Библиотека
Страшная правда о детях-инвалидах
О специальном докладе УПЧ в РФ В.Лукина «О соблюдении прав детей-инвалидов в РФ»
31 мая 2006 г. в Москве прошла презентация специального доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукина «О соблюдении прав детей-инвалидов в РФ».
Среди участников встречи были замечены заместитель Генерального прокурора Сергей Фридинский, президент Гильдии российских адвокатов, член Общественной палаты РФ Гасан Мирзоев и другие известные персоны.
Высокая встреча началась с шока: участникам показали фильм, снятый в одном из школ-интернатов для детей с умственной отсталостью.
Подростки перед объективом камеры рассказывали о том, как их «успокаивают» воспитатели и санитары: бьют, делают уколы, раздевают до гола в присутствии сверстников, ставят на колени.
Общее впечатление от просмотра выразил Владимир Лукин: «Хочется выйти на улицу, сесть на траву и выпить стакан водки».
По данным В.П.Лукина в домах-интернатах Смоленской, Тверской области были выявлены многочисленные случаи применения сильнодействующих психотропных препаратов. Опасная фармакология применялась исключительно в «дисциплинарных целях».
Многое из того, что обсуждалось на встрече, было похоже на жанр ужасов.
Цель специального доклада, который презентовал Владимир Лукин показать страшную правду о судьбах детей, воспитывающихся в специализированных школах-интернатах для детей-инвалидов.
В.П.Лукин отметил, что в РФ на фоне снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи, положение детей находится совершенно в неудовлетворительном состоянии.
За последние восемь лет численность детей в возрасте до 18 лет уменьшилась в России с 35,8 млн. до 29, 1 млн. человек, при этом количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за это же время выросло на 18% и составило 734, 1 тысячи. Число детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, составляет 477, 8 тысячи, половина из них дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Размер ежемесячного пособия на ребенка с 1996 г. вырос всего в 1,32 раза, доля прожиточного минимума детей увеличилась в 5-7 раз. При этом, по данным официальной статистики, расходы на больного ребенка в 3 раза выше, чем на здорового. Душевой доход ниже прожиточного минимума имеют 72% процента семей с детьми-инвалидами.
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в современном мире.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на 1 января 2005 года численность детей-инвалидов, находящихся на учете в органах социальной защиты населения, составила 593, 3 тыс. человек. В структуре причин детской инвалидности преобладают нарушения функций психики и центральной нервной системы, умственная отсталость, нервно-психические и нервно-мышечные нарушения, нарушения слуха, зрения, а также функциональные нарушения при хронических соматических болезнях.
Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции РФ эти права были закреплены в Семейном кодексе РФ и других нормативных правовых актах РФ.
В настоящее время существует настоятельная необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов.
К сожалению, приходиться констатировать, что список нарушений прав детей- инвалидов достаточно велик:
- нарушение права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье
29 тыс. детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тыс. – в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования; 5 тыс. – в домах ребенка. При этом доля детей-ивалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30% и имеет тенденцию к увеличению.
Основная причина этого – неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами.
- нарушение права на образование
Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции. Однако на практике около 200 тыс. детей-инвалидов не могут реализовать конституционное право на образование. Особенно велик % детей, не получающих образования, среди детей-инвалидов с отклонением в психическом и умственном развитии, т.к. в нарушение действующего законодательства психолого-медико-педагогические комиссии выносят заключение о «необучаемости» и такие дети направляются в дома-интернаты для инвалидов. Не могут в полной мере реализовать свое право на образование дети с нарушением слуха и зрения из-за отсутствия учебников, напечатанных по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающим детям с сенсорными нарушениями получать полноценное образование и безболезненно быть интегрированными в социум.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата испытывают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям, транспорту, спортивным и культурным сооружениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.
Значительная часть трудностей обучения и воспитания детей-инвалидов в системе образования связана с острым дефицитом квалифицированных кадров.
Нет в стране единой системы раннего выявления отклонений развития детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам, которую необходимо создать в ближайшее время.
Важнейшей задачей является организация обучения детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.
- нарушение права детей-инвалидов на реабилитацию
В нарушение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органами МСЭ в массовом порядке не составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида на основании которой ребенку-инвалиду могут быть предоставлены технические средства реабилитации и оказаны услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации.
Важнейшей составляющей процесса реабилитации является профессиональная подготовка с обеспечением возможности дальнейшего трудоустройства. Необходимо решить проблему оценки доступности рабочих мест инвалидам с детства с учетом объективно имеющихся у них трудовых ограничений.
- нарушение прав детей-инвалидов в интернатных учреждениях
В некоторых домах-интернатах упомянутых областей грубо нарушаются права детей на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации и применения методов, унижающих человеческое достоинство.
Работа по установлению правового статуса детей и оформлению необходимых документов в некоторых детских специализированных учреждениях организована крайне неудовлетворительно, что приводит к нарушению жилищных и имущественных прав воспитанников.
Одной из причин полной незащищенности детей в детских-домах интернатах является их закрытость, отсутствие внешнего контроля за соблюдением прав воспитанников.
Необходимо создать систему общественной инспекции в данной сфере.
В системе социальной помощи в настоящее время должна возрасти роль организаций негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, организаций родителей детей-инвалидов. Дополняя работу государственных структур образования и социальной защиты населения, гражданское общество изыскивает новые пути организации социального пространства помощи детям.
По мнению Уполномоченного, основными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются:
- ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами;
- несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России;
- неудовлетворительная финансовая поддержка семей в которых воспитываются дети-инвалиды, а также учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку;
- недостаточное понимание обществом и государством существа проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан.
Для устранения указанных причин представляется необходимым:
- усиление прокурорского и общественного контроля за соблюдением прав детей-инвалидов;
- качественное улучшение судебной защиты их прав;
- изменение финансовой политики государства в направлении обеспечения возможно более полной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов;
- модернизации системы образования с целью обеспечения обучения и воспитания детей-инвалидов в общеобразовательных и специальных учреждениях по месту жительства в условиях проживания в семье.
Информацию о презентации и содержании доклада подготовила присутствовашая на встрече сотрудница аппарата УПЧ Калужской области М.Э.Юрданова.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Добавить комментарий
Все поля являются обязательными для заполнения.
- Перейти в раздел » Лица с ограниченными возможностями здоровья
- К списку всех публикаций