Библиотека
Правовая культура и правосознание молодежи: практика формирования и тенденции развития
Сборник межрегиональной научно - практической конференции (г. Калуга, 14 октября 2015 года)
Правовая культура и правосознание молодежи: практика формирования и тенденции развития
Сборник межрегиональной научно - практической конференции
(г. Калуга, 14 октября 2015 года)
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
|
|
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Зельников Юрий Иванович, Уполномоченный по правам человека в Калужской области
|
|
МАСТЕРСКАЯ ИДЕЙ
|
|
Головин Борис Николаевич, заведующий отделом по работе с молодежными и детскими общественными объединениями государственного бюджетного учреждения Калужской области «Областной молодежный центр» Правовое просвещение и правовое воспитание молодежи через тематические мероприятия и массовые проекты ..……………………
|
|
Краснова Татьяна Григорьевна, руководитель некоммерческих проектов Группы компаний «Земля-СЕРВИС» Повышение гражданской активности и правового сознания молодежи через студенческие конкурсы …………………………………………..
|
|
Гусева Вита Анатольевна, заведующая Центром правового просвещения и правовой информации Калужской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского Молодежь и право (мероприятия по правовой культуре и повышению уровня правосознания молодежи в калужской областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского) ………………………………………
|
|
Петина Инна Игоревна, заведующая центром правовой информации МКУК «Юхновская межпоселенческая библиотека» Центр правовой информации – надежный помощник в деле повышения правовой культуры и грамотности молодежи ……………
|
|
Орехов Виктор Васильевич, заместитель директора по воспитательной работе Калужского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Внеаудиторная работа по правовому воспитанию и формированию активной гражданской позиции обучающихся ………………………..
|
|
Бурцева Наталия Петровна, заместитель директора по воспитательной работе ГБПОУ «Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства» Правовое просвещение (мы знаем, как…) ……………………………..
|
|
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ (ЭКСПЕРТНАЯ ДИСКУССИЯ)
|
|
Савинов Андрей Владимирович, директор Калужского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», кандидат юридических наук, доцент Формирование правовой культуры молодежи в современной России: проблемы и перспективы ……………………………………………….
|
|
Бессонов Виталий Анатольевич, заместитель министра – начальник управления культурного наследия министерства культуры и туризма Калужской области, кандидат исторических наук Деятельность библиотек и центров правовой информации по повышению правовой культуры, популяризации и пропаганде правовых знаний среди молодежи ………………………………………
|
|
Артамонов Михаил Александрович, начальник управления молодежной политики министерства образования и науки Калужской области Реализация государственной политики по повышению правовой культуры и преодолению правового нигилизма в молодежной среде (на примере Калужской области) ………………………………………
|
|
Зельников Юрий Иванович, Уполномоченный по правам человека в Калужской области, кандидат философских наук, доцент Практика работы Уполномоченного по правам человнка в Калужской области по формированию правовой культуры молодежи …………..
|
|
Копышенкова Ольга Александровна, Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области Особенности формирования правовой культуры подростков (из практики работы Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области) ……………………………………………………………………
|
|
Зражевская Татьяна Дмитриевна, Уполномоченный по правам человека в Воронежской области, доктор юридических наук, профессор Участие уполномоченного по правам человека в механизме формирования модели правомерного поведения молодежи ………….
|
|
Репин Владимир Васильевич, Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области Внедрение инновационных подходов к формированию практико-ориентированных элементов системы повышения правовой культуры молодежи ………………………………………………………………….
|
|
Бабуркин Сергей Александрович, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области, доктор политических наук, профессор Реализация программ правового обучения молодежи в высшей школе: опыт Ярославской области …………………………………….. Гришко Александр Яковлевич, Уполномоченный по правам человека в Рязанской области, доктор юридических наук, профессор Формирование правовой культуры и правосознания осужденных молодежного возраста …………………………………………………..
|
|
Фомина Галина Григорьевна, Уполномоченный по правам человека в Тульской области Правовое просвещение как фактор развития правосознания и укрепления защищенности прав человека в Тульской области ………..
|
|
Панасина Светлана Юрьевна, доцент кафедры правовых дисциплин факультета истории и права ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», руководитель юридической клиники, кандидат педагогических наук Формирование правовой культуры молодежи через функционирование юридических клиник при профессиональных образовательных организациях высшего образования ………………..
|
|
Глухова Юлия Владимировна, председатель Молодежного парламента при Законодательном Собрании Калужской области Практика функционирования молодежных управленческих структур и их роль в формировании активной гражданской позиции молодежи …………………………………………………………………
|
|
Материалы заочных участников
|
|
Мерзлякова Татьяна Георгиевна, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области О роли Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в формировании правосознания молодежи ………………….
|
|
Сак Анатолий Иванович, Уполномоченный по правам человека в Ямало-Ненецком автономном округе Правовое просвещение молодежи на территории Ямало-Ненецкого автономного округа ……………………………………………………….
|
|
РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ……………………………… |
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
14 октября 2015 года в городе Калуге состоялась межрегиональная научно - практическая конференция «Правовая культура и правосознание молодежи: практика формирования и тенденции развития». Конференция организована Уполномоченным по правам человека в Калужской области при поддержке Губернатора Калужской области и Правительства Калужской области.
В работе конференции приняли участие региональные уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка Владимирской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской областей и города Москвы, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных молодежных организаций, учреждений культуры и молодежной политики, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также представители бизнес-структур, реализующих проекты в сфере правового просвещения молодежи.
Тема конференции была выбрана с учетом обозначенных в Основах государственной молодежной политики на период до 2025 года приоритетов в работе с молодежью и ключевых направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области. Кроме того, на выбор темы повлияли и существующие реалии: формирующееся в молодежной среде пренебрежение к действующим в обществе правилам и нормам поведения, девальвация нравственных и правовых ценностей, развитие целого ряда негативных социальных явлений (национализм, ксенофобия, наркомания и проч.). Актуальность темы обозначил в приветственном слове к участникам и первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Калужской области Виктор Сергеевич Бабурин. «У российских граждан часто преобладает правовой нигилизм, который сложно преодолеть. Поэтому сегодня важно, чтобы в России сложилась результативная система правового воспитания молодежи», - подчеркнул он.
Исходя из этого, организаторы конференции видели своей задачей не только обсуждение имеющихся в данной сфере проблем и путей их решения, но и создание практической площадки для специалистов-практиков, непосредственно работающих с молодежью, на которой можно было бы ознакомиться с опытом организации работы по правовому просвещению молодежи и с практикой проведения мероприятий, направленных на повышение уровня правовой культуры данной категории граждан.
В сборник вошли как научные доклады, так и материалы практической направленности по теме конференции.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Зельников Юрий Иванович,
Уполномоченный по правам человека в Калужской области
Новые вызовы, связанные с изменениями в глобальном мире, новые цели социально-экономического развития страны требуют системного обновления задач и механизмов государственной молодежной политики.
Государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан. Важнейшей задачей органов государственной власти является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.
При этом в последнее время массовым сознанием все больше овладевает правовой нигилизм. И если у старшего поколения все-таки сформировано чувство ответственности, понимание необходимости подчиняться законам, то молодежь все чаще не мотивирована на правомерное поведение, не в полной мере осознает значимости права в жизни формирующегося гражданского общества.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р утверждены Основы государственной молодежной политики на период до 2025 года. В документе совершенно справедливо отмечено, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
Одним из приоритетных направлений молодежной политики на ближайшие годы названо развитие просветительской работы с молодежью посредством гуманитарного и правового просвещения данной категории граждан.
Подтверждением значимости этого направления может служить информация Росстата, например, о том, что по итогам 2014 года в России почти 60 тысяч преступлений было совершено несовершеннолетними или при их участии. Рискну предположить, что достаточно внушительный процент совершивших преступления просто не знали о том, что их поступок является неправомерным.
В тематическом сборнике Росстата «Молодежь в России» приведены данные выборочного обследования, из которых видно, что 22,7 % молодежи вообще не читают газет и журналов, а 31,2 % молодых людей не читают художественной литературы. Эти показатели свидетельствуют о необходимости поиска новых форм информирования и, соответственно, правового просвещения молодых людей.
Исходя из этого, конференция носит практико-ориентированный характер. Считаем принципиально важным ознакомится в процессе её проведения с различными формами и методами повышения правовой культуры молодежи, поскольку высокий уровень правовой культуры обеспечивает не только свободу, но и организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку, а, в конечном счете, и построение правового государства.
МАСТЕРСКАЯ ИДЕЙ
В рамках научно-практической конференции работала творческая площадка «Мастерская идей», в ходе которой специалистам учреждений культуры, молодежной политики, образовательных организаций их коллеги презентовали наиболее успешные проекты и мероприятия в области повышения уровня правовой грамотности молодежи, её правового просвещения и воспитания.
Правовое просвещение и правовое воспитание молодежи через тематические мероприятия и массовые проекты
Головин Борис Николаевич,
заведующий отделом по работе с молодежными и детскими общественными объединениями государственного бюджетного учреждения Калужской области «Областной молодежный центр»
Эффективность формирования правового государства зависит, в том числе, от уровня и качества правовой образованности молодежи. Сегодня мы отмечаем возрастающую роль молодежи в общественно-политических процессах и ее стремление к активному участию в жизни общества, государственном управлении, решении актуальных социальных проблем.
В соответствии с Уставом ГБУ КО «Областной молодежный центр» основной целью его деятельности является создание условий для свободного всестороннего развития учащейся, студенческой и работающей молодежи, раскрытие их творческого потенциала, защиты и реализации их интересов и прав, адаптация их к жизни в обществе. Достижение этой цели осуществляется посредством проведения целого ряда мероприятий по различным направлениям. С учетом темы конференции считаю целесообразным остановиться на наиболее значимых и массовых проектах молодежного центра, способствующих повышению уровня правосознания молодежи региона.
Областная акция «Мы - граждане России!»
Важной вехой формирования мировоззрения молодого человека является достижение им 14-ти лет: возраста, когда он впервые получает паспорт гражданина Российской Федерации. Принято считать, что к этому времени молодой человек должен быть знаком с государственным устройством Российской Федерации, основами российского законодательства: знать свои права и обязанности, осознавать смысл и значимость своей деятельности как гражданина России. Именно поэтому на территории Калужской области по инициативе Российского Союза Молодёжи ежегодно проходит акция «Мы – граждане России!», приуроченная ко Дню Конституции РФ. Основное содержание акции - проведение торжественных мероприятий с вручением 14 – летним подросткам паспортов граждан Российской Федерации первыми лицами органов государственной власти региона.
В муниципальных образованиях области паспорта в торжественной обстановке юным гражданам страны вручают главы администраций, руководители районных собраний, ветераны войны, депутаты Законодательного Собрания Калужской области. Ежегодно в Калужской области паспорта получают более 500 девчонок и мальчишек.
Основным партнером программы является Калужская областная организация Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи».
«Достижения»
«Достижения» – программа, направленная на подготовку будущих лидеров общественных молодежных организаций через работу с активом учащейся молодежи. Программа реализуется с 2001 года. Основным партнером программы является Калужская областная организация Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи».
«Достижения» - это:
- 7 ключей успеха общественной организации;
- личностно-ориентированные, лидерские, коммуникативные, командные технологии;
- региональные и межрегиональные смены актива.
Программа предполагает активное участие руководителей проекта в муниципальных образованиях в создании собственных форм работы. С этой целью проводятся семинары-совещания, выпускаются учебные пособия, мультимедийные диски. Методический фонд и мероприятия программы способствуют созданию системы кадрового развития общественных объединений.
«Ученическое самоуправление»
Основная цель программы – активизация деятельности органов ученического самоуправления. Ученическое самоуправление – это форма участия школьников в управлении общеобразовательной организации, предполагающая участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией школы.
Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем школы.
В настоящее время во многих образовательных учреждениях (среднего (полного) общего образования) наличие органов ученического самоуправления считается второстепенным, необязательным и мешающим учебному процессу. В то же время создание такой структуры в образовательном учреждении предусмотрено многими Уставами образовательных учреждений и Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Вовлечение учащихся в деятельность ученического самоуправления способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; сформировать социальные модели поведения.
В рамках программы проводятся форумы ученического самоуправления различного уровня с привлечением специалистов в данной области, обучающие семинары и мастер-классы, сборы актива по программе «Школьное ученическое самоуправления», конкурсы и т.д.
Социальные проекты и инициативы, способствующие повышению уровня правосознания молодежи – важное направление работы Областного молодежного центра. К работе по правовому просвещению молодежи привлекаются все заинтересованные структуры. В целях предотвращения проявлений национализма и ксенофобии в молодежной среде, формирования у молодежи уважения к представителям разных культур, воспитания патриотизма через осознание национального многообразия центром на системной основе осуществляется взаимодействие с органами государственной власти, общественными объединения, национальными диаспорами.
Поскольку мы является региональной структурой, наш опыт проведения мероприятий транслируется в муниципальные органы по работе с молодежью. Кроме того, участие в мероприятиях центра принимают жители всех муниципалитетов области. Это способствует формированию на территории региона единого подхода к реализации государственной молодежной политики, в том числе в части повышения правовой культуры и формирования активной гражданской позиции молодых жителей Калужской области.
Повышение гражданской активности и правового сознания молодежи через студенческие конкурсы
Краснова Татьяна Григорьевна,
руководитель некоммерческих проектов Группы компаний «Земля-СЕРВИС»
Одной из задач, которую ставит перед собой «Земля-СЕРВИС», является активное содействие созданию в Калужской области единого информационно-правового пространства. С этой целью разработан ряд некоммерческих проектов. В рамках одного из них - Программы информационной поддержки российской науки и образования, которую ГК «Земля-СЕРВИС» осуществляет с 2000 года, подготовлен ряд уникальных предложений специально для студентов юридических и финансово-экономических специальностей.
Думая о будущем, ГК «Земля-СЕРВИС» принимает активное участие в подготовке грамотных и социально активных специалистов для организаций Калужской области. С этой целью мы обеспечили высшие и средние профессиональные учебные заведения справочной правовой системой «Консультант Плюс» на некоммерческой основе. Студенты проходят обучение по своим специальностям и могут использовать актуальную правовую информацию в компьютерных классах вузов.
Для того, чтобы осваивать основы права не только в компьютерном классе, каждый семестр выпускаются диски «Высшая школа» со специальной подборкой информации для студентов и преподавателей, - это электронные учебные пособия, которые презентуются и передаются студентам на руки прямо в вузе. Ежегодно более 7000 дисков передается студентам и преподавателям в Калужской области. Презентация диска предусматривает закрепление полученной информации в виде правовой викторины, и каждый правильно ответивший на вопрос студент поощряется сувенирной продукцией ГК «Земля-СЕРВИС».
Сотрудничество с вузами строится на дружеской основе, и ежегодно мы проводим конкурсы для студентов ссузов «Знатоки права» и вузов «Даем старт профессионалам!».
Так, в феврале 2015 года проходил V Областной конкурс среди ссузов «Знатоки трудового законодательства», которое необходимо знать каждому гражданину. В Конкурсе приняли участие 10 студенческих команд из профессиональных образовательных организаций города Калуги, Обнинска, Детчино и Сосенского. Конкурсантам было дано два задания. Первое – ответить на вопросы по трудовому законодательству, используя СПС «Консультант Плюс». Второе задание заключалось в решении практического вопроса по трудовому праву.
Студенты показали хороший уровень знаний трудового законодательства, проявили творческий подход к решению задач. Первое место заняла команда ГБОУ СПО Калужской области «Калужский торгово-экономический колледж» (преподаватель Блохин Андрей Олегович). Второе место занял ГБОУ СПО Калужской области «Губернаторский аграрный колледж» п. Детчино (преподаватель Маханьков Валерий Николаевич). Третье место – ГБОУ СПО «Калужский технологический колледж» (преподаватель Кудрявцева Ольга Николаевна).
Лучшим студентом, получившим диплом «Знатока трудового законодательства» стала студентка Калужского технологического колледжа, Табашникова Даяна Алексеевна, ответившая на вопросы о труде быстрее всех и не допустив при этом ни одной ошибки.
20 мая 2015 года состоялся II Областной конкурс «Даём старт профессионалам!», традиционно проводимый ГК «Земля-СЕРВИС» при поддержке управления молодежной политики министерства образования и науки Калужской области с целью развития у молодежи творческих способностей, воспитания здорового духа конкурентной борьбы и умения пользоваться справочными правовыми системами.
Об участии в конкурсе заявили 1014 студентов вузов Калуги и Обнинска. Задания отборочного этапа выполнили более 700 студентов. Особенно большую активность проявили студенты Калужского филиала Финансового университета, в небольшом отрыве шли конкурсанты Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации и Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева.
В ходе отборочного этапа конкурса студенты прошли тестирование по знанию справочной правовой системы «Консультант Плюс», приняли участие в онлайн-игре «В статусе адвоката» и написали работы по правовой тематике. 20 мая студентов, вышедших в финал, ожидали брейн-ринг и защита конкурсных работ. Победительницей конкурса стала Пузанова Елена Дмитриевна, студентка Калужского филиала МГТУ им. Баумана, блистательно защитившая свою творческую работу и активно отвечавшая на вопросы брейн-ринга. Елена была награждена дипломом и сертификатом на 10 тысяч рублей. В свою очередь, лучшим куратором ВУЗа, содействовавшим эффективному проведению конкурса, признана преподаватель Финансового университета Губернаторова Наталья Николаевна. За продемонстрированный профессионализм ей вручен диплом победителя среди кураторов и сертификат на 20 тысяч рублей. Активность студентов при выполнении заданий была очень высока, что позволило не только правильно выполнить задания конкурса, но и заявить о себе как о будущем перспективном специалисте, а это шанс быть востребованным в жизни и шанс быть приглашенным на работу в ГК «Земля-СЕРВИС»
Привлечение студентов к участию в Онлайн-играх КонсультантПлюс – это прекрасная возможность в игровой форме закрепить правовые знания, способ самоутверждения и проявления активной гражданской позиции. Игры проводятся на сайте http://www.consultant.ru/edu/ с 2009 года, и вначале мы предлагали студентам самостоятельно включаться в игру. А в 2012 году предложили преподавателям вузов поддержать нас и организовать студентов для участия в игре «Закон и труд рядом идут». Пусть никто из студентов в финал игры не прошел, зато самым активным были проставлены зачеты. Так мы нашли первую возможность привлечь внимание студентов к онлайн-играм. Более активно студенты играли в игру «Семью создавай - закон изучай». Когда же Группа компаний «Земля-СЕРВИС» организовала конкурс «Даем старт профессионалам!», то одним из этапов конкурса стало участие в онлайн-игре. Так нам удалось привлечь к участию в игре более 100 студентов из вузов города Калуги и Обнинска.
И вот впервые наши калужские студенты вышли в финал игры, да еще в количестве 24-х человек! А студенты калужского филиала Российского государственного аграрного университета - МСХА им. Тимирязева, среди которых были участники и победитель проекта «Даем старт профессионалам!» Дмитрий Мусорин, в составе 14 человек решили не просто принять участие, но и выйти в финал онлайн-игры. И это им удалось! Двум студенткам МСХА им. Тимирязева повезло больше всех: они получили призы в финальном розыгрыше: планшет Apple iPad выиграла Артеменко Дарья Александровна, студентка 3 курса экономического факультета, а обладателем плеера стала Цьомко Александра Вячеславовна, также будущий экономист.
Весной 2015 года в онлайн-игре «В статусе адвоката» приняли участие 3000 студентов из 80 регионов Российской Федерации. Из Калужской области 404 студента приняли участие в онлайн-игре, что в 10 раз больше чем в прошлом году. В финал вышли 115 калужских студентов. Победили студенты Калужского филиала Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева, которые, хоть и не готовятся стать адвокатами, но знание СПС КонсультантПлюс помогло им выиграть сразу три подарка: Озерных Любовь выиграла планшет ASUS, Манцуров Олег и Новожилова Виктория – внешние жёсткие диски Transcend StoreJet. Подарки победителям вручила заместитель генерального директора ГК «Земля-СЕРВИС» Пономаренко Ирина Юрьевна, которая поблагодарила куратора – преподавателя правовых дисциплин Морозову Светлану Викторовну за активное участие в онлайн-игре и дала напутствие студентам: и в учебе, и в жизни опираться на СПС КонсультантПлюс!
Так, сочетая разнообразные формы работы с молодежью, - презентации дисков, правовые брейн-ринги, онлайн-игры и конкурсы, ГК «Земля-СЕРВИС» вносит свой вклад в повышение правовой грамотности молодежи, укрепление ее правосознания и расширение кругозора. Играя, студенты приобретают профессиональные знания и навыки, самоутверждаются и развивают в себе лидерские качества и целеустремленность.
молодежь и право (мероприятия по правовой культуре и повышению уровня правосознания молодежи в калужской областной научной библиотеке им. в.г. белинского)
Гусева Вита Анатольевна,
заведующая Центром правового просвещения и правовой информации Калужской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского
Центр правового просвещения и правовой информации Калужской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского создан в целях повышения правовой грамотности населения, развития и укрепления правовой культуры, обобщения и популяризации опыта информационно-правового обслуживания населения, оказания информационно-консультационной и правовой помощи гражданам.
Молодежная аудитория центра представлена различными целевыми группами – это и школьники различных возрастов, и студенты профессиональных образовательных организаций, и работающая молодежь, а также молодые семьи и молодые родители. Работники центра стараются ориентироваться на интересы различных социальных групп и используют в своей работе различные формы и методы правового просвещения молодежи. Расскажу о наиболее популярных и востребованных.
С целью формирования навыков работы с правовой информацией для старшеклассников и студентов систематически проводятся экскурсии по отделу ЦПИ, а также практические занятия по работе с системой КонсультантПлюс. Школьники и студенты учатся находить нужный документ, изучают правовой навигатор, справочную информацию, словарь терминов.
В практику деятельности ЦПИ вошла публикация библиотечных буклетов, памяток («Молодой специалист», «Трудоустройство несовершеннолетних»; «Трудоустройство выпускников»), списков литературы правовой тематики с целью их распространения среди детей и молодежи на мероприятиях и при посещении ЦПИ. В ЦПИ имеется регулярно обновляющийся информационный стенд «КонсультантПлюс».
Специалистами ЦПИ регулярно оформляются выставки - просмотры правовой информации для молодежи «Молодой специалист», «Уголок молодого избирателя».
С целью формирования базисных знаний учащихся и студентов о государстве и праве, общественных и государственных институтах, правах человека и повышения гражданско-правовой культуры молодежи в ЦПИ проводятся мероприятия в рамках: «Неделя права», «Неделя молодого избирателя».
Деятельность Центра тесно связана с юридическими клиниками, открытыми на базе калужских высших учебных заведений: Калужского филиала Российской правовой академии и Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Четыре раза в неделю на базе Центра осуществляют прием граждан по правовым вопросам студенты юридических клиник этих вузов. ЦПИ в рамках соглашений о сотрудничестве принимает на себя обязательства обеспечивать квалифицированное руководство практикой и стажировкой студентов указанных вузов, привлекая их к работе по специальности. Сотрудник центра вводит студентов в специальность, рассказывая об особенностях юридического консультирования и юридической этики при работе со всеми категориями граждан.
В Центре правового просвещения и правовой информации Калужской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского наработана разнообразная практика по правовому просвещению молодежи. Имеющиеся сегодня в распоряжении центра информационные ресурсы позволяют вести широкую просветительскую деятельность, целью которой в том числе является воспитание уважения к праву, формирование глубокого осознания подростками и молодежью своих прав и обязанностей, а также развитие способности осуществлять эти права и уважать права других.
центр правовой информации – надежный помощник в деле повышения правовой культуры и грамотности молодежи
Петина Инна Игоревна,
заведующая центром правовой информации МКУК «Юхновская межпоселенческая библиотека»
Повышение правовой грамотности населения – одна из основных функций библиотек в современном обществе, которая реализуется на базе центров правовой информации.
Молодежь – важный стратегический ресурс нашей страны, именно от молодежи в будущем будет зависеть укрепление позиций нашего государства как передовой мировой державы. Это социальная группа, обладающая склонностью к новым идеям, свежими мыслями, отсутствием стереотипов, образованностью, энергией, смелостью. Поэтому Юхновским центром правовой информации уделяется особое внимание внедрению активных инновационных форм работы по повышению правовой культуры именно молодежи.
Информационное обслуживание в центре правовой информации осуществляется как с помощью печатных, так и электронных источников официальной информации. Для проведения мероприятий изготавливается печатная продукция – брошюры, буклеты, библиографические указатели и др. А мультимидийный центр позволяет проводить мероприятия более качественно и зрелищно.
Несколько лет я являюсь председателем молодежной избирательной комиссии Юхновского района. Это позволило мне наладить более тесный контакт с молодежью. Центр правовой информации сотрудничает с Территориальной избирательной комиссией Юхновского района, Молодежным советом при главе администрации, со школами города, что позволяет более интересно и углубленно проводить работу по правовому просвещению молодежи.
Центр ежегодно организует и проводит множество мероприятий с молодежью. Особый интерес вызывают мероприятия, которые проходят в игровой форме. Они дают возможность в непосредственной, непринужденной обстановке получать новые правовые знания.
Совместно с Территориальной избирательной комиссией Юхновского района был проведен конкурс мультимедийных презентаций «Молодежь выбирает будущее», посвященный 20-летию Конституции РФ. В конкурсе принимали участие молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет. Участниками были представлены работы разнообразные по форме и содержанию. Они продемонстрировали свои знания, фантазию и умение работать с компьютером. Подведение итогов проходило в торжественной обстановке. В начале мероприятия звучал гимн Калужской области. После приветственного слова собравшимся был продемонстрирован видеоролик о Конституции РФ. В своем выступлении председатель Территориальной избирательной комиссии подчеркнула важность знания своих прав и обязанностей, напомнила об ответственности за будущее нашей страны. Зрителям было предложено принять участие в брейн-ринге. Подарком для участников конкурса и всех зрителей были музыкальные номера.
Интересной была мультемедийная правовая игра «100 к 1». Соперниками стали команды из двух городских школ. Условия игры соответствовали условиям одноименной телевизионной программы. На экран выводилось табло с закрытыми вариантами ответов. Участникам задавался вопрос, на который каждая команда должна была предложить свой вариант ответа. Если эти ответы были на табло, то они отрывались. Команда, угадавшая наиболее популярный ответ, получала право участвовать в туре. Необходимо было открыть все табло. В каждом последующем туре количество заработанных очков увеличивалось. Участники проявили большой интерес и активность, показали высокие знания правовых вопросов.
Для учащихся старших классов школ города была организована открытая трибуна «Учись быть гражданином!». Из участников мероприятия были сформированы команды, каждая из которых представляла собой «политическую партию». Возглавляли команды «руководители партий». Каждая «партия» выдвигала свой главный лозунг и аргументы в его поддержку. Затем необходимо было выдвинуть своего кандидата, который выступал с предвыборной речью. Каждая партия представила видеоролики и презентации в поддержку своих кандидатов. На следующем этапе открытой трибуны представители партий выступили с аргументированной речью, в которой они говорили о важности выборов и необходимости принять в них участие. В конкурсе «Синквейн» необходимо было подготовить стихотворение из пяти строк на тему «Гражданин». На заключительном этапе каждая «партия» подготовила вопросы соперникам. Оценивался не только правильность и точность ответа, но и на сколько грамотно сформулирован вопрос. В данном мероприятии участвовали не только члены команд, но и зрители. Им было предложено принять участие в викторине на знание гражданских прав и обязанностей.
Мероприятием районного масштаба стал интеллектуальный тир «Выборы – это важно для каждого». В нем приняла участие работающая молодежь из разных организаций города. На старте игроков приветствовал заместитель главы администрации Юхновского района. В первом конкурсе «Приветствие» команды не столько заявили о себе, сколько о своей гражданской позиции, о своем видении будущего района и области. В ходе тестирования, блиц-опроса и в туре, когда надо было самим выбирать темы и «стоимость ответа», команды быстро и правильно отвечали на самые сложные вопросы по законодательству. Не вызвал заминки и лингвистический конкурс (надо было вставить в предложение пропущенные слова, назвать как можно больше терминов, касающихся выборов, сложить из предложенных букв слово). Особый интерес вызвал тур «Если б я был депутатом…», в котором выступающие не только поднимали проблему, но и предлагали пути ее решения. Данное мероприятие стало настоящим экзаменом на политическую зрелость, и все команды его выдержали. Интеллектуальный тир сопровождали мультимедийные презентации и видеоролики. Украсили программу музыкальные номера.
Мероприятия, о которых я рассказала, являются лишь малой частью той работы, которую проводит центр правовой информации по правовому просвещению молодежи.
Я считаю, что крайне важно сформировать у молодёжи мотивацию к получению и углублению правовых знаний. И поэтому вопрос отношения молодого поколения к закону, к его соблюдению является ключевым в правовом воспитании и формировании правосознания молодёжи.
внеаудиторная работа по правовому воспитанию и формированию активной гражданской позиции обучающихся
Орехов Виктор Васильевич,
заместитель директора по воспитательной работе Калужского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»
Воспитание молодежи в настоящее время осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого изменились принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций.
Социально-экономические реформы вызвали заметное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня основной массы населения, ценностную переориентацию в молодежной среде.
Среди основных причин, резко обостривших проблему патриотического воспитания в нынешнем российском обществе, являются:
- разрушение системы традиционных ценностей;
- наличие бездуховности и невежества, уничтожающее духовный «код» нации;
- активное навязывание российскому обществу западных ценностей, означающее попытку завоевания России «мирным» путем;
- недооценка роли воспитания в становлении новых поколений россиян.
Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых, важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
В связи с этим, значительно возросла роль образовательных учреждений и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно- нравственное становление молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.
Высокий патриотизм В.И. Ленин считал важнейшим источником морального духа. «Патриотизм,- писал он,- одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств».
Переходная, а точнее ненормальная рыночная экономика, напоминающая базар, пропитывает умы и души россиян, но прежде всего молодежи, ядом криминальной коммерции, наживы любой ценой. Этот яд препятствует проникновению в них вечных духовных ценностей, таких как добро, честь, совесть, благородство, патриотизм.
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из важнейших направлений воспитательной работы в системе образования в Калужском институте (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) и строится в соответствии с Концепцией и Программой патриотического воспитания филиала. Общая цель патриотического воспитания студенчества достигается посредством деятельности воспитательных структур в решении конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:
- ориентация студентов на мировоззренческие установки и жизненные ценности в новых условиях общества;
- формирование гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, потребности в благотворительной деятельности, милосердии;
- воспитание потребности к труду как высшей жизненной ценности, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;
- приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям.
Большая роль в гражданско-патриотическом воспитании возложена на студенческое самоуправление (ССУ), которое реализуется по следующим направлениям:
- организационная и информационная работа;
- работа по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию;
- научно-исследовательская работа;
- клубная работа;
- физкультурно-оздоровительная работа;
- общественно-профессиональная деятельность;
- профориентационная работа.
В филиале личный пример преподавателя является одним из важных факторов в деле воспитания молодежи. Так, преподаватели вместе со студентами филиала совершили восхождение на перевал Койауганауш (3572м. над уровнем моря) Приэльбрусья Северного Кавказа. В честь победы над фашистской Германией студенты и преподаватели дважды совершили восхождение на высшую точку Европы г. Эльбрус (
В 2004 году в филиале была создана организационная структура студенческого самоуправления). Студсоветом разработан «Кодекс этики студента КФ РПА Минюста России», который утвержден на Ученом совете филиала и является корпоративным законом для студентов.
Изготовлен и оформлен ряд стендов на патриотическую тему:
-служба в Рядах ВМФ
- служба в ВДВ и спецназе
-военная служба по контракту
- вооруженные силы Российской Федерации.
В учебных аудиториях силами студентов оформлены стенды с высказываниями знаменитых юристов и военачальников.
Для организации и проведения спортивных, гражданско-патриотических и культурно-массовых мероприятий вузом приобретены в достаточном количестве спортивный инвентарь по различным видам спорта, музыкальные инструменты. Создана фото-видео студия. Сформирован фото и видео архив деятельности вуза. Оформлен фотоальбом «Летопись академии», оформлена выставка поискового отряда. Оформлен и оборудован кабинет по огневой подготовке. Организован выпуск стенгазет, фотогазет.
На базе филиала создан военно-патриотический клуб «Патриот», в который вошли:
- студенческий оперативный отряд;
- добровольная народная дружина;
- добровольная пожарная дружина;
- клуб добровольных пожарных дружин;
-первичное отделение Общероссийской общественно-политической организации ДОСААФ.
Со студентами проводятся теоретические и практические занятия по стрельбе из боевого оружия (автомат Калашникова, пистолет Макарова). Студенты посещают воинские части, знакомятся с бытом и условиями службы солдат и офицеров.
Установлено шефство над женской колонией ИК-7 УФСИН России по Калужской области и детским домом.
Ежегодно члены студсовета поздравляют с Днем Победы ветеранов войны и труда с вручением им подарков и совместным фотографированием.
В музее УВД Калужской области студенты филиала принимают присягу, и им вручаются удостоверения дружинника ДНД.
С 1 сентября 2007 года состав ДНД участвует в мероприятиях по охране общественного порядка на улицах города.
Родителям студентов, отличившихся в патриотической работе, вручаются благодарственные письма. Студенты награждаются ведомственными наградами, грамотами, почетными знаками «Лучшему студенту», ценными подарками.
Преподаватели и студенты принимают участие в учебно-воспитательном процессе кадетов специального юридического кадетского класса Грабцевской (Воскресенской) средней школы.
С целью выявления уровня и динамики формирования у студентов правовой культуры и отношения к патриотическому воспитанию в процессе обучения было проведено анонимное анкетирование на всех курсах очной формы обучения. Результаты анкетирования выглядят следующим образом:
|
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
5 курс |
положительное отношение |
79% |
82% |
90% |
83% |
91% |
отрицательное отношение |
3% |
7% |
3% |
14% |
4% |
неопределенное отношение |
18% |
11% |
7% |
3% |
5% |
Для получения обратной связи о проводимых мероприятиях в филиале заведена книга отзывов, в которой свои впечатления уже оставили: родители студентов, выпускники филиала, космонавт Кричевский С., руководство прокуратуры, УФСИН, УВД, УФСКН Калужской области, Козельской дивизии РВСН, начальник ЭПСС МЧС РФ Приэльбрусья и др.
В результате планомерной и активной воспитательной работы значительно увеличилось количество студентов участвующих в культурно-массовых, воспитательных, спортивных мероприятиях. Стало больше желающих из числа заканчивающих обучение служить в силовых подразделениях и Российской Армии. Сегодня в патриотических и общественных мероприятиях принимает участие более 50% студентов очного отделения.
правовое просвещение (мы знаем, как…)
Бурцева Наталия Петровна,
заместитель директора по воспитательной работе ГБПОУ «Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства»
В процессе перехода нашего общества на новые экономические отношения и формирования правового государства имеет место динамическое обновление правовых норм по всем направлениям общественной и государственной жизни. В полной мере реализовать воспитательные возможности правового просвещения можно только в сочетании уроков с разнообразной внеурочной и внеклассной работой.
В колледже спланирована система мероприятий по правовому просвещению, которая обеспечивает поэтапное, планомерное и организованное формирование у обучающихся разного возраста правовых знаний, умений и навыков. Правовое просвещение, как студентов, так и их родителей, мы начинаем уже в процессе проведения «Дней открытых дверей», приёмной кампании, родительских собраний по заселению первокурсников в общежитие.
В рамках преподавания дисциплин: история, ветеринарная фармакология, экология, документоведение, экономика организации, основы менеджмента, бухгалтерский учёт, обществознание, организация предпринимательской деятельности, финансы организации, судебная защита, экологические основы природопользования, ОБЖ, охрана труда, техника и стратегия трудоустройства, информационные технологии и правовые основы профессиональной деятельности рассматриваются актуальные, теоретически и практически значимые темы и направления правового просвещения.
Не отказались мы и от классической формы проведения классных часов, важнейшим условием проведения которых является приглашение специалистов: сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних, линейных отделов внутренних дел, участковых инспекторов, работников прокуратуры, подросткового врача – нарколога, специалиста Центра ИЗ и СПИД.
Содержание правового просвещения включает в себя сообщение о важнейших законах нашей страны, правилах поведения в колледже, дома, на улице, о роли лиц, охраняющих порядок, уважении к ним. Общественная необходимость соблюдения определённых правил поведения доказывается студентам в процессе изучения с ними Правил внутреннего распорядка. Воспитательная цель мероприятий, организуемых с обучающимися, - формирование у них представлений о личной ответственности за нарушение дисциплины и порядка в колледже, дома и на улице, выработка отрицательного отношения к нарушителям дисциплины. С этой целью в группах первого курса в адаптационный период проводятся беседы на темы: «Колледж: традиции и правила», «О непримиримости к злу и равнодушию», «Бережно относись к имуществу колледжа и общежития!». Организуются ролевые игры, в процессе которых подростки учатся соблюдать правила поведения на улице, в общественных местах и т.п.
В работе с подростками главное - закрепить сознательное отношение к выполнению требований современного общества, воспитать у них нетерпимость к нарушителям порядка, формировать личную ответственность за свои поступки и действия. Особый акцент преподаватели делают на педагогически целесообразных оценках поведения обучающихся с точки зрения правовых и общественных норм.
Студенты – старшекурсники являются ядром Студенческого Совета самоуправления колледжа и общежития, где в процессе своей деятельности на практике применяют полученные правовые знания. На заседаниях Совета рассматриваются проблемные вопросы, активизируется правовая деятельность студентов, которая способствует привитию первоначальных собственных и необходимых знаний по праву, делает их причастными к совершенствованию образовательного процесса. Самоуправление способствует осознанию студентами правовых и нравственных норм общественной жизни.
В конце учебного года, наряду с мониторингом летнего отдыха обучающихся, проводятся лекции с представителями специалистов Молодёжной биржи труда, где обсуждается рабочий день подростков, отпуск для несовершеннолетних, льготы молодым рабочим, совмещающим работу с учёбой, принцип оплаты по труду, роль профсоюзов в охране трудовых прав, права подростков при устройстве на работу, порядок увольнения и т.д. Подобные лекции психологически настраивают подростков на производительный труд.
Повышению правовой культуры подростков способствует спортивная, культурно – массовая и военно – патриотическая работа, где студенты применяют полученные правовые знания на практике при участии в мероприятиях и акциях городского, областного и всероссийского уровней.
Доброй традицией стало сотрудничество педагогического и студенческого коллектива колледжа с УФСКН России по Калужской области, ГАУЗ КОЦ СПИД и ИЗ, социально – реабилитационным Центром «Надежда», ГУЗ «Наркологический диспансер Калужской области», ГБУ КО «Областной молодёжный центр», МБУ «Молодёжный центр», ГАУ КО «Центр постинтернатного сопровождения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Расправь крылья!»», Российским Союзом Молодёжи, «Молодой гвардией», Молодёжным центром занятости.
Правовое просвещение в колледже направлено на развитие у студентов способности к самореализации и самореабилитации тех механизмов, которые позволяли бы ему становиться человеком не только знающим, но и управляющим жизненной ситуацией, в том числе и образовательной, на развитие правосознания учащегося и формирование гражданской позиции. Это - процесс совместной деятельности администрации колледжа, педагогического коллектива, студенческого самоуправления, организаций, непосредственно занимающихся вопросами различных отраслей российского права. Задействованы функции по трем главным направлениям деятельности: просветительская деятельность по правовым вопросам, изучение законодательных актов, практическое применение правовых знаний, прямое их соблюдение при организации учебно-воспитательного и трудового процессов в колледже.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ (ЭКСПЕРТНАЯ ДИСКУССИЯ)
В рамках пленарного заседания (экспертной дискуссии) обсуждались проблемные вопросы формирования правосознания молодежи, рассматривались тенденции развития правовой культуры с учетом использования различных форм и методов работы с молодежью, анализировалась практика работы библиотек и центров правовой информации по популяризации и пропаганде правовых знаний среди молодежи. Были представлены: опыт реализации программ правового обучения молодёжи в высшей школе; работа молодежных управленческих структур в части формирования активной гражданской позиции молодых жителей региона; социальные проекты и инициативы, способствующие повышению уровня правосознания молодежи; практика формирования правовой культуры молодежи через функционирование юридических клиник при образовательных организациях высшего образования.
формирование правовой культуры молодежи в современной России: проблемы и перспективы
Савинов Андрей Владимирович,
директор Калужского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»,
кандидат юридических наук, доцент
Россия идет по пути построения правового государства и гражданского общества. Эффективность преобразований в правовой сфере, да и в государстве в целом, модернизационные процессы в стране напрямую зависят от уровня правовой культуры современного российского общества, что нашло официальное закрепление в утвержденных Президентом РФ в 2011 году Основах государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан, в которых говорится: «Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов».[1]
Выступая на внеочередном съезде Ассоциации юристов России, Д. А. Медведев также подчеркнул: «Главное в правовом государстве – это уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону, видеть в этом свой непосредственный интерес…. И нам нужно отладить таким образом систему правового просвещения, чтобы к ней были подключены школы, вузы, средства массовой информации».[2]
Правовая культура как феномен правовой реальности нуждается в воспроизводстве, что достигается благодаря социокультурному механизму трансляции правовой культуры. Средствами трансляции правовой культуры являются правовое воспитание, обучение и образование.[3]
Правовое воспитание – это вид воздействия общества и его социальных институтов на молодого человека, в результате которого у последнего формируются определенные отношения к праву в целом и к правовой действительности в частности, вырабатываются необходимые для жизни в обществе социоправовые качества. Правовое обучение – это специально организованный процесс взаимодействия между педагогом и учениками, в результате которого у обучаемых формируются определенные знания, умения и навыки в правовой сфере как
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Добавить комментарий
Все поля являются обязательными для заполнения.
- Перейти в раздел » Сборники материалов
- К списку всех публикаций