Библиотека

Страшная правда о детях-инвалидах


О специальном докладе УПЧ в РФ В.Лукина «О соблюдении прав детей-инвалидов в РФ»

31 мая 2006 г. в Москве  прошла презентация специального доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукина «О соблюдении прав детей-инвалидов в РФ».

Среди участников встречи были замечены заместитель Генерального прокурора Сергей Фридинский, президент Гильдии российских адвокатов, член Общественной палаты РФ Гасан Мирзоев и  другие известные персоны.

Высокая встреча началась  с шока: участникам показали фильм, снятый в одном из школ-интернатов для детей с умственной отсталостью.

Подростки перед объективом камеры рассказывали о том, как их «успокаивают» воспитатели и санитары: бьют, делают уколы, раздевают до гола в присутствии сверстников, ставят на колени.

Общее впечатление от просмотра выразил Владимир Лукин: «Хочется выйти на улицу, сесть на траву и выпить стакан водки».

По данным В.П.Лукина в домах-интернатах Смоленской, Тверской  области были выявлены многочисленные случаи применения сильнодействующих психотропных препаратов. Опасная фармакология применялась исключительно в «дисциплинарных целях».

Многое из того, что обсуждалось на встрече,  было похоже на жанр ужасов.

Цель специального доклада, который презентовал Владимир Лукин показать страшную правду о судьбах детей, воспитывающихся в специализированных школах-интернатах  для детей-инвалидов.

В.П.Лукин отметил, что в РФ на фоне снижения  численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи, положение детей находится совершенно в неудовлетворительном  состоянии.

За последние восемь лет численность детей в возрасте до 18 лет уменьшилась в России с 35,8 млн. до 29, 1 млн. человек, при этом  количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за  это же время выросло на 18% и составило  734, 1 тысячи. Число детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, составляет 477, 8 тысячи, половина из них дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Размер ежемесячного пособия на ребенка с 1996 г. вырос всего в 1,32 раза, доля прожиточного минимума детей увеличилась в 5-7 раз. При этом, по данным официальной статистики, расходы на больного ребенка в 3 раза выше, чем на здорового. Душевой доход ниже прожиточного минимума имеют 72% процента семей с детьми-инвалидами.

Среди многочисленных проблем детства особую  остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки  не могут приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя  в современном мире.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на 1 января 2005 года численность детей-инвалидов, находящихся на учете в органах социальной защиты населения, составила 593, 3 тыс.  человек.  В структуре причин детской инвалидности преобладают нарушения функций психики и центральной нервной системы, умственная отсталость, нервно-психические  и нервно-мышечные нарушения, нарушения слуха, зрения, а также  функциональные нарушения при хронических соматических болезнях.

Начиная с 90-х годов прошлого века,  в России  было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции РФ  эти права были закреплены в Семейном кодексе РФ и других нормативных правовых актах  РФ.

В настоящее время существует настоятельная необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов.

К сожалению, приходиться констатировать, что список нарушений прав детей- инвалидов достаточно велик:

  •  нарушение права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье

29 тыс. детей-инвалидов  постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тыс. – в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования; 5 тыс. – в домах ребенка.  При этом доля детей-ивалидов с отклонениями в умственном  и психическом развитии, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30% и  имеет тенденцию к увеличению.

Основная причина этого – неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами.

  • нарушение права на образование

 Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция  и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции. Однако на практике около 200 тыс.  детей-инвалидов не могут реализовать конституционное право на образование. Особенно велик % детей, не получающих образования, среди детей-инвалидов с отклонением в психическом и умственном развитии, т.к. в нарушение действующего законодательства психолого-медико-педагогические комиссии  выносят заключение о «необучаемости» и такие дети направляются в дома-интернаты для инвалидов. Не могут в полной мере реализовать свое право на образование дети с нарушением слуха и зрения из-за отсутствия учебников, напечатанных по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающим детям с сенсорными нарушениями получать полноценное образование и безболезненно  быть интегрированными  в социум.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата испытывают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям, транспорту, спортивным и культурным сооружениям, что делает  их жизнь фактически изолированной от общества.

Значительная часть трудностей обучения и воспитания детей-инвалидов в системе образования связана с острым дефицитом квалифицированных кадров.

Нет в стране единой системы раннего выявления отклонений развития детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам, которую необходимо создать в ближайшее время.

Важнейшей  задачей является организация обучения детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.

  • нарушение права детей-инвалидов на реабилитацию

 В нарушение Федерального закона  «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации»  органами МСЭ в массовом порядке не составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида на основании которой ребенку-инвалиду могут быть предоставлены технические средства реабилитации и оказаны услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической  реабилитации.

Важнейшей составляющей  процесса реабилитации является профессиональная подготовка с обеспечением возможности дальнейшего трудоустройства. Необходимо решить проблему оценки доступности рабочих мест инвалидам с детства с учетом объективно имеющихся у них трудовых ограничений.

  • нарушение прав детей-инвалидов в интернатных учреждениях

В некоторых домах-интернатах  упомянутых областей  грубо нарушаются права детей на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации и применения методов,  унижающих человеческое достоинство.

Работа по установлению правового статуса детей и оформлению необходимых документов в некоторых детских специализированных учреждениях организована крайне неудовлетворительно, что приводит к нарушению жилищных и имущественных прав воспитанников.

Одной из причин полной незащищенности детей в детских-домах интернатах является  их закрытость, отсутствие внешнего контроля за соблюдением прав воспитанников.

Необходимо создать  систему общественной инспекции в данной  сфере.

В системе  социальной помощи в настоящее время должна возрасти роль организаций негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, организаций родителей детей-инвалидов. Дополняя работу государственных  структур образования и социальной защиты населения, гражданское общество изыскивает новые пути организации социального пространства помощи детям.

По мнению Уполномоченного, основными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются:

  • ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства  государственными органами и должностными лицами;
  • несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав  детей (и детей-инвалидов в частности) в России;
  • неудовлетворительная финансовая поддержка семей в которых воспитываются дети-инвалиды, а также  учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку;
  • недостаточное понимание обществом и государством существа проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан.

 Для устранения указанных причин представляется необходимым:

  • усиление прокурорского  и общественного контроля за соблюдением прав детей-инвалидов;
  • качественное улучшение судебной защиты их прав;
  • изменение финансовой политики государства в направлении обеспечения возможно более полной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов;  
  • модернизации системы образования с целью обеспечения обучения и воспитания  детей-инвалидов в общеобразовательных и специальных учреждениях по месту жительства в условиях проживания в семье.

 Информацию о презентации и содержании доклада подготовила присутствовашая на встрече сотрудница аппарата  УПЧ Калужской области М.Э.Юрданова.

 

 

 

 

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код: