Библиотека

СВОБОДА СОВЕСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


2009 Автор:Л.Л. Жаворонков; НОУ ВПО Среднерусский университет (Институт управления, бизнеса и технологий) г. Калуга Научный руководитель: Довбня А.А., к.п.н., доцент

30 марта 1998 года, Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию по правам человека.  В частности, там есть и такой пункт:

Статья 9 . Свобода мысли, совести и религии

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. [1]

Таким образом, можно придти к мнению, что объявленная свобода совести – это гораздо более широкое понятие, чем обычно понимаемая под этим термином свобода вероисповедования.  Несмотря на это, в данном докладе речь пойдёт именно о свободе вероисповедования, как наиболее значимой части свобод и прав человека, особым образом закреплёнными не только в различных международных актах, но и в Конституции РФ. [2]

К большому удивлению, далеко не все люди знают, что такое свобода совести (и вероисповедования). Автором был проведён небольшой мониторинг общественного мнения среди примерно 300-350 человек разных социальных групп.  Вопрос ставился так : «По Вашему мнению, соблюдается ли в Российской Федерации свобода совести»? Ответы приведены в таблице:

«ДА»

5 %

«НЕТ

20 %

«А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»

62 %

Нецензурные и агрессивные ответы

13 %

Как можно видеть, мало кто вообще знает о своих правах и свободах, что наводит на мысль о крайне плохой деятельности СМИ, Аппарата уполномоченного по правам человека в РФ, соответствующих организаций в просвещении граждан.

Обозревая прессу, которая крайне неохотно даёт материалы о притеснениях на почве религиозной вражды, создаётся негативное впечатление о состоянии в этой сфере свобод.

В данном докладе будет сделана попытка оценить положение со свободой совести в Российской Федерации вообще и Калужской области в частности, осветить некоторые наиболее вопиющие проблемы и дать возможные пути их решения.

Вопрос о свободе совести возник с началом Реформации в Европе. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще.

Британский Билль о правах 1689 года признавал за личностью права иметь своё собственное мнение и убеждения, следовать своим убеждениям, что бы ни советовали окружающие, и т. д.[3]

Во Франции принцип свободы совести был впервые провозглашён в статье 10 Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), в которой речь идёт о том, что «никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку». Позднее, в Конституции Франции была провозглашена «свобода религиозных культов» (сентябрь 1791 г.). Французский Гражданский кодекс 1804 года — кодекс Наполеона вообще не касается религиозных вопросов, демонстрируя таким образом, что государство в своих фундаментальных основах является светским. [4]

За Великобританией и Францией последовали и другие государства. Но наиболее далеко идущие шаги в этом направлении были сделаны после Второй мировой войны.[5]

На третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая и определила его базовые права. В статье 18 Декларации указано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». [6]

Во исполнение этого принципа, например, во Франции действует принцип непризнания государством ни одной из религий. Свобода совести начинается с признания права на «внутренние убеждения»: никого нельзя обязать обнародовать свои религиозные или философские убеждения. Упоминание о религиозной принадлежности при переписи населения является запрещённым.

Свобода совести предполагает и свободу атеизма, а также возможность индифферентизма, смешивания разных верований, принятие старых и признанных новых культов. Но если, с одной стороны, никто никого не должен принуждать к обнародованию религиозных взглядов, то, с другой стороны, никому не запрещено делать это по собственному желанию. В то же время закон защищает государственных чиновников: во всех административных документах запрещены ссылки на их религиозные или философские убеждения.

Французское право ставит все культы, современные, а также те, которые появятся в будущем, в ситуацию юридического равенства. [7]

Связь между свободой совести и отделением Церкви от государства, по-видимому, неоднозначна. С одной стороны, существует положительная корреляция между отделением церкви от государства и обеспечением в этом государстве свободы совести. Например, шариат включает в себя нормы и правовые и религиозные. Так, например, в 2006 году шариатский суд Афганистана приговорил к смертной казни мусульманина, сменившего религию. С другой стороны, отделение церкви от государства не гарантирует свободы совести, а неотделение её не исключает. Так, известны страны с государственной церковью (например, Великобритания и большинство других монархических государств Европы), тем не менее, обеспечивающие своим подданным право исповедовать религию по выбору или не исповедовать никакой. Напротив, в некоторых государствах с отделённой церковью (все коммунистические режимы, Ирак при Саддаме Хусейне) адепты многих религий (при коммунистах — все верующие, при Саддаме Хусейне — шииты) подвергались дискриминации.

Отделение церкви от государства происходило: в России — 1918 год (Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви), Франция — ратифицировано в 1905 году. Колумбия — 1853 год. США — 1787 год. [8]

Религиозная дискриминация и проблемы свободы совести в РФ

 

Формально, Российская Конституция гарантирует свободу совести; как это сказано в ст. 14 Основного Закона России:  "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Статья 28 Конституции гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, в том числе право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные и иные убеждения, и действовать в соответствии с ними. Конституция также провозглашает запрет на любые формы ограничения прав граждан по признаку их религиозной принадлежности (ч. 2, ст. 19) и на пропаганду религиозного превосходства (ч. 2, ст. 29). [9]

Однако фактически ситуация сильно отличается от заявленной в Конституции. Уже в принятом в 1997 г. законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" упомянуто об особой роли православия, а также перечислены ислам, иудаизм и буддизм в качестве религий, "составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России". В результате происходит официальное деление всех религиозных конфессий в стране на "традиционные" и "нетрадиционные", провоцирующее их неравноправие.

Приведём статистические данные о нарушениях права на свободу совести и вероисповедания в Российской Федерации:

Осенью 2008 г. Министерство юстиции России объявило о намерении инициировать ликвидацию в судебном порядке более 50 религиозных организаций, ранее зарегистрированных этим ведомством. Основанием стало "длительное непредоставление в Минюст предусмотренного законом перечня сведений и документов". Среди кандидатов на ликвидацию - организации, принадлежащие к христианству, исламу, иудаизму, буддизму, и прочие религиозные объединения.

В марте 2009 г. образован Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. Главой Совета был избран известный "сектовед" и отъявленнейший экстремист А.Дворкин, против кандидатуры которого выступил ряд правозащитников и членов Общественной палаты РФ. [10]

            Серьезным нарушением прав человека является попытка массового внедрения в  школы "Основ православной культуры", фактически представляющие собой закамуфлированный "Закон Божий". "Нетрадиционные" религии  сталкиваются с трудностями при получении разрешения на постройку культовых зданий, выделение участков под кладбища и т.д. Последний пример подобного рода - это мусульманская община г. Одинцово Московской области, которая на протяжении 10 лет добивается выделения земельного участка для организации кладбища. [11]

            В апреле 2008 г. в Тюменском государственном нефтегазовом университете доцентом кафедры социальной работы Института гуманитарных наук и членом Миссионерского отдела Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви Светланой Шестаковой была прочитана лекция в рамках курса "Основ религиозной культуры" для желающих преподавать ОПК в школах. Говоря об иудаизме, С.Шестакова заявила, что в маце "в малом количестве кровь православных людей, которых мученически замучили там". По словам лектора, евреи якобы крадут детей, выкачивают из них кровь и "потом собирают кровь на тряпки, эти тряпки сжигаются, и этим пеплом посыпается умерший человек или в мацу добавляется". Затем последовало обвинение в ритуальном убийстве евреями семьи Николая II: "они были исколоты, там надо исколоть живого человека, пока он не умер, пока он мучается, вытечет вся кровь. Именно так замучили царевича Алексея, на глазах родителей, потом убили царя и царицу".  
            Муж С.Шестаковой - К.Шестаков  заявил, что "младенцы у нас регулярно исчезают, вот в Красноярске случай был недавно", а также отметил, что в пресловутом "деле Бейлиса" Бейлис был оправдан потому, что присяжные были запуганы евреями, а после свержения самодержавия были убиты все присяжные, голосовавшие за осуждение Бейлиса. Когда в июне 2008 г. расшифровка лекции была опубликована на сайте Славянского правового центра и вызвала резкую реакцию со стороны ФЕОР (Федерация Еврейских Общин России) [12], К.Шестаков опубликовал на одном из околоправославных интернет-сайтов статью, где заявил, что все, что говорила его жена (включая и обвинения в ритуальных убийствах), "является частью Учения и Священного Предания Православной Церкви, частью православной традиции". К.Шестаков также заявил, что "отрицать существование в иудаизме ритуальной практики использования христианской крови - значит отрекаться от Православного Предания, порочить память святых". [13]

            Одновременно в некоторых СМИ появились сведения о покровительстве супругам Шестаковым со стороны Тобольского и Тюменского епископа Дмитрия, брата митрополита Климента (Капалина), в то время управляющего делами Патриархии. Надо заметить, что епископ так и не отреагировал на скандал, разгоревшийся в его епархии, несмотря на специальное обращение в его адрес, принятое 13 августа 2008 г. представителями протестантов, мусульман и иудеев с просьбой прояснить, правомерны ли претензии Шестаковых на то, что они говорят от имени РПЦ, что означает как минимум нейтральное отношение к взглядам, исповедуемым супругами Шестаковыми. 

            Околоправославные активисты регулярно выступают с резкими заявлениями против "сектантов", под которыми они понимают большинство присутствующих в России неправославных конфессий и деноминаций, пропаганду толерантности и т.д. [14]

РПЦ последовательно тяготеет к "огосударствлению" православия. Так, Чувашская епархия РПЦ публично поддержала предложение одного из депутатов петербургского Законодательного собрания превратить православную Пасху в общероссийский праздник.

Религиозные объекты часто становятся  объектами атаки  националистов. Вот несколько примеров только за последние месяцы:  В ночь на 1 января 2009 г. надписи фашистского содержания и свастика были нанесены на стены московского храма Святителя Николая в Отрадном и близлежащие дома. 15 января были разбиты окна репетиционного зала Дома молитвы евангельских христиан-баптистов Зеленограда (Москва). 27 января на находящемся в Великом Новгороде  костеле святых апостолов Петра и Павла вандалы нарисовали свастику.

            В Калуге в ночь с 31 марта на 1 апреля неизвестные лица разрисовали оскорбительными для верующих людей выражениями и рисунками стены храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский храм), который находится в центре города, недалеко от здания областной администрации.

8 марта 2009 г., во время религиозного праздника Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда), ряд книжных магазинов в Махачкале подверглись нападениям молодежных группировок приверженцев влиятельных суфийских шейхов. Они врывались в магазины и уничтожали религиозную литературу, в том числе современные переводы Корана на русский язык. Сообщается, что в нападениях участвовали несколько десятков человек.  [15] [

 

Православный клинч

Отношения Православной церкви с религиозными меньшинствами в России, прежде всего, с неправославными христианскими церквями, находятся в процессе самоопределения. Сложность заключается в том, что Православие, как символ и стержень нашей истории и культуры, Церковь как хранительница самобытности, мира и согласия в стране (как предполагается в идеале), никогда не находилась в диалоге с другими российскими конфессиями, не выстраивала отношений с ними в рамках демократического общества. Как правило, Церковь находилась, как это ни парадоксально, по одну сторону с властью, которая репрессировала инаковерующих, в том числе и самих православных. В современной России у православия появился шанс стать инициатором межхристианского диалога и гарантом межрелигиозного мира.

Религиозный бум 1990-х годов естественно породил сектоведческое движение в качестве реакции на агрессивное миссионерство со стороны, как христианских церквей различных направлений, так и новых религиозных движений. Возглавил это движение руководитель Центра Иринея Лионского Александр Дворкин, ставший в марте 2009 года председателем Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ. Ученики Дворкина, журналисты и сотрудники миссионерских отделов епархий, подражающие резкому оскорбительному стилю Дворкина, появились почти во всех регионах России. К 2009 году, как очевидно из происходящих по всей стране конфликтов, противоречия между реальной социальной ролью инославных, и невежественностью последователей Дворкина стали непримиримыми. В Саратове сектовед Александр Кузьмин, член Совета Дворкина при Минюсте РФ, спровоцировал травлю харизматической церкви «Слово жизни» и других церквей в СМИ, после чего верующие не раз обращались в ФСБ и прокуратуру, но им отказывали в возбуждении дела. В Мурманске Церковь пятидесятников «На Мурмане» также судится с сотрудником миссионерского отдела епархии РПЦ МП сектоведом Антоном Тучковым, который обвинил христиан в экстремизме».   Церковь Христа Спасителя евангельских христиан-баптистов Сыктывкара обратилась в прокуратуру по поводу дискриминационных статьей в «Епархиальных ведомостях» Сыктывкарской и Воркутинской епархии РПЦ МП, которые, по мнению баптистов, разжигают межрелигиозную рознь. Аналогичные статьи, в том числе от имени секретаря местной епархии игумена Филиппа (Филиппова) появлялись и в отношении Церкви пятидесятников, которая занимается реабилитацией наркозависимых. Если ситуацию не постарается изменить само руководство Московской патриархией, то судебные процессы по разжиганию межрелигиозной вражды будут проходить почти в каждом российском регионе.

            Позиции более академического и миссионерского сектоведения готово поддержать и священноначалие РПЦ МП, но даже робкие и обтекаемые заявления представителей патриархии сталкиваются с яростной критикой фанатично настроенных православных деятелей. Так, 22 сентября в ходе круглого стола «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» в пресс-центре Славянского правового центра глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества отец Всеволод Чаплин признал обоснованным то, что в России часто забывают об интересах религиозных меньшинств и подчеркнул: «Наша Церковь будет стараться помогать в разрешении этой ситуации. Православный священник должен помочь любому верующему найти дорогу к своему пастырю». По поводу постоянных конфликтов, возникающих в регионах, в том числе под влиянием сектоведов между православными и протестантами, отец Всеволод отметил, что действительно есть случаи атаки на религиозные меньшинства, в которых часто бывает виновата не одна сторона. Подобные столкновения отравляют религиозную атмосферу, заявил отец Всеволод. [16]

Однако с открытой критикой Отдела внешних церковных связей выступило православное агентство «Русская линия» в статье Андрея Рогозянского «Досадная ошибка, которая может дорого стоить». Автор предостерегает представителей Московской патриархии от любых форм диалога с инославными христианами и возмущается тем, что глава ОВЦС архиепископ Иларион (Алфеев) ответил на письмо пасторов пятидесятнической церкви Саратова «Слово жизни», которые обвинили православную епархию, а также выступающего по ТВ и в печатных СМИ от имени православия сектоведа Кузьмина, в разжигании межрелигиозной розни. В своем письме владыка Иларион называет пасторов церквей христиан веры евангельской «Слов жизни» «братьями во Христе» и призывает пятидесятников к диалогу с Саратовской епархией РПЦ МП, куда также было направлено соответствующее письмо главы ОВЦС. На форуме Кураева в рамках темы «Новый анекдот из жизни сектозащитников» некоторые православные даже не поверили в истинность письма владыки Илариона, а адвокат Дворкина Александр Корелов подтвердил угрозы сектоведа Кузьмина о скорой ликвидации церквей пятидесятников: «стараниями государства этой секте отведена определенная роль, которая будет очевидна в ближайшие год два, может быть три... Поэтому речь епископа Иллариона носила явно миссионерский характер. Но это пока следите за событиями, как говорится...». [17]

Обвинения «сектантов», даже членов христианских протестантских церквей, в убийствах, изуверстве, в зомбировании и гипнозе, предательстве интересов Родины, в «шпионстве» (как обвиняли протестантов сотрудники Тульской епархии РПЦ МП), в пособничестве Западу, в размывании русского православия и намеки на то, что именно «сектанты» развалят нашу русскую землю – все это обычная риторика, которая наиболее ярко проявляется в эпохи кризисов..

Вопиющий, но, похоже, характерный случай был выявлен в Хабаровске Следственным отделом по г. Хабаровску Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Хабаровскому краю. Против распространителей известной листовки против Общества сознания Кришны «Осторожно секта», раздававшейся в ходе проведения фестиваля Культуры Индии 19 июня 2008 года на набережной Амура, Н. Э. Нагорного, Д. Е. Колоскова и Я. В. Соловьева еще в ноябре 2008 года было возбуждено уголовное дело по обвинению в разжигании межрелигиозной розни. Листовка основана на материале, написанном сектоведом, учеником Дворкина Александром Кузьминым. Оскорбительная акция против кришнаитов, как оказалось в ходе следствия, была устроена представителями Хабаровской епархии РПЦ МП, движением «Молодая гвардия Единой России» и националистическим движением «Русский клуб (лидер «Русского клуба» - Сергей Карнаух, проживает во Владивостоке и находится под следствием по обвинению в разжигании межнациональной вражды).

            При этом дело об антикришнаитской листовке, которая была признана экстремистским материалом 29.01.09, а 23 сентября 2009 года это решение было отменено, еще не закрыто. Дело направлено на новое рассмотрение. В защиту оскорбительных материалов выступают сектовед А. В. Кузьмин, а также активисты «Молодой гвардии Единой России» - привлеченный к уголовной ответственности Н. Э. Нагорный и глава  Хабаровского отделения «Молодой гвардии» И. П. Джуляк. В роли защитника выступает адвокат Дворкина Александр Корелов.

            Напомним, что Общество сознания Кришны, согласно листовке и справке Кузьмина, представляет «тоталитарную секту кришнаитов, известную по всему миру преступлениями против человека и общества  – финансовыми махинациями,  трудовой и сексуальной эксплуатацией, торговлей оружием и наркотиками, убийствами и другими противоправными деяниями»;  «Секта кришнаитов представляет собой яркий пример античеловеческой организации». Из текста следует вопрос: либо автор листовки и справки, либо Общество сознания Кришны должны быть привлечены к уголовной ответственности? [18]

По существу такого же рода «безумные» обвинения выдвигаются и против других религиозных объединений, против евангельских церквей, которые остаются все же главной мишенью для борцов с «сектами».

Продвижению межрелигиозного диалога будут по-прежнему мешать, по крайней мере, два фактора. Во-первых, это жесткая националистическая охранительная идеология «традиционных религий» и противостоящих им «сект», которой придерживаются многие церковные деятели, чиновники, а СМИ легко подхватывают «страшилки». Причем, официально руководство епархий или чиновники держаться от сектоведов в стороне и в интервью высказывают опасения тем, что они создают напряженность в обществе.

            Во-вторых, неизбежная активная прозелитическая деятельность и протестантов, и тем более новых религиозных движений, с которыми невозможно договориться, как с католиками, по поводу того, чтобы они не обращали потенциальных православных.

Однако в любом случае, как показывает история России и некоторых европейских стран, борьба с инаковерующими никогда не достигает своей цели, как и крайний национализм не приводит к процветанию и сохранению единства страны
Состояние дел по вопросу Свободы совести в Калужской области

 Автор должен признать, что положение со свободой совести в Калужской области можно признать как «удовлетворительное». Если не считать отдельных случаев экстремизма и давления на верующих, никаких громких дел за последнее десятилетие не было.

Отметим лишь некоторые случаи за последние 10 лет:

- Запрещение НРГ «Свидетели Иеговы» в постройке молитвенного дома в г. Калуге.

- Выдавливание и «настоятельное» выселение коренного гражданского населения из д. Шамордино Козельского района.

- Организация строительства православного храма в районе Терепец г. Калуги, вопреки волеизъявления жителей окружающих домов

- Несколько случаев лёгкого физического насилия в отношении членов «Общества Сознания Кришны» в г. Обнинске.

            Надобно отметить, что вышеупомянутые случаи не задокументированы в официальных органах охраны правопорядка, которые всячески стараются отказывать в приёме заявлений о защите пострадавших, и данные основаны на личных разговорах с участниками событий.

 

Возможные способы решения острых проблем в реализации принципа свободы совести в РФ.

 

1. Необходимо прекратить вмешательство религиозных деятелей в дела государства.

2. Для наиболее полного обеспечения свободы совести необходимо создать при органах государственной власти консультационные советы, где будут представлены все официально зарегистрированные на данной территории религиозные группы и общества, представители которых будут наделены голосовательными правами (к примеру: 500 участников религиозной группы – 1 голос)

3. Необходимо немедленно прекратить навязывание какой-либо религии в образовательных учреждениях, открытой демонстрации своих религиозных предпочтений чиновниками, служащими  и офицерами всех рангов и служб.

4. В случае возбуждения вражды по религиозному признаку – применять соответствующие статьи УК РФ, не обращая внимания на статус обвиняемых.

5. Через СМИ, периодически разъяснять гражданам положения Законов и Законодательных актов, касающихся свободы совести.

6. Запретить манифестации, шествия, митинги, ставящие своей целью возбуждение религиозной розни.

7. Для оценки новых религиозных обществ, подавших заявления о регистрации необходимо прибегать к помощи научных экспертов – религиоведов и представителей органов охраны правопорядка, не запятнавших себя общением с экстремистки настроенными фанатиками различных религиозных течений.

8. Обязать религиозные общества предоставить доступ соответствующих экспертов на богослужения, обряды, собрания и т.п.

9. При главах правительств, всех уровней, необходимо периодически организовывать «круглые столы» для межконфессионального диалога и решения возможных проблем

 

Итак, положение с реализацией свободы совести в РФ оставляет желать лучшего. Есть множество одиозных фигур, которые откровенно бы желали загнать весь наш многонациональный народ в одну конфессию. Их понять можно, ведь у них на первом месте далеко не духовные интересы.

Автор данного доклада далёк от мысли, что надо распахнуть объятья абсолютно всем группам и обществам, которые назовут себя «религиозные». Под этой маской частенько прячутся откровенно садистские и тоталитарно-экстремистские культы, ставящие своей целью грабёж и обман людей.

Тем тщательнее и бережнее надо подходить к экспертизе религиозных обществ, и если они действительно посвящены духовному развитию людей – нельзя их ограничивать или сравнивать с другими.

К сожалению, Российская Федерация всё более быстрыми шагами движется по пути превращения из светского государства в авторитарно-религиозное. Многие выдающиеся учёные и политики высказывают свою тревогу, по поводу этой ситуации. Так, например, акад. О.Е.Кутафин отмечает, что: «За последнее десятилетие церковь наладила с государством тесные отношения, сумев сохранить при этом свою независимость. Государство же, напротив, всё больше отдаляется от принципа светскости, зафиксированного в Конституции РФ». [19] Также этой точки зрения придерживаются  многие видные учёные РАН,  опубликовавшие открытое письмо В.В.Путину, где высказали озабоченность всё возрастающей клерикализацией российского  общества и активным проникновением церкви во все слои общественной жизни.[20]

Как видно, история ничему не учит некоторых особо рьяных деятелей современной жизни. По признанию патриарха Алексия II, в царской России церковь была частью государственного механизма. Во всех крестьянских восстаниях, трёх революциях, в Гражданской войне церковь и её паства нередко оказывались по разные стороны баррикад, и именно близкое слияние церкви с властью и послужило причиной того, что ненависть к царю обернулась и против церкви.

Самое страшное, что иерархи церкви не стесняются открыто признавать свои нарушения Конституции РФ. Так, патриарх Кирилл заявил, что церковь нынешней России находится в «дружеских отношениях» с нынешней властью, призывает народ к смирению, ратует за введение института священников в армии и обязательное изучение православия в общеобразовательных школах

Хотелось бы напомнить, что наиболее кровавые и жестокие войны в истории человечества, случались именно по причине религиозных противоречий.

Вместе с тем, нисколько не отрицая и позитивной роли церкви в истории становления современного общества хочется подчеркнуть, что если Российская Федерация претендует на звание цивилизованной страны и хочет к себе уважения, то надо научиться соблюдать все права и свободы граждан. Это болезненный и трудный процесс, но он необходим.

 

 



[1] Европейская конвенция по правам человека. (http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/2440800-001.htm)

[2] Конституция РФ  (http://www.constitution.ru/)

[3] Британский Билль о правах 1689 г.  (http://legislator.narod.ru/txt/new/bill1689-1_main.html)

[4] Французский гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона) (http://mirslovarei.com/content_yur/KODEKS-NAPOLEONA-FRANCUZSKIJ-GRAZHDANSKIJ-KODEKS-FGK-29657.html)

[5][5]Конституция США 1787 г. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_США)

[6] Всеобщая декларация Прав человека  http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm

[7] Портал французского права http://www.france-jus.ru/

[8] Сайт научного атеизма http://www.atheism.ru/archive/text/2118.phtml

[9] Конституция РФ  http://www.constitution.ru/

[10] Сайти Министерства Юстиции РФ http://www.minjust.ru/

[11] Исламский портал http://www.islam.ru/rus/

[12] Федерация Еврейских Общин России http://www.feor.ru/

[13] Портал диакона А. Кураева http://kuraev.ru/


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.