Библиотека
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
2011 Автор: Павлова Т.В.; КФ ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана»; Научный руководитель: Шафигулина Т.В., к.и.н., доцент.
Современное российское общество переживает сложный этап в своем демократическом развитии, включающий решение политических, экономических и социальных задач. Успешное осуществление этих задач все больше зависит от социальной активности личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации.
О возрастающей роли печати, радио, телевидения, интернета в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации.
Средства массовой информации - мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль быстро возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.
Одной из актуальных проблем современного общества являются права человека. Сегодня права человека находятся под защитой мирового сообщества и признаются достоянием цивилизации. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина - эти положения закреплены в Конституции РФ. Особая роль в решение данной проблемы отведена Уполномоченному по правам человека.
Целью исследования является изучение взаимодействия Уполномоченного по правам человека со средствами массовой информации (применительно к Калужской области). В процессе работы предполагается определить место и роль СМИ в обществе, проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность СМИ.
Подлежит рассмотрению деятельность Уполномоченного по правам человека в Калужской области в сфере исследуемого вопроса.
Место и роль СМИ в обществе
Понятие «информация» изначально было связано с социальной сферой, с коммуникативной деятельностью людей. В современном понимании «информация» - это сведения, которые:
а) одним субъектом (субъектом информации) передаются другому субъекту (объекту информации);
б) адекватно (точно, правильно, истинно) отражают тот или иной фрагмент действительности;
в) значимы, то есть важны, актуальны, представляют интерес для объекта информации с точки зрения принятия им того или иного решения.
Разновидностью информации является массовая информация, которая понимается как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
К формам периодического распространения массовой информации относят периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы и иные, что является средствами массовой информации.
Американский журналист Дуглас Кейтер назвал печать, радио, телевидение «четвертой» (после законодательной, исполнительной и судебной) ветвью власти. Эта метафора получила широкое распространение, причем в немалой степени благодаря самим СМИ, которым такая оценка их статуса и роли в обществе весьма импонирует.
То, что СМИ - большая общественная сила и серьезное орудие власти, не вызывает никаких сомнений. И особое значение они приобрели в современном обществе с развитием технических средств коммуникации, в частности телевидения, Интернета. Однако их место и роль в государственно-организованном обществе зависят от характера этой организации.
В тоталитарном обществе (где нет разделения государственной власти и, соответственно, никаких ее ветвей) СМИ полностью монополизированы государством, их материальная база является его собственностью, а сами СМИ представляют собой обычные государственные организации, находящиеся на содержании государства и выполняющие его идеологический заказ.
В обществе с рыночной экономикой СМИ как мощное орудие власти должны быть рассредоточены среди различных политических сил. В таком обществе должна быть налажена та же система сдержек и противовесов, что и в механизме государственной власти, с тем, чтобы обеспечить контроль общества и над СМИ, и над теми политическими силами, в чьих руках они находятся. Печать, радио, телевидение могут выражать интересы государства, партии, социальной группы, политического лидера, крупных финансовых и экономических систем, всего общества.
В обществе обязательно должны существовать государственные СМИ. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную обязанность по опубликованию законодательных актов.
В демократическом обществе обязательно должны быть негосударственные СМИ. Они должны в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента.
Общественность нуждается в информации о деятельности государственных органов и должностных лиц. Информированность дает ей возможность адекватно изменять поведение в различных политических ситуациях, принимать правильные политические решения. Однако независимые от государства СМИ не должны быть сосредоточены в руках одной политической силы.
Для того чтобы СМИ функционировали удовлетворительно, важно, чтобы они были и оставались разделенными. В обществе, основанном на частной собственности, существуют частные СМИ.
Вместе с тем в обществах с развитой рыночной экономикой уже пришло понимание, что рынок урезает свободу информации, рассматривая информацию не в качестве общественной ценности, а в качестве товара, подлежащего присвоению частными лицами. Частные (коммерческие) СМИ преимущественно занимаются рекламой товаров и услуг.
В демократическом обществе, основанном на принципе политического плюрализма, учреждать СМИ и выражать свои интересы законным путем могут любые социальные группы, из которых в конечном счете и состоит гражданское общество.
Функции СМИ определяются их политической и финансовой принадлежностью, а также природой общества в целом. СМИ являются не создателем той или иной идеологии, а лишь ее распространителем.
В тоталитарном обществе СМИ пропагандируют официальную идеологию, воспитывают массы в духе приверженности официальной доктрине, критикуют идеологических противников.
В демократическом обществе частные (коммерческие) СМИ преимущественно занимаются рекламой товаров и услуг. Партийные СМИ (печатные органы политических партий) осуществляют агитационную и пропагандистскую функции. Их задача состоит в распространении политических программ, идей, лозунгов среди населения.
Общественные (публично-правовые) СМИ должны быть «зеркалом», адекватно отражающим процессы общественного бытия.
Государственные СМИ должны выполнять функцию информационного посредника между обществом и государством: с одной стороны, информировать общественность о процессах, происходящих в государственном механизме, а с другой - адекватно отражать общественное мнение.
Правовое регулирование деятельности СМИ
Деятельность СМИ в Российской Федерации регулируется многочисленными нормативно-правовыми актами: Конституция РФ, Законы РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.; «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г.; «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.; «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г.; «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.; «О рекламе» от 14 июня 1995 г.; «О связи» от 16 февраля 1995 г.; Указы Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г. и «О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» от 31 декабря 1993 г., а также другими нормативно-правовыми актами РФ.
Конституция РФ закрепляет право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации.[1] Положение данной статьи говорит о Российской Федерации как о государстве демократическом, признающем разнообразие мнений.
Гарантирование Конституцией РФ каждому свободы мысли означает невмешательство государства в процесс формирования и выражения собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопустимость какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.
Свобода слова - это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами.
Слово, как главное средство человеческого общения, оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.
В Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Их нарушение влечет за собой предусмотренную законом ответственность. Запреты, касающиеся злоупотреблений свободой слова, а также соответствующие меры ответственности предусмотрены в статьях Уголовного, Гражданского кодексов РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Конституционная свобода мысли и слова означает и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них. Тем самым охраняется внутренний мир человека, гарантируется свободное развитие личности, в том числе, право менять свои убеждения, но не по принуждению, а по собственному выбору в процессе познания реальности, свободных дискуссий, обсуждения различных идей.
Свобода мысли и слова гарантируется тем, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Другой гарантией является конституционное и законодательное закрепление свободы средств массовой информации и запрет цензуры.
Запрет цензуры означает, что не может быть лиц, надзирающих за работой средств массовой информации, обладающих правом запрещать распространение какой-либо информации.
Свобода слова есть юридическая возможность человека и гражданина беспрепятственно выражать свои мысли и мнения. Эти мысли могут выражаться устно, письменно, в том числе и с помощью средств массовой информации.
Под свободой массовой информации понимается юридическая возможность беспрепятственно (без ограничений) распространять средствами массовой информации при помощи специальных технических систем и устройств сведения, адекватно отражающие процессы общественного бытия, предназначенные для неопределенного круга лиц. Носителем данной свободы являются средства массовой информации.
Таким образом, различие этих свобод в том, что свободу слова реализует индивид, а свободу массовой информации - независимые средства массовой информации.
Гарантиями осуществления данного права является то, что оно не только декларируется, но и создаются возможности его реализации: публично заявить о своем мнении, гарантии свободы получения информации для каждого.[4]
В Федеральном законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г. информация понимается как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2).
Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. определяет понятие «массовая информация», «средства массовой информации».
Средства массовой информации призваны осуществлять: поиск; получение; передачу; производство; распространение информации. При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.[2]
Законом «О государственной тайне» определен перечень сведений, как составляющих гостайну, так и сведений, не подлежащих засекречиванию. Факты нарушения прав и свобод человека и гражданина - сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне.
В российском обществе продолжается развитие и совершенствование законодательства о СМИ.
Сотрудничество Уполномоченного по правам человека
с региональными СМИ
Калужский Уполномоченный и сотрудники его аппарата активно сотрудничают со средствами массовой информации, как федеральными, так и региональными. Свидетельство тому - многочисленные газетные публикации, телевизионные сюжеты, информационные сообщения на радио и сайтах информагентств.
По состоянию на 01.02.2011 г. в Калужской области 26 областных и 30 районных составляют список печатных и электронных СМИ.[9]
Для Уполномоченного по правам человека главное в работе со средствами массовой информации - это открытость и действенность. Журналисты знают о предстоящих шагах Уполномоченного из сообщений, которые выставляются в анонсах сайтов информационных агентств и из сообщений, которые направляются на электронные адреса газет, теле- и радиоканалов.
В 2010 году было налажено сотрудничество с информационно- правовым порталом «Гарант». Впервые на этом портале были размещены интервью Уполномоченного на темы «О соблюдении прав человека на территории Калужской области» (июнь 2010 г.) и «Права детей и их защита» (ноябрь 2010 г.). Анонсы о готовящихся публикациях вызвали большой отклик в интернет-сообществе, от посетителей портала поступило большое количество вопросов, на которые были даны исчерпывающие ответы.[9]
Продолжается активное сотрудничество Уполномоченного с группой компаний «Земля-сервис», деятельность которой по информационному обеспечению населения и органов власти заслуживает самой положительной оценки.
Среди региональных СМИ наиболее активную позицию в деле правового просвещения населения Калужской области занимают газеты «Весть», «АиФ-Калуга», «Знамя», «Калужский перекресток», журнал «Наше право», телерадиокомпании «НИКА», ГТРК «Калуга».
Так, в июне 2010 года юристы аппарата Уполномоченного выступали в прямом эфире на «Радио40», в качестве экспертов по жилищным и миграционным вопросам, а в ноябре — по вопросам миграции и получения гражданства Российской Федерации. Сам Уполномоченный давал комментарий к сюжету, прошедшему по телеканалу «НИКА» по поводу несчастного случая, произошедшего с калужанином: на проходившего по тротуару мужчину обрушилась кирпичная стена дома.
Традиционными стали рубрики «Вопрос-ответ» на страницах газет «Весть» и «АиФ-Калуга». Еженедельно сотрудники аппарата
Уполномоченного дают юридические консультации по проблемам, волнующим читателей этих газет.
Острые вопросы поднимала в своих статьях, описывающих случаи из практики работы калужского Уполномоченного, корреспондент газеты «Знамя» Е. Гусева. Это и проблемы переселения калужан из ветхого аварийного жилья, и права детей быть зарегистрированными по месту жительства родителей, и право бывших супругов на общение с собственным ребенком.
Усилия Уполномоченного сосредоточены на развитии условий для формирования в регионе целостной системы правового просвещения и образования, расширении охвата населения области различными формами просветительской работы.
Основные цели этой работы получили отражение в областной целевой программе "Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009 - 2012 годы". В рамках реализации основных мероприятий этой программы региональный омбудсман проводит в 2011 г. областной конкурс материалов, представленных в СМИ, по проблемам правовой культуры, правового просвещения и защите прав человека. Цель Конкурса - привлечение внимания журналистов и средств массовой информации Калужской области к более полному, объективному и систематическому освещению проблем по данной тематике.
Не потеряли свою актуальность и публикации на страницах районных газет, которые по-прежнему остаются популярными среди жителей области. Здесь периодически печатаются материалы о посещении Уполномоченным районов Калужской области, о проведении личного приема граждан, даются юридические консультации специалистов его аппарата по вопросам, волнующим местных жителей.
Ежегодно уполномоченный по правам человека делает доклад о своей деятельности, который направляется Губернатору области, в Законодательное собрание области, в органы государственной власти и местного самоуправления области, а также в соответствии с законом о средствах массовой информации для опубликования.
В докладе уполномоченный отчитывается о жалобах населения, устных и письменных обращениях, своей деятельности, динамике поступления новых жалоб и обращений, а также статистические сравнения с жалобами в предыдущие годы. Это позволяет любому человеку зайти на сайт уполномоченного и оценить ситуацию с правами человека в регионе, деятельность уполномоченного и её эффективность, сравнить данные за прошлые годы.
Общеизвестно, что сотрудничество со СМИ является одним из самых эффективных путей формирования правосознания. Умение выстраивать конструктивное взаимодействие с журналистами помогает достичь высоких результатов в деле правового просвещения.
В демократическом обществе, основанном на принципе политического плюрализма, СМИ должны быть рассредоточены, разделены между государственной властью и негосударственной, между государством и обществом, между различными политическими силами.
СМИ не являются ветвью государственной власти («четвертой властью»). Представление о них как о ветви государственной власти ошибочно, а реализация его на практике может нанести серьезный вред обществу.
СМИ - это орудие власти. Такое же орудие власти, как, например, пушки, только «стреляют» они информационными, идеологическими зарядами.
Функции СМИ определяются их политической и финансовой принадлежностью, а также природой общества в целом. СМИ являются не создателем той или иной идеологии, а лишь ее распространителем. С точки зрения приемов работы, форм деятельности СМИ занимаются поиском, получением, передачей, производством и распространением информации.
Правовое регулирование деятельности СМИ осуществляется многочисленными нормативно-правовыми актами.
Изменения, происходящие во всех сферах жизни современного общества, требуют дальнейшего совершенствования российского законодательства. В нашем обществе созрела необходимость принятия специального Закона «О праве на информацию». Есть надежда, что обновленный депутатский корпус шестого созыва Государственной Думы РФ продолжит работу над проектом данного закона.
Конструктивное и регулярное сотрудничество регионального Уполномоченного по правам человека со средствами массовой информации - дело важное, так как именно СМИ играют ведущую роль в деле правового просвещения граждан и защиты их прав и свобод.
Уполномоченный по правам человека в Калужской области наиболее активно работает с журналистами как федеральных, так и региональных (областных и районных) СМИ. К тому же у калужского Уполномоченного есть свой сайт: http://ombudsman.kaluga.ru, где подробно освещается его деятельность, даются ответы на многочисленные вопросы посетителей сайта, есть библиотека, форум и другие странички.
Средства массовой информации активно помогают в непростой деятельности Уполномоченного по правам человека. Только при их поддержке возможно наладить просвещение в области прав и свобод человека. Благодаря этому колоссальному источнику информации люди узнают о возможностях нового демократического института Уполномоченных по правам человека, действующего сейчас в России
Используемая литература:
1. Конституция РФ
2. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» № 2124-1 (ред. От 11.07 2011 г.)
3. Закон РФ от 21 июля1993 г. №513 5-1 «О государственной тайне»
4. Федеральный Закон РФ от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»
5. Федеральный Закон РФ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
6. Федеральный Закон РФ от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
7. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Калужской области. 2009 г., 2010 г.
8. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.,"Проспект", 2010.
9. http ://www. ombudsman.kaluga.ru/
10.http://www.garant.ru/action/regional/251016/
11.http ://www.un. org/ru/rights/
12.http './/www. constitution.ru/
13.http ://www.kp40 .ru/
14.http:// gazeta. aif.ru/info/structure/
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Перейти в раздел » 2011год
- К списку всех публикаций