Библиотека
История создания и развития института Уполномоченного по правам человека в Калужской области
Юрий Зельников об этапах становления новой для Калужской области структуры
Рождение
Первый Уполномоченный по правам человека появился еще в 1809 году. Его родиной является Швеция – скандинавская страна, в которой вопросы соблюдения и защиты прав человека, особенно социальных, и по сей день остаются в центре внимания парламента и всего общества. В Европе общепринятое наименование этой должности – омбудсман (по шведски – «контролер парламента» за деятельностью чиновников). В различных странах его еще именуют «защитник народа», «народный адвокат».
Потом омбудсманы стали появляться и в других странах, причем не только национальные, но и региональные. В 90-х годах XX века идея создания такого института появилась и в России.
Калужская область не была пионером во введении у себя института Уполномоченного по правам человека. К моменту появления первого калужского Уполномоченного у него уже были коллеги более чем в двух десятках российских регионов.
О необходимости создания института Уполномоченного на калужской земле начали всерьез говорить во второй половине 1990-х годов правозащитники и депутаты Законодательного Собрания области, инициативными группами разрабатывались варианты закона. Решающим в этом вопросе стало принятие областного Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области», который был принят на сессии Законодательного Собрания Калужской области 10 июня 2002 года. Эта дата может считаться днем рождения института Уполномоченного по правам человека в Калужской области.
Однако между принятием областного закона и назначением Уполномоченного прошло еще более года. В Калужской области Уполномоченный избирался не просто. И дело было не только в количестве претендентов на этот пост (вначале их было семеро). Планка требований по выдвижению кандидатов на эту должность, по аналогии с федеральным законом, была установлена предельно высокой. Для того, чтобы лишь включить кандидатуру в список для голосования, необходимо было набрать 2/3 депутатских голосов. Даже чисто технически это было сложно сделать.
Попытка назначить Уполномоченного увенчалась успехом 18 сентября 2003 года, когда по итогам тайного голосования депутатов Законодательного Собрания, в Калужской области, наконец, появился первый «защитник народа». 9 октября Уполномоченный принес присягу и с этого дня стал осуществлять свои полномочия по защите прав граждан. Он стал 24-м региональным российским Уполномоченным.
Первые шаги
Быть первым всегда трудно. Но, с другой стороны – безумно интересно. Понимаешь: что посеешь, то и пожнешь – работа в будущем и судьба самого института во многом зависит от первых шагов.
Строить, точнее – выстраивать, приходилось все с нуля. Нужно было определиться с порядком приема граждан, рассмотрения обращений, их учета. Набрать сотрудников - создать команду профессионалов и единомышленников. Наладить взаимодействие с органами государственной власти и муниципалитетами, правоохранительными структурами. Подумать, как осуществлять еще одну, не менее важную функцию уполномоченного – правовое просвещение. А главное – объяснить людям о том, что за новый институт появился в Калужской области: кто он – Уполномоченный, для чего нужен, что может.
Жалобы граждан мы начали рассматривать во второй половине ноября 2003 года. Вначале были большие сложности с помещениями. Помню, как мои сотрудники впятером работали в бывшей раздевалке, а принимали граждан – в коридоре «Белого дома».
Чаще всего люди жаловались на проблемы в жилищно-коммунальной сфере: после хождения по домоуправлениям, муниципалитетам, чиновничьим структурам приходили к Уполномоченному в последней надежде на помощь.
Много было обращений относительно получения гражданства и новых российских паспортов. Были вопросы с состоянием изоляторов временного содержания в районах области.
Сразу определились: если человеку мы сами не в состоянии помочь в пределах компетенции Уполномоченного, то обязательно нужно указать четкий алгоритм действий: куда и как гражданину обратиться за помощью, чтобы решить свой вопрос.
Количество жалоб росло с каждым месяцем: люди узнавали, что появился новый путь защиты своих прав – через Уполномоченного. Большую роль в знакомстве населения с омбудсманом сыграло взаимодействие со средствами массовой информации (за что им – отдельное спасибо), а также регулярные встречи уполномоченного с различными категориями населения: школьниками, их родителями, учителями, студентами, пенсионерами, «сидельцами».
Отношения с властными структурами строились неодинаково. Чиновники по-разному отнеслись к новой для области структуре. Кто-то видел в Уполномоченном и его аппарате некий новый контролирующий и надзирающий орган, конкурирующий с ними, кто-то - не воспринял всерьез, некоторые – пытались указать на превышение омбудсманом его должностных полномочий и отказывали в помощи и во всяческом сотрудничестве. Трудности касались, в частности, предоставления необходимой информации по запросу Уполномоченного. Однако в подавляющем большинством органов власти удалось установить конструктивное взаимодействие. Цель-то, в конечном счете, одна – помощь гражданам.
Сразу было найдено взаимопонимание с Государственной жилищной инспекцией Калужской области, Государственной инспекцией труда в Калужской области, Управлением исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Калужской области, Отделением Пенсионного фонда РФ по Калужской области, с областными министерствами и муниципальными образованиями. Постепенно налаживались взаимоотношения с областной прокуратурой, судом, УВД Калужской области, паспортно - визовым отделом.
Надо отметить, что Губернатор области – Анатолий Артамонов, гарант соблюдения прав человека на территории области – с самого начала внимательно, с пониманием отнесся к новой структуре. Это чувствовалось и по личным встречам, по результатам переписки с Губернатором по обращениям граждан, по глубокому пониманию им проблем с правами человека, искренним желанием вникнуть в них и изменить ситуацию к лучшему.
Активно развивались отношения с депутатами областного парламента (председатель – П.Ф.Каменский).
Благодаря такому многостороннему взаимодействию Уполномоченному удалось действенно помогать людям в реализации и защите прав.
С самого начала деятельности Уполномоченного был выбран курс на открытость для всех: граждан, средств массовой информации, правозащитников. Кстати, представителей «третьего сектора» и СМИ мы изначально считали не иначе как коллегами, союзниками Уполномоченного по правозащитной и просветительской деятельности. В информации о жалобах, интересных случаях из практики работы, интервью, юридических комментариях и оценках никогда никому не отказывали. Для правозащитников не раз организовывали и проводили встречи: с Уполномоченным (в том числе – с федеральным), с Губернатором области, областным прокурором.
Особое внимание уделили правовому просвещению. Вначале много усилий приходилось тратить на разъяснение гражданам порядка обращения к Уполномоченному и его компетенции. Ведь не все в его власти. Разработали памятку о возможностях Уполномоченного и порядке обращения к нему. Дальше – больше. Появились памятки, содержащие необходимые сведения и выжимки из законов для сидельцев СИЗО, ИВС, колоний; буклеты для детей – по Конвенции о правах ребенка, а также - о правилах общения с чиновниками с координатами органов по защите прав ребенка; памятка для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2006 году увидели свет плакаты по правам детей – их мы раздали в городские школы г.Калуги.
Постепенно сложилась традиция поддержки Уполномоченным правовых олимпиад для школьников. Стали появляться и собственные конкурсы. Например, в июне 2004-го провели первый конкурс детского рисунка «Мы рисуем право». Лучшие работы его участников придумали издавать в виде детских календариков – их мы раздаем на каждом нашем мероприятии для детей. Сразу было понятно, что интерес у ребят к конкурсу есть – поэтому, наверное, он и стал традиционным.
Дальше
Во многом нам помог опыт коллег – федерального Уполномоченного и Уполномоченных из других субъектов России. Его приходилось черпать в том числе на конференциях, семинарах, встречах. Наладили обмен различной информацией: формы организации работы Уполномоченного и его аппарата в рассмотрении обращений, в правовом просвещении, во взаимодействии с различными структурами; делились удачным опытом по разработке и совершенствованию законодательства о правах человека. В октябре 2005 года для более тесного взаимодействия был создан Координационный Совет Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, входящих в Центральный федеральный округ (под патронажем полномочного представителя Президента РФ по ЦФО Г.С.Полтавченко). В него вошли все Уполномоченные по правам человека округа (Брянская, Калужская, Курская, Липецкая, Московская и Смоленская области). Калужский Уполномоченный избран председателем данного Координационного Совета
С основными итогами работы Уполномоченного и его аппарата можно познакомиться в ежегодных докладах. В них изложены все основные проблемы в реализации прав человека в регионе, приведены конкретные примеры обращений и результаты рассмотрения. Есть сведения о сотрудничестве в правовом просвещении, о работе с правозащитниками и СМИ, мерах по совершенствованию законодательства о правах человека. Доклады Уполномоченного не составляют тайны: они издаются брошюрой, публикуются на страницах областной газеты «Весть», а теперь - и на нашем сайте: www.ombudsman.kaluga.ru. Сайт появился не так давно – в конце 2005 года. Мы возлагаем на него большие надежды: это эффективное средство для подачи властям и населению оперативной и важной информации – как о правах человека, так и о деятельности Уполномоченного, обсуждения общественно важных проблем.
Сегодня
Считаю, что почти 3-хлетний срок существования в области этого института прошел не зря. Рассмотрено более 7000 письменных и устных обращений граждан с высоким процентом их положительного решения. Есть собственный опыт организации и проведения правовых конкурсов, встреч с правозащитниками, семинаров местного и международного масштаба, а также разработки предложений по совершенствованию законодательства о правах человека. Налажено взаимодействие с властными структурами разного уровня: от муниципальных до федеральных, плодотворное сотрудничество и обмен опытом с коллегами-омбудсманами. Команда единомышленников сформирована: в аппарате работают трудолюбивые, ответственные и профессиональные сотрудники. Кстати, все – с юридическим образованием. А главное – они искренне желают помощь людям в соблюдении их прав.
Важнейшим итогом деятельности института калужского Уполномоченного, я считаю доверие людей. Это «капитал» и главное средство омбудсмана в борьбе за права человека.
Юрий Зельников – Уполномоченный по правам человека в Калужской области
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Добавить комментарий
Все поля являются обязательными для заполнения.
- Перейти в раздел » Об УПЧ
- К списку всех публикаций