Библиотека
Алексей Леонов "ПРОДИКТОВАНО ЖИЗНЬЮ ".
Статья Директора ГОУ «Детский дом №3 г. Калуги».
ГОУ
«Детский дом №3 г. Калуги» - государственное образовательное учреждение
смешанного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
которое осуществляет их подготовку к самостоятельной жизни через создание
условий для целенаправленной социальной адаптации. Для этого разработана и
успешно реализуется комплексная программа «Мы вместе», рассчитанная на все годы
воспитания ребенка в детском доме, а также в период его постинтернатного
сопровождения. Программа включает в себя:
1.
Локальную
программу «Воспитание семьянина в условиях детского дома».
2.
Проект – конкурс
«Ты и я – одна семья»
3.
Социально-воспитательную
деятельность в рамках блока учебно-практической и социальной адаптации (БУПСА).
4.
Проект «Помощь
молодой семье».
Детям созданы все условия, как в детском доме, так и
вне стен, при которых они могут максимально выразить себя. Это позволяет
компенсировать неудовлетворенные потребности, притязания, интересы.
Условия жизни в детском доме приближены к семейным:
каждая группа имеет свой отдельный жилой блок по типу семейной квартиры,
окружающая среда которого работает на развития ребенка с учетом его возрастных
и индивидуальных особенностей.
У
каждого их них есть свое личное пространство, которое он может устраивать по
собственному усмотрению. Совместное проживание с братьями и сестрами (76% детей
находятся в родственных отношениях), создание развивающей среды, наличие
возможностей для удовлетворения базовых личностных потребностей позволяют
повысить значимость каждого ребенка.
Результаты
диагностики показывают, что у детей есть чувство гордости за свой дом, уровень
межличностных отношений высокий, «отверженных» детей нет, психологический
климат – благоприятный. 94% детей испытывают радостное, приятное, спокойное
состояние.
В детском доме создана единая образовательная среда на
основе взаимодействия основного и дополнительного образования: дети обучаются в
5 школах по разноуровневым программам, для развития способностей и
удовлетворения интересов используются как возможности самого детского дома, так
и внешкольных учреждений города, получают профессиональное образование в
учебных заведениях Калуги и Москвы.
Важным направлением в работе по подготовке воспитанников
к самостоятельной жизни является широкое вовлечение их в реальную жизнь и быт
людей, в окружающий мир, преодоление потребительского отношения к себе во время
пребывания в детском доме. Именно поэтому дети самостоятельно обслуживают свои
семейные блоки, где проживают, участвуют в ремонте, проводят весь комплекс
сезонных работ на приусадебном участке, заготавливают овощи и фрукты на зиму.
Старшие воспитанники могут заменять на время болезни младший обслуживающий
персонал. Организована интеграция детей через различные формы взаимодействия с
семейными детьми (совместные праздники и экскурсии, отдых в семьях
родственников и замещающих семьях в период каникул и выходные дни).
Разработанная модель социально – воспитательной
деятельности подготовки детей к самостоятельной жизни реализуется в детском
доме поэтапно:
Первый этап – внутри группы-семьи, рассчитан на детей
с момента поступления до 14-летнего возраста.
Это фундаментальный этап, в процессе которого решаются
задачи социализации, отражающие процесс расширения социальной действительности
ребенка. Он подобно корням дерева, питает дальнейшее развитие ребенка.
Второй этап – дети, объединенные в группу социальной
адаптации (дети в возрасте 14-18 лет).
Потребовалось время, чтобы понять, что в проводимой
работе по социальной адаптации в период пребывания детей в детском доме,
подготовки их к самостоятельной жизни – не хватает какого-то важного звена, а
если быть точным – слабым оказалась практическая готовность выпускников к жизни
в условиях самостоятельности. Поняв это, в 2006 году в детском доме был открыт
постоянно – действующий Блок учебно-практической и социальной адаптации
(БУПСА), главная задача которого закрепление у детей на практике навыков и
умений самостоятельной социально-бытовой деятельности.
Воспитанники,
объединенные по желанию в пары-двойки, поселяются на 2-3 недели (2 раза в год)
в БУПСА, получают в соответствии с нормами денежные средства на питание и хозяйственные
нужды и ведут автономной проживание при негласном контроле куратора из числа
специалистов детского дома.
Перед
заселением в БУПСА и последующим выходом, а также на протяжении всего периода
проживания в БУПСА психологом проводятся беседы, консультации, наблюдения,
анализ «Дневников личных впечатлений», а также диагностические исследования с
целью изучения индивидуального уровня социально-психологической адаптации
воспитанников.
Именно в период проживания в БУПСА возрастает число
обращений воспитанников за консультациями и помощью к специалистам и работникам
детского дома. Сравнительный анализ степени готовности воспитанников к
самостоятельной жизни, прошедших школу БУПСА, оказался значительно выше, чем у
выпускников, которые такой возможности не имели.
Именно на этом этапе решается самая главная задача –
формирование личности, способной самостоятельно строить свой вариант жизни.
Третий этап – постинтернатное сопровождение
выпускников (лица, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей от 18 до 23-25 лет).
Главным критерием успешности работы коллектива
является конечный результат – состоялось ли гражданское становление
воспитанника-выпускника после выхода из стен детского дома.
Именно поэтому, готовясь к своему первому выпуску в
Каждому воспитаннику-выпускнику на основании поданного
заявления предоставляется право (возможность) постинтернатного сопровождения до
23-25 лет. При этом форму сопровождения – индивидуальную или
индивидуально-групповую выбирает сам выпускник.
Постинтернатное сопровождение выпускников делится на
определенные временные этапы адаптации и социального становления. Так период
первичной адаптации – послешкольный, характеризуется резкой сменой условий
жизнедеятельности. Он длится 2-3 года. Всем воспитанникам после окончания 11
или 9 классов и поступления в профессиональное учебное заведение
предоставляется право 1-2 года находиться в детском доме. Это позволяет
значительно облегчить переход от одной системы образования к другой, оказать
помощь в учебе, успешнее войти в новые коллективы, почувствовать себя увереннее
в социуме. При этом контроль за учебной деятельностью и поведением становится
щадящим, все более уступающим место самоконтролю.
Второй период у выпускников группы постинтернатного
сопровождения наступает, когда выпускники проживают вне стен детского дома, в
своих или съемных квартирах (общежитиях учебных заведений). Данный период
становления является одним из самых сложных направлений
организационно-педагогической деятельности, т.к. идет проверка и коррекция
приобретенного опыта социального общения, житейских умений и навыков,
способность выпускника решать весь комплекс возникающих проблем: устройство на
работу, создание семьи, уход за ребенком
и др.
Именно поэтому, осуществляя постинтернатное
сопровождение выпускников, приоритетным направлением в реализации проекта
«Помощь молодой семьи» стало оказание социальной, психолого-педагогической,
правовой и медицинской помощи молодым семьям, которых на сегодня – 24.
Для коллектива детского дома главным критерием
успешности работы является конечный результат – состоялось ли гражданское
становление воспитанника-выпускника после выхода из стен детского дома.
Из 57 воспитанников-выпускников, 42 – прошли школу
постинтернатного сопровождения, 15 – получают его. У 82% выпускников хороший
или достаточный уровень жизненного становления. Все они получили или получают профессию, работают или продолжают учиться,
создают семьи. Четверо выпускников, получивших высшее педагогическое
образование, сегодня работают педагогами-специалистами в детском доме.
Созданный комплексный механизм вхождения воспитанников
в самостоятельную жизнь постоянно заставляет коллектив искать новые методы и
технологии постинтернатного сопровождения с учетом реалий сегодняшнего дня.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" № 4(21).
- К списку всех публикаций