Библиотека
БОЛОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ: ПОМОЖЕТ ЛИ ЗАЩИТИТЬ ВВЕДЕНИЕ ДВУХУРОВНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
2009 Автор:О.А. Попкова; НОУ ВПО МИДА «Франко – Российский институт делового администрирования» Научный руководитель: к.пс.н., доц. Баталова Т. В.
«Образование – двигатель экономического развития».
Образование – один из самых важных аспектов развития государства. Оно формирует основу будущего страны, её кадры. А на страну со слабым уровнем образованности легче воздействовать извне.
У масс уже накипел вопрос о значимости Болонского процесса. Это наша действительность. С одной стороны: слияние с Европой, стандартизация глобализация, с другой – самобытность российской культуры и свой путь. Казалось бы, вечный спор славянофилов и западников. Спорить можно долго, а вот проблему с образованием нужно решать. Основной целью своей работы ставлю конкретные решения для оптимального адаптирования Болонского процесса. Задачи: выделить и понять основные проблемы, рассмотреть их с разных позиций.
Я считаю, что формирование понимания образовательных проектов позволяет принимать правильные решения, открывает новые возможности. Нам необходимо знать не только свои обязанности, но и права.
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Это официальное определение.
«Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран»[1].
Участниками Болонского процесса являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.
Предполагалось, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Тем самым наша страна взяла обязательство до 2010 года реформировать национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В России особый интерес проявили те вузы, которым выгодна связь с международным сообществом и активность на международной арене (СПбГУ, РУДН, МГИМО).
Документом, уточняющим и конкретизирующим направления деятельности в рамках Болонского процесса стал приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2005 года «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» и «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации на 2005 – 2010 гг.». В этих документах сформулированы следующие задачи.
Задачи Болонского процесса в России
Задача 1: Развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях – бакалавриат и магистратура.
Задача 2: Изучение и введение системы зачётных единиц (ECTS).
Задача 3. Введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement).
Задача 4: Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах-участниках Болонской декларации.
Задача 5: Проблема качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования.
Задача 6: Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов.
«Министры образования 46 стран Европы выработали приоритеты развития высшего образования до 2020 года, говорится в поступившем в среду в распоряжение РИА Новости финальном коммюнике по итогам министерской конференции "Болонский процесс 2009", проходившей 28-29 апреля в бельгийских городах Левен и Люван-ля-Нев»[2]. По мнению участников процесса, изменения, вызванные Болонским процессом, "позволили прийти к большей совместимости и сравнимости систем высшего образования", повысили мобильность студентов и преподавателей.
Это официальная информация. А вот, что мы имеем на практике:
Реалии Болонского процесса в России
Растущая мобильность преподавателей и студентов. В перспективе студент будет сам выбирать предметы, следуя новой программе. Но с другой стороны, представим реалии Калужской области. Пока студенты не так мобильны, как хотелось бы, они будут выбирать лёгкие предметы. На более сложные могут не набраться группы. Далее, студенты обладают не полной информацией, они могут не знать что требуется на рынке труда. И тем более, студенты, особенно 1 и 2 курс, не спрогнозируют, что будут востребовано через несколько лет.
Важный вопрос отношений с другими странами. Да, мы ценим своё и тем более, советское образование, но как его воспринимает Европа? С другой стороны, нам, конечно, обещают равноправие в отношении к студентам со стороны других стран. Но на деле все грамотные работодатели проверяют интеллектуальный уровень и способности вновь пришедших.
В отношении РФ слово “унификация” является эвфемизмом, ложным благозвучным обозначением: ЕЭС ничего от российской системы не берет, никакого синтеза систем не происходит. Европа стремится к объединению, но возможно ли слияние России с Европой?
"Академическая мобильность". Процесс неоднозначный. Уже сейчас есть много возможностей отправиться получать дальнейшее образование за рубеж, работать во благо науки, но многих сдерживают моральные принципы и желание работать во благо Родине. «Пережитки» старой системы. Нужно ли стимулировать такую активность? Можно предположить, что, подстраиваясь под европейскую систему, мы идём на встречу нашим выпускникам, которые собираются устроиться за границей. Но с другой стороны, этого ли должно добиваться государство? Мы учим молодёжь, а работает она на других, мечтает о зарубежной работе. Работать на иностранные компании и работать с иностранными компаниями. Разница ощутима.
В России всегда готовили студентов, ориентируясь на то, что дальше он пойдёт получать степень магистра. То есть с 1 курса ему порционно предоставляли знания, рассчитанные на будущего магистра. А теперь представьте себе двухступенчатое образование в нашей медицине. Кто такие бакалавры? Фельдшера и зуботехники? А легко их «доучить» за 2 года до стоматологов и хирургов?
И в чём заключается экономия бюджета? Наверное, в том, что 90% второй ступени будет платной. Не в деньгах вопрос. В Союзе обходились и без больших затрат, но почему-то мы предпочтём хирурга с советским образованием.
И вот одно альтернативное мнение. Болонский процесс – это скорее большая система. Работать в системе – значит быть одним шарниром. У населения часто возникает вопрос: «Может системе выгодно, чтобы я не получил высшего образования? Должен же кто-то выполнять всю остальную работу». И это очень тонкий вопрос, ведь именно здесь прослеживается возможное нарушение прав человека. Каждый имеет право на образование. А если государству выгодны люди без образования?
Подводя итог вышесказанному, стоит привести высказывания, подчеркивающие основную мысль. Марк Твен: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование». Чак Паланик, в своем романе «Невидимки» отмечает: «Телеигры придуманы для того, чтобы мы спокойнее относились к случайным и бесполезным остаткам от полученного нами образования».
Почему не все преобразования приживутся?
Вообще, существует железное правило – не трогать социальную сферу, пока ты не разобрался с экономикой. Мы до сих пор не знаем, в каком обществе мы живем, какую экономику мы строим. Социальную сферу в период экономических потрясений никто не трогает, это аксиома.
Для нас Болонский процесс означает не только отказ от запутанной системы «бакалавр-специалист-магистр». Не стоит забывать заслуги прошлой системы образования. Если задуматься, её история – это более 300 лет! Сначала всё разрушим, а другие будут строить – такого отношения допустить нельзя.
Другой аспект – культура преподавания. Болонский процесс предлагает новые формы общения: безличностные отношения. Представлю субъективное мнение. Мы молодёжь, радикалы и максималисты. Конкурсная основа – прекрасно! Так почему бы ей не позволить развиваться? Нам нужно бесплатное образование, стипендии, возможности. И мы хотим, чтобы с нами работали как с учениками. Заставляли. Требовали. Выслушивали. Нам нужен учитель, чтобы развиваться. Зачем нам безличный «партнёр», который даже не будет знать о нашем существовании? Нам интересно узнавать своих преподавателей, слушать их мнение. Нам нужно общение. Без этого можно и самому учиться по книжкам или по Интернету.
Василий Осипович Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».
В качестве эпиграфа к дальнейшим рассуждениям следует привести такое высказывание:
«Чтобы цивилизованный человек, живущий в девятнадцатом веке,
не знал, что Земля вертится вокруг Солнца,- этому я просто не мог поверить!
- Вы, кажется, удивлены, - улыбнулся он (Шерлок Холмс), глядя на мое растерянное лицо.
- Спасибо, что вы меня просветили, но теперь я постараюсь
как можно скорее все это забыть»
(Артур Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»).
Это ещё один дискуссионный вопрос. Характерная черта многих европейцев – это их склонность к совершенствованию только одной сфере знаний. И как следствие – однобокий взгляд. Может это и стереотип, но именно такая система нам предлагается. Здесь нужно осознавать смысл образования и саморазвития, цели которые они несут для социума и для одного индивида.
Сегодня вопрос Болонского процесса в России решен. Он уже есть и преобразования давно запущены, хотим мы того или нет. Но должен быть консенсус – национальные традиции нашего образования нужно и должно отстаивать. Более того, это возможно.
Результаты SWOT-анализа определяют следующие решения:
Россия может доказать свою самостоятельность, выбрав свой путь;
Вовлечь интеллектуальные ресурсы в разработку специфичной стратегии развития образования для России;
Заняться мотивацией молодёжи;
Повысить активность населения, например: санкционированные дебаты;
Вовлечь интеллектуальные ресурсы в научную и государственную деятельность;
Показать все преимущества и возможности населению;
Развивать систему информирования; например – буклеты и раздаточные материалы о Болонском процессе;
Предупредить угрозы, проработав стратегию развития;
Отслеживать средства, выделяемые бюджетом на образование;
Информировать население о грантах, конференциях, исследованиях;
Нормировать максимальное количество студентов в группе;
Пересмотреть плюсы и минусы новой системы;
Предотвратить утечку кадров, заинтересовав выгодн
- [1] http://ru.wikipedia.org/wiki/Болонский_процесс.
- [2] http://www.rian.ru/edu_bolon/20090429/174764900.html.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Перейти в раздел » 2009 год
- К списку всех публикаций