Библиотека
Нина Лукашова "РАТИФИКАЦИЯ РОССИЕЙ ПЕРЕСМОТРЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ХАРТИИ, И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ".
Статья Уполномоченного по правам человека в Саратовской области.
Совет Европы в своей практической деятельности
опирается на два основополагающих документа по защите прав человека: Европейскую конвенцию о
защите прав человека и основных свобод и Европейскую социальную хартию.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод
была ратифицирована Россией в 1998 году и российские граждане получили
возможность судебной защиты своих интересов, основываясь на положениях
Конвенции, в том числе и в международных органах.
Вместе с тем Конвенция по своему содержанию защищает
только гражданские и политические права человека, и ее ратификация государством
не влечет за собой больших дополнительных финансовых затрат.
Европейская
социальная хартия гарантирует
социальные и экономические права человека. Для стран с низким уровнем жизни
населения, которые хотят стать Стороной Хартии, необходимо изыскивать
значительные дополнительные ресурсы на социальные расходы, так как
ратифицировав Хартию, государство предоставляет в Совет Европы доклады о том,
как оно выполняет взятые на себя обязательства.
В Пересмотренной Европейской социальной хартии, открытой
для подписания 3 мая 1996 года, сведены в один документ права, провозглашённые
в Европейской социальной хартии 1961 года, а также зафиксирован ряд новых
положений, в результате чего расширен объём гарантируемых социальных прав.
Долгое время ратификация Хартии для Российской
Федерации была вопросом не столько политическим, сколько экономическим. По
подсчетам специалистов, только на борьбу с бедностью в России необходимо более
400 млрд рублей. Кроме того, предполагались значительные расходы на увеличение
пенсий, детских пособий, пособий по безработице и на медицинскую помощь, а
также значительное повышение в нашей стране уровня жилищных, транспортных и
экологических стандартов.
3 июня 2009
года Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О
ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года».
Однако Россия - исходя из современных социальных реалий – ратифицировала лишь
часть обязательных статей Социальной Хартии, которые в настоящее время могут
быть выполнены. Частично Россией ратифицированы статьи Хартии, касающиеся права
на социальное обеспечение и поддержку, интеграцию в общество лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Безусловно, ратификация Социальной хартии не может
одномоментно решить копившиеся не одно десятилетия социальные проблемы, в тоже
время в социальной сфере, в частности в
Саратовской области, произошли значительные перемены к лучшему.
Статистика обращений к Уполномоченному по правам
человека в Саратовской области это подтверждает. Так, за девять месяцев 2010
года к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области обратилось
более 200 граждан по вопросам, касающимся
социальной сферы (в прошедшие годы их было значительно больше).
Ряд этих обращений касается оказания материальной
помощи в решении трудных жизненных ситуаций, что свидетельствует о
недостаточном уровне жизни жителей области, особенно неполных семей,
воспитывающих детей, многодетных семей и т.д. Особые материальные трудности
испытывает население сельских районов области, где в большей степени чем в
областном центре и других крупных населенных пунктах области, ощущается
нехватка рабочих мест, и жители испытывают проблемы трудоустройства, а
работающие граждане получают за свой труд низкую заработную плату и т.д.
Рассматривая просьбы граждан о помощи в решении
трудных жизненных ситуаций и оказании материальной поддержки, Уполномоченный
неоднократно обращался с ходатайствами об оказании заявителям материальной
помощи в министерство социального развития области. Практически во всех случаях
его просьбы удовлетворялись, гражданам оказывалась требуемая материальная поддержка.
Такая позиция, безусловно, заслуживает одобрения, но существует необходимость в
увеличении денежного размера пособий, субсидий и других выплат для малоимущих
граждан.
В настоящее время Россией частично ратифицирована
статья Хартии, устанавливающая права нетрудоспособных лиц на независимость,
социальную интеграцию и участие в общественной жизни. Несмотря на это, практически
во всех регионах России остро стоит проблема трудоустройства инвалидов.
Так, за истекший период 2010 года в органы службы
занятости населения Саратовской области по вопросу содействия в трудоустройстве
обратилось 2100 инвалидов, из которых трудоустроено - 783 человека. Однако
многие граждане с ограниченными возможностями здоровья не обращаются в органы
занятости населения, понимая всю сложность
имеющейся у них проблемы.
Вместе с тем, органы государственной власти
Саратовской области принимают меры, в том числе касающиеся развития
самозанятости и предпринимательской инициативы среди безработных инвалидов. В
текущем году в рамках программы дополнительных мероприятий многие инвалиды
получили финансовую помощь на открытие собственного дела. Предпринимательская
деятельность была организована ими в различных сферах: оказание услуг по ремонту и пошиву одежды, сантехнических и
парикмахерский услуг, создание крестьянско-фермерских хозяйств и др. Некоторые
инвалиды, открывшие собственное дело, создали дополнительные рабочие места для
безработных граждан, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Например, жительница города Ртищево, являющаяся
инвалидом II группы, организовала
производство текстильных изделий (пошив штор и одежды) и, создала
дополнительное рабочее место для трудоустройства инвалида III группы. Инвалид II группы организовал торгово-закупочную деятельность
протезно-ортопедическими изделиями, и также создал дополнительное рабочее место.
Нельзя не отметить и активную деятельность
Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области в работе по
профессиональной реабилитации инвалидов, а именно – профессиональное обучение.
Министерством разработана ведомственная целевая
программа «Профессиональное обучение безработных инвалидов Саратовской области
в 2009 -
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» определяет правило квотирования рабочих мест, в
соответствии с которым субъекты РФ издают свои законодательные акты. В
Саратовской области такой закон принят, и
инвалиды могут быть приняты на предприятие с численностью рабочих мест
от 100 человек (размер квоты составляет 3 процента от 100 рабочих мест).
Реализуя вышеуказанные нормативные акты, 769 организаций области на 01.07.2010
г. квотировали 5,8 тысяч рабочих мест, из которых 3,5 тысячи рабочих мест
заняты инвалидами. В рамках квотирования создано 451 специальное рабочее место.
Вместе с тем, проблема в трудоустройстве инвалидов остается насущной, так как не
все предприятия готовы принять на работу лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Безусловно, основной причиной, по которой предприятия области
отказывают инвалидам в приеме на работу, являются ограничения по труду,
связанные с состоянием здоровья граждан.
Однако наличие проблем с трудоустройством инвалидов также
напрямую связаны с низким уровнем оплаты труда на предлагаемых вакансиях (более
33,0 % вакансий, заявленных
работодателями, с минимальной оплатой труда), а также выделением работодателями
в счет квот рабочих мест, неподходящих по условиям труда для инвалидов (более
30 % от заявленных вакансий), например «грузчик», «газорезчик», «каменщик» или профессии,
требующие специального образования: «врач», «заведующий аптекой», в связи с чем
инвалиды не могут воспользоваться предлагаемыми вакансиями.
Невозможность трудоустройства лиц с ограниченными
возможностями здоровья связана и с отсутствием
финансовой ответственности работодателя за не создание рабочих мест для
инвалидов в пределах установленной законом квоты.
По данным, предоставленным Уполномоченному по правам
человека в Саратовской области министерством занятости, труда и миграции в
текущем году в рамках областной целевой программы «О дополнительных
мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда, на 2010
год» планируется создать 50 специальных рабочих мест для трудоустройства
инвалидов. В настоящее время ГУ ЦЗН заключило 28 договоров с работодателями, в
рамках которых оснащено 26 специальных рабочих мест для трудоустройства
инвалидов.
Ведется оснащение специальных рабочих мест для
трудоустройства инвалидов в соответствии с трудовыми рекомендациями службы
медико-социальной экспертизы в индивидуальных программах реабилитации
инвалидов. Так, в г. Петровске Саратовской области в СПК им. Панфилова,
оснащено рабочее место бухгалтера для инвалида детства с выполнением части
работы на дому, для этого приобретено специальное кресло, ноутбук, установлены
перила и поручни.
По мнению Уполномоченного, труд инвалидов может быть таким же эффективным, как труд здоровых
людей, просто для этого необходимо
обеспечить доступ к обучению, и предоставить подходящие рабочие места.
К сожалению,
Россией пока не ратифицирован пункт 3 ст. 15 Социальной хартии,
устанавливающий обязанность государства содействовать полной социальной
интеграции лиц с пониженной трудоспособностью в общественную жизнь, преодолению
барьеров в общении и ограничений в мобильности.
В Саратовской области создаются условия для
беспрепятственного доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского
транспорта, объектам социально-культурного назначения, административным,
общественным, образовательным и производственным зданиям. При строительстве и
реконструкции объектов социальной инфраструктуры учитываются особенности людей
с ограниченными возможностями.
Однако, по сведениям министерства социального развития
Саратовской области, пока доступных объектов социальной инфраструктуры для
инвалидов явно недостаточно, особенно в г. Саратове.
Для разрешения обозначенной проблемы, Уполномоченный
по правам человека обратился к и.о. Главы администрации МО «Город Саратов» с
просьбой принять меры для реализации инвалидами права на беспрепятственный
доступ к социальной инфраструктуре при проектировании и строительстве зданий на
территории г. Саратова. Данное предложение Уполномоченного руководством
города было поддержано.
Обеспокоенность вызывает и то обстоятельство, что
инвалиды, нередко оказываются
заложниками своих квартир, поскольку лишены возможности выйти на улицу из-за
отсутствия пандусов в подъездах жилых домов. С такой проблемой столкнулась
жительница г. Саратова, мать инвалида – детства, колясочника. Долгое время
семья проживала в одном из районов г. Саратова на третьем этаже пятиэтажного
дома старой постройки, но из-за отсутствия пандусов и лифта была вынуждена
сменить место жительства и поселиться на первом этаже 9-ти этажного жилого дома.
Казалось бы, мать сделала все возможное и теперь ее
сын сможет чаще выезжать на улицу. Однако на этом проблемы семьи не закончились:
подъезд в новом доме оказался неприспособленным к передвижениям по нему
инвалида – колясочника. Самостоятельно установленный ими в подъезде дома пандус
невозможно было использовать из-за конструктивных
особенностей лестницы. Тогда, семья вынуждена была переоборудовать одно из окон квартиры под
входную дверь, обеспечив индивидуальный выезд для сына на улицу.
Конечно, в социальной сфере России есть и другие
нерешенные проблемы. Однако ратификация
Хартии является закономерным шагом на пути реализации государственной
социальной политики и требует от всех уровней власти более эффективной
деятельности по консолидации общества и устойчивого экономического роста как
основы благосостояния людей.
Безусловно, в полном объеме Европейская социальная
хартия выполнима только в странах с более высоким уровнем жизни, с большими
финансовыми возможностями, но развитие российского законодательства и правоприменительной
практики должно быть ориентировано именно на этот международный документ.
Не должны оставаться в стороне и регионы России.
Каждый субъект Федерации должен не только провести мониторинг своих социально-экономических ресурсов и
возможностей на предмет их соответствия Хартии, но и активно включиться в процесс ее реализации на
практике, обеспечивая максимально достойную жизнь и свободное развитие своим
жителям.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" № 4(21).
- К списку всех публикаций