на следующий день и забрала ребенка я очень переживаю за девочку помогите ребенку она очень сильно мучится и она постоянно голодная!

Администратор, добавлено 07.06.2011 11:54

Уважаемый Павел! По вопросу ненадлежащего исполнения родителями несовершеннолетних детей родительских обязанностей рекомендую обратиться к ответственному секретарю КДН и ЗП в г. Калуге Завгородней Елене Николаевне по телефону: 8(4842) 53-81-69; а также в отдел по охране прав детей управления образования г. Калуги по телефонам: 8(4842) 57-01-24, 72-36-80, 72-36-83.

Все комментарии (6)

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код: