Библиотека
Анжелика Скоробогатова "КОГДА ПОДРОСТОК ПРЕСТУПАЕТ ЗАКОН "
Статья Общественного помощникп Уполномоченного по правам человека в Козельском районе.
От чего хотелось бы уберечь подрастающее поколение? От того
неверного шага, когда человек преступает закон.
Начало ХХI века знаменует переход России
в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики,
признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Проблема прав и свобод детей – одна из
вечных проблем, решаемых человечеством. Ведь реализация прав личности является
одним из главных условий личного и социального благополучия подрастающего
поколения, его нравственного развития. Считаю, что работу по правовому
воспитанию необходимо начинать с младшего школьного возраста. Знание своих прав
оказывает на человека то важное воспитательное влияние, которое делает его
гражданином по характеру.
Одной из главных задач правовоспитания
можно назвать работу по профилактике правонарушений, предупреждению
противозаконных деяний.
Воспитание молодого гражданина, знающего
свои и уважающего чужие права и обязанности, формирование взгляда на закон, как
на обязательное правило поведения – главная цель совместной работы центра
правовой информации и отдела по делам несовершеннолетних в Козельском районе.
Как известно, правонарушения и один из
их видов – преступление, являются нарушениями закона. Ребенок, их совершивший,
- правонарушитель. Преступлением считаются действия, опасные для всего
общества. Их четкий перечень указан в Уголовном кодексе. Правонарушением, как
правило, называются менее тяжкие деяния. Они фигурируют в Кодексе об
административных правонарушениях. Между преступлением и правонарушением очень
тонкая грань, зачастую по глупости и незнанию подростку легко ее перейти.
От чего хотелось бы уберечь подрастающее поколение? От того
неверного шага, когда человек преступает закон. Какие преступления чаще всего совершают
несовершеннолетние? Групповые. Подростки наивно полагают, что в этом случае
закон к ним будет менее суров. Между тем это не так. В данном случае
применяется общее правило уголовного законодательства, согласно которому
преступление, совершенное группой лиц, рассматривается как обстоятельство,
отягчающее наказание. Если Фемида (богиня правосудия) предусматривает за данное
преступление наказание от 3 до 5 лет лишения свободы, то в случае совершения
преступления группой лиц, срок будет максимальным - 5 лет. Считается, что
преступление совершено группой лиц, если в нем участвовало два или более
человека.
Самыми
распространенными преступлениями в среде подростков являются: хулиганство,
драки, в ходе которых наносятся телесные повреждения, различные кражи –
квартирные, карманные, угон транспортного средства. Нередко они совершаются в
состоянии опьянения, вызванного употреблением наркотиков, алкоголя или других
одурманивающих веществ. Следует знать, что любой вид опьянения отягчает
ответственность. Порой несовершеннолетние искренне заблуждаются, совершая «шалости»,
не понимая, что их действия преступны. Например, группа восьмиклассников
сговорилась о розыгрыше и сообщила в школу о якобы заложенной в ней бомбе. Эти
действия далеки от розыгрыша. Они являются не чем иным, как преступлением. Это
заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, создающее опасность для жизни
людей. И за такую «шутку» можно на 3 года распроститься со свободой. Кроме того,
родителям придется возмещать ущерб, оплачивая работу спецслужб.
Большие
неприятности ожидают того, кто решит покататься на чужом автомобиле без ведома
владельца. Это действие закон четко квалифицирует как неправомерное завладение
автомобилем или другим транспортным средством без цели его угона. И
наказывается это действие очень сурово: максимально – до 12 лет лишения
свободы, если при его совершении было применено насилие, опасное для жизни
человека, либо существовала угроза применения такого насилия.
С
каждым годом преступления, совершаемые подростками, становятся более жесткими,
а их последствия более тяжелыми. Подростковая преступность все плотнее
переплетается со взрослой и поэтому становится более опасной. Грабежи и разбои,
вымогательство и причинение тяжкого вреда здоровью, преступления на сексуальной
почве и связанные с незаконным оборотом наркотиков – все эти чаще всего
групповые преступления очень опасны для всего общества, и закон предусматривает
за них суровое наказание.
Подростки порой совершают и другие правонарушения, не связанные с
уголовной ответственностью. За некоторые из них законом предусмотрена
административная ответственность. К ней привлекают за мелкое хулиганство,
нарушение различных правил, например: дорожного движения, содержания животных,
загрязнение территории, повреждение телефонов – автоматов, безбилетный проезд
на транспорте, распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в
общественном месте, злостное неповиновение законному распоряжению или
требованию работника милиции и многое другое.
Такие проступки менее опасны для
общества, поэтому наказания за них не столь суровы. Среди них:
- предупреждения, штрафы, конфискация
предмета, которым было совершено правонарушение (например, ружья при нарушении
правил охоты), или самого объекта преступления (например, рыбы, добытой с
нарушением правил рыболовства),
- возмездное изъятие предмета,
явившегося орудием правонарушения или
его объекта, лишение специального права (например, права управлять автомобилем,
права охоты).
К административной ответственности
привлекаются лица, достигшие 16 лет.
«Когда подросток переступает закон»,
«Административная ответственность подростков несовершеннолетнего возраста» -
это темы правовых уроков, проводимых с подростками. Они являются очень
действенным и важным способом предупреждения правонарушений. Подобные встречи
сопровождаются презентациями, обзорами литературы, викторинами. Действенную
помощь в организации уроков оказывает аппарат Уполномоченного по правам человека
в Калужской области, предоставляя красочные плакаты, памятки, журналы.
Являясь общественным помощником
Уполномоченного по правам человека в Козельском районе, мне приходится
общаться с педагогами, которые занимаются вопросами защиты прав детей. В школах
проходят классные часы, заседания ученических комитетов и другие правовые мероприятия,
но не хватает наглядного материала, который мог бы иллюстрировать тематический
уголок или правовые занятия. Все педагоги приветствовали возможность провести
встречи учащихся с представителями аппарата Уполномоченного по правам человека
в Калужской области. Я думаю, в дальнейшем подобные встречи будут возможны.
В следующем учебном году я планирую провести правовой урок по теме «Правовые основы брака и
семьи. Семейное право» и пригласить на встречу с учениками специалистов ЗАГСа.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" № 3(20).
- К списку всех публикаций