Библиотека

РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА


2011 Авторы: Семин Д.Ю., Смирнов А.В.; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Калужский филиал); Научный руководитель: Нагорных А. В.

Людям необходима уверенность в завтрашнем дне, для этого они нуждаются в благоустроенном жилье, достойной пенсии, бесплатном и качественном образовании и медицинском обслуживании.  Но как государство стремится к этому? Один из «барометров» такого отношения - Европейская социальная хартия (далее – ЕСХ, Хартия), которая является шагом государства к обеспечению всех граждан  достойными условиями существования.

3 июня 2009 года Президент РФ подписал Федеральный закон "О ратификации Европейской социальной хартии", который вступил в силу 16 июня 2009 года [1]. России понадобилось почти 9 лет с момента подписания Хартии в сентябре 2000 года для ратификации этого документа: значительный спад экономики после кризиса 98-го не позволял отвлечься от внутренних проблем государства, требовалось время, чтобы экономически  «подняться», накопить ресурсы для начала движения к социально-экономическому уровню европейских государств.

Что же это за документ, к ратификации которого наше государство так долго шло? Почему до сих пор не утихают споры о принятых положениях Хартии? Чем он важен для России в целом и для каждого, кто живет в нашей стране? Что нового способна привнести Хартия в жизнь каждого из нас с позиции прав человека?[2]

В своей работе мы попытаемся найти ответы на эти вопросы, а также:

- рассмотрим ситуацию с реализацией социально-экономических прав человека и гражданина в РФ;

- проанализируем статьи Хартии, которые ратифицировала РФ и от принятия которых отказалась, а также - взаимодействие норм Хартии с нормами российского законодательства на сегодняшний день;

- предложим пути и способы дальнейшего развития этого документа в законодательстве РФ, как стандарта социально-экономических прав человека для России.

О реализации некоторых социально-экономических

прав человека и гражданин в России и в Калужской области

Размышляя о будущем российского государства, М.В. Ломоносов писал: «Полагаю самым главным делом сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей». Европейская социальная хартия полностью соответствует политике Российской Федерации,  которая по Конституции РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [3]. О необходимости развития экономики для усиления социальной сферы 16 мая 2003 года говорил в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин: «...политика экономического роста не может быть противопоставлена социальной политике. ...Экономический рост прежде всего нужен нам для повышения благосостояния граждан. С ним прямо связано решение целого ряда насущных проблем. Это - и качественное питание, и добротное, комфортное жилье, бесперебойная подача электричества и горячей воды. Это - хорошее образование и современное здравоохранение. Это - защита от несчастных случаев и природных катаклизмов. Это, наконец, - более высокая продолжительность жизни» [4].

Эти стремления актуальны и по сей день.

Образование и медицина – те сферы, в которых россияне, имея право получать услуги бесплатно, все же вынуждены за них платить. В то же время, по данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2009 году половина россиян не может позволить себе платное образование, 40% – платную медицину. При крайней необходимости платными медицинскими услугами смогут воспользоваться 42% наших сограждан, образовательными – 27%. Систематически имеют возможность оплачивать подобные услуги только 16—17% россиян [5].

И это не все проблемные сферы.

Возьмем для примера Калужскую область и проанализируем на примере статистики обращений к Уполномоченному по правам человека в Калужской области (далее - Уполномоченный) ситуацию с реализацией социально-экономических прав, которые затрагивает Хартия: жилищные и трудовые права, пенсионное и социальное обеспечение, права детей, права в области здравоохранения. За  период с 2008 по 2010 гг. количество жалоб от населения в сфере реализации социально-экономических прав по четырем из пяти перечисленным позициям, составляющих существенный процент от общего числа жалоб в адрес Уполномоченного, ежегодно увеличивалось. В случае трудовых прав в 2010 году по сравнению с 2009-м наблюдается уменьшение, но небольшое (с 106 до 97). Об этом свидетельствуют официальные данные докладов Уполномоченного по правам человека в Калужской области  (см. Таблица 1) [6, 7].

Таблица 1. Жалобы к Уполномоченному по правам человека в Калужской области за 2008–2010 годы по вопросам реализации социально-экономических прав.

№п/п

Тематика жалоб

          2008

 

          2009

 

2010

Всего

в % от общего числа жалоб

Всего

в % от общего

числа жалоб

Всего

в % от общего числа жалоб

 

Всего жалоб

(в том числе):

1091

100,0

1748

100,0

2221

100,0

1.

Предоставле-ние жилья, приватизация

306

28,0

429

24,5

520

23,4

2.

Пенсии и социальное обеспечение (льготы, инвалидность и др.)

76

7,0

115

6,6

193

8,7

3.

Трудовые права

46

4,2

106

6,1

97

4,4

4.

Права детей

25

2,3

93

5,3

142

6,4

5.

Здравоохра-нение

21

1,9

31

1,8

38

1,7

 

Европейская Социальная Хартии как основной

нормативный акт социального обеспечения европейского сообщества

Основным нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере социального обеспечения в Европе, в том числе и принципы его финансирования, является Европейская социальная хартия. Хартия появилась по инициативе государств - членов Совета Европы и была подписана в Турине 18 октября 1961 года,  вступила в силу 26 февраля 1965 года. 3 мая 1996 года она была пересмотрена (дополнена рядом положений) государствами-участниками.

Хартия закрепляет основные принципы, которыми должны руководствоваться государства-члены Совета Европы в своей социальной политике и предоставляет правовые гарантии экономических и социальных прав для лиц, находящихся под их юрисдикцией. Наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, она составляет единый механизм защиты прав человека, является одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав человека.

Согласно Хартии, а ее Часть I рассматривается как декларация целей - принципов, к достижению которых будут стремиться государства-участники. Часть II закрепляет обязательства Сторон – собственно, конкретные социально-экономические права человека (всего 31 статья).

Чтобы стать участником (стороной) Хартии, государству необходимо принять на себя в полном объеме обязательства в отношении, по крайней мере, шести из девяти следующих ключевых статей части II Хартии:

- право на труд (ст. 1), обязывающее государства стремиться к максимально высокому и стабильному уровню занятости; призывает обеспечить эффективную защиту право работника зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом; предусматривает создание и развитие для всех работников бесплатных служб по трудоустройству; устанавливает и поддерживает систему профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки);

- право на объединение (ст. 5), позволяющее создавать местные, национальные и международные организации с целью обеспечения и поощрения свободы работников и предпринимателей);

- право на коллективные переговоры (ст. 6), поощряющее консультации работников и работодателей;  поощряет формирование и применение подходящего механизма примирения и добровольного арбитража для разрешения трудовых споров; признает право на забастовку); 

- право детей и молодежи на защиту (ст. 7), устанавливающее ряд ограничений и гарантий для несовершеннолетних работников:  минимальный возраст приема на работу – 15 лет за исключением легких работ; нижний предел возраста приема на опасные и вредные работы – 18 лет; минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска – 4 недели; ограничивает продолжительность рабочего дня несовершеннолетних в соответствии с нуждами их развития и потребностями в области обучения, профессиональной подготовки и др.);

- право на социальное обеспечение (ст. 12), устанавливающее и поддерживающее систему социального обеспечения; предписывает последовательно совершенствовать систему социального обеспечения);

- право на социальную и медицинскую помощь (ст. 13), предписывающее обеспечить каждому предоставление соответствующей помощи, а в случае болезни – необходимого ухода, а также - предусмотреть чтобы каждый через соответствующие государственные или частные службы мог получить такую консультативную и индивидуальную помощь, какая необходима, чтобы предотвратить, устранить или облегчить личную или семейную нуждаемость);

- право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту (ст. 16), обязывающее государства-стороны содействовать экономической, правовой и социальной защите семейной жизни, в частности посредством социальных и  семейных пособий, налоговых льгот,  предоставления семье жилья, помощи молодым семьям и иных мер);

- право работников - мигрантов и их семей на защиту и помощь (ст. 19),  содействующее налаживанию сотрудничества между государственными и частными социальными службами стран эмиграции и стран иммиграции; не допускает высылки работников-мигрантов, законно находящихся в стране приема, если они не угрожают национальной безопасности, публичным интересам или общественной морали; предусматривает ряд гарантий для работников-мигрантов и членов их семей: облегченный выезд, проезд и прием, оказание необходимых санитарных и медицинских услуг, хорошие гигиенические условия и др.; предоставление Сторонами в сфере оплаты труда, предоставления жилья, уплаты налогов и других режима, не менее благоприятного, чем для собственных граждан; содействие в обучении их национальному языку принимающего государства и т.д.); 

- право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола (ст. 20), предполагающее реализацию принципа равенства полов при приеме на работу, защите от увольнений и профессиональной реинтеграции; при профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и реадаптации; равенство условий труда и занятости, включая вознаграждение за труд, в также в продвижении по карьерной лестнице).

Ввиду существующих экономических и социальных различий Хартия позволяет государствам-участникам производить дополнительно выбор ее положений, содержащихся в части II Хартии, которыми государство считает себя связанным: не менее 16 статей из 31 статьи или не менее 63 параграфов (пунктов) части II Хартии из их общего числа (96).

Внедрение Европейской социальной хартии в России как подтверждение приверженности международным принципам

в социальной сфере

Ратификация Хартии является выполнением одного из обязательств России, взятых при вступлении в Совет Европы в феврале 1996 года, и подтверждением приверженности принципам и нормам европейского правового порядка в социальной сфере. Подписание и ратификация этого международного договора политически важна для России, так как позволяет сблизиться с европейскими странами, укрепить экономические и политические отношениями  с ними. Но это не только политический ход: Хартия содержит в себе определенные обязательства государства перед своим народом с целью обеспечения и усиления их прав и свобод. Этот документ  требует от государства определенных шагов, таких как:

- значительное увеличение расходов на социальные нужды;

- существенное изменение российского законодательства в соответствии с некоторыми пунктами ЕСХ;

- повышение благосостояния граждан, а, следовательно, уровня и качества жизни в стране и др.

Россия взяла на себя обязательства по 25 статьям II части Хартии из 31-й, в том числе - по семи обязательным вместо положенных шести и по 68 пара-графам (пунктам) из минимально необходимых 63-х.

Федеральным законом Россия сделала свой выбор. Приняты статьи Хартии, регулирующие: право на труд; право на охрану и гигиену труда; право на объединение; право на коллективные переговоры; право детей и молодежи на защиту; права работающих женщин на охрану материнства; право на профессиональную ориентацию; право на профессиональную подготовку; право на охрану здоровья; право на социальное обеспечение; право на социальную, правовую и экономическую защиту семьи; право детей и молодежи на социальную, правовую и экономическую защиту; право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола; право на информацию и консультации; право участвовать в определении и улучшении условий труда и производственной среды; право на защиту в случае увольнения; право работников с семейными обязанностями на равные возможности и на равное обращение; право представителей работников на защиту и льготы на предприятиях; право работников на информацию и консультации в случае массовых увольнений.

Кроме того, Россией приняты отдельные параграфы статей Хартии, регламентирующих: право на справедливые условия труда (кроме обязанности обеспечить оплачиваемые праздничные дни); право на справедливое вознаграждение (кроме обязанности признать право работников на вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень); право на социальное обеспечение (в части обязанности установить и поддерживать систему социального обеспечения); право нетрудоспособных лиц на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни (кроме обязанности содействовать полной социальной интеграции лиц с пониженной трудоспособностью); право заниматься приносящей доход деятельностью на территориях других Сторон (в части права граждан покидать страну и заниматься указанной деятельностью на таких территориях); право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь (в части обеспечения таким работникам не менее благоприятного налогового режима, чем гражданам страны приема, и разрешения перевода на родину части заработной платы и иных доходов работника).

Решение проблемы полной ратификации Хартии напрямую зависит от экономических возможностей государства. Разумеется, Россия в отличие, скажем, от Франции или Германии не может сегодня ратифицировать Хартию в полном объеме. Однако предпосылки к принятию минимальных обязательств существуют.

Хартия содержит действенный механизм контроля, согласно которому, каждые два года страна участник направляет в Совет Европы правительственный доклад о соблюдении ратифицированных положений Хартии. Кроме того, могут подаваться коллективные жалобы. Российская правовая система должна будет обеспечивать исполнение положений Хартии на территории России наряду с исполнением иного национального законодательства как путем применения действующего законодательства, так и путем изменения национального законодательства и приведение его в соответствие с положениями Хартии.

Крайне любопытно изучить не только те пункты Хартии, по которым Россия приняла на себя обязательства, но и те, от выполнения которых она пока воздержалась. Их немного, но они для нас - как зеркало наших недостатков.

Из ст. 4 Хартии о праве на справедливое вознаграждение за  труд Россия пока исключила для себя пункт 1, который признает за работниками "право на такое вознаграждение, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни". Из ст. 12 Хартии о праве на социальное обеспечение мы присоединились только к одному пункту – первому, самому общему, гарантирующему соцзащиту "вообще". Он сформулирован так: "Установить и поддерживать систему социального обеспечения". Зато мы исключили из ратификации остальные три пункта этой статьи, с обязательствами поддерживать систему социального обеспечения на уровне, достаточном для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения.

Не смогла Россия позволить себе принять и обязательства, связанные с европейским пониманием права на социальную и медицинскую помощь (ст. 13 Хартии). По ней мы получили бы право на помощь от государства, а в случае болезни – на необходимый уход любому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не в состоянии  получить их за счет собственных усилий либо из других источников.  А также право на помощь от государственных и частных служб, «какая может потребоваться, чтобы предотвратить, устранить или облегчить личную или семейную нуждаемость».

Из статьи 15 - о праве нетрудоспособных лиц на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни – Россия исключила пункт 3, гарантирующий гражданам содействие "полной социальной интеграции лиц с пониженной трудоспособностью в общественную жизнь, их участию в делах общества путем проведения мер, включающих техническую помощь, направленную на преодоление барьеров в общении и затруднений мобильности, и обеспечивающих доступ инвалидов к транспортным средствам, жилью, культурным учреждениям и учреждениям досуга".

На сегодня не решен Россией вопрос гарантий прав работников-мигрантов, закрепленных в статьях 18 Хартии (граждане любого государства - участника Хартии имеют право на любую приносящую доход работу на территории другого государства - участника Хартии на началах равенства с гражданами последнего, если только ограничения не вызваны существенными экономическими и социальными причинами) и 19 (работники - мигранты - граждане государства - участника Хартии и члены его семьи имеют право на защиту и помощь на территории любого другого государства - участника Хартии) части I данной Хартии. Легализовать права работников-мигрантов, в особенности право на жилье, мы не хотим. Это еще можно было бы понять и принять: квартир и рабочих мест самим не хватает. Но почему мы отказались от обязательства не высылать мигрантов, если они законно находятся в России, - непонятно. Неясно также, почему Россия отказалась и от пунктов, которые запрещают дискриминацию трудовых мигрантов по сравнению со своими гражданами. Ну чем нам могло помешать обязательство об информировании мигрантов относительно их прав, способах получения гражданства, медицинском обслуживании. Об обучении их русскому языку? О человеческих условиях их размещения и перемещения? О сотрудничестве миграционных служб? О равных с россиянами условиях оплаты труда? Кстати, последнее защитило бы наших граждан более чем что-либо другое. Ведь до сих пор мигранты вытесняют наших граждан из целых отраслей на рынке труда именно в связи с тем, что соглашаются на пониженную оплату. Не приняли мы на себя также обязательства обеспечивать работникам-мигрантам равные с нашими социальные, страховые права и права, связанные с трудовым стажем.

Статья 23 - о праве пожилых людей на социальную защиту - могла бы полностью уложиться в существующие у нас нормативные правовые документы, если бы не мизерные пенсии наших стариков, и, как следствие, их невозможность обеспечить себя качественными продуктами, достойным отдыхом и т.д.

Непонятно почему Россия не хочет пока гарантировать исполнение статей 25 и 26 Хартии. В статье 25 гарантируются права работников на защиту их требований в случае банкротства работодателя. Соответствующие законы у нас тоже имеются. И даже насчет статьи 26 - о праве работника на защиту своего достоинства во время работы - можно не сомневаться: нужные принципы давно в российском законодательстве предусмотрены (статья 2 Трудового кодекса РФ).

Может, все дело в том, что сложившаяся в этой сфере отношений практика еще не может соответствовать нормативам установленным Хартией?

Чтобы предотвратить  бездомность в России  и оказать содействие лицам без определенного места жительства,  для них по всей стране открываются Центры социальной помощи и реабилитации. Наш регион - не исключение: в Калуге несколько лет назад был открыт «Калужский областной социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства». Но существует угроза, что еще 6 млн. жителей нашей страны могут превратиться из «домашних», в настоящих уличных  бомжей. «Это те, кто сейчас живет у друзей и не имеет собственной крыши над головой», - объяснила журналистам депутат Госдумы Надежда Школкина. Она давно изучает эту тему, является экспертом в этой сфере и уверена, что бездомные – самая острая проблема российских мегаполисов, соответственно и  необходимо открывать больше таких центров.

Можно сделать вывод, что российскому законодателю есть над чем поработать для приближения к европейским стандартам.

Примечательно, что отдельные положения Хартии, впоследствии ратифицированные Россией, встретили недопонимание среди некоторых россиян. Для иллюстрации можно привести примеры, отражающие спорные вопросы применения Хартии в российской практике.

Так, в обществе существовали опасения, что ратификация Россией параграфа 2 ст. 11 Хартии о предоставлении «услуг консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья и поощрение личной ответственности за свое здоровье» придаст программам сексуального просвещения детей обязательный характер и лишит родителей возможности выбора системы воспитания, а верующих «отцов и детей» лишит прав на свободу совести и вероисповедания. Родители многократно выражали протесты против возможного насильственного сексуального просвещения, обращались в суды за защитой своих прав и прав детей. «Недопустимо, чтобы международные обязательства противоречили традиционным семейным ценностям, менталитету населения, его религиозным взглядам, отправным положениям ведущих религиозных конфессий, чтобы школа стала местом растления детей», - говорилось в одном из обращений родительской общественности в 2006 году.

Наряду с этим, до ратификации были претензии к впоследствии принятой Россией статье 17 Хартии  о праве детей и молодежи на социальную, правовую и экономическую защиту. В июле 2009 года, во время процесса ратификации Хартии, состоялась встреча руководства Русской православной церкви и «Единой России». Патриарх Кирилл заявил об обеспокоенности многих православных «разговорами о возможности введения в России сексуального просвещения школьников и ювенальной юстиции (западной системы защиты прав детей – прим. авторов)». Представители «Единой России» пообещали противодействовать пониманию такого толкования Хартии, которое подталкивало бы Россию к введению сексуального просвещения и ювенальной юстиции.

Очевидно, что в настоящее время отдельные стандарты Европы для России не выполнимы, прежде всего, в силу экономических причин, так как наиболее востребованные российским обществом социальные гарантии, касающиеся повышения уровня жизни граждан и условий труда и уровня его оплаты, требуют значительных финансовых средств из федерального бюджета.

Для государств, подписавших Хартию, установлен надзор за принятыми ими на себя обязательствами. Это значит, что с момента ратификации становятся бессмысленными аргументы, что сегодня нет денег на социальную защиту, медицинское обслуживание или обеспечение занятости. Общественный контроль внутри страны и контроль извне позволяют влиять на приоритеты, определяемые властями. Для исполнительной власти - это формирование соответствующей социально-экономической политики, для законодательной - принятие соответствующей правовой базы. В определенном смысле, как считают специалисты, это еще и изменение нашего отношения к внешнему миру, уход от позиции высокомерной исключительности или жалкого подражания к нормальному цивилизованному взаимодействию, приобщение к мировому опыту.

Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хартия в полной мере отвечает этой цели. Следовательно, ее ратификация нашей страной стала закономерным шагом на пути реализации государственной социальной политики.

Присоединение России к Хартии укрепит позиции нашей страны на международной арене, снимет еще один барьер на пути равноправного сотрудничества со странами Европы в рамках Европейского Союза. Хартия содержит комплекс социально-экономических прав, важных для каждого человека. Поэтому, помимо ратификации, как одного из условий успешного международного сотрудничества, это еще одна ступенька к повышению уровня защиты прав человека на территории РФ. Ратификация Хартии - дополнительный стимул для России изменить законодательство в лучшую сторону для тех, кто живет и трудится в нашей стране.

На наш взгляд для развития и успешного внедрения Хартии в российскую правовую систему целесообразно предпринять следующие действия:

•              учитывать мнение граждан при дальнейшей реализации статей Хартии (проводить открытые форумы, социальные опросы, интернет-голосования и т.д.);

•              усилить механизм контроля внутри страны над исполнением основных положений Хартии российскими представителями от Европейского комитета; 

•              развивать программы по улучшению уровня и качества жизни в стране, что приведет к изменению российского законодательства и приблизит нас к передовым европейским государствам;

•              сделать доступной и распространять информацию об основных положениях Хартии, популяризировать ее с целью предоставления гражданам уверенности в завтрашнем дне;

•              судам, органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам при принятии своих решений руководствоваться Хартией как документом, включенным в российскую правовую систему на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Реализация Хартии с учетом этих предложений позволит повысить степень защищенности социально-экономических прав человека и гражданина в масштабах России и, в частности, в Калужской области.

 

Список использованной литературы:

1.      Федеральный закон от 03.06.2009 № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии» (пересмотренной) от 3 мая 1996 года //Собрание законодательства РФ, 08.06.2009, № 23, ст. 2756.

2.      Европейская социальная хартия (пересмотренная) ратифицирована Федеральным законом от 03.06.2009 № 101-ФЗ // Бюллетень международных договоров, 2010, № 4, апрель, С.17-67.

3.      Конституция РФ. [Электронный документ]. - URL: http://www.constitution.ru. Дата обращения: 05.11.2011.

4.      Правительство РФ. - URL: http://www.government.ru. Дата обращения: 15.10.2011.

5.      Всероссийский центр изучения общественного мнения. - URL: http://wciom.ru. Дата обращения: 20.10.2011.

6.      Зельников Ю.И. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области  в 2009 году. О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калужской области в 2009 году. - URL: http://ombudsman.kaluga.ru.  - Дата обращения: 18.10.2011.

7.      Зельников Ю.И. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области  в 2010 году. О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калужской области в 2010 году. - URL: http://ombudsman.kaluga.ru.  - Дата обращения: 18.10.2011.

8.      Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года». - URL: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 20.10.2011.

9.      Электронная справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 20.10.2011.

10.    Справка по Европейской социальной хартии. Что такое Европейская социальная хартия//http://www.orthedu.ru/roditeli/opejskoj-socialnoj-xartii-chto.

11.    Сайт Президента РФ. - URL: http://kremlin.ru. Дата обращения: 20.11.2011.

12.    Сайт Государственной Думы Российской Федерации. - URL: http://www.duma.gov.ru. Дата обращения: 20.11.2011.

13.    Сайт Русской Православной Церкви.-URL: http://www.patriarchia.ru. Дата обращения: 20.11.2011.

14.    Электронный форум «Русская беседа».-URL: http://www.rusbeseda.ru/.   Дата обращения: 18.10.2011.

15.    Главные новости часа. - URL: http://ria.ru/ Дата обращения: 20.11.2011.

16.    Справка по Европейской социальной хартии. Что такое Европейская социальная хартия // http://www.orthedu.ru/roditeli/opejskoj-socialnoj-xartii-chto.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.