Библиотека

БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ – КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?


2011 Автор: Карпова Д.А.; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Калужский филиал); Научный руководитель: Нагорных А.В.

Взыскание алиментов, возмещение ущерба, оформление наследства, выселение, получение гражданства, защита прав потребителей, раздел имущества супругов, разрешение трудовых споров, сделки с недвижимостью, дорожно-транспортные происшествия - лишь некоторые из ситуаций, с которыми большинство из нас сталкивается хотя бы раз в своей жизни. Так устроено наше современное общество,  что рано или поздно у каждого появляется потребность в правовой помощи, а  знанием законов и практикой их применения владеет далеко не каждый. При отсутствии специального образования надо обращаться к юристу: за консультацией, написанием заявления в суд, представительством и защитой своих интересов. Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи [1].  Но бесплатно ее можно получить не всем и не всегда, а только в случаях, предусмотренных законом.

Кроме того, российское и региональные законодательства находятся в стадии постоянного реформирования. Граждане просто не успевают за обновлениями старых и принятием новых законов. В таких условиях потребность населения в юридических услугах значительно возрастает.

В свете вступления в силу с 15 января 2012 года Федерального закона «Об оказании бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в обществе, среди специалистов идут споры о том, какой должна быть эта помощь, кем, кому и в каких случаях оказываться [2].

Целями этой работы являются исследование закрепленных в нормативных правовых актах Российской Федерации возможностей по оказанию бесплатной юридической помощи и определения системы юридической помощи после вступления в силу Федерального закона «Об оказании бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

В данной работе предполагается:

·       проанализировать нормы Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

·       исследовать иные действующие нормативные акты, имеющие отношение к бесплатной юридической помощи;

·       проследить динамику становления системы оказания бесплатной юридической помощи до вступления в силу указанного закона и после;

·       сформулировать предложения по совершенствованию оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации и Калужской области.

Понятие и правовое регулирование бесплатной юридической помощи

в современной России

Юридическая помощь - содействие реализации прав и свобод человека и гражданина, законности в деятельности организаций. Она направлена на оказание квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, осуществлении прав и законных интересов граждан [3].

Гарантии получения профессиональной юридической помощи в России закреплены в ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

В Конституции подчеркивается, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно, однако условия предоставления бесплатной юридической помощи в ней не оговариваются, а содержатся в соответствующих законодательных актах [4].

Право на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи регулируется отдельными федеральными законами (далее - ФЗ), ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ФЗ «О статусе военнослужащих», Уголовно-процессуальный кодекс РФ и т.д., а также  подзаконными актами, например, Постановлением Правительства РФ «О государственных юридических бюро».

Также бесплатную юридическую помощь, в соответствии с п.3 ст. 22 ФЗ «О статусе военнослужащих», могут оказывать органы военного управления и органы военной юстиции, если речь идет о военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членах их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы. Нормы, регулирующие основания предоставления бесплатной юридической помощи по гражданским делам, содержатся в ст. 25 и 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Оказание бесплатной юридической помощи в Калужской области

и иных субъектах Российской Федерации

Говоря о предоставлении бесплатной юридической помощи, надо учесть эксперимент, проводимый в десяти субъектах России по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи. В соответствии с Положением об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро она оказывается бесплатно малоимущим гражданам РФ, а также независимо от уровня дохода - отдельным категориям лиц (инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости) в виде устных консультаций [5].

За 5 лет работы деятельность государственных юридических бюро доказала свою эффективность и востребованность. С 2006 по 2010 год бесплатная юридическая помощь была оказана 147 062 гражданам, даны десятки тысяч консультаций по правовым вопросам в устной и письменной форме, составлены тысячи документов правового характера, неоднократно представлялись интересы граждан в судах и в организациях [6].

На сегодня бесплатной юридической помощью могут воспользоваться социально незащищенные слои населения, указанные в федеральном законодательстве. В России без квалифицированной юридической помощи остались такие категориями населения, как инвалиды, многодетные семьи, родители и супруги погибших или получивших увечье участников и ветеранов боевых действий и т.д. Однако ее невозможно получить по таким категориям дел, как трудовые и жилищные споры, вопросы, связанные с предоставление медицинских и образовательных услуг, жилищно-коммунальных услуг и т.д. В результате перечисленные категории граждан не могут реализовать свои права в полной мере и защитить их.

Субъектам РФ предоставлено право дополнить категории граждан, которым юридическая помощь предоставляется бесплатно.

Кто оказывает бесплатную юридическую помощь на территории Калужской области? Согласно ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» это делают адвокаты. Причем, в Калужской области принят и действует Закон Калужской области "О перечне и порядке представления документов, необходимых для оказания отдельным категориям граждан Российской Федерации юридической помощи бесплатно на территории Калужской области", предусматривающий перечень документов, необходимых для получения юридической помощи бесплатно[7]. Надо отметить, что подобные законодательные акты приняты немногими субъектами РФ, а ведь от наличия такого акта зависит сама возможность получения бесплатной юридической помощи [8].

Также бесплатную юридическую помощь граждане могут получить от Уполномоченного по правам человека в Калужской области и его аппарата и в юридических клиниках при вузах.

В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб, разъяснение гражданам РФ форм и способов защиты своих прав и свобод, осуществления иной деятельности, направленной на защиту прав человека и гражданина в соответствии с законодательством. Помимо письменных консультаций и консультаций посредством сайта Уполномоченного, омбудсман и его сотрудники-юристы дают устные разъяснения по правовым вопросам, в том числе – и с выездом в районные центры и муниципальные образования региона. Там самые распространенные вопросы: земельные, жилищные, оказание жилищно-коммунальных услуг и др. Выезды сотрудников аппарата Уполномоченного регулярно проводятся совместно со студентами юридических клиник вузов области [9].

За последние 5 лет количество обращений за год к Уполномоченному увеличилось с 2554 в 2006 году до 3598 в 2010 году, т.е. почти на тысячу в год (Таблица 1). Если учесть, что к Уполномоченному по правам человека граждане обращаются за содействием в реализации, защите, восстановлении прав, то, думаю,  можно говорить о возрастании потребности в оказании правовой помощи.

Таблица 1. Обращения граждан к Уполномоченному по правам человека в Калужской области за 2006-2010 годы.

Показатели

Количество обращений граждан

2006

2007

2008

2009

2010

Всего обращений

2554

2815

2571

3179

3598

Письменные

1132

1644

1605

1661

1690

Устные

1347

1171

966

1518

1908

 

Средствами, указанными в Законе Калужской области «Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области», омбудсман среди прочего способствует правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты, в том числе организует и проводит различные мероприятия (круглые столы, конференции, конкурсы, семинары-практикумы, правовые лектории, форумы, фестивали, слеты), осуществляет подготовку, издание и распространение материалов просветительской направленности [11].

Безусловно, определенный уровень правовой культуры должен быть у каждого человека, поэтому наряду с обеспечением бесплатной юридической помощи для определенных категорий населения, нужно формировать правовую грамотность, правовую культуру  в целом. Причем, для всех, а не только для определенных категорий населения. С этой целью по инициативе и при участии Уполномоченного по права  человека в Калужской области  разработана и действует областная целевая программа «Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009 - 2012 годы», одна из целей которой – создание системы правовой помощи населению. Программой предусмотрен ряд мероприятий, среди которых: создание и функционирование региональной системы оказания бесплатной юридической помощи населению; организация работы по юридическому консультированию граждан, в т.ч. через территориальные общественные приемные полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, силами юридических клиник вузов, расположенных на территории Калужской области и т.д.[12].

Сегодня в некоторых регионах России, в том числе и в Калужской области, при высших учебных заведениях созданы бесплатные юридические клиники. Правовую помощь в них оказывают студенты старших курсов под руководством своих преподавателей [13]. Для обеспечения доступности качественной бесплатной юридической помощи населению, развития правового образования учащейся молодежи в Калужской области по инициативе Уполномоченного по правам человека в Калужской области  был  учрежден конкурс «Лучшая юридическая клиника».

Отдельные регионы расширили перечень лиц, которые могут получать бесплатную юридическую помощь. Так, Губернатор Ульяновской области 4 апреля 2011 подписал поправки к Закону «О порядке оказания юридической помощи гражданам РФ, проживающим на территории Ульяновской области, бесплатно», при этом увеличив число лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Согласно поправкам, юридическую помощь по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью, теперь смогут получить граждане, среднедушевой доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, члены многодетных семей и одинокие родители, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другие лица, воспитывающие детей без родителей, инвалиды I и II группы, инвалиды с детства. Финансирование - за счет бюджета Ульяновской области. При этом четко прописаны размеры компенсации расходов адвокатов за единицу оказанной юридической помощи. Например, размер компенсации за устную компенсацию составляет 500 рублей, письменной консультации – 800 рублей, составление одного документа правового характера – 1000 рублей, один день участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве – 4 000 рублей и т.д. Интересен опыт Ульяновской области и в других формах оказания бесплатной юридической помощи гражданам. Например, для жителей этого региона была организована телефонная линия по бесплатной юридической помощи населению [14].

Перспективы развития бесплатной юридической помощи

в современной России

Система бесплатной юридической помощи в настоящее время в России находится в стадии становления и установление высокого качества такой помощи является приоритетной задачей государства. Насколько качественную помощь получит заинтересованное в ней лицо, зависит успех в решении его проблемы, а в целом удовлетворение потребностей граждан в юридической помощи.

Попытка систематизировать оказание бесплатной юридической помощи сделана в ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» (далее – Федеральный закон, Закон). Указанный Закон вступает в силу с 15 января 2012 года [15].

Закон будет регулировать отношения,  связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в РФ в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, будут по-прежнему регулироваться уголовно-процессуальным законодательством.

Из Закона становится ясно, кто оказывает бесплатную юридическую помощь, по каким случаям, в какой форме (устные и письменные консультации, составление заявлений, представление интересов в  судах и т.д.).

Согласно Закону, участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются: федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения; органы управления государственных внебюджетных фондов; государственные юридические бюро. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться таким правом в порядке, установленном Законом, другими федеральными законами и законами субъектов РФ.

В ст. 20 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи.

 Если сравнивать случаи оказания бесплатной юридической помощи с действующим на сегодняшний день перечнем ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», то, несомненно, новый Закон значительно расширяет круг лиц, которым предоставлено право на получение бесплатной юридической помощи. Теперь такое право в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи будут иметь  следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои РФ, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с ФЗ от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также их представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних;

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

9) граждане, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Также более подробно перечислены и расширены не только категории, но и случаи оказания бесплатной юридической помощи. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи могут консультировать  граждан и составлять для них документы правового характера, например, в случаях: сделок с недвижимым имуществом – в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи; при защите прав потребителей в части предоставления коммунальных услуг, назначения, перерасчета и взыскания ряда пенсий и социальных пособий, медико-социальной реабилитации инвалидов и т.д. Уже по некоторым положениям из этого списка видно, что законодатель выбрал самые социально значимые и распространенные виды помощи, в которых нуждается население.

Кроме того, согласно ст. 20 Закона, государственные юрбюро и адвокаты,  как участниками системы бесплатной юридической помощи, представляют интересы граждан в судах в определенных Законом случаях.

Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, согласно ст. 22 Закона, являются юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Наконец-то деятельность юридических клиник при вузах как участников системы оказания бесплатной юридической помощи получила нормативное правовое закрепление в федеральном законодательстве. В ст. 23 Закона закреплено создание юридических клиник для «правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи». Важно, что юридическую помощь (и это закреплено в Законе) студенты будут оказывать под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование. Тем самым снимается вопрос о квалифицированности такой помощи. Юридические клиники смогут осуществлять правовое консультирование в устной и письменной форме, составлять документы правового характера. Ограничений для оказания бесплатной юридической помощи (по категориям граждан, правовым вопросам и т.д.) для юрклиник не установлено.

А вот с другими участниками негосударственной системы – центрами бесплатной юридической помощи - не все понятно. Их, как указано в статье 24 Закона, могут создавать некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов РФ, нотариусы, нотариальные палаты. Возникает вопрос: зачем это адвокатам и нотариусам? Ведь совсем не в их интересах оказывать бесплатную юридическую помощь населению, а, наоборот, зарабатывать посредством оказания юридических услуг. Тем более что ст. 24 Закона гласит: виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право  на ее получение, перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяется негосударственными центрами самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющим такое право, прежде всего, должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации.  Будет ли кто-нибудь заниматься подобной деятельностью? А если и будет, то какого качества юридическая помощь будет оказываться? Это нужно, возможно, только некоммерческим - общественным организациям, государственным вузам, органам местного самоуправления и т.п. К тому же в п.3 ст. 26 Закона указано, что учредители негосударственных центров бесплатной юридической помощи осуществляют деятельность за счет собственных средств. Единственное, на что им можно надеяться от государства - меры государственной поддержки, которые могут осуществлять органы местного самоуправления, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или его территориальные органы.

По ст. 7 Закона бесплатная юридическая помощь, помимо участников государственной и негосударственной системы, может оказываться иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Остановимся на проблеме качества бесплатной юридической помощи.

Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в РФ» не устанавливает четких критериев, гарантий качества оказания такой помощи, кроме, пожалуй, наличия высшего юридического образования у лица, оказывающего такую помощь. Для определенной гарантии качества оказываемой помощи представляется возможным установить в законе меры ответственности за некачественное оказание бесплатной юридической помощи. В настоящий момент законопроект говорит лишь о возможной ответственности адвокатов (в порядке, предусмотренном ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"). А процедура привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности закреплена в Кодексе профессиональной этики адвоката. К мерам дисциплинарной ответственности согласно Кодексу этики относятся: замечание, предупреждение, прекращение статуса адвоката (ч. 6 ст. 18). Данные меры могут быть применены в течение шести месяцев со дня обнаружения проступка адвоката в том случае, если с момента совершения адвокатом проступка прошло не более одного года (ч. 5 ст. 18). Весьма важно, что в Кодексе этики предусмотрена норма, согласно которой "обязанности адвоката, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, при оказании им юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных этим законодательством, или по назначению органа дознания, органа предварительного следствия, прокурора или суда не отличаются от обязанностей при оказании юридической помощи за гонорар" (ч. 8 ст. 10) [16].

Полномочия по разработке и установлению единых требований к качеству оказываемой бесплатной юридической помощи Законом возложены на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ст. 11). Интересно, что специалисты предлагают оценивать потенциальные возможности лица оказывать качественную юридическую помощь (в качестве показателей при этом выступят уровень образования, стаж работы в юридической сфере, посещение курсов по повышению квалификации и т.д.), а также - его деятельность в процессе оказания юридической помощи и результат (среди показателей - полнота представленной клиенту информации, необходимость и достаточность предпринятых мер, степень удовлетворенности клиента и т.д.). При этом особо внимательно необходимо подойти к выбору контролирующего субъекта ввиду большой сложности и трудоемкости возлагаемых на него задач [17].

Реализация права граждан на бесплатную юридическую помощь связана также с общей экономической ситуацией в государстве. Чем беднее страна, ее граждане, тем более затруднен для населения доступ к правосудию и юридической помощи.  Поэтому в настоящее время законодатели многих государств провозглашают гарантированное право на бесплатную юридическую помощь малоимущим. Однако кроме закрепления такого права в конституциях и законах необходимо наличие достаточных ресурсов для его реализации [18]. Закон (ст. 29), как и прежде, возлагает финансирование оказания бесплатной юридической помощи адвокатами на субъекты РФ и также перекладывает на регионы ответственность за финансирование создания и деятельности государственных юридических бюро. Замечу, что даже до вступления в силу этого закона далеко не все субъекты РФ выделяют достаточно средств на финансирование оказания бесплатной юридической помощи, в частности, адвокатами.

Наряду с этим, не по качественному, а по количественному пути развивается юридическое образование, поэтому государству необходимо установить эффективный контроль за подготовкой профессиональных юридических кадров [19].

В субъектах РФ не одинаковы размеры платы за примерно идентичные виды юридической помощи,  в связи с чем представляется, что нижний предел оплаты труда адвоката должен быть установлен федеральным законодательством [20].

В настоящее время законодательством установлен порядок определения материального положения лица, которое дает право на получение бесплатной юридической помощи в государственных юридических бюро. Госюрбюро не наделены правом оценивать материальное положение заявителя. Это компетенция органов социальной защиты субъекта РФ, где постоянно проживает заявитель. Следовательно, до обращения в госюрбюро человек вынужден проходить несколько инстанций, что часто приводит к отказу от реализации своего права. Возможность получения сведений о материальном положении лица государственными юридическими бюро или адвокатскими образованиями ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» не предусмотрена. Хотя это позволило  бы, с одной стороны, сократить количество инстанций, которые человек проходит  до обращения в госюрбюро, с другой – при необходимости проверить сведенья о материальном положении заявителя [17].

Эти моменты надо учесть и при реализации Закона, регулирующего оказание бесплатной юридической помощи в России.

Заключение

Принятие Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», несомненно, важный шаг к законодательному урегулированию, систематизации такой помощи в России. Что можно сделать сейчас для того, чтобы бесплатная юридическая помощь была доступной, качественной, своевременной, соответствовала другим своим основным принципам?

Подводя итоги можно сформулировать следующие предложения:

·       необходимо разработать и внедрить на федеральном уровне единые требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи;

·       надо обеспечить контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм  профессиональной  этики и установленных требований к качеству юридической помощи; осуществлять этот контроль должен уполномоченный орган, имеющий в своем составе юристов-профессионалов;

·       принять на уровне  всех субъектов РФ, в том числе – в Калужской области,  нормативные акты, в которых прописаны размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

·       в Калужской области законодательно расширить перечень категорий граждан для оказания бесплатной юридической помощи, определить порядок оказания такой помощи в экстренных случаях гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

·       в Калужской области законодательно на региональном уровне предусмотреть  оказание мер поддержки негосударственным центрам бесплатной юридической помощи (гранты, конкурсы и т.д.).

Список использованной литературы:

1.     Конституция РФ // СПС«КонсультантПлюс»: [Электр. ресурс] .

2.     Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета, N 263, 23.11.2011,

3.     MirSlovarei.com. «Мир словарей» - коллекция словарей и энциклопедий, 2000-2011. - URL: http://mirslovarei.com/content_yur/ Дата обращения: 25.10.2011.

4.     «Библиофонд» 2003-2009. - URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=111262. Дата обращения: 25.10.2011.

5.     Постановление Правительства РФ от 22.08.2005 № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» (в действ.ред).-URL: http://www.consultant.ru/document/. Дата обращения: 27.10.2011.

6.     Перова Т. За консультацией – бесплатно. / Т. Перова  // Ваше право. Юридическая газета. – 2011. -  № 18 (690).

7.     Закон Калужской области от 04.03.2004 № 299-ОЗ "О перечне и порядке представления документов, необходимых для оказания отдельным категориям граждан РФ юридической помощи бесплатно на территории Калужской области" // СПС «КонсультантПлюс»: [Электр. ресурс] .

8.     Шереметова Г.С. Бесплатная юридическая помощь: перспективы правового урегулирования // СПС «КонсультантПлюс»: [Электр. ресурс] .

9.     Сайт Уполномоченного по правам человека в Калужской области. - URL: http://ombudsman.kaluga.ru/news/item&item=1327.  Дата обращения: 24.10.2011

10.Зельников Ю.И. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2010 году. О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калужской области в 2010 году. – Калуга: Издательство «Ноосфера», 2011. – 196 с.

11.Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области» от 10.06.2002 № 124-ОЗ// СПС «КонсультантПлюс»: [Электр. ресурс].

12.Закон Калужской области от 01.11.2008 № 473-ОЗ «Об областной целевой программе «Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009-2012 годы» // СПС «КонсультантПлюс»: [Электр. ресурс] .

13.Махиборода М.Н. Проблемные аспекты предоставления бесплатной юридической помощи по Гражданским делам в РФ // СПС«КонсультантПлюс»: [Электр. ресурс]

14.Ульяновск – территория права // ЭЖ-Юрист. – 2011. - № 31.

15.Сайт Государственной Думы РФ. - URL:  http://www.duma.gov.ru/ . Дата обращения: 11.11.2011.

16.Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 05.04.2007). - URL: http://www.consultant.ru/document/. Дата обращения:  24.10.2011.

17.Шереметова Г.С. Бесплатная юридическая помощь: перспективы правового урегулирования // СПС «КонсультантПлюс»: [Электр. ресурс] .

18.Бугаренко А.И. Обеспечение качества предоставляемой бесплатной юридической помощи в России // СПС «КонсультантПлюс»: [Электр. ресурс] .

19.Полякова Н.А. Некоторые вопросы оказания бесплатной юридической помощи в Финляндии и в России // СПС «КонсультантПлюс»: [Электр.ресурс]

20.Плетень А.С. Реализация конституционного права граждан на получение юридической  помощи бесплатно посредством обращения в государственные юридические бюро // СПС«КонсультантПлюс»: [Электр. ресурс].


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.