Библиотека
Алексей Типикин "На контроле - ЖКХ!"
Заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Калужской области
НА КОНТРОЛЕ – ЖКХ!
Преобразования в сфере ЖКХ и переход к рыночным отношениям предопределяют повышение значения государственного контроля за соблюдением действующего законодательства в жилищной сфере и, соответственно, усилению роли государственной жилищной инспекции.
В целях выполнения своих основных задач (обеспечения контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, надлежащим содержанием жилых домов, жилых помещений и объектов инженерной инфраструктуры) государственная жилищная инспекция Калужской области при проведении плановых и внеплановых мероприятий по государственному надзору и контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда в своей работе особое внимание уделяла соблюдению требований нормативно-правовых актов Российской Федерации и Калужской области, обеспечению принципиального подхода к оценке деятельности организаций и предприятий, эксплуатирующих жилищный фонд, по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда, содержанию помещений и придомовых территорий в надлежащем состоянии, своевременному ремонту строительных конструкций и инженерного оборудования, подготовке жилых домов к сезонной эксплуатации, предоставлению населению качественных жилищных и коммунальных услуг.
За отчетный период инспекторами проверено 2480,8тыс. м2 жилых домов и жилых помещений (+ 7,6% по сравнению с 1 полугодием 2011 года).
В ходе проверок выявлено 1302 (+21%) факта нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и правил пользования жилыми помещениями на территории области. Большинство случаев - 1198 (92% в структуре) - связано с нарушениями правил технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда, 93 (7,1% в структуре) - нарушениями правил пользования жилыми помещениями (в основном это самовольные перепланировки и переоборудования), в 11 – это нарушения нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Выдано и поставлено на контроль 716 предписаний (+6,9%).
За 1-е полугодие 2012 года составлено 293 протокола (+5,4%) об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе судами по материалам, подготовленным инспекцией, применено штрафных санкций на общую сумму 2610,2 (+ в 2,4 раза) тыс. рублей.
На сегодняшний день получено штрафов на общую сумму 1857,6 тыс. рублей. По фактам неуплаты штрафов составлено 19 дел (+35,7%) об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 КоАП РФ.
Проведен контроль исполнения по выданным ранее предписаниям, сроки исполнения работ по которым истекли в отчетном периоде.
В целом со стороны управляющих и обслуживающих организаций отмечается ответственный подход к выполнению предписанных работ: 431 предписание снято с контроля.
В то же время, по 34 предписаниям работы были исполнены частично, однако на основании своевременно поданных мотивированных ходатайств принято решение оставить их на контроле. В ряде случаев (10 единиц) в связи с ликвидацией организаций-адресатов предписаний, организациям, принявшим обязанность по обслуживанию жилищного фонда, выданы новые предписания.
В суд направлено 167 материала (-14,4%) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.5 КоАП РФ.
Однако говорить о том, что имеет место улучшение исполнительской дисциплины управляющих организаций и повышение уровня их ответственности перед населением, пока рано. Об этом свидетельствует увеличение числа выявленных нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и полуторакратный рост возбужденных дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 7.22 и 7.23 КоАП РФ.
Отопительный период на территории Калужской области, в целом, проведен организованно. Имевшие место нештатные ситуации устранялись в нормативные сроки.
Этому способствовал системный и ответственный подход к подготовке объектов ЖКХ со стороны Правительства области, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, государственной жилищной инспекции, а также органов местного самоуправления.
На основе анализа отопительного периода 2011-2012 годов принято постановление Правительства области о задачах по подготовке жилищно-коммунального комплекса к осенне-зимнему периоду 2012 – 2013 годов.
В настоящее время инспекцией осуществляются проверки хода подготовки жилищного фонда. По результатам выездов на комиссии при Правительстве области вырабатываются конкретные решения по преодолению имеющихся проблем.
Устранение выявленных в ходе отопительного периода 2011-2012 годов нарушений в теплоснабжении жилых домов и отдельных помещений взято на особый контроль.
Как положительный момент следует отметить предоставление финансовой поддержки муниципальным образованиям области Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитальных ремонтов жилых домов.
За период январь - июнь 2012 года в государственную жилищную инспекцию поступило 1076 обращений (+24,4%).
Из приведенной статистики следует, что ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства остается сложной.
Основная часть правонарушений связана с эксплуатацией общего имущества собственников помещений многоквартирных жилых домов.
Среди причин следует отметить естественное старение жилищного фонда и связанные с этим ухудшение эксплуатационного состояния конструктивных элементов многоквартирных жилых домов, изношенность инженерного оборудования и коммуникаций, недоремонты прошлых лет. Это заставляет управляющие организации и муниципальные образования вносить коррективы в графики выполнения мероприятий в связи с необходимостью изыскивать внутренние резервы и дополнительные источники финансирования, принимать незамедлительные меры по устранению аварийных ситуаций, выполнять дополнительные объемы работ.
Статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязательность принятия решения о проведении текущего и капитального ремонта многоквартирного жилого дома на общем собрании собственников помещений в нем. При этом процесс принятия собственниками решения занимает значительное время, а в некоторых случаях, по результатам общих собраний согласованное решение не принимается, либо решение вообще не может быть принято по причине отсутствия кворума.
Вместе с тем, как показывает практика, значительное количество дефектов конструктивных элементов и неисправностей оборудования и систем требует принятия незамедлительных мер реагирования в целях минимизации затрат на устранение последствий дефектов и неисправностей и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций.
Имели место случаи, когда собственники жилых помещений принимали решения об отказе в проведении ремонтных работ, даже в случае, когда их необходимость была установлена и в адрес управляющих организаций и товариществ собственников жилья государственной жилищной инспекцией направлялись соответствующие предписания. Примером могут служить ситуации по д. 27/25 по ул. Пухова, д. 15 по ул. Ленина и такие примеры, к сожалению, не единичны. При этом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Иными словами, имеет место недостаточная ответственность собственников за содержание принадлежащего собственникам имущества.
В целях разрешения данных проблемных вопросов Правительством Российской Федерации в настоящее время готовятся и приняты нормативные правовые акты для изменения порядка организации капитальных ремонтов многоквартирных жилых домов.
Сохраняется проблема неплатежей населения за жилищно-коммунальные услуги, которая, соответственно, приводит к недостатку средств на производство необходимых ремонтных работ. При этом, существующий на сегодняшний день механизм взыскания просроченной задолженности посредством обращения в суд затратен по времени и далеко не всегда результативен. В связи с этим необходимо усиление ответственности собственников и нанимателей жилых помещений.
Необходимо признать, что работа управляющих организаций далеко не всегда заслуживает удовлетворительной оценки. Практически каждая жалоба граждан находит свое объективное подтверждение при реализации мероприятий государственного жилищного надзора и контроля.
В связи с этим Правительством Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов, направленных на усиление государственного жилищного надзора и контроля.
Кроме того, Федеральным законом Российской Федерации от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введено понятие муниципального жилищного контроля, под которым понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Таким образом, в настоящее время вопросам контроля государства и органов местного самоуправлению за сферой жилищно-коммунального хозяйства уделяется пристальное внимание.
Кроме того, в целях усиления ответственности непосредственно самих управляющих организаций Государственной Думой Российской Федерации принят в первом чтении законопроект о введении саморегулирования в сфере управления многоквартирными жилыми домами.
Планируется, что внедрение механизмов саморегулирования позволит принципиально изменить существующую систему управления домами, получив единый управляющий комплекс, действующий по правилам, согласованным с саморегулируемой организацией (СРО).
В настоящее время система СРО действует в строительной отрасли. Члены СРО договариваются о принципах ведения деятельности, а в случае некачественной работы члена СРО ущерб от его действий гасится из общего компенсационного фонда, формируемого из средств участников. Таким образом, действует механизм не только индивидуальной, но и коллективной ответственности.
Важным вопросом является обеспечение прозрачности деятельности управляющих организаций. В этих целях Правительством Российской Федерации были утверждены стандарты раскрытия информации управляющими организациями и товариществами собственников жилья перед населением.
Однако требования Стандарта, к сожалению, также исполняются не в полной мере. В текущем году рассмотрено 10 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ. Вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафов на общую сумму 590 тыс. руб.
Исходя из ситуации в сфере ЖКХ, инспекцией будет продолжена работа по усилению государственного контроля за сохранностью и использованием жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом. При осуществлении контрольных мероприятий в муниципальных образованиях сотрудниками инспекции будут не только выявляться недостатки в эксплуатации жилищного фонда и предоставлении жилищно-коммунальных услуг населению, но и оказываться методическая и практическая помощь в работе организаций жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований в вопросах систематизации работы с жилищным фондом, подготовки объектов ЖКХ к зиме и нормального обеспечения жителей области качественными коммунальными услугами. Особое внимание будет обращено на деятельность вновь созданных управляющих и обслуживающих организаций, принято активное участие во внедрении в жизнь новых технологий, подходов в области ЖКХ, способствующих дальнейшему реформированию ЖКХ и максимальному удовлетворению запросов и нужд населения Калужской области.
(Подверстка)
Правовой ликбез для граждан
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:
1. Для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
2. Для собственника помещения в многоквартирном доме:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Работы по содержанию многоквартирных жилых домов входят в систему технического обслуживания зданий, то есть в комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов приведен в приложении № 4 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, и включает в себя:
А. Работы, выполняемые при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов:
1. Устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации (смена прокладок в водопроводных кранах, уплотнение сгонов, устранение засоров, регулировка смывных бачков, крепление санитарно-технических приборов, прочистка сифонов, притирка пробочных кранов в смесителях, набивка сальников, смена поплавка-шара, замена резиновых прокладок у колокола и шарового клапана, установка ограничителей - дроссельных шайб, очистка бачка от известковых отложений и др.).
2. Устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения (регулировка трехходовых кранов, набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции, устранение течи в трубопроводах, приборах и арматуре; разборка, осмотр и очистка грязевиков воздухосборников, вантозов, компенсаторов, регулирующих кранов, вентилей, задвижек; очистка от накипи запорной арматуры и др.).
3. Устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств (протирка электролампочек, смена перегоревших электролампочек в помещениях общественного пользования, смена и ремонт штепсельных розеток и выключателей, мелкий ремонт электропроводки и др.).
4. Прочистка канализационного лежака.
5. Проверка исправности канализационных вытяжек.
6. Проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах.
7. Проверка заземления ванн.
8. Мелкий ремонт печей и очагов (укрепление дверей, предтопочных листов и др.).
9. Промазка суриковой замазкой свищей, участков гребней стальной кровли и др.
10. Проверка заземления оболочки электрокабеля, замеры сопротивления изоляции проводов.
11. Осмотр пожарной сигнализации и средств тушения в домах.
Б. Работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период
1. Укрепление водосточных труб, колен и воронок.
2. Расконсервирование и ремонт поливочной системы.
3. Снятие пружин на входных дверях.
4. Консервация системы центрального отопления.
5. Ремонт оборудования детских и спортивных площадок.
6. Ремонт просевших отмосток.
7. Устройство дополнительной сети поливочных систем.
8. Укрепление флагодержателей.
В. Работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период
1. Утепление оконных и балконных проемов.
2. Замена разбитых стекол окон и балконных дверей.
3. Утепление входных дверей в квартиры.
4. Утепление чердачных перекрытий.
5. Утепление трубопроводов в чердачных и подвальных помещениях.
6. Укрепление и ремонт парапетных ограждений.
7. Проверка исправности слуховых окон и жалюзей.
8. Изготовление новых или ремонт существующих ходовых досок и переходных мостиков на чердаках.
9. Ремонт, регулировка и испытание систем центрального отопления.
10. Ремонт печей и кухонных очагов.
11. Утепление бойлеров.
12. Утепление и прочистка дымовентиляционных каналов.
13. Замена разбитых стекол окон и дверей вспомогательных помещений.
14. Консервация поливочных систем.
15. Укрепление флагодержателей.
16. Проверка состояния продухов в цоколях зданий.
17. Ремонт и утепление наружных водоразборных кранов и колонок.
18. Поставка доводчиков на входных дверях.
19. Ремонт и укрепление входных дверей.
Г. Работы, выполняемые при проведении частичных осмотров
1. Промазка суриковой замазкой или другой мастикой гребней и свищей в местах протечек кровли.
2. Проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах и газоходах.
3. Мелкий ремонт печей и очагов (укрепление дверей, предтопочных листов и др.).
4. Смена прокладок в водопроводных кранах.
5. Уплотнение сгонов.
6. Прочистка внутренней канализации.
7. Прочистка сифонов.
8. Регулировка смывного бачка.
9. Притирка пробочного крана в смесителе.
10. Регулировка и ремонт трехходового крана.
11. Укрепление расшатавшихся сантехприборов приборов в местах их присоединения к трубопроводу.
12. Набивка сальников в вентилях, кранах, задвижках.
13. Укрепление трубопроводов.
14. Проверка канализационных вытяжек.
15. Мелкий ремонт изоляции.
16. Проветривание колодцев.
17. Протирка электролампочек, смена перегоревших электролампочек в лестничных клетках, технических подпольях и чердаках.
18. Устранение мелких неисправностей электропроводки.
19. Смена (исправление) штепсельных розеток и выключателей.
Д. Прочие работы
1. Регулировка и наладка систем центрального отопления.
2. То же вентиляции.
3. Промывка и опрессовка системы центрального отопления.
4. Очистка и промывка водопроводных кранов.
5. Регулировка и наладка систем автоматического управления инженерным оборудованием.
6. Подготовка зданий к праздникам.
7. Озеленение территории, уход за зелеными насаждениями.
8. Удаление с крыш снега и наледей.
9. Очистка кровли от мусора, грязи, листьев.
10. Уборка и очистка придомовой территории.
11. Уборка жилых, подсобных и вспомогательных помещений.
12. Мытье окон, полов, лестничных маршей, площадок, стен, удаление пыли и т.д. в лестничных клетках.
13. Удаление мусора из здания и его вывозка.
14. Очистка и промывка стволов мусоропровода и их загрузочных клапанов.
15. Поливка тротуаров и замощенной территории.
--------------------------------
В жилых и подсобных помещениях квартир работы выполняются нанимателями, арендаторами, собственниками жилых помещений.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" №3 (28)
- К списку всех публикаций