Библиотека

Доступ к бесплатной квалифицированной юридической помощи как одна из гарантий обеспечения права на справедливое судебное разбирательство в России


Комментарий сотрудника аппарата Власенко О.Е.

 

 

 

 

 

Доступ к бесплатной квалифицированной юридической помощи как одна из гарантий обеспечения права на справедливое судебное разбирательство в России

 

Российская Конституция закрепляет приоритетность прав и свобод человека. Гарантией обеспечения этих прав и свобод является предусмотренное в статье 46 Конституции РФ право гражданина на судебную защиту. То есть подразумевается, что любой человек, который считает, что его права нарушены, может в судебном органе обжаловать любые действия власти, включая действия органов местного самоуправления, а также общественных объединений и должностных лиц.

Неотъемлемой  и главной чертой судебного разбирательства является его справедливость.

Среди вопросов, касающихся проблемы справедливости судебного разбирательства, очень важными являются, на мой взгляд, следующие:

1.     каким должен быть суд, с тем, чтобы обеспечить этот важный принцип, без которого обращение в суд вообще теряет смысл;

2.     какие возможности должны быть у сторон спора, с тем, чтобы обсуждаемый принцип справедливости был соблюден и «работал».

По первому вопросу хотелось бы отметить, что правосудие в России осуществляется только судом. В Конституции страны строго определены принципы назначения судей (возраст, образование, стаж работы,  дополнительные требования и т.д.).

         На справедливость судебного разбирательства влияет также независимость, несменяемость, неприкосновенность судей, открытость и непосредственность судебного разбирательства, способ финансирования судов.

         Полагаю, что в целом  в России обозначенный блок вопросов урегулирован  законодательно и на практике.

         Что касается второго вопроса, то на нем хотелось бы остановиться подробнее. Представляя интересы людей и организаций в судах различных инстанций, я пришла к выводу, что очень важным элементом, влияющим на успех в судебном споре, является юридическая подготовка сторон. При этом вовсе не имеется в виду, что каждый гражданин должен иметь профессиональную подготовку, на случай если ему вдруг придется однажды оказаться в суде. Хотя, безусловно, определенный уровень правовой культуры должен быть у каждого, включая несовершеннолетних, однако, для полноценного представления интересов в суде этого, увы, не достаточно. Говоря о юридической подкованности, я имею ввиду профессиональную юридическую помощь, которую каждая сторона в судебном споре должна иметь возможность получить. И в этом-то и состоит наибольшая проблема, и не только в России.

В условиях недостаточной платежеспособности граждан, государство предлагает известные формы материальной поддержки: льготное налогообложение адвокатских сообществ, возможность освобождения (снижения) от уплаты государственной пошлины, предоставление адвоката за счет средств государства по уголовным делам и некоторые другие.

Однако, все указанные выше формы помощи по различным причинам не обеспечивают доступности  должной квалифицированной и полной правовой помощи для граждан и общественных организаций, особенно в условиях коррупционности чиновничества и состязательности судопроизводства, когда неплатежеспособная сторона заведомо находится в проигрышном положении, не имея финансовой возможности получить своевременную и адекватную ситуации юридическую помощь.

Ситуация осложняется тем, что с каждым годом расширяется система защиты прав человека, введен институт мировых судей, на подходе ювенальная юстиция, успешно функционирует Европейский Суд по правам человека, консультацию о порядке обращения в который может дать далеко не каждый юрист, а ведь это очень действенный механизм. Визит П.Лаптева в наш регион показал, что увеличившееся количество обращений российских граждан в Европейский Суд по правам человека вызывает серьезное беспокойство у государства и федеральные властные структуры готовы на компромиссы с тем, чтобы спорные вопросы решались максимально эффективно внутри страны. 

         Кроме того, Российское общество находится в стадии реформирования и происходит постоянное качественное изменение законодательства. В таких условиях не просто увеличилась потребность населения в юридических услугах и бесплатной юридической помощи, а  в силу растущей социальной и образовательной дифференциации общества  объективно усложнилась структура этих потребностей. Если раньше для среднестатистического советского гражданина было достаточным знание Конституции СССР, правил дорожного движения и Устава КПСС и он не вдавался в подробности иных правовых актов, то в 90-е годы ХХ века люди столкнулись с огромным количеством законов и нормативных документов в которых  сложно или невозможно самостоятельно ориентироваться. Стала складываться повседневная зависимость от профессиональных юристов, чьи услуги оказались не всем по карману.  Огромное количество граждан оказались не в состоянии самостоятельно разрешать юридические коллизии и не в состоянии оплатить услуги адвокатов. 

         Если касаться законодательного закрепления  гарантий получения профессиональной юридической помощи в России, то начать следует со ст. 48 Конституции, согласно которой каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Подчеркивается, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Таким образом, государство должно, обязано создавать такие условия жизнедеятельности общества, при которых реализация прав и свобод человека и гражданина становится реальной и безусловной. В противном случае права остаются декларативными, бессмысленными, что невозможно в рамках развитого социального государства.

         Как говорилось выше, если человека коснулось уголовное преследование, то здесь минимальные гарантии получения помощи юриста имеются – адвокат назначается в случае, если человек сам не в состоянии заплатить. Впоследствии сумма за услуги взыскиваются с гражданина государством, которое оплатило услуги юридического представителя. Эта система работает в нашей стране. Недавно Верховный Суд РФ признал, что ограничение в назначении бесплатного адвоката для представления интересов и в кассационной инстанции по уголовному делу противоречит конституционному праву на получение квалифицированной юридической помощи.

         А как за рубежом? Верховный Суд США (дело Gideon, 1963) выделяет в области защиты обвиняемых две основных проблемы: *обеспечение обвиняемому юридической помощи и *покрытие государством расходов, связанных с защитой, если он сам не в состоянии этого сделать. Согласно судебной практике США отказ нуждающемуся в судебной защите или от уплаты судебных пошлин может быть вообще признан как нарушение права на суд.

Например, дело Эйри против Ирландии, 1979г. по которому недостаток средств (по делам этого типа требуется помощь адвоката) помешал жене выступить с заявлением о разводе с издевающимся над ней мужем, что было признано нарушением не только права на семейную жизнь, но и права на суд. Использование помощи защитника является неотъемлемым правом обвиняемого. Использование же адвоката «по назначению суда» является правом только тогда, когда это необходимо в интересах правосудия. «Интерес правосудия» зависит от внутреннего законодательства, судебной практики страны, обстоятельств дела. Он исключает даже мнение самого обвиняемого. Помощь, предоставляемая адвокатом должна быть реальной и эффективной. Не достаточно только назначить адвоката при иллюзорном и формальном обеспечении его защиты (Артико, против Италии 1980г.).

По делу Крузе против ФРГ, 1992г. встал вопрос, было ли нарушено право на бесплатную помощь адвоката, обоснованную «интересом правосудия» в ситуации, когда данная правовая система предусматривает только временное освобождение от уплаты, на время отсутствия нужных средств у обвиняемого. Европейский Суд признал, что Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод была нарушена только в том случае, если бы указанный факт действительно оказал реальное влияние на честность процесса.

         В деле Артико против Италии (1980г.) Европейский Суд по правам человека отметил, что п.п. 5 п.3 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантирует право на адекватную защиту в ходе судебного разбирательства, осуществляемую как лично, так и посредством адвоката; это право устанавливается обязанностью со стороны государства предоставить в определенных случаях бесплатную юридическую помощь. Суд напомнил, что Конвенция призвана гарантировать не теоретические или иллюзорные права, а их практическое и эффективное осуществление; это особенно справедливо в отношении права на защиту, которое занимает видное место в демократическом обществе, как и само право на справедливое судебное разбирательство, из которого оно вытекает. Суд указал, что в п.п. п.3 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод говорится о «помощи», а не о «назначении защитника». Само назначение еще не обеспечивает помощи. Власти должны проследить, чтобы адвокат работал хорошо, а, при необходимости, заменить его. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод требует от государства в этой связи активных действий.

Таким образом, малоимущее лицо, оказавшись в таких условиях, вправе заявить в гражданском судопроизводстве перед судом ходатайство о предоставлении ему адвоката за счет государства и рассчитывать на его удовлетворение. В определенной степени об этом свидетельствует практика Европейского Суда по правам человека, решения которого имеют прецедентное значение для государств участников Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавших юрисдикцию Европейского Суда, к которым также относится и Россия.

В частности, Европейский Суд в вышеупомянутом деле «Эйри (Airey) против Ирландии» установил, что в отношении заявителя имело место нарушение ст. 6 п. 1 Европейской Конвенции, так как г-жа Эйри не имела реального права доступа в Высокий Суд без адвокатской помощи, на которую у нее не было средств. Утверждение Правительства Ирландии о том, что заявитель имела доступ в Высокий Суд, так как могла обратиться туда без помощи адвоката, Европейский Суд не признал аргументом, и указал, что «Конвенция направлена на то, чтобы гарантировать не теоретические или иллюзорные права, а права, осуществимые на практике и эффективные. В особенности это относится к праву доступа к правосудию в свете того значения, которое имеет в демократическом обществе право на справедливое судебное разбирательство…». Суд счел очевидным – «что заявитель оказалась бы в невыгодном положении, если бы ее мужа представлял адвокат, а ее нет. Кроме того, по мнению Суда, было бы нереалистично полагать, чтобы заявитель могла эффективно вести свое дело, даже с учетом помощи, которую, как подчеркивал представитель Правительства, судья оказывает сторонам, которые действуют лично» (Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. М., 2000). 

Таким образом, Европейский Суд по правам человека признал соблюдение права доступа к правосудию и права на справедливое судебное разбирательство не разрывными с соблюдением принципа равноправия сторон и принципа равных возможностей на получение юридической помощи, а, следовательно, признал право каждого, не имеющего возможность оплатить услуги адвоката, в определенных случаях ходатайствовать перед судом, о предоставлении адвоката в качестве представителя за счет государства.

Что касается гражданских дел  - в России юридическая помощь оказывается бесплатно адвокатами в случаях, установленных федеральным законом. Существует сложный механизм финансирования и механизм подтверждения права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Доступ к суду по гражданским делам не носит абсолютного характера. Тем не менее, имеющиеся  ограничения должны быть пропорциональными и иметь место в случае оправданной цели. Доступ к суду, в том числе по гражданским делам, должен быть эффективным, несмотря на то, что нет общей обязанности обеспечить помощь юриста по назначению в порядке бесплатной правовой помощи.

Приходится констатировать, что сегодня механизм оплаты труда адвокатов и реальные организационные возможности  не позволяют в реальности удовлетворять потребности граждан в бесплатной юридической помощи. Кроме того, нужно признать, что пока в профессиональном сознании юристов, ориентированном на статусную и высокооплачиваемую работу, деятельность по оказанию юридических услуг для незащищенных слоев населения пока не стала приоритетом или хотя бы статусным направлением.

Международное сообщество также озабочено вышеуказанной проблемой – она не является для России эксклюзивной. В мире принимается множество документов различных уровней, которые способствуют, чтобы доступ к юридической помощи был у особо нуждающихся в ней лиц, у тех, кто не в состоянии обеспечить себя ей самостоятельно.

Ряд из них носит обязательный характер для государств-участников, как, например, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, некоторые же применяются как рекомендации, желаемые стандарты, декларации.

Например, Декларация ООН «О правах инвалидов» говорит о том, что инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества; если они являются объектом судебного преследования, они должны пользоваться обычной процедурой, полностью учитывающей их физическое или умственное состояние.

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955г., сказано, что в целях своей защиты подследственные заключенные должны иметь право обращаться там, где это возможно, за бесплатной юридической консультацией, принимать в заключении юридического советника, взявшего на себя их защиту, подготавливать и передавать ему конфиденциальные инструкции. С этой целью в их распоряжение следует предоставлять по их требованию письменные принадлежности.

         Из правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990г.), следует, что несовершеннолетние должны иметь право на юридические консультации и иметь возможность обращаться с просьбой о предоставлении бесплатной юридической помощи в тех случаях, когда такая помощь может быть предоставлена, а также регулярно общаться со своим адвокатом. При таком общении должны обеспечиваться невмешательство в личную жизнь и конфиденциальность.

         В уставе Международного трибунала по бывшей Югославии ООН (ст. 18) зафиксировано, что в случае допроса подозреваемый имеет право пользоваться услугами избранного им адвоката, включая право на юридическую помощь, предоставляемую ему бесплатно, в том случае, когда он не располагает достаточными средствами для ее оплаты.

         Для некоторых стран обязательный характер носит Конвенция  ООН «О взыскании алиментов» (1956г.), также содержащая положения о возможности получения бесплатной юридической помощи.

         Существуют также отдельные договоры между государствами о взаимном оказании правовой помощи по различным категориям дел. Например, Договор между РФ и Турецкой Республикой «О взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам.

В России перечень случаев, в которых гражданин может получить квалифицированную юридическую помощь по определенным (ограниченным) категориям гражданских дел является исчерпывающим, но не достаточным, чтобы обеспечить полноценную реализацию прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи. В российском законодательстве по этому вопросу  смешаны понятия категорий дел, по которым оказывается юридическая помощь, и категорий населения, которые имеют право на ее получение.

 Четкой системы нет, и далеко не все нуждающиеся могут получить помощь. Для социально  незащищенного гражданина, которого нет в «списке» судебное разбирательство будет изначально несправедливым. 

В России без квалифицированной юридической помощи остались такие категориями населения, как инвалиды, многодетные семьи, родители и супруги погибших или получивших увечье участников и ветеранов боевых действий и т.д. Ее невозможно получить по таким категориям дел, как трудовые споры, жилищные споры, вопросы, связанные с предоставление медицинских и образовательных услуг, жилищно-коммунальных услуг и т.д.

В результате перечисленные категории граждан не могут реализовать свои права в полной мере и защитить их.

Таким образом, во многих случаях реализация прав граждан, часто непосредственно связанных с их жизнью и здоровьем ставится в зависимость от финансовых возможностей.

Законодательное расширение перечня невозможно. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень случаев, при которых малоимущим гражданам оказывается бесплатная юридическая помощь, установлен Федеральным законом № 63-ФЗ от 31.05.02г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Правовое регулирование вопросов органами государственной власти субъектов РФ, урегулированных нормами федерального законодательства является нарушением требований п.5 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.99г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В России законодательство, регулирующее вопрос оказания бесплатной юридической помощи на федеральном и региональном уровнях ограничивает субъектов ее получения по критерию размера среднедушевого дохода семьи заявителей, который должен быть ниже величины прожиточного минимума, что оставляет огромное число не менее нуждающихся людей без юридической поддержки.  Сбор множества документов, длительное ожидание решения о предоставлении бесплатной помощи делает этот процесс утомительным и часто унизительным.  Эти требования входят в противоречие с социальными ожиданиями граждан, которые, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, рассчитывают на своевременную юридическую поддержку.

         Таким образом, проблемой является противоречие между потребностями малообеспеченных граждан в получении бесплатной юридической помощи и реальными возможностями ее оказания.

         Конечно, многие юридические консультации и адвокатские структуры проводят бесплатное консультирование граждан. Однако, как правило, это делается в рекламных целях и ограничивается разовой беседой с заявителем. В то время как собственно составление искового заявления, участие в судебном процессе, обращение в прокуратуру с мотивированным изложением требований и т.п. - платные услуги.  Учитывая общий уровень правовой грамотности населения, нужно признать, что разовые консультации в большинстве случаев недостаточны для эффективного разрешения проблем граждан, не знакомых с процессуальным правом, судебной системой и не владеющих поведенческими навыками взаимодействия с правоохранительными органами.

         Юристы, работающие в существующих ныне общественных приемных, не могут оказать квалифицированную юридическую помощь в полном объеме, поскольку лишены возможности участвовать в судебных разбирательствах, обжаловать решения судов, представлять интересы граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных  и  иных организациях.

         Только лишь юридическая консультация полностью не решает проблему в случае нарушения прав граждан. Проблема будет решена только в случае восстановления нарушенного права. В противном случае оказание бесплатной юридической помощи становится бессмысленным.

         Уполномоченные по правам человека, комиссии по правам человека также, к сожалению, имеют недостаточные полномочия для полноценной помощи гражданам, нуждающихся именно в судебной защите.

Во многих городах и субъектах Российской Федерации создаются юридические «клиники». Как правило, они создаются на базе крупных государственных учреждений высшего образования и почти всегда инициаторами создания клиник являются люди, которые профессионально занимаются педагогической деятельностью. Главное, что нужно понять – главная цель создания клиники – это не совершенствование системы высшего образования путем предоставления студентам возможности практиковать, а прежде всего – это оказание нуждающимся квалифицированной юридической помощи. От этого зависят судьбы людей.

Возможно, часть образовавшейся ниши должны занять общественные правозащитные организации.

Таким образом, проблема отсутствия системы юридического сопровождения граждан, нуждающихся в бесплатной юридической помощи, существует. Можно сделать неутешительный вывод о том, что правовые, финансовые, организационные предпосылки доступа к юридической помощи для всех нуждающихся в ней граждан в России недостаточны. Простое возложение обязанностей на адвокатов не решает проблемы, приводит к отказу от помощи под различными предлогами. Отдельные примеры благотворительности в данной сфере показывают отсутствие здесь какой-либо системы.

 

Ясно, что путем организации юридических клиник,  общественных приемных, создания института Уполномоченного по правам человека, не закрывается брешь в законодательстве, возникшая ввиду отсутствия законодательного детального закрепления гарантий на получение квалифицированной юридической помощи нуждающимися.

Не хотелось бы просто перечислять имеющиеся проблемы. Полагаю, имеются конкретные пути их решения, благодаря которым пока «мертвые» положения Конституции и «декларативные» нормы международных документов оживут и воплотятся в жизнь.

 

 

 

Предлагаемые способы решения проблемы:

 

·       Усовершенствование системы оплаты труда адвокатов по назначению – адвокат оказывает услугу и предъявляет государству счет по заранее оговоренному прейскуранту. Разумеется, предварительно необходимо законодательно усовершенствовать порядок получения бесплатной юридической помощи. Здесь важно, что счет был оплачен в наиболее короткие сроки и по упрощенной процедуре (адвокат будет заинтересован оказать услугу). Упрощена должна быть также система подтверждения прав на бесплатную юридическую помощь. В дополнение необходимо законодательно закрепить ответственность за некачественно оказанные услуги юриста.

·       Принятие мер для искоренения правого негелизма населения, которое в общей массе нельзя назвать законопослушным. Далеко не каждый вообще понимает все имеющиеся у него права и адекватно оценивает  возможности. То, что необходим сопровождающий юрист большинство догадываются уже после того, как судебный спор проигран.

·       Создание единой системы обучения активистов правозащитного движения, в том числе, вариантам международной защиты, выработка эффективных механизмов взаимодействия правозащитных организаций между собой, а также адвокатскими сообществами и органами власти, в задачи которых входит защита прав человека.

·       Создание государственных учреждений, в задачу которых входило бы оказание бесплатной квалифицированной юридической помощи гражданам.

 

Следует отметить, что органы государственной власти на федеральной уровне приходят к пониманию того, что защита прав граждан и создание возможности для их полной и свободной реализации, а также финансирование этих вопросов -  это функция государства.

         Так, Правительство РФ приняло решение о проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам (Постановление Правительства РФ № 534 от 22.08.05г.) Юридическая помощь оказывалась гражданам в полном объеме, начиная с консультации и заканчивая обжалованием судебных решений по всем категориям дел; интересы граждан представлялись и в  спорах с хозяйствующими субъектами, общественными объединениями. Следует отметить, что согласно положениям Бюджетного Кодекса РФ государственной учреждение может дополнительно заниматься деятельностью, приносящей доходы и оказывать платные юридические услуги, что будет способствовать привлечению к работе специалистов высокой квалификации.

         В рамках проводимого эксперимента в среднем по регионам запланировано 4-5 млн. рублей финансирования за счет средств бюджета РФ в расчете на год. При этом штатная численность сотрудников учреждения запланирована в размере 15 единиц.

Эксперимент проводился и на территории тех регионов, где уже существуют на базах учебных заведений юридические клиники и показал, что создание подобных институтов в субъектах РФ сможет способствовать достижению цели предоставления гражданам квалифицированной бесплатной юридической помощи вне зависимости от финансовых возможностей.

         Все происходящее указывает на то, что государство намерено предпринять конкретные шаги по направлению оказания квалифицированной юридической помощи максимальному числу нуждающихся. Будем надеяться, в ближайшем будущем подобное учреждение появится и в нашем регионе.

Разумеется,  как любое важное и нужное дело, создание принципиально нового учреждения столкнется со многими трудностями, но все они преодолимы.

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Комментарии

Администратор, добавлено 06.04.2016 11:22

Уважаемая Наталья!

В соответствии со ст. 13 Закона Калужской области «Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области» Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также организаций федерального подчинения, органов государственной власти Калужской области, государственных органов, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Калужской области, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
В силу ст. 5 Федерального Конституционного Закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли. Результат рассмотрения дела судом не может быть предрешен, и Уполномоченный не вправе влиять на ход и итоги судебного разбирательства, он не вправе вмешиваться в деятельность суда и контролировать работу судей.
Защищая права и свободы человека и гражданина на территории Калужской области, Уполномоченный не вмешивается в компетенцию иных государственных органов. На основании ст. 3 Закона деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отмечает и не влечет пересмотр компетенции соответствующих органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека не являются адвокатами. Мы можем дать Вам юридическую консультацию по рассматриваемому вопросу, помочь разобраться с подсудностью, предоставить форму искового заявления и т.д. Но не можем заменить адвоката.
За оказанием такого рода содействия Вы можете обратиться к начальнику юридического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области Никифорову Виктору Валентиновичу. Дату и время приёма следует согласовать по телефону 8(4842) 56-04-14.

Наталья, добавлено 06.04.2016 00:11

Я обращалась за юридической помощью в Аппарат Уполномоченного по правам человека, но помощи не получила. Нанять адвоката по гражданскому делопроизводству нет возможности. К кому не обращусь - цены заоблачные. Ни у меня, ни у моих близких таких сумм нет даже в складчину, а дело очень серьёзное. Все адвокаты говорят, что сама не справлюсь.

Администратор, добавлено 08.06.2012 14:21

Уважаемая Ирина!

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов.
На основании пункта 7 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа вправе совершать исполнительные действия, в том числе в виде наложения ареста на имущество.
В силу части 1 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Пунктом 1 части 3 статьи 68 названного Федерального закона предусмотрено, что к мерам принудительного исполнения относится, в том числе, обращение взыскания на имущество должника.
В силу статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе наложить арест на имущество должника. Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости – ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.
При этом из анализа названной нормы следует, что судебный пристав-исполнитель в ходе осуществления своей деятельности вправе самостоятельно решать вопрос об избрании мер по обеспечению исполнения судебного акта.
В статье 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:
- жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
- земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
- предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
- имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
- используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;
- семена, необходимые для очередного посева;
- продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
- топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
- средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
- призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
Однако, если Вы считаете, что действия сотрудников службы судебных приставов по наложению ареста на имущество незаконны, Вы вправе на основании ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» подать жалобу на действия (бездействие) судебного пристава. Жалоба подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав.
В силу ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» Вы вправе также постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) оспорить в суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
На основании ст. 441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
Действия (бездействие) судебного пристава Вы также вправе обжаловать в органы прокуратуры.

Ирина, добавлено 07.06.2012 19:17

По 105 ч.1 мужа осудили на 9 лет строгого режима и миллион рублей иска морального ущерба. У нас грудной ребёнок 7 месяцев. У мужа в собственности квартира 30 кв.метров мы с сыном прописаны там,машина 2007г. выпуска,земельный участок,с деревянной пристройкой(дом).Судебные приставы на всё имущество наложили арест. Хотят продать дом и машину в счёт погашения долга,но в нашей области это можно продать не больше чем за 150-200 тыс.руб.Я выплачиваю по 50руб. ежемесячно в счёт погашения иска.Имеют ли право продать?Можно ли снять арест с имущества т.к. я нахожусь в отпуске по уходу за ребёнком и осталась без средств существования?

Администратор, добавлено 31.05.2012 10:28

Уважаемая Елена!

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
В соответствии с Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» вместе с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, проживающего на территории Российской Федерации, представляются:
свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);
документ, подтверждающий проживание ребенка на территории Российской Федерации (вид на жительство либо разрешение на временное проживание ребенка, вид на жительство либо разрешение на временное проживание одного из родителей или единственного родителя с указанием сведений о ребенке, выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки, копия финансового лицевого счета, копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания);
согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства Российской Федерации, оформленное в соответствии с абзацем третьим пункта 5 данного Положения.
Дать более полную юридическую консультацию по Вашему случаю не представляется возможным в связи с отсутствием необходимых данных. Рекомендую Вам обратиться на сайт Управления Федеральной миграционной службы по Калужской области: fms.kaluga.ru.

Все комментарии (16)

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код: