Библиотека

Нина Лукашова "РАТИФИКАЦИЯ РОССИЕЙ ПЕРЕСМОТРЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ХАРТИИ, И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ".


Статья Уполномоченного по правам человека в Саратовской области.

Совет Европы в своей практической деятельности опирается на два основополагающих документа по защите прав человека: Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Европейскую социальную хартию.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифицирована Россией в 1998 году и российские граждане получили возможность судебной защиты своих интересов, основываясь на положениях Конвенции, в том числе и в международных органах.

Вместе с тем Конвенция по своему содержанию защищает только гражданские и политические права человека, и ее ратификация государством не влечет за собой больших дополнительных финансовых затрат.

Европейская социальная хартия гарантирует социальные и экономические права человека. Для стран с низким уровнем жизни населения, которые хотят стать Стороной Хартии, необходимо изыскивать значительные дополнительные ресурсы на социальные расходы, так как ратифицировав Хартию, государство предоставляет в Совет Европы доклады о том, как оно выполняет взятые на себя обязательства.

В Пересмотренной Европейской социальной хартии, открытой для подписания 3 мая 1996 года, сведены в один документ права, провозглашённые в Европейской социальной хартии 1961 года, а также зафиксирован ряд новых положений, в результате чего расширен объём гарантируемых социальных прав.

Долгое время ратификация Хартии для Российской Федерации была вопросом не столько политическим, сколько экономическим. По подсчетам специалистов, только на борьбу с бедностью в России необходимо более 400 млрд рублей. Кроме того, предполагались значительные расходы на увеличение пенсий, детских пособий, пособий по безработице и на медицинскую помощь, а также значительное повышение в нашей стране уровня жилищных, транспортных и экологических стандартов.

 3 июня 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года». Однако Россия - исходя из современных социальных реалий – ратифицировала лишь часть обязательных статей Социальной Хартии, которые в настоящее время могут быть выполнены. Частично Россией ратифицированы статьи Хартии, касающиеся права на социальное обеспечение и поддержку, интеграцию в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Безусловно, ратификация Социальной хартии не может одномоментно решить копившиеся не одно десятилетия социальные проблемы, в тоже время  в социальной сфере, в частности в Саратовской области, произошли значительные перемены к лучшему.

Статистика обращений к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области это подтверждает. Так, за девять месяцев 2010 года к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области обратилось более 200 граждан по вопросам,  касающимся социальной сферы (в прошедшие годы их было значительно больше).

Ряд этих обращений касается оказания материальной помощи в решении трудных жизненных ситуаций, что свидетельствует о недостаточном  уровне жизни  жителей области, особенно неполных семей, воспитывающих детей, многодетных семей и т.д. Особые материальные трудности испытывает население сельских районов области, где в большей степени чем в областном центре и других крупных населенных пунктах области, ощущается нехватка рабочих мест, и жители испытывают проблемы трудоустройства, а работающие граждане получают за свой труд низкую заработную плату и т.д.

Рассматривая просьбы граждан о помощи в решении трудных жизненных ситуаций и оказании материальной поддержки, Уполномоченный неоднократно обращался с ходатайствами об оказании заявителям материальной помощи в министерство социального развития области. Практически во всех случаях его просьбы удовлетворялись, гражданам оказывалась требуемая материальная поддержка. Такая позиция, безусловно, заслуживает одобрения, но существует необходимость в увеличении денежного размера пособий, субсидий и других выплат для малоимущих граждан.

В настоящее время Россией частично ратифицирована статья Хартии, устанавливающая права нетрудоспособных лиц на независимость, социальную интеграцию и участие в общественной жизни. Несмотря на это, практически во всех регионах России остро стоит проблема трудоустройства инвалидов.

Так, за истекший период 2010 года в органы службы занятости населения Саратовской области по вопросу содействия в трудоустройстве обратилось 2100 инвалидов, из которых трудоустроено - 783 человека. Однако многие граждане с ограниченными возможностями здоровья не обращаются в органы занятости населения, понимая всю сложность  имеющейся у них проблемы.

Вместе с тем, органы государственной власти Саратовской области принимают меры, в том числе касающиеся развития самозанятости и предпринимательской инициативы среди безработных инвалидов. В текущем году в рамках программы дополнительных мероприятий многие инвалиды получили финансовую помощь на открытие собственного дела. Предпринимательская деятельность была организована ими в различных  сферах: оказание услуг по  ремонту и пошиву одежды, сантехнических и парикмахерский услуг, создание крестьянско-фермерских хозяйств и др. Некоторые инвалиды, открывшие собственное дело, создали дополнительные рабочие места для безработных граждан, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Например, жительница города Ртищево, являющаяся инвалидом II группы, организовала производство текстильных изделий (пошив штор и одежды) и, создала дополнительное рабочее место для трудоустройства инвалида III группы. Инвалид II группы организовал торгово-закупочную деятельность протезно-ортопедическими изделиями, и также  создал дополнительное рабочее место.

Нельзя не отметить и активную деятельность Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области в работе по профессиональной реабилитации инвалидов, а именно – профессиональное обучение.

Министерством разработана ведомственная целевая программа «Профессиональное обучение безработных инвалидов Саратовской области в 2009 - 2010 г.г.». В рамках программы, в текущем году, на профессиональное обучение, по востребованным на рынке труда профессиям, направлено 169 безработных граждан из числа инвалидов (в январе-августе 2009 года – 140 человек). 132 инвалида завершили обучение и 34 трудоустроились.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет правило квотирования рабочих мест, в соответствии с которым субъекты РФ издают свои законодательные акты. В Саратовской области такой закон принят, и  инвалиды могут быть приняты на предприятие с численностью рабочих мест от 100 человек (размер квоты составляет 3 процента от 100 рабочих мест). Реализуя вышеуказанные нормативные акты, 769 организаций области на 01.07.2010 г. квотировали 5,8 тысяч рабочих мест, из которых 3,5 тысячи рабочих мест заняты инвалидами. В рамках квотирования создано 451 специальное рабочее место. Вместе с тем, проблема в трудоустройстве инвалидов остается насущной, так как не все предприятия готовы принять на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Безусловно, основной причиной, по которой предприятия области отказывают инвалидам в приеме на работу, являются ограничения по труду, связанные с состоянием здоровья граждан.

Однако наличие проблем с трудоустройством инвалидов также напрямую связаны с низким уровнем оплаты труда на предлагаемых вакансиях (более 33,0 %  вакансий, заявленных работодателями, с минимальной оплатой труда), а также выделением работодателями в счет квот рабочих мест, неподходящих по условиям труда для инвалидов (более 30 % от заявленных вакансий), например «грузчик», «газорезчик», «каменщик» или профессии, требующие специального образования: «врач», «заведующий аптекой», в связи с чем инвалиды не могут воспользоваться предлагаемыми вакансиями.

Невозможность трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья связана и с  отсутствием финансовой ответственности работодателя за не создание рабочих мест для инвалидов в пределах установленной законом квоты.

По данным, предоставленным Уполномоченному по правам человека в Саратовской области министерством занятости, труда и миграции в текущем году в рамках областной целевой программы «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда, на 2010 год» планируется создать 50 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В настоящее время ГУ ЦЗН заключило 28 договоров с работодателями, в рамках которых оснащено 26 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Ведется оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с трудовыми рекомендациями службы медико-социальной экспертизы в индивидуальных программах реабилитации инвалидов. Так, в г. Петровске Саратовской области в СПК им. Панфилова, оснащено рабочее место бухгалтера для инвалида детства с выполнением части работы на дому, для этого приобретено специальное кресло, ноутбук, установлены перила и поручни.

По мнению Уполномоченного, труд инвалидов может  быть таким же эффективным, как труд здоровых людей, просто для этого  необходимо обеспечить доступ к обучению, и предоставить подходящие рабочие места.

К сожалению,  Россией пока не ратифицирован пункт 3 ст. 15 Социальной хартии, устанавливающий обязанность государства содействовать полной социальной интеграции лиц с пониженной трудоспособностью в общественную жизнь, преодолению барьеров в общении и ограничений в мобильности.

В Саратовской области создаются условия для беспрепятственного доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, объектам социально-культурного назначения, административным, общественным, образовательным и производственным зданиям. При строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры учитываются особенности людей с ограниченными возможностями.

Однако, по сведениям министерства социального развития Саратовской области, пока доступных объектов социальной инфраструктуры для инвалидов явно недостаточно, особенно в г. Саратове.

Для разрешения обозначенной проблемы, Уполномоченный по правам человека обратился к и.о. Главы администрации МО «Город Саратов» с просьбой принять меры для реализации инвалидами права на беспрепятственный доступ к социальной инфраструктуре при проектировании и строительстве зданий на территории г. Саратова. Данное предложение Уполномоченного руководством города  было поддержано.

Обеспокоенность вызывает и то обстоятельство, что инвалиды, нередко  оказываются заложниками своих квартир, поскольку лишены возможности выйти на улицу из-за отсутствия пандусов в подъездах жилых домов. С такой проблемой столкнулась жительница г. Саратова, мать инвалида – детства, колясочника. Долгое время семья проживала в одном из районов г. Саратова на третьем этаже пятиэтажного дома старой постройки, но из-за отсутствия пандусов и лифта была вынуждена сменить место жительства и поселиться на  первом этаже 9-ти этажного жилого дома.

Казалось бы, мать сделала все возможное и теперь ее сын сможет чаще выезжать на улицу. Однако на этом проблемы семьи не закончились: подъезд в новом доме оказался неприспособленным к передвижениям по нему инвалида – колясочника. Самостоятельно установленный ими в подъезде дома пандус невозможно было использовать  из-за конструктивных особенностей лестницы. Тогда, семья вынуждена была  переоборудовать одно из окон квартиры под входную дверь, обеспечив индивидуальный выезд для сына на улицу.

Конечно, в социальной сфере России есть и другие нерешенные проблемы. Однако  ратификация Хартии является закономерным шагом на пути реализации государственной социальной политики и требует от всех уровней власти более эффективной деятельности по консолидации общества и устойчивого экономического роста как основы благосостояния людей.

Безусловно, в полном объеме Европейская социальная хартия выполнима только в странах с более высоким уровнем жизни, с большими финансовыми возможностями, но развитие российского законодательства и правоприменительной практики должно быть ориентировано именно на этот международный документ.

Не должны оставаться в стороне и регионы России. Каждый субъект Федерации должен не только провести мониторинг своих  социально-экономических ресурсов и возможностей на предмет их соответствия Хартии, но и  активно включиться в процесс ее реализации на практике, обеспечивая максимально достойную жизнь и свободное развитие своим жителям.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.