Библиотека

Алексей Леонов "ПРОДИКТОВАНО ЖИЗНЬЮ ".


Статья Директора ГОУ «Детский дом №3 г. Калуги».

ГОУ «Детский дом №3 г. Калуги» - государственное образовательное учреждение смешанного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое осуществляет их подготовку к самостоятельной жизни через создание условий для целенаправленной социальной адаптации. Для этого разработана и успешно реализуется комплексная программа «Мы вместе», рассчитанная на все годы воспитания ребенка в детском доме, а также в период его постинтернатного сопровождения. Программа включает в себя:

1.      Локальную программу «Воспитание семьянина в условиях детского дома».

2.      Проект – конкурс «Ты и я – одна семья»

3.      Социально-воспитательную деятельность в рамках блока учебно-практической и социальной адаптации (БУПСА).

4.      Проект «Помощь молодой семье».

Детям созданы все условия, как в детском доме, так и вне стен, при которых они могут максимально выразить себя. Это позволяет компенсировать неудовлетворенные потребности, притязания, интересы.

Условия жизни в детском доме приближены к семейным: каждая группа имеет свой отдельный жилой блок по типу семейной квартиры, окружающая среда которого работает на развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

            У каждого их них есть свое личное пространство, которое он может устраивать по собственному усмотрению. Совместное проживание с братьями и сестрами (76% детей находятся в родственных отношениях), создание развивающей среды, наличие возможностей для удовлетворения базовых личностных потребностей позволяют повысить значимость каждого ребенка.

            Результаты диагностики показывают, что у детей есть чувство гордости за свой дом, уровень межличностных отношений высокий, «отверженных» детей нет, психологический климат – благоприятный. 94% детей испытывают радостное, приятное, спокойное состояние.

В детском доме создана единая образовательная среда на основе взаимодействия основного и дополнительного образования: дети обучаются в 5 школах по разноуровневым программам, для развития способностей и удовлетворения интересов используются как возможности самого детского дома, так и внешкольных учреждений города, получают профессиональное образование в учебных заведениях Калуги и Москвы.

Важным направлением в работе по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни является широкое вовлечение их в реальную жизнь и быт людей, в окружающий мир, преодоление потребительского отношения к себе во время пребывания в детском доме. Именно поэтому дети самостоятельно обслуживают свои семейные блоки, где проживают, участвуют в ремонте, проводят весь комплекс сезонных работ на приусадебном участке, заготавливают овощи и фрукты на зиму. Старшие воспитанники могут заменять на время болезни младший обслуживающий персонал. Организована интеграция детей через различные формы взаимодействия с семейными детьми (совместные праздники и экскурсии, отдых в семьях родственников и замещающих семьях в период каникул и выходные дни).

Разработанная модель социально – воспитательной деятельности подготовки детей к самостоятельной жизни реализуется в детском доме поэтапно:

Первый этап – внутри группы-семьи, рассчитан на детей с момента поступления до 14-летнего возраста.

Это фундаментальный этап, в процессе которого решаются задачи социализации, отражающие процесс расширения социальной действительности ребенка. Он подобно корням дерева, питает дальнейшее развитие ребенка.

Второй этап – дети, объединенные в группу социальной адаптации (дети в возрасте 14-18 лет).

Потребовалось время, чтобы понять, что в проводимой работе по социальной адаптации в период пребывания детей в детском доме, подготовки их к самостоятельной жизни – не хватает какого-то важного звена, а если быть точным – слабым оказалась практическая готовность выпускников к жизни в условиях самостоятельности. Поняв это, в 2006 году в детском доме был открыт постоянно – действующий Блок учебно-практической и социальной адаптации (БУПСА), главная задача которого закрепление у детей на практике навыков и умений самостоятельной социально-бытовой деятельности.

            Воспитанники, объединенные по желанию в пары-двойки, поселяются на 2-3 недели (2 раза в год) в БУПСА, получают в соответствии с нормами денежные средства на питание и хозяйственные нужды и ведут автономной проживание при негласном контроле куратора из числа специалистов детского дома.

            Перед заселением в БУПСА и последующим выходом, а также на протяжении всего периода проживания в БУПСА психологом проводятся беседы, консультации, наблюдения, анализ «Дневников личных впечатлений», а также диагностические исследования с целью изучения индивидуального уровня социально-психологической адаптации воспитанников.

Именно в период проживания в БУПСА возрастает число обращений воспитанников за консультациями и помощью к специалистам и работникам детского дома. Сравнительный анализ степени готовности воспитанников к самостоятельной жизни, прошедших школу БУПСА, оказался значительно выше, чем у выпускников, которые такой возможности не имели.

Именно на этом этапе решается самая главная задача – формирование личности, способной самостоятельно строить свой вариант жизни.

Третий этап – постинтернатное сопровождение выпускников (лица, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18 до 23-25 лет).

Главным критерием успешности работы коллектива является конечный результат – состоялось ли гражданское становление воспитанника-выпускника после выхода из стен детского дома.

Именно поэтому, готовясь к своему первому выпуску в 2000 г. (до 1990 г. детский дом был дошкольным), коллективом было принято решение о введении постинтернатного сопровождения выпускников, чтобы помочь им войти в самостоятельную жизнь, не потеряться, оказавшись за порогом детского дома перед бытовыми, правовыми и социальными проблемами. Для этого создан Центр социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников, разработана нормативно-правовая база.

Каждому воспитаннику-выпускнику на основании поданного заявления предоставляется право (возможность) постинтернатного сопровождения до 23-25 лет. При этом форму сопровождения – индивидуальную или индивидуально-групповую выбирает сам выпускник.

Постинтернатное сопровождение выпускников делится на определенные временные этапы адаптации и социального становления. Так период первичной адаптации – послешкольный, характеризуется резкой сменой условий жизнедеятельности. Он длится 2-3 года. Всем воспитанникам после окончания 11 или 9 классов и поступления в профессиональное учебное заведение предоставляется право 1-2 года находиться в детском доме. Это позволяет значительно облегчить переход от одной системы образования к другой, оказать помощь в учебе, успешнее войти в новые коллективы, почувствовать себя увереннее в социуме. При этом контроль за учебной деятельностью и поведением становится щадящим, все более уступающим место самоконтролю.

Второй период у выпускников группы постинтернатного сопровождения наступает, когда выпускники проживают вне стен детского дома, в своих или съемных квартирах (общежитиях учебных заведений). Данный период становления является одним из самых сложных направлений организационно-педагогической деятельности, т.к. идет проверка и коррекция приобретенного опыта социального общения, житейских умений и навыков, способность выпускника решать весь комплекс возникающих проблем: устройство на работу, создание семьи, уход за ребенком  и др.

Именно поэтому, осуществляя постинтернатное сопровождение выпускников, приоритетным направлением в реализации проекта «Помощь молодой семьи» стало оказание социальной, психолого-педагогической, правовой и медицинской помощи молодым семьям, которых на сегодня – 24.

Для коллектива детского дома главным критерием успешности работы является конечный результат – состоялось ли гражданское становление воспитанника-выпускника после выхода из стен детского дома.

Из 57 воспитанников-выпускников, 42 – прошли школу постинтернатного сопровождения, 15 – получают его. У 82% выпускников хороший или достаточный уровень жизненного становления. Все они   получили или получают  профессию, работают или продолжают учиться, создают семьи. Четверо выпускников, получивших высшее педагогическое образование, сегодня работают педагогами-специалистами в детском доме.

Созданный комплексный механизм вхождения воспитанников в самостоятельную жизнь постоянно заставляет коллектив искать новые методы и технологии постинтернатного сопровождения с учетом реалий сегодняшнего дня.

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.