Библиотека
ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
Памятка
ПАМЯТКА
«ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ»
К Уполномоченному по правам человека в Калужской области обращаются граждане с вопросами, возникающими у них при обращении с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
В связи с возникающими у граждан вопросами аппаратом Уполномоченного по правам человека в Калужской области в целях правового просвещения граждан, обеспечения соблюдения их прав, свобод и законных интересов в сфере обращения с ТКО подготовлена данная памятка.
Она содержит в себе ответы на наиболее часто возникающие вопросы при обращении с ТКО.
Ответы на вопросы подготовлены с учетом правоприменительной и судебной практики по вопросам обращения с ТКО. В частности, с учетом «Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023.
Приятного чтения!
Заключение и исполнение договора оказания услуг по обращению с ТКО.
Законно ли начисление платы за услугу по обращению с ТКО при отсутствии подписанного договора на оказание услуг по обращению с ТКО?
Да, законно. Поскольку договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа.
В случае, если между региональным оператором по обращению с ТКО и конкретным потребителем - собственником таких отходов не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указанные услуги оказываются и подлежат оплате в соответствии с условиями типового договора.
Кто заключает договор по обращению с ТКО с региональным оператором в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе?
В садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе договор по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО заключает постоянно действующий коллегиальный орган управления данного товарищества.
Принятие решений о заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО относится к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального исполнительного органа (пункт 6 части 7 статьи 18 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества).
Кто оплачивает услугу по обращению с ТКО в отношении нежилого помещения, которое сдано в аренду?
В отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике такого объекта недвижимости.
При заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО между арендатором помещения и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на арендаторе помещения.
Кто обязан организовать создание и содержание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, утративших свои потребительские свойства?
Органы местного самоуправления обязаны организовать создание и содержание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, утративших свои потребительские свойства.
Может ли быть уменьшена плата за оказание услуг по обращению с ТКО, если услуга оказана не в полном объеме или ненадлежащим образом?
Плата за оказание услуг по обращению с ТКО может быть уменьшена судом, если собственник ТКО доказал, что региональный оператор оказал услуги не в полном объеме или ненадлежащим образом. Например, нарушил периодичность вывоза ТКО.
Мне на праве собственности принадлежит квартира. Обращался с заявлением о неначислении платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в связи с тем, что в данной квартире не проживаю, не зарегистрирован, постоянно проживаю по другому адресу, где и оплачиваю соответствующую коммунальную услугу. В производстве перерасчета мне было отказано. Законен ли отказ?
Да, отказ законный.
Перерасчет размера платы может быть произведен за периоды именно временного отсутствия гражданина по причинам невозможности его проживания в жилом помещении в ограниченный четкими временными рамками период (командировка, стационарное лечение, нахождение в учебном заведении и т.п.).
Реализация лицом правомочий собственника жилого помещения по пользованию данным помещением либо избранию им иного места проживания, а равно отсутствие потребителя по месту нахождения принадлежащей ему на праве собственности квартиры по причине постоянного проживания по другому адресу не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя» и не освобождает собственника от бремени содержания своего имущества (часть 11 статьи 155 ЖК РФ), а постоянное проживание в ином жилом помещении не может быть признано временным отсутствием, являющимся основанием к перерасчету платы за обращение с ТКО.
Неиспользование собственником принадлежащего ему жилого помещения для постоянного проживания не является основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Предусмотрена ли действующим законодательством возможность перерасчет платы за оказание услуги по обращению с ТКО в связи с временным отсутствием?
Право потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами N 354, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении предусмотрено пунктом 148(24) Правил N 354.
Пунктом 86(1) раздела VIII Правил N 354 определено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО на основании заявления и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении, осуществляется перерасчет размера платы за указанную услугу в порядке, установленном данным разделом.
Перерасчет платы за оказание услуги по обращению с ТКО за период временного отсутствия граждан допускается как в случае ее исчисления исходя из количества постоянно или временно проживающих граждан, так и исходя из общей площади жилого помещения.
В нарушение договора региональный оператор не исполнил своей обязанности по вывозу ТКО в определенные даты, однако в перерасчете стоимости услуг отказал со ссылкой на условия договора, исключающие ответственность регионального оператора в случае отсутствия беспрепятственного доступа мусоровоза к месту сбора отходов, в том числе из-за не очищенных от снега подъездных путей. Законны ли такие условия договора?
Условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО, исключающие или ограничивающие ответственность регионального оператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом, являются ничтожными.
Квартира находится в долевой собственности. Как в данном случае должна оплачиваться услуга по обращению с ТКО?
Сособственники жилого помещения несут обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО соразмерно доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение.
Накопление ТКО.
Кто создает места (площадки) накопления ТКО?
Создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу МКД.
Кто обязан содержать места (площадки) накопления ТКО для многоквартирного дома (МКД)?
Обязанность по содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД возложена на организацию, осуществляющую управление МКД.
Если контейнерная площадка предназначена для накопления ТКО нескольких МКД, расходы по ее содержанию распределяются между управляющими организациями пропорционально общей площади помещений в МКД.
На каком минимальном и максимальном расстоянии должны размещаться контейнерные площадки и является размещение контейнерной площадки ближе минимально допустимого расстояния до многоквартирного дома нарушением права граждан на благоприятную окружающую среду?
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к правилам.
Размещение контейнерной площадки ближе минимально допустимого санитарными правилами расстояния до многоквартирного дома нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
Ликвидация несанкционированных свалок.
Кто обязан ликвидировать несанкционированную свалку ТКО?
Обязанность по ликвидации несанкционированного складирования ТКО возлагается на правообладателя земельного участка, если не установлено лицо, виновное в размещении отходов.
Кто обязан ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на лесном участке, находящемся в аренде?
В данном случае обязанность по ликвидации несанкционированной свалки возлагается на арендатора, в том числе при несанкционированном размещении отходов третьими лицами на арендуемом земельном участке.
Соблюдение прав граждан при обращении с ТКО.
Какой орган проверяет соблюдение региональным оператором обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО?
К полномочиям органа государственного жилищного надзора относится проверка соблюдения региональным оператором обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО, включая определение соответствия размера платы установленным тарифам. В Калужской области – государственная жилищная инспекция Калужской области.
Может ли орган государственного жилищного надзора вынести в адрес регионального оператора предписание о перерасчете платы за услугу по вывозу ТКО, если она не оказывалась?
Да, может.
Предписание органа регионального государственного жилищного надзора региональному оператору об обязании произвести перерасчет платы за услуги по вывозу ТКО является законным, если доказано, что услуги по вывозу ТКО не оказывались.
Предусмотрена ли действующим законодательством ответственность за несвоевременное предоставление потребителю платежных документов на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО?
Несвоевременное предоставление потребителю платежных документов на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований».
Куда обращаться в случае нарушения ваших прав при обращении с ТКО?
Государственное предприятие Калужской области
«Калужский региональный экологический оператор»
г. Калуга, ул. Ленина, д. 15
Телефон отдела по работе с населением: (4842) 909-900 доб. 3
г. Обнинск, ул. Калужская, д. 12
Тел.: (48439) 79-537
г. Сухиничи, ул. Ленина, д. 104
Тел.: (48451) 5-16-15
г. Киров, ул. Пролетарская, д. 36б
Тел.: +7 (910) 591-16-29
Государственная жилищная инспекция Калужской области
г. Калуга, ул. Суворова, д. 71а - Комплекс «СТАРГОРОД»
тел.: (4842) 50-06-31
е-mail: gjiko@adm.kaluga.ru
Телефон для обращения граждан в инспекцию:
8-800-450-01-01
(4842)27-77-77
Прокуратура Калужской области:
г. Калуга, ул. Кутузова, 2а,
тел.: (4842) 56-27-49.
Городские и районные прокуратуры.
Уполномоченный по правам человека в Калужской области:
248000, г. Калуга, пер. Старичков, 2а, оф. 204,
тел.: (4842) 500-100, тел./факс: (4842) 56-59-49,
е-mail: оmbudsman@adm.kaluga.ru,
сайт: www.ombudsman.kaluga.ru
https://www.facebook.com/ombudsman40