Форумы
Есть мнение... » К нам обратился Сергеев В.И. с просьбой разместить статью на нашем сайте. Мнение Уполномоченного может не во всем совпадать с мнением автора статьи.
Автор: Администратор // написано: 24.02.2009 10:14:06
Сергеев В.И.
доктор юридических наук, профессор
Московского гуманитарно-экономического института,
адвокат, член Российской академии адвокатуры
и Российской академии юридических наук.
Сфера образования и права человека
Когда же станет не тевтонов,
А быстрых разумом Ньютонов
Российская Земля рождать?
(Перефраз из Ломоносова)
На сегодняшний день в сфере образования сложилась нетерпимая обстановка, связанная с множеством различных нарушений прав и свобод россиян. Об «эффективности» нынешнего образования свидетельствует хотя бы такая «школьная» статистика: ежегодно в России закрываются сотни школ, например, только за 2003 год их было закрыто 13 тысяч; два миллиона российских подростков совершенно не умеют читать; предмет «Русская литература» исключен из списка обязательных предметов Единого государственного экзамена, то есть официально объявлено об отказе от русской культуры. Как результат – всё меньше и меньше русских людей сегодня вообще стали читать. Ученые из российской Академии общественных наук подчеркивают, что это 'опасный симптом' изменений в моральной и нравственной системе общества: если нация перестает читать, неминуем крах системы национальных ценностей.
Еще немного статистики: по данным ЮНЕСКО за 2007 год сумма взяток в сфере высшего образования достигла 520 млн. долларов; около 20 тысяч российских ученых не в состоянии использовать свой интеллектуальный потенциал в собственной стране, а потому работают на страны ЕС, лишь формально или номинально оставаясь штатными сотрудниками российских образовательных и научных учреждений; стоимость обучения во многих вузах страны колеблется от 245 до 262 тыс. руб. в год (МГИМО), 126-244 тыс. руб. (АНХ), 81-159 тыс. руб. (РГГУ), 75-225 тыс. руб. (РУДН) и т.д., что говорит о полной «неподъемности» образования для основной массы простого народа. Это, как говорится, внешняя характеристика неблагополучия. Не лучше обстоит дело и внутри самой сферы образования: низкое качество образовательных услуг, отсутствие педагогической и методической культуры у профессорско-преподавательского состава, злоупотребления владельцев частных учебных заведений, и многое еще чего, что отбросило уровень теоретической и практической подготовки людей в далёкое-далёкое прошлое (пожалуй, в такое далёкое, что с башни нынешнего дня его и не увидать).
Однако перечисленные нарушения, совершаемые, как правило, низовым уровнем руководителей педагогического звена (директорами школ, ректорами институтов и колледжей, чиновниками системы образования) – только вершина айсберга. Они всего лишь маленькие производные от более «высоких» причин. Такие причины, если подходить к их оценке с точки зрения криминологии, то есть науки о причинах преступности, нам всем хорошо известны: это пороки социально-экономической формации, в которой нам выпало жить, экономические и политические кризисы, вызываемые капиталистической системой производства, разграбление страны олигархами и чиновниками, следуемые за этим массовое бесправие и бедность простого народа. В том же ряду стоят обнищание учебных заведений, педагогов, ученых. А как следствие названных причин - дебилизация и оболванивание населения, превращение его в бессловесную аморфную массу, послушную правящей буржуазной элите. Правда, такие последствия – результат не только деструктивной деятельности в сфере образования. Здесь огромное значение имеет также политика так называемого биоинформационного программирования народа путем воздействия средствами культуры (телевидением, радио, печатными СМИ, рекламой, религией, иными средствами воздействия на сознание, эмоциональную сферу восприятия и поведения человека). Но эта тема - предмет другого разговора.
Говоря же о современной педагогике, следует сказать, что к числу самых серьёзных недостатков обучения и воспитания мы должны отнести прежде всего то, что образовательный процесс в российских школах и вузах сегодня лишен каких-либо гуманистических ориентиров, подобных тому, что были во все эпохи русской истории, в том числе в эпоху строительства «светлого будущего», когда знали, куда вести людей и каким должен быть человек этого будущего. Моральный кодекс строителя коммунизма, хотя и считался утопическим (чем-то вроде произведений Томаса Мора или Роберта Оуэна), тем не менее, он связывал учащегося со своей эпохой и ориентировал на общечеловеческие ценности, духовное совершенство. В отличие же от начисто отвергнутой прежней системы образования, нынешнее обучение и воспитание осуществляется в глубоком отрыве от гуманистических начал. Эти начала, хотя и декларируются во всех законодательных нормах, однако современный учебный процесс сориентирован на безоговорочное принятие, а затем и обслуживание капиталистической системы, в которую, по мнению генералов от образования, должны влиться выпускники нынешних школ, вузов, колледжей. Капитализм же, как известно, никогда с гуманизмом и высокой нравственностью не ассоциировался и даже рядом с ними не стоял. Хотят ли такого будущего учащиеся, или они хотели бы служить своему народу? В силу безальтернативности выбора нынешняя молодёжь, к сожалению, должна идти тем путём, который для неё предначертала власть.
При этом ни школьникам, ни студентам совершенно не разъясняются главные и наиболее важные черты и характеристики того самого капитализма, к которому их готовят, буржуазного государства, которому в скором времени им предстоит служить. От них начисто утаивают реальные условия капиталистического производства, которому придется отдать свои интеллект, энергию, знания, талант, жизнь. А ведь эти характеристики очень хорошо освещены и учеными-экономистами, и писателями прошлого. И хотя эти черты своими глазами учащиеся видят каждый день на улице, по которой идут в школу, о них надо было бы говорить открыто, во весь голос, учить понимать их и происходящие в социуме процессы. Напомню об этих чертах: беспощадная эксплуатация народа, погоня за прибавочной стоимостью, присвоение основной части прибыли, разворовывание национальной собственности, в том числе ресурсов, политический цинизм, глобализация рынка, вывоз природных богатств из страны, мошенничество и т.д. К сожалению, будущим менеджерам (да и не только им) в силу такого вот образования придётся взять на себя бремя и принуждения, и эксплуатации, и грабежа, и обмана своего собственного народа. А если откажутся, то это их выбор: станут безработными, изгоями, люмпенами, экстремистами, революционерами и так далее – смотри историю развития капитализма в России. Но об этих чертах капитализма нынешняя педагогика предпочитает умалчивать.
А чтобы сокрытие сущности капиталистической системы, в интересах которой происходит подготовка молодых кадров, было более эффективным, учителя по воле педагогических начальников и навязанных учебных программ умело маскируют её эксплуататорский характер, придавая значимость и обожествляя эфемерные законы рынка. Для отвода глаз они придумывают идеи якобы правового и социального государства, ссылаются на совершенно не действующую в условиях капиталистической действительности Конституцию да абсолютно безжизненные правовые институты, якобы стоящие на страже интересов граждан. При этом учителя умело увёртываются от того факта, что мы живем в эпоху самой жестокой тирании капитала, ибо, по Монтескье, «самая жестокая тирания – та, которая выступает под сенью закона и под флагом справедливости». А помогают им в этом разветвлённая юридическая наука и огромная армия нынешних юристов, юридических и политологических структур, которые с научных позиций «доказывают», что всё действительное разумно. И, конечно же, все задействованные в учебном процессе обходят стороной принцип Гюстава Флобера: «ненависть к буржуазии – начало добродетели». Нынешнему поколению совершенно не прививается объективное и правдивое отношение к новейшей истории, критический и осуждающий взгляд на неприглядную картину жизни и быта за окном школы, протестное поведение в борьбе с произволом властей и начальников. Да и о разумном, добром и вечном говорить не приходится. А потому сегодняшние учащиеся лишены не только чувства сострадания к простым людям. Они лишены также и праведного гнева к эксплуататорам в связи с нарушением их собственных прав. Нынешнюю молодёжь боятся учить борьбе с властью за свои права.
Сегодня уже не встречается и благородство душевных порывов в интересах Отечества («…мой друг, Отчизне посвятим…»), и сопереживание за судьбы народа, терпящего угнетение. Совершенно не просматриваются суровые оценки учащейся и студенческой молодёжью действий властных структур в связи с политическими обманами и произволом правоохранительных органов, тем горем, которое несут людям чиновники, растаскивая несметные богатства страны и природы. Ныне улетучились из программ воспитания или подверглись коренной переоценке пронзительная лирика Некрасова («Труд этот, Ваня, был страшно громаден….»), героический подвиг декабристов и множества других представителей русского народа, о которых знали и с которых брали пример дети прошлых поколений. Нынешние учащиеся совершенно не знакомы ни с ними, ни с социальными образцами капиталистической «живописи» Виктора Гюго, Эмиля Золя, Теодора Драйзера («Отверженные», «Чрево Парижа», «Американская трагедия» и др). Воспитание же патриотизма сведено к пустой формальности, высокопарной демагогии, всяким театрализованным шествиям, привитию уважения к нынешней властной вертикали и ненависти к Саакашвили, Бен Ладену и прочим.
Учащихся умышленно отторгают от сурового анализа капиталистической системы, данного Марксом и Лениным, а в социальной философии, например Бердяева («Русская идея», «Судьба России»), Солоневича («Народная монархия», «Белая империя»), Ильина («О сопротивлении злу силой», «О сущности правосознания») и других русских мыслителей упор делают или на религиозную составляющую, или на иные несущественные аспекты. К сожалению, многого, что открывало бы глаза подрастающему поколению на суровый и жестокий мир, звериную сущность капитала и цинизм российской буржуазии, нет в образовательном багаже современной школы. «Наверху» считают, что будущему менеджеру капитала (инженеру, юристу, журналисту, экономисту, политологу, культурологу) эти знания ни к чему, потому что скоро он сам станет преуспевающим буржуа-эксплуататором. Неграмотному же обходчику нефтепровода, у родителей которого не нашлось денег на образование ребёнка, такие уроки вообще не нужны, чтобы не взращивать из него бунтаря. Зато в избытке множество других уроков, уроков неправды, политического лицемерия, показа карьеризма, двоемыслия, продажности, примеров из жизни нынешних властителей дум, «умело» построивших свои капиталистические империи.
Казалось бы, созданной системой образования правящая буржуазная элита должна достичь своей цели: подготовить циничного и послушного управленца. Однако в отличие от сферы образования в странах Запада, на которую ориентируются ныне в России, в условиях повальной бедности, всеобщего нарушения прав, свобод, элементарных интересов подавляющего большинства российских граждан и произвола властей, в условиях массового унижения народа сконструированные идеологические штампы и навязываемые правящим классом примеры буржуазного благополучия и патриотизма не срабатывают. Не срабатывают именно потому, что в «образовательной теории» в России её авторы допускают грубую и откровенную подмену понятий: на Западе капитал служит людям, а у нас педагогическая наука ориентирует на служение людей капиталу. Вся педагогика выстроена по этому принципу.
Вот и сталкиваются в народном сознании многие вопиющие несоответствия, которые ведут к непониманию, духовному противостоянию, недоверию к политике властей, формальному пониманию патриотизма. По опросам, например, моих студентов, никто из них не хотел бы стать таким, как Абрамович, Потанин, Прохоров, Березовский, Гусинский, Дерипаска, Усманов, Ходорковский, Чубайс, Гайдар, Черномырдин, Хлопонин, Керимов и многие другие олигархи и чиновники-феодалы из Москвы и регионов. И уж тем более никто не хотел бы отдавать свою жизнь за их капиталы. А ведь это цвет современной правящей элиты. Нынешние «образцы» в сравнении с выдающимися людьми - элитой прошлого, да и даже с меценатами-капиталистами прежней эпохи Строгановыми, Третьяковыми, Морозовым, Мамонтовым, Прохоровым (не из Норникеля, а с Трехгорки), Бахрушиными, Рябушинскими не выдерживают никакого сравнения, ибо оказалось, что сравнивать нечего, кроме богатства тех и этих. Оказалось также, что в российском «купечестве» и политбомонде ныне совершенно нет достойных нравственных героев, чтобы можно было «делать жизнь с кого».
Так вот, приведенные примеры нынешнего капитализма и основанная на них педагогика, оказывается, не срабатывают. Тем более они не срабатывают там, где не только ученики, но и сами педагоги чувствуют абсолютную фальшь сегодняшней образовательной системы, не верят преподаваемым ими высокопарным, скопированным с западных образцов стандартам педагогики, которые рассчитаны на довольно зажиточное население, защищенный от произвола народ, на нормальное гражданское общество и гуманистическую политику властей. Как говорится, «хороша Маша, да не наша». Как эти стандарты-копии могут прижиться у нас, если в стране происходит ежедневное столкновение ориентированной на благополучный Запад педагогической науки с реальной жизнью в горемычной России, с её неприглядными картинами мрачного быта, беспощадной эксплуатацией народа и земли, произволом властей, судов и начальников? Образование и патриотизм в таких условиях реальной действительности не выдерживают никакой критики и позитивной поддержки. Они и не могут выдержать, ибо не в силах объяснить, почему за последние годы поступательного движения российской экономики, в эпоху нефтяного изобилия прибыль многих капиталистических компаний не была направлена на производительное потребление, почему при беднеющей на глазах стране количество долларовых миллиардеров увеличилось с нескольких человек до сотни с лишним, почему усугубилось расслоение общества по доходам, почему происходит нарастание имущественного и социального неравенства в российском народе, и молодёжь из бедных семей и даже среднего класса сегодня не в состоянии «потянуть» неподъёмную финансовую составляющую обучения, почему сотни миллиардов денег, полученных нынешними капиталистами от эксплуатации народа, продолжают уплывать за рубеж?
А поэтому многие светлые головы уже давно убедились, что взятая западная модель для нынешней России – это болезненно отторгаемый живым организмом инородный элемент. Потому и рушится российская школа, построенная по чужим лекалам. Рушится не с помощью каких-то внешних факторов, недостатка в работе учебных отделов и кафедр, упущений стрелочников-педагогов, а сама по себе. Такая педагогика порождает в душах учеников лишь страшную раздвоенность, непонимание происходящего, неверие в будущее и глубочайший внутренний разлад, а в мозгах их учителей оставляет осознание бесполезности, пустоты и беспредельного формализма от собственной работы. То есть нынешняя школа (я имею в виду и высшую), вся её содержательная сущность не только заведомо дезориентируют людей во времени и в пространстве, они полностью превращают весь образовательный процесс в какую-то пустую формальность, необходимую лишь для получения «корочек», и не более, а поэтому не несут и не могут нести в себе никакого конструктивного и социально полезного начала. На таком зыбком педагогическом фундаменте не могут торжествовать и права человека.
Школа хаоса и абсурда – вот что такое современная педагогика в России. А потому считаю, что избранная властью капиталистическая модель от начала до конца деструктивна, ибо в ней полностью отвергнута идея народного просвещения, отброшены на задворки истории великие гуманистические цели и традиции. В этой модели даже и не пахнет заботой о собственном народе, в ней ни русский язык, ни русская литература, ни российская история не культивируются как основные предметы, а в технических, гуманитарных, правовых и экономических науках сделан крен исключительно на мелкобуржуазные ориентиры. Чего стоят, например, преподаваемые молодым людям идеи, которые построены на безнравственном извлечении прибыли (нравственного извлечения прибыли не бывает), товарно-денежных отношениях, обогащении, культе тестов и многих других бездуховных атрибутах жизни при капитализме? Конечно же, всякому ясно, что в таких условиях говорить о правах человека излишне.
Какие же предлагаются меры по устранению описанного положения дел? Некоторые считают, что наведение порядка в сфере образования и воспитания народа возможно с помощью «завинчивания гаек» в самом образовательном процессе. Горячие головы! Однако любые репрессивные меры окажутся не только не эффективными, они создадут в очередной раз очаг напряженности в нашей и без того замордованной школе. Что толку привлекать к ответственности за размороженный котёл кочегара, если виновато начальство: не завезло уголь? Единственное, чего добьешься таким наказанием: вызовешь очередной шквал нецензурщины у наказанного работяги. И только. Правда, в некоторых случаях действительно следовало бы и при существующей системе ввести кое-какие ограничительные административные меры в целях предупреждения явного рецидива, от которого страдают самые незащищенные педагоги. Но такие меры должны быть ясными и конкретными. И делать это нужно не так, как предусмотрели, например, в одном из направленных в Госдуму проектов. Как видно из текста этого документа, предлагается привлекать к административной ответственности за «нарушение прав и свобод педагогических работников». И тем самым, дескать, можно предупредить административный произвол школьных начальников.
Предлагают, в частности, привлекать не за нарушения прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ и Трудовым кодексом России (там эти права и свободы обозначены конкретно и четко), а за нарушения таких «прав и свобод, которые предусмотрены в законодательстве об образовании». А что такое законодательство об образовании, мы все хорошо знаем: как сказал один ректор вуза, «бред сивой кобылы». Грубо, но с большим знанием дела. Это, значит, что принятая в такой редакции норма будет просто-напросто мёртворожденной: она как бы есть, но привлекать при её наличии директоров будет не за что. Ею можно будет только размахивать, как жупелом, и тыкать в нос провинившемуся.
Хотя, по правде сказать, и директора не от хорошей жизни злобствуют с простым учителем. Они сами поставлены властью и системой в дурацкое положение, которое объективно не может дать положительного эффекта. А от них этот эффект требуют: возьми и подай! А он не подаётся. Вот и валят всё на стрелочника, то бишь рядового преподавателя. А потому и мера-то предлагается неконкретная. Понимают, что несправедливо всё это. Выходит, защищать стрелочника, как и прививать патриотизм надо исправлением всей системы движения. Но никак не репрессиями. Ими еще никто и никогда порядка не наводил. И не наведёт. Тем более в сфере образования. Так вот, есть ли что-либо альтернативное репрессиям? Есть! Ответ таится в опыте русской и советской школы. Надо перенять у них все гуманистические начала организации учебного процесса, преподавания высокой народной культуры, воспитания национальных основ российского правосознания.
Но перенимать этот процесс надо не людям капитала, не бесчестным служкам капиталистической системы: они загубят это дело на корню, ибо капитализм никогда не бывает национальным, он наднационален, если вообще не антинационален. Образование народа, управление этим процессом – должно стать делом самой нации, лучших и беззаветных представителей российского общества, выходцев из народа, знающих его нужды и чаяния. Здесь потребуется и кардинальное изменение нынешнего курса реформ, и смелость их организаторов. Ведь в этом случае придется отказаться не только от взятой капиталистической ориентации, но и от большого куска привилегий, которые в изобилии падают от бизнеса и власть имущих (правящего класса). Только такое коренное влияние на происходящие процессы может привести к позитивным сдвигам. Но чтобы сделать подобные шаги, нужны свои Ломоносовы, Сперанские, Ушинские, Корчаки, Макаренки, новые гуманисты нашей эпохи, а найдёшь ли их среди нынешнего чиновного люда?
Ведь они - слуги своей системы и будут служить ей до конца, пока эта система когда-нибудь не развалится под тяжестью собственных противоречий, абсурда, бестолковости и, не дай Бог, очередной революции. В таком случае Ломоносовы и Сперанские должны прийти из народа. В народе есть не только Ньютоны. В нем так много здравомыслящих государственников, педагогов, организаторов, истинных, а не демагогствующих патриотов своей Родины. Спасение нынешней школы может быть делом рук только настоящих представителей русского народа, возможно, из самой его глубинки, подлинной народной интеллигенции и представителей культурного слоя многонационального российского общества. К сожалению, других сил для такого важного дела в России не осталось.
Возродим гуманистические традиции в российской школе, появится и уважение к правам человека.
Re: К нам обратился Сергеев В.И. с просьбой разместить статью на нашем сайте. Мнение Уполномоченного может не во всем совпадать с мнением автора статьи.
Автор: Жирова Людмила Андреевна // написано: 23.02.2011 02:40:42
По теме статьи и вообще...
Мне кажется, что пройдена точка не возврата (это технический термин), а это значит, что вернуться, восстановить уровень образования, воспитания и всё хорошее, что было раньше, не удастся.
------------------
В заголовок сообщения надо бы помещать название темы, а не "к нам обратился".