Библиотека
"Образование в области прав человека является приоритетом - нужно больше конкретных действий"
Европейский Комиссар по правам человека о состоянии образования в области прав человека Томас Хаммарберг об образовании в области прав человека
"Образование в области прав человека является приоритетом - нужно больше конкретных действий".
Права человека могут быть реализованы тогда, когда люди информированы о своих правах и знают, как их использовать. Поэтому образование в области прав человека имеет важнейшее значение для эффективного выполнения установленных стандартов. И хотя это было заявлено 60 лет тому назад, когда была принята Всемирная декларация прав человека, мы по-прежнему еще не добились того, чтобы люди знали о своих правах и понимали, как требовать, чтобы эти права соблюдались.
Хорошие новости – это то, что образованию в области прав человека действительно уделяется столь необходимое внимание на европейском и международном уровне. Принимаются резолюции, проводятся конференции, учреждения ООН утверждают планы действий, не в последнюю очередь в ЮНЕСКО. Особую активность в этой области проявляет Совет Европы. Ценные программы были также предложены неправительственными организациями.
Сейчас задача состоит в том, чтобы воплотить эти рекомендации в конкретные действия на национальном уровне. Образование в области прав человека должно стать нечто большим, чем просто повторением различных юридических конвенций, когда мало дается объяснений в отношении того, а в чем же они актуальны для обычных людей в повседневной жизни.
Мой опыт показывает, что ряд правительств не уделяет достаточно приоритетного внимания образованию в области прав человека в школах. На это предусматривается ограниченное время, а педагогические методы должным образом не адаптированы к этой области. Упор делается на подготовку учеников к рынку труда, а не на развитие их жизненных навыков, которые включали бы и ценности прав человека.
Еще большее беспокойство вызывает то, что, как представляется, некоторые правительства опасаются, что образование в школах, основанное на таких понятиях как права человека, будут затем порождать нежелательную критику и даже подрывать государственную политику. Такое отношение недемократично и близоруко. Образование граждан в отношении их прав человека создает информированное общество, которое в свою очередь укрепляет демократию. Исходя из этого, образование в области прав человека имеет критически важное значение для Совета Европы.
Участники международных процессов должны сосредоточить свои усилия на том, чтобы помогать странам разрабатывать свои собственные программы, адаптируя учебные материалы к конкретным потребностям отдельных стран. Всемирная программа образования в области прав человека ООН, которая начала осуществляться в 2005 году, направлена на то, чтобы дать рекомендации по планированию и укреплению таких усилий в странах. "Обучение демократической гражданственности и образование в области прав человека" - это один из проектов, осуществляемых ныне Советом Европы, который строится на опыте работы сети национальных координаторов.
Осенью в Осло откроется Европейский ресурсный центр по образованию в области межкультурного понимания, прав человека и демократической гражданственности (Европейский центр Вергеланд). Центр будет проводить и поддерживать исследования, обеспечивать переподготовку учителей и распространять информацию и служить платформой и местом для контактов соответствующих участников. Странам просто нужно учиться друг у друга.
Осознание молодыми поколениями своих прав и того, как их использовать, зависит, прежде всего, от системы школьного образования. Школы не только должны распространять основные знания о нормах в области прав человека и механизмах для их защиты, но и играть основополагающую роль в укреплении таких ценностей, как уважение к другим людям, отказ от дискриминации, гендерное равенство и демократическое участие.
В процессе такого обучения особое внимание должно уделяться межкультурному пониманию и уважению. Когда в Конвенции о правах ребенка перечисляются те ценности, которые необходимо продвигать, особо выделяется "воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной". Поэтому образование в области прав человека должно опираться на открытый подход к многообразию общества[1].
Школьные программы, учебно-методические материалы, методы преподавания и подготовка учителей - все должно отвечать этим высоким целям. В то же время чрезвычайно важно, чтобы сама жизнь в школах соответствовала атмосфере соблюдения прав человека. Должны быть одновременно и "права человека через образование", и "права человека в образовании".
Сама школа должна демонстрировать, что она серьезно воспринимает права человека. Следует приветствовать, когда ученики выражают свои взгляды и участвуют в управлении школой, причем в максимально возможной степени. Сама атмосфера в школе должна характеризоваться взаимопониманием, уважением и ответственностью между всеми участниками процесса обучения. Я сам видел такие школы и отметил, что они работают намного лучше, чем те, где руководство осуществляется по авторитарной модели. Ученики обучаются там общественным и иным жизненным навыкам, а не только узнают факты.
В создании таких школ ключевую роль играют ученики и директора. Помимо этого, они нуждаются в поддержке местных и центральных органов власти, и не в последнюю очередь - министерства образования. Политика в сфере образования должна содействовать подходам, опирающимся на права человека. В соответствии с этой моделью должна строиться и педагогическая подготовка всех учителей, независимо от их специализации. Следует продвигать такие педагогические методы, которые являются демократичными и открытыми для участия, а сами учебники и иные педагогические материалы должны соответствовать ценностям прав человека.
То, что многие дети сейчас больше времени проводят перед экраном, чем с учителем (или со своими родителями), также влияет на образование в области прав человека. И хотя сами технологии являются нейтральными по отношению к ценностям, распространяемая или получаемая информация может быть и не нейтральной. Усилия школы в области прав человека могут быть подорваны тем, что ученики видят с экранов, так как часто это диктуется чисто коммерческими интересами.
Школа должна быть готова реагировать на содержание Интернета и к проведению необходимых дискуссий. Однако столь же важно, чтобы мышление в духе защиты прав человека и обсуждения проводились через новые средства коммуникаций - а это, разумеется, является главным вызовом с учетом коммерческой и частной природы медийного ландшафта.
Требуются и дополнительные усилия для того, чтобы образовательные программы по правам человека распространялись и на меньшинства и на те группы, которые находятся в неблагоприятном положении. Это требует, чтобы базовые материалы готовились на соответствующих языках, в этих общинах набирались учителя, или чтобы педагогические методы были адаптированы к другим культурам.
Соблюдение прав человека, распространение информации о существующих стандартах и обеспечение того, чтобы люди знали о своих правах, - вот те обязательства, которые государства взяли на себя добровольно. Эти слова должны быть воплощены в дела.
Томас Хаммарберг
[1]См. недавнее исследование по вопросам образования в области прав человека в Европе:Claudia Mahler, Anja Mihr and Reetta Toivanen (Eds.) The United Nations Decade for Human Rights Education and the Inclusion of National Minorities, Peter Lang Verlag, Frankfurt a.M., 2008
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Добавить комментарий
Все поля являются обязательными для заполнения.
- Перейти в раздел » Учебная литература и пособия
- К списку всех публикаций