Библиотека

ОТДЫХ С ПРЕТЕНЗИЕЙ


Понежиться на солнышке, покорить горы, изучить объекты культурного наследия, поймать рыбу своей мечты – прелестями отпуска можно наслаждаться до бесконечности. Но как быть, если ваши надежды на беспечный отдых не оправдались

Понежиться на солнышке, покорить горы, изучить объекты культурного наследия, поймать рыбу своей мечты – прелестями отпуска можно наслаждаться до бесконечности. Но как быть, если ваши надежды на беспечный отдых не оправдались: забронированный и оплаченный отель оказывается хуже, чем обещал турагент или туроператор? В номере периодически отсутствует горячая вода, двухместный номер оказывается подсобкой с раскладушкой, санитарное содержание помещение значится только в рабочей инструкции… Такой отпуск претендует на звание «безнадежно испорченного». В данной статье читайте о том, как различаются отели по степени комфортабельности и можно ли получить компенсацию, если отель не соответствует заявленной турагентом или туроператором категории?

На сегодняшний день в мире насчитывается более 30 систем классификации отелей. Стоит оговорить, что понятия "отель" и "гостиница" идентичны и различаются лишь с точки зрения этимологии (гостиница от древнерусс. гость; отель - от лат. hospes - гость). В РФ, как правило, употребляется слово "гостиница", за границей "отель".

В нашей стране отели и другие средства размещения оцениваются на соответствие той или иной категории на основании Порядка классификации, утв. Приказом Минкультуры России от 11.07.2014 N 1215.

Одна из основных целей классификации отелей - предоставление гражданам необходимой и достоверной информации о соответствии отеля категории, предусмотренной вышеупомянутой классификацией.

Классификация отелей в РФ проводится в добровольном порядке, однако законом может быть предусмотрено обязательное получение свидетельства о присвоении категории, например, при предоставлении гостиничных услуг на чемпионате мира по футболу FIFA 2018 года.

При присвоении категории отели имеют право применять знак категории. Но только те отели, которым в соответствующем порядке присвоена данная категория. Иначе за безосновательное использование знака категории, например, если отель не проходил добровольную аттестацию, должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности в размере соответственно от 7 000 до 10 000 руб. и от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 14.39 КоАП РФ).

Право турагента или туроператора на замену категории отеля

Турагент и туроператор имеют право на замену категории отеля. Информация о средстве размещения (отель) и условиях проживания (его категория) является существенным условием договора о реализации туристского продукта. Замена категории отеля относится к существенным изменениям обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. Если существенные изменения обстоятельств связаны с ухудшением условий путешествия, указанных в договоре, гражданин вправе потребовать изменения или расторжения договора (Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ).

Следовательно, одностороннее изменение категории отеля проживания в сторону ухудшения условий не допускается.

Ответственность турагента и туроператора

Турагент и туроператор несут ответственность за предоставление ненадлежащей информации о туристском продукте. В случае получения недостоверной информации об услуге гражданин может требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, а также отказаться от исполнения договора.

За предоставление недостоверной информации об отеле турагентство или туроператор могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 руб., на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Порядок получения компенсации с турагента и туроператора

В случае несоответствия отеля заявленной туроператором категории рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:

Шаг 1. Зафиксируйте факт предоставления недостоверной информации о заявленной туроператором категории отеля

Согласно классификации отелей существует шесть категорий: "5 звезд", "4 звезды", "3 звезды", "2 звезды", "1 звезда", "без звезд". Высшая категория - "5 звезд", низшая - "без звезд". Отель той или иной категории должен отвечать определенным требованиям.

Доказательствами несоответствия отеля заявленной категории могут служить раздаточные материалы (прайсы, листовки) отеля, в которых указана звездность (категория) отеля, информация о категории отеля из открытых источников (сети Интернет), а также фото- и видеоматериалы, из которых ясно, что отель не соответствует заявленной категории, например в нем нет лифта или кондиционера.

Шаг 2. Обратитесь к турагенту или туроператору с претензией и требованием о возмещении убытков и компенсации вреда

Досудебный претензионный порядок является обязательным условием при урегулировании спора между гражданином и турагентом или туроператором. Претензию в письменной форме можно предъявить в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта.

Претензию и требования целесообразно направить способом, позволяющим подтвердить факт их получения туроператором или турагентом. Это можно сделать, вручив претензию под подпись, отправив ее заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения или телеграммой.

Шаг 3. Дождитесь рассмотрения претензии и получите ответ

Срок рассмотрения претензии составляет 10 дней.

При удовлетворении претензии туроператором или турагентом получите денежные средства.

При отказе в добровольном удовлетворении претензии обратитесь с исковым заявлением о защите прав потребителя в суд. Обязанность по доказыванию надлежащего оказания услуг туристу, а также обязанность по возмещению дополнительных убытков в случае возникновения судебного разбирательства лежит на турагенте или туроператоре.

В случае несоответствия отеля заявленной категории вы вправе самостоятельно выбрать способ восстановления нарушенных прав.

Помимо основных требований вы вправе заявить дополнительные требования:

1) о выплате неустойки за каждый день просрочки в размере 3%, но не больше разницы в стоимости отелей;

2) об уплате штрафа в размере 50% от общей суммы, присужденной судом в связи с неудовлетворением требований в добровольном порядке;

3) о компенсации морального вреда;

4) о возмещении судебных расходов.

При подаче иска о защите прав потребителей госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 млн. руб. Если цена иска превышает 1 млн. руб., указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. руб.

И напоследок внимательнее относитесь к выбору отеля, чтобы не жалеть за испорченный отдых.

 

Подготовлено по материалам электронного журнала «Азбука права» СПС КонсультантПлюс.

 

 

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код: