Библиотека
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ
Полный текст смотрите в Российской газете от 13.04.07г.
В «Российской газете» 13.04.07 г. был опубликован ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина.
В докладе дана оценка положению дел с правами человека в России, состоянию и динамике наиболее важных правозащитных проблем 2006 года.
Один из разделов своего ежегодного доклада Уполномоченный посвятил защите прав и законных интересов ребенка.
В данном разделе В.П. Лукин подчеркнул, что в России нарушения прав ребенка носят системный характер. В своем подавляющем большинстве они обусловлены не столько злой волей или безответственностью конкретных должностных лиц, сколько слабой организацией работы, скудным финансированием и явно недостаточным вниманием государственных органов к правам ребенка.
По мнению В.П. Лукина: «… полное и гармоничное развитие личности, на которое имеет право каждый ребенок, по большому счету возможно только в семье.И при этом не столь существенно, гражданами какой страны окажутся новые родители ребенка. Очень хотелось бы, чтобы они нашлись среди достойных и ответственных граждан России.
Приоритет внутрироссийского усыновления бесспорен. Но право каждого российского ребенка на собственную семью, российскую или зарубежную, в любом смысле выше небесспорного права государства на содержание своих несовершеннолетних граждан в сиротских приютах и тем более права отдельных российских «политиков» на безответственную демагогию по вопросам усыновления.
К сожалению, усыновление (удочерение) как приоритетная форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, развито в России пока что слабо».
Говоря о проблемах усыновления и других формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, Уполномоченный подчеркнул, что «в нынешних условиях при должной инициативе органов опеки и попечительства, при поддержке этой инициативы руководителями регионов можно сделать немало. Примером тому является опыт Калужской и Самарской областей, где областные власти нашли финансовые возможности для выделения усыновителям, опекунам и приемным родителям достаточных для достойного содержания и воспитания детей средств».
«Существующая в государстве система защиты прав ребенка в семье,- по мнению В.П. Лукина,- работает, как правило, по наступившим последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания). Во многих регионах страны до настоящего времени не отлажено взаимодействие между различными органами, занимающимися проблемами детства, - органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних, отделениями помощи семье и детям при комплексных центрах социального обслуживания населения».
В.П. Лукин в своем ежегодном докладе уделил особое внимание насилию в семье: « По данным социологических исследований, не менее чем в 75% российских семей «практикуется» та или иная форма домашнего насилия. Унижение достоинства ребенка, принуждение его посредством угроз, оскорблений, шантажа к совершению правонарушений, деяний, представляющих опасность для его жизни и здоровья и ведущих к нарушению развития личности, иными словами психическое насилие, по экспертным оценкам, имеет место примерно в каждой четвертой семье».
По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ: « … не менее одной четвертой части российских семей с детьми относятся к категории малообеспеченных. В их числе, в первую очередь, многодетные, неполные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, семьи с доходом, не превышающим прожиточный минимум.
Повышение материального благосостояния и улучшения качества жизни семей с детьми является одной из приоритетных правозащитных задач государства. Между тем сегодня государство фактически ограничивает свое участие в создании достойных условий жизни таких семей выплатой чисто символического ежемесячного пособия на ребенка, составляющего от 5% до 10% его прожиточного минимума.
С учетом исключительной важности вопроса о ежемесячных пособиях на ребенка Уполномоченный полагал бы необходимым включить положение о законодательном регулировании минимального размера его базовой суммы в проект Национальной программы демографического развития России».
«Серьезной проблемой в России, - по мнению омбудсмана,- остаются нарушения жилищных прав несовершеннолетних, нередко обусловленные ненадлежащим исполнением своих обязанностей опекунами и попечителями (в том числе работниками органов опеки и попечительства, а также администрацией детских учреждений).
Крайне болезненной остается проблема обеспечения жильем выпускников интернатных учреждений. Достигнув 18-летия, они покидают учреждения, где воспитывались. По закону им должно быть предоставлено жилье. Однако с момента постановки на учет для получения жилья до фактического его предоставления проходит время, нередко исчисляемое годами. Эти годы выпускники интернатных учреждений фактически проводят на улице.
Согласно имеющимся данным, сегодня в России имеется никак не меньше 30 тысяч бездомных молодых людей. Ситуация знакомая: субъекты РФ не всегда имеют возможность строительства социального жилья в требуемых объемах …
Но дети-сироты – совершенно особая категория. Они не могут ждать годами».
С учетом сказанного Уполномоченный считает необходимым в кратчайшие сроки разработать и принять единую федеральную программу по обеспечению жильем детей-сирот».
Одной из первоочередных своих задач Уполномоченный считает «содействие развитию ювенальной юстиции как системы правосудия для несовершеннолетних, нацеленной на профилактику правонарушений в их среде, на профессиональный и комплексный подход к их возрастным особенностям и в целом на безусловное и приоритетное обеспечение прав, свобод и законных интересов каждого ребенка.
Основные принципы ювенальной юстиции – индивидуализация и гуманизм. Вынесение правильного судебного решения, способствующего благополучию и защите интересов ребенка, требует выявление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, личностных характеристик ребенка и родителей, особенностей взаимоотношений ребенка с окружающими. С этой целью при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних должны привлекаться социальные работники, специалисты-психологи.
Внедрение ювенальной юстиции в ряде регионов России, в частности в Ростовской и Иркутской областях, показало целесообразность комплексного подхода как к вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, так и последующей реабилитации подростков, совершивших правонарушение.
К сожалению, проект федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон « О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов, принятый Государственной Думой в первом чтении еще 15 февраля 2002 года, в дальнейшем по непонятным причинам затерялся в законодательном лабиринте. В 2006 году ювенальные суды в России так и не появились».
*** Федеральный Уполномоченный осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с уполномоченными по правам человека и уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Совместно с ними ведется работа по совершенствованию, как федерального законодательства, так и законодательства в субъектах Федерации, затрагивающего права и законные интересы детей. При необходимости обращения в суд в защиту прав ребенка, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации по доверенности передаются полномочия для участия в качестве его представителя региональному уполномоченному.
Материал подготовила сотрудник аппарата Уполномоченного Марина Юрданова.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Добавить комментарий
Все поля являются обязательными для заполнения.
- Перейти в раздел » Общее о правах человека
- К списку всех публикаций