Библиотека

ИММИГРАНТЫ: ОТ КСЕНОФОБИИ К ТОЛЕРАНТНОСТИ


2011 Автор: Лысенко Н.В.; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Калужский филиал); Научный руководитель: Нагорных А.В.

В начале 2010 года у российских демографов появился повод для радости и надежды: впервые, начиная с 1994 года по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, по итогам 2009 года наблюдался прирост жителей. На 1 января 2010 года численность населения России составила 141,9 млн. человек. Статистики констатировали: «прирост числа жителей России… сложился как за счет существенно уменьшившейся естественной убыли населения, так и в результате увеличившегося миграционного прироста» [1]. Иммигрантов за последние годы становилось все больше, они удачно компенсировали численные потери населения страны, улучшили не только российские демографические показатели, но и существенно пополнили трудовые ресурсы. За последние несколько лет  в России в целом и в Калужской области в частности наблюдалось стабильно высокая цифра приезжих. По данным Калугастата за последние 5 лет в наш регион ежегодно прибывало в среднем 14-15 тысяч иммигрантов, как из России, так и из-за рубежа (включая страны СНГ). Только с января по сентябрь 2011 года число прибывших составило 15678 человек, а миграционный прирост – 2 519 человек. Среди приезжих 58, 2 % составили жители России, а 41,8 % - граждане СНГ и других зарубежных стран [2].

В связи с таким притоком возникает вопрос: всегда ли коренное население относится толерантно к «чужим»? Какие плюсы и опасности несет в себе внешняя миграция? Что нужно для того, чтобы миграция не стала одной из причин раскола общества, а, наоборот, обогащала российскую национальную культуру и побуждала к воспитанию  толерантности?

Целью моего проекта является исследование процессов, связанных с отношением россиян к иммигрантам, выявлением необходимости привлечения их в Россию и определением направлений деятельности, которые позволят, уменьшая тенденции ксенофобии в обществе формировать его в духе толерантности к иммигрантам.

Ответы на эти вопросы я попытаюсь найти в своей работе, решая следующие задачи:

- обозначить общие тенденции, которые наблюдаются в российском обществе относительно иммигрантов;

 - определить необходимость привлечения иммигрантов в Российскую Федерацию и Калужскую область;

- предложить пути формирования толерантного отношения к иммигрантам.

 

1. Миграция как социальное явление и источник трудовых ресурсов

Миграция населения – это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит – притягивающих или выталкивающих. Различают миграции населения внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (внутригосударственные): межрайонные и переселения населения из сельской местности в города [3, с. 35].

Миграционные процессы (перемещения населения) были свойственны человечеству на всех этапах его развития. Миграции (великое переселение народов, колонизация территорий и их освоение, перемещения населения в ходе войн и т. д.) являлись важным фактором формирования современного профиля мирового социокультурного и геополитического пространства.

В настоящей работе мы будем говорить преимущественно об иммиграции.

Иммиграция населения (от лат. Immigro — «вселяюсь») — въезд населения одной страны в другую на временное или постоянное проживание, рассматриваемый по отношению к стране, куда въезжают иммигранты. Указывается по отношению к стране, в которую иммигрируют [4].

Миграционный прирост населения в России объясняется, прежде всего, иммигрантами из стран ближнего зарубежья, а также из Китая и Вьетнама. Наиболее привлекательна для большинства иммигрантов Центральная Россия, где главным центром притяжения рабочей силы является Москва. Здесь большинство иммигрантов занимают те экономические ниши, которые не хотят занимать коренные жители: низкоквалифицированные, малооплачиваемые рабочие места (дворники, уборщики, чернорабочие, рабочие строительных профессий, дорожные строители, продавцы, водители общественного транспорта). Также привлекают иммигрантов ресурсодобывающие регионы Западной Сибири — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа — регионы с традиционной нехваткой трудовых ресурсов и динамично развивающимися нефтяной и газовой промышленностью, а также южные регионы Дальнего Востока, из которых выезжает русское население, а их места заполняют граждане Китая [5].

По словам начальника УФМС России по Калужской области М.О. Москаленко для Калужского региона «основными экспортерами иностранной рабочей силы из стран с безвизовым порядком въезда в 2010 году стали Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Украина и Армения. Значительное количество иностранных рабочих и специалистов на территории области в 2010 году осуществляют трудовую деятельность в строительстве, в обрабатывающих производствах, в сельском хозяйстве и на транспорте» [6].

Существует распространенное мнение что, российская экономика не выживет без привлечения труда иммигрантов. Это категоричное утверждение лет десять назад считалось едва ли не кощунственным и уж во всяком случае, непатриотичным. Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009–2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек (рис. 1)[7]. 

Частично восполнить трудовые ресурсы России в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертности в трудоспособных возрастах, на общее улучшение здоровья населения с последующим расширением возрастных границ занятости. Однако подобные меры, даже если окажутся сравнительно эффективными, не могут немедленно принести осязаемый результат. Миграция более эластична  и поэтому способна дать быстрый и масштабный ответ на вызовы ближайшего десятилетия.


Рисунок 1. Изменение  общей численности населения и численности населения в трудоспособном возрасте в 1990-2007 гг. и по прогнозу на 2008-2025 гг.[7]

                                                          

2. Тенденции общественного настроения по отношению к иммигрантам

В России этническая принадлежность выступает сегодня определяющим маркером отношений «свой–чужой». Многие социальные, политические, экономические проблемы сводятся к поиску причин, лежащих в сфере этничности и межнациональных отношений. Не является исключением и миграционная политика,  испытывающая сильнейшее давление со стороны общественного мнения: «миграционная политика в России в настоящее время сильно политизирована и этнизирована» [8, с. 317].

«Опросы показывают, что в России 35% граждан негативно относятся к представителям некоторых национальностей. Больше всего людей предсказуемо испытывают неприязнь к кавказским народам (29% опрошенных) и приезжим из Центральной Азии (6% опрошенных)», - отметил директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский в октябре 2011 года [9].

Интересны и результаты другого исследования, которое проводилось в разное время Аналитическим Центром Юрия Левады. Его итоги представлены в таблице 1 [10].

 

 

 

 

 

Таблица 1. “Следует ли ограничить проживание на территории России людей следующих национальностей?”[10]

Национальность

Процент от общего числа опрошенных

Август 2004 г.

Август 2005 г.

Август 2006 г.

Август 2007 г.

Август 2009 г.

Август 2010 г.

Вьетнамцы

39

42

35

34

24

33

Евреи

15

18

13

10

6

11

Выходцы с Кавказа

44

50

42

44

38

37

Китайцы

39

46

41

41

34

36

Выходцы из бывших среднеазиатских республик СССР

31

31

23

25

20

27

Украинцы

8

8

7

6

7

6

Цыгане

32

30

29

25

22

30

Все нации, кроме русской

14

11

11

10

16

16

Нет, не следует вводить ограничения на проживание людей каких бы то ни было национальностей

21

20

25

23

19

21

Затруднились ответить

5

5

6

8

14

12

 

Действительно, в российском обществе к представителям разных национальностей отношение различно. Из таблицы видно, что наиболее толерантно опрошенные относятся к украинцам - это можно объяснить общими славянскими корнями русских и украинцев, родственностью культур. Менее всего население проявляет толерантность к представителям азиатских и кавказских народов - видимо, в силу больших различий во внешнем виде, языке, культуре и, зачастую, манере поведения. Однако следует заметить, что в среднем каждый пятый  респондент считает, что не следует вводить ограничения на проживание в России людей каких бы то ни было национальностей.

«Примерно в 20 регионах России были  организованы семинары, участники которых по пятибалльной системе должны были оценить уровень толерантности в своем городе. Так вот, самые низкие оценки получили Москва и Санкт-Петербург – чуть больше «двойки». Лучше ситуация в Ярославле, Самаре, в Иркутске, в Астрахани – около четырех баллов. В городах, где уровень толерантности выше, совершается меньше преступлений на национальной почве, там меньше этнической нетерпимости, экстремизма», - отмечает директор Центра  межнационального сотрудничества  Ашот Айрапетян[11].

20-23 ноября 2009 года Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр) был проведен опрос по репрезентативной выборке 1600 россиян в 127 населенных пунктах 46 регионов страны. Респонденты отвечали на вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что на стройках России все чаще можно встретить рабочих из Украины, Белоруссии, Молдавии и других стран «ближнего зарубежья»?»По результатам этого исследования положительно к приезжим рабочим чаще всего относятся предприниматели (35%),руководители и управленческие работники (24%) и в целом россияне в возрасте 40-55 лет (20%), с высшим образованием (23%), с высокими доходами (22%) и жители городов с населением до100 тысяч человек (по 22%).Отрицательное отношение к приезжим рабочим по большей части наблюдается у безработных(54%), пенсионеров по инвалидности и рабочих (по 39%)и в целом у мужчин (40%), россиян со средним образованием (39%), с низкими доходами (42%), а также жителей Москвы и городов с населением менее 100 тысяч человек (по 39%) [12]. Можно сделать вывод, что больше половины безработных отрицательно относятся к приезжим рабочим из-за того, что они занимают доступные и низкоквалифицированные рабочие места коренных жителей. А самое положительное отношение приходится на предпринимателей, так как иммигранты работают за гораздо меньшие деньги, нежели «аборигены», что позволяет получить больше прибыли.

Весьма показательно и распределение наиболее частых ответов об отношении к иммигрантам по социально-демографическим группам в еще одном опросе. Примечательно, что максимум возмущения фиксируется именно в тех группах, которые непосредственно не конкурируют или не сталкиваются с чужими. Военных и милицию больше всех «заботит», что приезжие «отнимают рабочие места» у местных работников, пенсионеров, что они «торгуют» и наживаются на местном населении; руководителей и домохозяек — что они развращают и подкупают милицию; безработных — что «их очень много везде», учащихся — они просто им не нравятся, так как они «наглы» и т.п. (см. Таблица 2) [13]. Из этого можно сделать вывод, что многое люди судят о приезжих по «шаблону» или чужому навязанному мнению, при этом, даже не сталкиваясь с ними.

 

 Таблица 2. «Почему Вы отрицательно относитесь к тому, что в последние годы в Россию приехало много иностранцев и иммигрантов?»[13]

(в %-х к числу опрошенных).

Группы

респондентов

Потому что они

наглы и агрессивны

торгуют

создают

засилье приезжих

усиливают коррупцию

отнимают работу

В среднем

29

26

25

21

18

в том числе:

Предприниматели

21

18

17

18

15

Руководители

26

25

17

28

19

Специалисты

27

25

25

22

18

Военнослужащие, сотрудники МВД

27

23

25

18

29

Служащие

28

24

20

16

18

Рабочие

28

27

29

21

17

Учащиеся

38

22

25

17

14

Пенсионеры

31

31

24

20

18

Безработные

25

22

33

19

20

Домохозяйки

28

25

26

27

21

Москва +

С.-Петербург

26

22

27

21

17

Большие города

29

30

29

21

17

Средние города

30

28

25

21

20

Малые города

30

23

23

19

18

 

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 2010 года, чаще всего негативное отношение к иммигрантам люди объясняли опасениями, связанными с угрозой террористических актов (13%) и нежеланием приезжих считаться с нормами и обычаями, принятыми в России (11%). Некоторых раздражает внешность, манера поведения иммигрантов и контроль определенных сфер бизнеса. Реже всего негативное отношение вызвано убеждением, что приезжие отнимают рабочие места у местного населения (4%). Примечательно, что половина респондентов не смогла объяснить своего плохого отношения к иммигрантам. «Есть эффект внушения. Люди слышат от знакомых, читают в СМИ, что иммигранты - это плохо, и начинают верить, не имея для этого никаких оснований", - полагает директор центра «Сова» А. Верховский. Интересно заметить, что некоторые эксперты считают, что отрицательно по отношению к иммигрантам настроены половина и даже до 90 процентов жителей России [14].

Как отметил генеральный ВЦИОМ В. Федоров в апреле 2011 года, по отношению к иммигрантам есть определенное напряжение и несколько источников этого напряжения. Один из них - экономический. Значительная часть опрошенных, прежде всего малообеспеченных сограждан, полагают, что большой приток иммигрантов - это более низкие зарплаты, более конкурентная ситуация на рынке труда. Это значит, что их рабочие места занимают, предположим, жители Таджикистана или Узбекистана, которые согласны жить в ужасных условиях без всякой социальной защиты, работать без официального оформления и работать за сущие копейки. Другой источник – культурный. Он связан с тем, что значительная часть приезжих – это не русскоязычные люди и не русские, не славяне тем более. В отличие от того, что было, скажем, 10-15 лет назад, когда шел достаточно мощный поток из бывших союзных республик, сегодня мы видим, что жители этих республик зачастую практически не говорят по-русски. Кроме того, идет большой приток из-за границ даже бывшего Союза. Едут из стран Дальнего Востока, Ближнего Востока, Африки. Часто в чужом монастыре люди не хотят жить по его уставу и ведут себя отличающимся способом. Это тоже раздражает, а иногда и пугает людей [15].

Специалисты отмечают, что в последние годы иммиграция ведет не к повышению конкурентоспособности нации, а к появлению новых весьма болезненных культурных разломов внутри каждой отдельно взятой нации. Почему? В том числе потому, что концепция мультикультурализма, обосновывающая право каждой нации и иммигранта, принадлежащего к той или иной нации, сохранять культуру, укреплять и развивать ее, эта концепция препятствует интеграции вновь прибывших иммигрантов в общество той страны, которую они избрали местом своего проживания. В результате, иммигранты вместо того, чтобы вдохнуть новые силы в нации, превращаются в «пятую колонну», внутреннюю угрозу. Это теория становится все более популярной и находит отклик у довольно широких слоев населения. И отнюдь не только России, но и, в первую очередь, в тех странах, которые имеют довольно долгий опыт принятия иммигрантов, прежде всего, в европейских странах, таких как Германия, Франция, Испания и ряд других. Россия в этом плане в последнее время идет по этой же дорожке, принимая иммиграцию больше как опасность, чем как возможность [16].

Приток иммигрантов  в страну рождает целый ряд проблем. Национальные конфликты, расовая неприязнь, ксенофобия(от греч. «чужой» и «страх» - страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного), дискриминация, криминал влекут  нарушения элементарных человеческих прав иммигрантов, таких как право на жизнь, право на неприкосновенность, свободу совести и т.д. [17]. Опыт защиты прав иммигрантов показывает, что в России сложилась практика комплексной дискриминации иммигрантов — иностранных граждан и лиц без гражданства — во всех сферах общественной жизни. Несмотря на то, что равные с гражданами гарантии соблюдения прав человека в отношении иностранцев и лиц без гражданства провозглашены как в Конституции РФ, так и в международных договорах и конвенциях, являющихся частью российской правовой системы, фактически органы государственной власти в своей повседневной деятельности зачастую вовсе не руководствуются принципом непосредственного действия прав и свобод человека — особенно в отношении указанных групп населения, заведомо более уязвимых по сравнению с российскими гражданами.                              

В материалах правозащитных организаций, в том числе и международных, неоднократно освещались факты дискриминации иммигрантов. Ставшие жертвой недобросовестных работодателей, посредников, превышения полномочий со стороны сотрудников правоохранительных органов, нападений уличных националистов, иммигранты, в большинстве своем законно прибывшие на территорию РФ, лишаются своего статуса и пополняют ряды «нелегалов» — «нарушителей миграционного режима». Обнаруженные в ходе специальных рейдов и операций, совместно проводимых сотрудниками УФМС и УВД, иммигранты, совершившие   административное правонарушение (нарушение миграционного режима), приговариваются судом к штрафу и административному выдворению, и, согласно действующему законодательству, должны помещаться в специализированные Центры содержания иностранных граждан, ожидая установления личности, гражданской принадлежности и выдворения).

Итак, нехватка рабочих рук, демографический спад и самое выгодное в экономическом плане положении страны в регионе СНГ привело к увеличению трудовых иммигрантов, людей, приезжающих на заработки, и просто экономических иммигрантов – тех, кого гонит нужда. В то же время, жить в России этим приезжим трудно, часто они сталкиваются с дискриминацией, незаконной эксплуатацией, коррупцией и обманом, проблемами связанные с реализацией своих прав и недружелюбным отношением коренного населения – по различным причинам. В связи с этим важно заметить, что предпосылки этих проблем имеет как принимающая сторона, так и сами иммигранты. Но в то же время, по причинам, указанным ранее, без иммигрантов нам вряд ли удастся обойтись. Поэтому надо искать пути и способы мирного сосуществования, формирования толерантного отношения друг к другу, ведущие от ксенофобии  к толерантности.

 

3. Формирование толерантности к иммигрантам как возможное решение социальных проблем в обществе

Толерантность (от лат. tolerantia —терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям [18].

Принципы толерантности как основы прав и свобод закреплены в нормативных правовых актах и провозглашены в международных декларациях. Базовый документ  – Всеобщая декларация прав человека, а также - Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. О недопущении расизма и расовой дискриминации говорится в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. В рамках Совета Европы действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протокол № 12 к ней, который обязывает ратифицировавшие его государства гарантировать любые права без какой-либо дискриминации. Россия подписала протокол в ноябре 2000 года, но не ратифицировала его и, по мнению правозащитников, вряд ли сделает это в ближайшее время.

В РФ главный документ, в котором закреплен принцип терпимости и не дискриминации по национальному и другим признакам, – Конституция РФ. Ответственность за проявления национализма, расизма и расовой дискриминации, нарушение равенства прав человека и гражданина установлена статьями 136 и 282 Уголовного кодекса РФ.

За примерами дискриминации по национальному признаку далеко ходить не надо. Не так давно редакторы четырех калужских газет публиковали в своих изданиях частные объявления типа: «Сдам квартиру. Русским». 5 октября 2011 года прокуратура Калужской области письменно предупредила руководителей этих СМИ о недопустимости публикации объявлений такого рода. По мнению прокуроров, авторы подобных объявлений публично заявляют о своем желании сдать квартиру лицам только одной определенной национальности, тем самым нарушаются права человека и гражданина всех лиц иной национальности. То есть, по сути, эти объявления представляют собой ни что иное как дискриминацию по национальному признаку, что в России запрещено. Редакторам на словах объяснили, почему нельзя публиковать объявления о сдаче квартир в таком виде и письменно предупредили о недопустимости этого в будущем. Если подобные объявления продолжат появляться в газетах, это будет расценено, как экстремистская деятельность. Однако, по мнению Уполномоченного по правам человека в Калужской области Ю.И. Зельникова, такая мера направлена на устранение лишь следствия, но не самой причины таких объявлений. «Мы пытаемся сбить температуру, но не лечим саму болезнь», - заявил калужский омбудсман. По мнению Уполномоченного, одна из причин «недуга межнациональных отношений» - это«отсутствие системного толерантного воспитания, как среди детей, так и среди взрослых, в том числе среди тех, кто приезжает из других регионов со своими обычаями и традициями, расходящимися с привычками коренного населения»[19]. Соглашусь, что с помощью толерантности наше общество смогло бы избавиться от ненужных национальных конфликтов. Однако односторонняя толерантность (только со стороны коренного населения) приведёт к тому, что нам просто “сядут на шею”, этот процесс должен быть обоюдным, иначе ни о каком равноправии и уважении не может быть и речи. Толерантность – взаимный процесс, а не игра в одни ворота: «Толерантность работает, когда ее придерживаются обе стороны» (Елена Чудинова - историк, писательница) [20].

Россия – великая страна со своей великой историей и культурой, о которых нельзя забывать. При проведении политики “терпимости”  или толерантности крайне важно не ущемить прав принимающей стороны и не забывать своего национального самосознания. В противном случае титульная нация страны просто потеряет свои корни. Люди, которые приезжают в Россию, должны уважать местную культуру, язык, традиции, тем самым показывая своё мирное отношение и не провоцируя конфликтов. Как подчеркнул Президент России Д.А. Медведев на заседании президиума Государственного совета в Уфе 11 февраля 2011 года, посвященному вопросам межнационального и межконфессионального согласия, развитию национальных культур, «основополагающие традиции страны необходимо уважать. Все приезжающие в наше государство должны знать наш государственный язык, то есть русский язык. Но в то же время … в нашем государстве, как ни в каком другом, существует уникальный опыт совместного проживания и развития различных этносов и культур, которые взаимно обогащали друг друга, помогали друг другу в самые драматические периоды своего развития…» [21].

И этот уникальный опыт совсем рядом – это дружба народов в СССР. В Советском Союзе все нации жили дружно, объединённые целью развития своего государства и общества, люди верили в себя, своё государство, свой единый советский народ и в свою идею. Следует заметить, что в СССР велась работа по формирование личности и нравственности гражданина с самого детства. А самое главное - в СССР была твёрдая идеологическая концепция, которая действительно работала, и которой общество верило.

Д.А. Медведев также озвучил  задачи по воспитанию толерантности в России. В частности, необходимость работы по вопросам межнационального мира, межнационального общения, начиная со школы, университета; создание полноценной российской нации при сохранении идентичности всех народов, населяющих нашу страну и т.д.

19 ноября 2011 года на встрече с мусульманским духовенством там же, в Уфе, Д.А. Медведев отметил, что Россия не намерена препятствовать притоку трудовых иммигрантов, но будет настаивать на том, чтобы они следовали традициям нашей страны. «Они нам полезны, но они должны жить так, чтобы не взрывать ситуацию. Они должны приезжать в условиях, когда все создано для их социальной адаптации», - сообщил президент. Д.А. Медведев считает, что диаспоры должны активнее сотрудничать с руководством региональных властей для того, чтобы не растерять взаимоуважение между разными народами [22].

Работа по воспитанию толерантности в разной степени ведётся по всей России, однако в некоторых городах этому отводится особо пристальное внимание. Примером может служить Санкт-Петербург и его Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и  межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности на 2011-2015 годы (Программа «Толерантность») [23].

Есть опыт работы по формированию толерантности и в  Калужской области.

Уже более пяти лет проводится молодежный Фестиваль культур народов, проживающих на территории региона. Традиционным стал  межнациональный праздник «Наш дом – Калуга», в рамках которого у национальных общин есть возможность продемонстрировать гостям свои национальные костюмы,  предложить блюда национальной кухни, показать традиционные вокальные, инструментальные и хореографические номера. Встречи представителей диаспор и творческой интеллигенции в рамках устного межнационального журнала «Лад», национальные праздники, встречи, посвященные памятным датам – все это также дает возможность для общения, получения интересной информацию по истории Калужской земли и национальным традициям народов, проживающих на её территории. Уникальным явлением можно считать деятельность культурно-образовательного центра «Этномир» в Боровском районе. Сегодня это одна из важнейших площадок для проведения мероприятий, способствующих развитию межнационального диалога.   Очевидно, что профилактика политического и религиозного экстремизма невозможна без повышения уровня правовой культуры, преодоления правового нигилизма, укрепления на этой основе законности и правопорядка, без реализации мероприятий по профилактики правонарушений среди детей и молодёжи. Комплексные меры  по реализации этих направлений содержат мероприятия областных целевых и  долгосрочных программ «Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009-2012годы», «Комплексная программа профилактики правонарушений в Калужской области (2010-2012 годы)» [24].

В целях укрепления межнационального согласия, обеспечения стабильности в обществе, совместного решения задач противодействия межэтнической нетерпимости, участия гражданского общества в развитии региона в Калужской области создан общественный совет по координации деятельности национальных общественных объединений.

10 мая 2011 года Губернатором Калужской области утвержден комплексный план действий по гармонизации межэтнических отношений в Калужской области на 2011 год. Он включает в себя 28 мероприятий, направленных на утверждение идей мирного и бесконфликтного диалога культур, поддержку и популяризацию традиционной народной культуры, формирование у различных слоёв общества толерантности в сфере межнационального взаимодействия, повышение интереса населения к занятиям народными промыслами и ремеслами и т.д. Выполнением план будут заниматься множество ведомств: органы власти  и вузы Калужской области, областные СМИ, национальные культурные объединения, и др. Мероприятия очень разнообразны по своей форме и должны привлечь внимание всех слоёв населения, однако, на мой взгляд, многие из них носят в большей степени формальный характер, чем рождают сомнения в их эффективности.

 

Заключение

Вопрос совместного проживания и взаимодействия различных народов, культур и вообще – различных людей всегда был непростым. Полагаю, что учитывая общемировую и общероссийскую тенденцию к «переселению народов», необходимо научиться жить вместе – без конфликтов, войн, раздоров. Надо воспитывать и учить разумной толерантности.

На основании вышесказанного, предлагаю следующие пути и способы формирования толерантности в отношениях россиян к иммигрантам:

1) Создать четко сформированную государственную идеологическую концепцию, нацеленную на формирование взаимной толерантности, укреплению «дружбы народов», а также – здорового патриотизма, нравственности.

2) На законодательном уровне ввести обязательные уроки русского языка и традиций  для приезжих.

3)Жестче контролировать подачу информацию в СМИ относительно иммигрантов, уделять внимание распространению в СМИ в том числе и положительной  информации об иммигрантах (например, об их вкладе в экономику России и т.п.).

4) Необходимо бороться с негативным образом мигранта путём установления диалога между коренными жителями и приезжими (посредством проведения лекций, семинаров, фестивалей для граждан России с целью знакомства с чужой культурой, приглашать для участия в них представителей различных культур, которые могли бы рассказать о своих народах, истории, традициях и т.д.)

5) Не допускать пренебрежения культуры и традиций коренных народов, путём проведения мероприятий популяризации фольклорной музыки, ремесел,  национальных праздников.

6) Создать Программу формирования толерантности в каждом регионе, в том числе – в Калужской области, предусматривающую действенную работу, как с коренным населением, так и с приезжими. При разработке этой Программы учесть различные возрастные группы (дошкольников, школьников, молодежь и далее).

7) Усилить роль и участие национальных диаспор в формировании толерантности  и безболезненной адаптации иммигрантов.

Список ссылок

[1] Федеральная служба государственной статистики / Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб./ Росстат. – M., 2010. – 525 c. –

[2] Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Калужской области.URL: http://www.kalugastat.ru/(дата обращения: 22.11.2011).

[3] Воробьева О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Аналитический сборник Совета

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.