Библиотека
РЕШЕНИЕ расширенного заседания Координационного Совета уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, входящих в Центральный Федеральный округ
12 сентября 2018 года
РЕШЕНИЕ
расширенного заседания Координационного Совета уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, входящих в Центральный Федеральный округ
12 сентября 2018 года Калужская область, г. Калуга
По I вопросу повестки заседания «Реализация права граждан на освобождение от отбытия наказания в связи с болезнью в учреждениях уголовно-исполнительной системы»
Заслушав доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой; Уполномоченного по правам человека в Калужской области, Председателя Координационного Совета уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, входящих в Центральный Федеральный округ, Ю.И. Зельникова; уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации Е.Ю. Семеновой, Т.В. Лариной, В.С. Тулупова, А.М. Капустина, И.И. Чесницкого, Т.Г. Мерзляковой, П.Ю. Буцая, с учетом реплик Л.Е. Лубиной, Л.В. Романовой, В.В. Репина В.В и, обсудив актуальные проблемы реализации права граждан на освобождение от отбытия наказания в связи с болезнью в учреждениях уголовно-исполнительной системы, Координационный совет российских уполномоченных по правам человека отмечает, что в последние годы в деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по большинству направлений произошли значительные улучшения, однако, к сожалению, можно констатировать, что:
- имеющиеся площади не позволяют в полном объеме разместить подозреваемых, обвиняемых и осужденных, нуждающихся в стационарном и амбулаторном лечении, с учетом установленных санитарно-гигиенических требований;
- отсутствуют оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и требований охраны труда медицинского персонала, а также возможности соблюдения требований Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при обеспечении права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на охрану здоровья и получение качественной (безопасной) медицинской помощи;
- доступность для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний на территории Российско й Федерации, возможность для инвалидов вести независимый образ жизни, создание инвалидам дополнительных условий для обеспечения равенства возможностей, обеспечение исполнения в установленной сфере деятельности ФСИН России международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов, и требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты инвалидов, в полной мере пока не обеспечены.
Учитывая вышеизложенное, необходимо совершенствование правового механизма освобождения от отбытия наказания в связи с болезньюв учреждениях уголовно-исполнительной системы в направлении гуманизации уголовного законодательства.
Координационный Совет уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, входящих в Центральный Федеральный округ,
РЕШИЛ:
I. Предложить Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации рассмотреть целесообразность:
1.Направления в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующих предложений:
1.1. Внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающие освобождение осужденного от наказания в виде лишения свободы при наличии предусмотренных законом оснований в момент постановления приговора.
При этом, в случае наличия у подсудимого тяжелого заболевания, входящего в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54, суд, по ходатайству стороны защиты, должен вынести постановление о назначении медицинского освидетельствования в целях установления факта невозможности отбывания наказания в местах лишения свободы. Затем полученное заключение, подтверждающее наличие у подсудимого заболевания, входящего в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54, приобщается к материалам уголовного дела. Указанное заключение является основанием для освобождения подсудимого от наказания в связи с болезнью при постановлении приговора.
Пункт 8 ч. 1 ст. 299 УПК РФ предусматривает среди вопросов, подлежащих разрешению при постановлении приговора, установление оснований освобождения подсудимого от наказания. Пункт 4 ст. 307 УПК РФ предусматривает включение в описательно-мотивировочную часть обвинительного приговора мотивов освобождения подсудимого от наказания. Таким образом, формально уголовно-процессуальный закон не запрещает освобождение осужденного от наказания в связи с болезнью при постановлении приговора. Соответственно закрепление в УПК РФ права суда на освобождение осужденного от наказания в связи с болезнью при постановлении приговора будет способствовать наибольшей индивидуализации наказания.
1.2.Внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие сокращенные сроки рассмотрения судами ходатайств об освобождении лиц, заболевших после совершения преступления иной тяжелой болезнью (не психической), препятствующей отбыванию наказания.
1.3. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральное законодательство в части дополнения полномочий Федеральной службы исполнения наказаний полномочием создавать благоприятные условия в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинские организации уголовно-исполнительной системы.
2. Направления Минюсту России и ФСИН России следующих предложений:
2.1. Внести дополнения в Государственную программу «Доступная среда» на 2011-2020 гг.», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297, в части включения в нее мероприятий для инвалидов, содержащихся в учреждениях ФСИН России.
2.2. Обеспечить доступность для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний на территории Российской Федерации, возможность для инвалидов вести независимый образ жизни, создание инвалидам дополнительных условий для обеспечения равенства возможностей, обеспечение исполнения в установленной сфере деятельности ФСИН России международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов, и требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты инвалидов, в том числе мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний.
2.3. Обеспечить соблюдение прав осужденных инвалидов, не способным или ограниченно способным обслуживать себя самостоятельно, путем выделения лиц из числа осужденных для осуществления за ними постоянного постороннего ухода с назначением таким лицам компенсационных выплат в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (при необходимости рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в федеральное законодательство) или путем введения дополнительных штатных единиц в учреждениях ФСИН для обеспечения постоянного ухода за вышеуказанной категорией осужденных.
2.4. Обеспечить оказание медицинской помощи и создать улучшенные условия содержания инвалидам и лицам, не способным или ограниченно способным обслуживать себя самостоятельно, в том числе обеспечить необходимыми техническими средствами реабилитации, с учетом ограничений жизнедеятельности этих лиц.
2.5. Увеличить финансирование на медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, до уровня подушевого норматива финансирования, устанавливаемого программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
2.6. Привести материально-техническое оснащение медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений, учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах уголовно-исполнительной системы, в соответствие с условиями и требованиями, установленными в сфере здравоохранения, укрепить и развить сеть санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий.
2.7. Рассмотреть вопрос о повышении заработной платы медицинских работников медицинских организаций уголовно-исполнительной системы до 100% уровня средней заработной платы медицинских работников медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения соответствующего региона.
2.8. Увеличить количество специально оборудованных рабочих мест в исправительных учреждениях с учетом имеющихся стойких расстройств функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности.
2.9. Рассмотреть возможность приобретения лекарственных препаратов, назначенных лицам, заключенным под стражу, или осужденным, через интернет-аптеки, за счет денежных средств, находящихся на их лицевых счетах.
2.10. Создать условия для применения телемедицинских технологий при организации и оказании медицинской помощи во всех медицинских организациях уголовно-исполнительной системы РФ.
II. Направить уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации следующие рекомендации:
1. Систематически проводить мониторинг реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в местах принудительного содержания на территории субъектов Российской Федерации, по результатам которого вносить соответствующие предложения.
2. Систематически проводить мониторинг реализации права граждан на освобождение от отбытия наказания в связи с болезньюв учреждениях уголовно-исполнительной системы на территории субъектов Российской Федерации, по результатам которого вносить соответствующие предложения.
3. При подготовке ежегодных докладов по итогам деятельности за 2018 год особое внимание уделять вопросам защиты прав и интересов инвалидов в учреждениях уголовно-исполнительной системы, реализации права граждан на освобождение от отбытия наказания в связи с болезньюв учреждениях уголовно-исполнительной системы на территории субъектов Российской Федерации, рассмотреть вопрос о подготовке специальных докладов по данной тематике.
4. Совместно с привлечением общественности, в том числе общественных организаций инвалидов, активизировать деятельность по предупреждению нарушений прав инвалидов в учреждениях уголовно-исполнительной системы на территории субъектов Российской Федерации на медицинскую помощь, социальную защиту, реабилитацию (абилитацию), доступную среду.
5. Освещать в средствах массовой информации и на телевидении наиболее значимые проблемы обеспечения прав инвалидов в учреждениях уголовно-исполнительной системы на территории субъекта Российской Федерации.
По II вопросу повестки заседания «Выборы Председателя Координационного совета уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, входящих в Центральный Федеральный округ».
Координационный совет российских уполномоченных по правам человека РЕШИЛ:
Избрать председателем Координационного совета уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, входящих в Центральный Федеральный округ, Уполномоченного по правам человека в Калужской области Юрия Ивановича Зельникова сроком на два года.
Председатель Координационного совета
уполномоченных по правам человека в субъектах РФ,
входящих в Центральный Федеральный округ
Ю.И. Зельников
12 сентября 2018 года
город Калуга
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Добавить комментарий
Все поля являются обязательными для заполнения.
- Перейти в раздел » Внутренние документы Уполномоченного по правам человека в Калужской области
- К списку всех публикаций