Библиотека
НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ
2009 Автор: А.О. Филатова; НОУ ВПО Среднерусский университет (Институт управления, бизнеса и технологий) г. Калуга Научный руководитель: Довбня А.А., к. пол. н., доцент
Как конституция демократического государства, Конституция РФ определяет референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа.[1] Необходимо заметить, что в России выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.[2] Но!
Говоря о выборах в России необходимо отметить тот факт, что 25 июня 2008 года в Страсбурге Парламентская ассамблея Совета Европы причислила Россию к числу стран континента, где институты демократии не получили должного развития. В частности, как сообщает корреспондент «Нового Региона», России рекомендовано провести реформу избирательной системы.[3] Что же в наших выборах не так?
По мнению депутатов ПАСЕ, выраженному в соответствующей резолюции, в России отсутствие равноправного освещения выборов привело к тому, что наблюдатели Ассамблеи назвали думские выборы 2007 года «свободными, но несправедливыми».
Однако, сообщение о том, что выборы 2007 года «несправедливы», и даже «несвободны» не единственно в своем роде.
Пятого декабря 2007 года в Москве недалеко от здания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации прошла акция протеста граждан под лозунгами: "Не признаем результаты выборов!", "Даешь пересчет голосов!", "Фальсификаторов выборов - на нары!", "Нет депутатских мандатов для шулеров!", "Махинации на выборах - смерть для России!". Здесь же, лидер АКМ Сергей Удальцов отметил, что "сама система выборов — это сплошной обман, сплошная фальсификация", так как от выборов были отрезаны многие политические организации. "То что мы увидели 2 декабря и после подсчета голосов, называется одним словом — "воровство".[4]
Кроме того, известны случаи заявлений самих партий о нарушениях на выборах в Государственную Думу 2007 года. О нарушениях заявили партии: КПРФ, Яблоко, СПС и даже Единая Россия.
КПРФ негативно оценила итоги выборов, заявив, что на них имели место многочисленные нарушения. 7 декабря на заседании президиума КПРФ выборы были названы «несвободными, нечестными, несправедливыми». Лидер партии Геннадий Зюганов заявил, что на выборах использовалось около «20 технологий фальсификаций». Как утверждает Зюганов, по данным протоколов наблюдателей КПРФ по Сибири и Дальнему Востоку, Единая Россия получила на 5-7 % меньше, а КПРФ — больше.[5] К наиболее часто встречающимся нарушениям относились незаконная агитация, подкуп и принуждение избирателей, неправильное оформление протоколов, вбросы нескольких бюллетеней одним человеком. Сайт партии 2 декабря опубликовал список из 50 сообщений. Например, в Мордовии на некоторых избирательных участках за Единую Россию было подано более 100 % голосов.[6] Наиболее значительные нарушения замечены в республиках Мордовия, Кабардино - Балкария, Чечня, Ингушетия, Башкирия, Дагестан, в Кемеровской области.
30 декабря 2008 года КПРФ направила обращение в Европейский суд по правам человека в связи с фальсификацией итогов выборов в Государственную Думу ФС РФ пятого созыва, 15 февраля 2009 суд принял жалобу к рассмотрению.[7]
Кроме того, партия Яблоко, направившая около 10 тысяч наблюдателей для контроля за ходом голосования, также заявила о нарушениях. В жалобе в ЦИК, к которой был приложен список с заявлениями о нарушениях, говорилось, что «выборы были непрозрачны, недемократичны и проведены с нарушением законодательства о выборах и Конституции РФ». По словам Григория Явлинского, наблюдатели партии зафиксировали нарушения со списками избирателей и явкой, подкуп и принуждение избирателей, массовое использование фальшивых бюллетеней, многократное голосование по открепительным удостоверениям, вбросы большого числа бюллетеней за один раз, фальсификации при подсчёте голосов, отказы в выдаче наблюдателям копий протоколов.[8]
На сайте партии размещён список заявлений о нарушениях за 2 декабря (выдворение наблюдателей, голосование несколькими бюллетенями, голосование по открепительным удостоверениям «25 человек нерусской национальности», которых привезли на автобусе). Представители партии сообщали о нарушениях в Башкирии, где избирателям выдавали бюллетени с уже проставленной галочкой напротив «Единой России». Другой представитель «Яблока» заявил, что в Челябинске был открыт отдельный участок для голосования людей без регистрации, перед которым стояло в очереди 800 человек, урна не была опечатана, заходивших в кабинку людей фотографировали. В Челябинской области избирательный участок открылся на час раньше, при этом наблюдатели не присутствовали при его открытии.[9]
Как сообщает сайт партии, в Назрани на УИК 63 в списке избирателей находилось 2382 человека, из них проголосовало 237 человек, а из них за Единую Россию 150. При этом по данным ЦИК по территории Республики Ингушетия объявлена явка 97 %, а голосов за Единую Россию — 94 %.
Однако заявления о нарушениях также сделала и партия, набравшая большинство голосов на этих выборах.
Представитель партии Единая Россия Андрей Исаев заявил, что органы власти Владимирской области используют административный ресурс в пользу КПРФ. По его словам, губернатор области поддерживает коммунистов.[10]
По итогам выборов в Думу кандидаты на пост Президента России от оппозиции Владимир Буковский, Михаил Касьянов и Борис Немцов выступили с совместным заявлением. В нем, в частности, говорится:
«Прошедшие 2 декабря 2007 года «выборы» в Государственную Думу Федерального Собрания РФ пятого созыва стали самыми несвободными, самыми нечестными и самыми грязными за всю историю постсоветской России».
Целый ряд представителей оппозиции вообще не были допущены до выборов. Те оппозиционные партии, которые все же смогли принять участие в избирательной кампании, подверглись беспрецедентному административному давлению. Конфискация агитационных материалов, аресты и избиения активистов, незаконные задержания кандидатов в депутаты и даже убийство одного из них, организованная кампания по дискредитации оппозиции, лживая пропаганда в государственных СМИ, отсутствие доступа оппозиционных партий на федеральные телеканалы, ограничения на работу международных наблюдателей — все это стало отличительными чертами избирательной кампании 2007 года.
В своем заявлении оппозиционные кандидаты обязались в случае победы одного из них на президентских выборах распустить Государственную Думу пятого созыва и в кратчайшие сроки назначить новые выборы, которые «будут проведены в соответствии со стандартами многопартийной демократии, с обеспечением свободы слова, прозрачности всех процедур и равных возможностей для всех участников». Заметим, что ни один из этих кандидатов впоследствии не был допущен к выборам Президента РФ 2 марта 2008.
Согласно некоторым сообщениям, на избирательных участках в Мордовии, благодаря задействованию адмнистративного ресурса и нарушениям по предварительным итогам голосования, за Единую Россию оказалось подано до 109 % голосов, после чего результаты были пересчитаны. [11]
Партиями с возмущением приводятся факты, когда на участках, где зарегистрированы и голосовали зарегистрированные члены партии и их родные, в пользу данных партий не было отдано ни одного голоса. Также стоит отметить, что по телеканалу РЕН ТВ был продемонстрирован видеоролик, который критиками был назван свидетельством фальсификации.
Однако, что же ответил на все эти заявления и сообщения ЦИК?
Зампред ЦИК Станислава Вавилов заявил, что на 8 декабря в ЦИК поступило около 150 обращений. Вавилов пообещал, что все поступившие жалобы будут рассмотрены и в случае необходимости будут переданы правоохранительным органам. Комментируя заявления о нарушениях с открепительными удостоверениями, представитель ЦИК Игорь Борисов заявил, что по открепительным удостоверениям проголосовали 1 277 748 человек (что составляет лишь 1,17% от всех избирателей или 1,8% от принявших участие в голосовании). Как отметил Борисов, было отпечатано 2,4 млн открепительных удостоверений, из них выдано избирателям 1,4 млн. По его мнению, это говорит о необоснованности сообщений о массовых фальсификациях.[12]
Но стоит заметить, что по мнению главы миссии ПАСЕ Люка ван ден Брандена, «Администрация президента и сам президент оказывали огромное, подавляющее влияние на предвыборный процесс и на сами выборы. Определенно, здесь имело место злоупотребление административным ресурсом, и если Россия - это управляемая демократия, то, соответственно, это были управляемые выборы».[13]
Проанализировав данные факты, можно говорить о вероятности использования «партией власти» неконкурентных способов борьбы – своего административного и финансового ресурса. В частности, о возможности чрезмерного использования Единой Россией административного и финансового ресурса свидетельствовали данные, полученные из анализа списка кандидатов от партий на выборах 2007 года, где указывалась вся основная информация о доходах, источниках доходов и роде деятельности кандидатов. На основании имевшихся на избирательных участках специальных информационных выпусков ЦИК от 2 декабря 2007 года — выборы в Государственную Думу, где содержались партийные списки, мною были проанализированы все кандидаты, представленные от «ведущих» партий страны: Единой России (600 человек), КПРФ (512 человек), Справедливой России (546 человек) и ЛДПР(356 человек) по следующим критериям: возраст, пол, образование, доходы и их источники, род деятельности.
В результате проведенного исследования было выявлено, что доходы членов Единой России существенно превышают доходы членов всех остальных партий по основным показателям (см. Приложение «Доходы»). Так, лидирующими в первом пункте, где доходы кандидатов достигают до 200 000 рублей являются ЛДПР и КПРФ (43,2% и 40,2 % соответственно), Единая Россия же здесь значительно отстает (всего 6,6%). Однако свои лидирующие позиции Единая Россия занимает в диапазоне доходов «от миллиона и выше» (сравните: 66, 9% у единоросов и 18,2% у коммунистов; даже при условии сложения воедино показателей трех оставшихся партии, показатель Единой России будет превышать получившийся результат на 4%!). По представленным данным гипотеза о Единой России как партии миллионеров полностью оправдывает себя. При данных обстоятельствах, есть все основания полагать, что Единая Россия могла использовать свой материальный ресурс на выборах, ибо таких возможностей у нее было достаточно.
Также, интересным вопросом является и вопрос об источниках таких материальных средств (см. Приложение «Источники доходов»). Точно также, проанализировав данные по кандидатам в депутаты, представленных в специальном информационном выпуске ЦИКом[14], мы можем с полной уверенностью заявить, что основным источником доходов у кандидатов Единой России являются банковские вклады (78,3%), затем акции (35,4%) и доходы депутатов, связанные с работой в Государственной Думе РФ (31%). Интригующим моментом в данном анализе явилось то, что у КПРФ, ЛДПР и Справедливой России также как и у Единой России основным источником являются вклады в банк (их показатели даже превышают показатель Единой России на несколько процентов). Однако все становится на свои места, когда мы узнаем о сумме вложенного в банк членами разных партий (сравните: 6 286 288 112 рублей у Единой России и 355 520 468 рублей у Справедливой России; опять - таки заметим, что при условии сложения банковских сумм трех оставшихся партий, сумма вложенного в банк от кандидатов Единой России будет превосходить аж в 2 раза!). Здесь же своевременно вспомнить просьбу экс-президента Владимира Путина о желательности выхода из партийного списка кандидатов в депутаты Государственной Думы от Единой России миллионеров и миллиардеров, явно для того, чтобы развеять миф о Единой России как «партии толстосуммов».
Что касается административного ресурса (см. в Приложениях «Род деятельности»), то здесь сразу становится ясным, что в партию Единая Россия входит основная часть чиновничьего аппарата страны[15]. Взять, к примеру, президентов республик: из 21 президента в состав партии входят 11, кроме того из 49 губернаторов областей в списке Единой России оказались 34 губернатора. Губернаторы краев и мэры городов федерального значения представлены в списке единоросов в полном составе, тогда как в партийных списках кандидатов от КПРФ, ЛДПР и Справедливой России все вышеперечисленные лица отсутствуют вообще. В этой ситуации вероятность использования Единой Россией данного ресурса также очевидно.
Все это повторилось на недавних выборах 11 октября 2009 года, свой административный и финансовый ресурс Единая Россия вновь использовала в полной мере. На этот раз дело завершилось не только заявлениями и жалобами. Разгорелся целый скандал - партии КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия покинули Государственную Думу с требованием пересмотреть итоги выборов.
На заседании Бюро РОДП Яблоко 17 октября 2009 года председатель партии Сергей Митрохин выступил с заявлением о непризнании результатов выборов 11 октября 2009 года и необходимости проведения расследования нарушений избирательных прав граждан. Как заявляет Сергей Митрохин, очевидная фальсификация результатов голосования 11 октября 2009 года показала российскому обществу и всему миру, что институт демократических выборов в России сегодня практически уничтожен.
Вместо процедуры законных выборов страна получила очевидную победу над правом и законом некоторой группы лиц, которая использовала свои административные и политические возможности для нелегитимного захвата власти.
В невиданных ранее масштабах были применены все методы тотального административного давления и значительных фальсификаций, опробованные и отработанные в предыдущих избирательных циклах. Особенно массовыми, неприкрытыми и показательно наглыми были нарушения в Москве, Московской области, Астрахани и Дербенте. Примером может служить ситуация произошедшая с самим Сергеем Митрохиным, когда на избирательном участке, где голосовал сам С. Митрохин с семьей, у партии Яблоко не оказалось ни одного голоса.
Впервые в столь массовом порядке из-за несущественных и часто полностью незаконных придирок избирательные комиссии массово отказывали партиям и кандидатам в регистрации и праве на участие в выборах, ограничивая тем самым выбор граждан.
В значительных масштабах в ходе сбора подписей и предвыборной агитации с целью давления на кандидатов и наблюдателей были использованы государственные силовые структуры, представители которых сами непосредственно участвовали в подтасовках.
Наблюдателями от разных политических партий на прошедших выборах были зафиксированы около 20 видов особо злостных нарушений, свидетельствующих о серьезных фальсификациях на выборах.
Результаты голосования ни за одну политическую партию, принявшую участие в выборах 11 октября 2009 года, нельзя признать соответствующими действительности.
По различным оценкам, в результате этих фальсификаций результат партии Яблоко в Москве был занижен примерно на 2/3. Существенно занижены и результаты других политических партий, также ставших жертвами «вбросов» за партию действующей власти - Единую Россию.[16]
В пресс-интервью Владимир Жириновский назвал результаты выборов "нечестными". "Постоянное давление, шантаж, угрозы, вплоть до угрозы увольнения" в адрес тех, кто поддерживает либерал-демократов, заявил он.
Таким образом депутаты заявили, что не вернутся в зал заседаний Госдумы, пока не встретятся с Президентом РФ как гарантом Конституции, чтобы обсудить нарушения в процедуре голосования.
Двадцать четвертого октября на загородной дачи г-на президента произошла встреча Д.А Медведева с лидерами оппозиционных партий.
Дмитрий Медведев посоветовал парламентской оппозиции вернуться к законодательной работе, а свои претензии к результатам прошедших 11 октября выборов выражать не в форме вольного протеста, а через суд. Медведев сообщил: главным стабилизатором деятельности оппозиции может стать закон об оппозиционной деятельности, который глава государства, возможно, внесет в Госдуму после консультаций со всеми политическими партиями.
Кроме того, парламентарии в ответ рассказали о своих предложениях по реформированию избирательной системы. Многие, в частности, высказались за переход на пропорциональную систему выборов по всей России. Напомним, что сейчас система выборов по партийным спискам действует только на федеральном уровне. Президент в ответ сообщил, что и сам размышляет над этой идеей, однако более подробно расскажет об этом в своем Послании Федеральному собранию, где также даст рекомендации по борьбе со злоупотреблениями на выборах.[17]
Из приведенных выше сведений четко обозначено нарушение основных конституционных прав граждан - избирательных прав: права избирать. Это право было нарушено фальсификацией выборов 2007 и 2009 годов, где мнение народа просто - напросто не бралось во внимание, и всячески «искажалось».
Естественно, что любая партия, пришедшая к власти будет стараться любыми способами удержать ее « в своих руках», как это делает «Единая Россия» (и как это делали «обиженные» ныне правые партии в 90-е годы), используя свой административный и финансовый ресурс, даже путем нарушения конституционных прав граждан. Однако если мы хотим превратить нашу страну, действительно в демократическое государство и хотя бы на чуть приблизиться к правовому ее определению (как это закреплено в Конституции РФ, но не действует на практике), мы должны как можно быстрее встать на путь борьбы с процессом фальсификации. Под такими «способами борьбы» мы понимаем:
- ужесточение в уголовном законодательстве наказаний, а именно установление повышенной ответственности за совершение деяния, повлиявшего на результаты выборов (ст. 141 и 142 УК РФ);
- осуществление Центральной избирательной комиссией РФ и избирательными комиссиями субъектов РФ (в том числе и Калужской области) контроля за правомерностью пожертвований, перечисляемых на счета политических партий и их региональных отделений, а также проверки ежегодных сводных финансовых отчетов политических партий, в целях установления действенного контроля за финансированием политических партий не только в период избирательных кампаний, но и в период между выборами;
- возвращение отмененной в декабре 2006 года в избирательных бюллетенях графы «Против всех», что позволит учитывать мнение значительной части общества и создать систему общественного контроля за результатами и итогами выборов;
- еще одним важным способом «борьбы», на мой взгляд, является установление «определенных рамок» для партий в период предвыборной агитации в СМИ. Так, для каждой партии должно отводиться определенный регламент времени для выступлений на телевидении, должно устанавливаться определенное количество прокламаций (раздаточного материала) и т.д., а также соблюдение обязательного требования: прекращения агитации за сутки до дня выборов (что не всегда соблюдается в субъектах РФ). О гарантиях равного освещения партий в СМИ также говорил и Д. А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию;
Полностью можно согласиться с президентом и в следующих предложениях:
- пора навести порядок с досрочным голосованием на местных выборах. Законы о выборах Президента и депутатов Государственной Думы строго ограничивают сроки этой процедуры и четко определяют, в каких случаях она используется. Взяв именно эти норму за основу, нужно продолжить корректировку федерального и регионального законодательства. Необходимо также проанализировать практику использования открепительных удостоверений, принять необходимые меры для предотвращения незаконных манипуляций;
- необходимо техническое переоснащение избирательной системы. Внедрение электронных средств подсчета голосов и обработки информации на избирательных участках будет способствовать борьбе со злоупотреблениями в ходе избирательных кампаний. Следует сделать избирательную систему на региональном уровне более прозрачной.[18] Здесь же стоит отметить замечание лидера партии В.Ф. Жириновского о том, что желательно было бы создать в России «электронное голосование», при котором голос каждого избирателя уходил бы непосредственно в ЦИК, что позволит предотвратить злоупотребления в ходе голосования.
На мой взгляд, проблема фальсификации (и как следствие нарушение избирательных прав граждан) является сейчас наиболее острой в нашем обществе. Речь об этом вопросе, как мы видим, уже идет в правительстве, что говорит о серьезности данной проблемы. Предложенные мною и отмеченные президентом в своем Послании «способы борьбы» дают возможность сделать партии конкурентно способными, а наши выборы более свободными и демократичными. Возможно, данные меры полностью и не ликвидируют использование административных и финансовых ресурсов партиями, но хотя бы снизят это использование на определенный показатель.
[1] Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 // Собрание законодательства РФ№1, 1994. Ст.3, ч. 3.
[2] Федеральный Закон РФ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ №4, 2002. Ст. 3. ч.1.
[3] http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=833347.
[4] Кашин В. И.: Всероссийская акция протеста коммунистов против результатов выборов запланирована на 22 декабря // Сайт КПРФ, 7 декабря 2007.
[5] Зюганов Г.А.: Мы не доверяем данным, оглашенным Центризбиркомом // Сайт КПРФ, 2 декабря 2007.
[6] Хроника нарушений в ходе выборов: 50 свежих фактов в режиме реального времени // Сайт КПРФ, 2 декабря 2007.
[7] http://kprf.ru.
[9] Нарушения на выборах, зарегистрированные наблюдателями «Яблока» 2 декабря 2007 года // Сайт партии «Яблоко».
[10] В руководстве Компартии говорят о готовности отказаться от депутатских мандатов для того, чтобы добиться перевыборов в Госдуму // Эхо Москвы, 3 декабря 2007.
[11] В руководстве Компартии говорят о готовности отказаться от депутатских мандатов для того, чтобы добиться перевыборов в Госдуму // Эхо Москвы, 3 декабря 2007.
[12] ЦИК: Махинаций с открепительными талонами быть не могло // РИА «Выборы», 10 декабря 2007.
[13] Александр Брод: выборов без нарушений не бывает // Взгляд, 4 декабря 2007.
[14] Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва 2 декабря
[15] Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва 2 декабря
[16] О непризнании результатов выборов 11 октября 2009 года и необходимости проведения расследования нарушений избирательных прав граждан// Свобода и справедливость. 2009. №5.
[17] Президент даст оппозиции законные гарантии// Известия, №4. Октябрь, 2009.
[18] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 12 ноября
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Перейти в раздел » 2009 год
- К списку всех публикаций