Библиотека

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ГАРАНТИРОВАННЫЕ КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ


2009 Автор:А.В. Дронова; Калужский филиал негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия» Научный руководитель: А.С. Безгубов

«На бумаге, - замечает К.Маркс, - легко можно прокламировать конституции, право каждого гражданина на образование, на труд, и, прежде всего на известный минимум средств существования. Но тем, что все эти великодушные желания написаны на бумаге, сделано еще не все; остается еще задача оплодотворения этих либеральных идей материальными и разумными социальными убеждениями.»[1]

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующей Конституции Российской Федерации: "Права и свободы человека и гражданина". В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в статье 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получающего свои права в "дар" от государственной власти и всецело ей подчиненного.

Проводя различия между человеком и гражданином Конституция Российской Федерации восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые возникли в результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право на счастье, - в Декларации независимости 1776 г. (США), Билле о правах 1791 г. (США), в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).

Существует мнение, что конституция должна отражать в своем содержании все то, что уже было достигнуто к моменту ее принятия. В стране на тот момент должны быть, если не сами права и свободы граждан (права и свободы являлись бы целью государства), то механизмы их реализации. В нашей стране их не было не на момент создания конституции, не сейчас, во время их должного выполнения.

Принятые конституции и законы хотя и важны, но это далеко не все то, что нужно для претворения записанных в федеральной Конституции прав и свобод россиян. Кроме того, необходимо, чтобы эти акты неукоснительно исполнялись всеми, кому это положено. Можно принять отличную по форме и содержанию Конституцию, издать не менее прекрасные законы, но грош цена им, если они живут лишь на бумаге.[2]

Целями данной работы являются:

- исследовать теорию и практику реализации прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

-в процессе исследования выявить имеющиеся недостатки в практической реализации прав и свобод человека и гражданина, заявленных в Конституции Российской Федерации;

-выявить недостатки действующего законодательства, в часть противоречащей Конституции РФ и внести соответствующие предложения.

В Конституции РФ 1993г проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института гражданства (ст.6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д.,  что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным существом, которое находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Это состояние свободы не даруется государством (такое положение  имело место в прежней конституции), а принадлежат ему от рождения (ст.17 ч.2 Конституции РФ).

Часть 1 ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.  Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования.

Конституционным правам и свободам свойственны  признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод  заключается  в  неотделимости их от личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство. 

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: 1) личные; 2) политические; 3) экономические, социальные и культурные.[3] Эта классификация помогает уяснению относитель­ной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в из­ложении заметна сгруппированность прав по указанным основа­ниям. Данная классификация в достаточной мере условна, по­скольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесе­ны к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим пра­вам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.[4]

Личные права и свободы включают: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жиз­ни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

Политические права и свободы включают: право на объедине­ние, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избран­ным и др.

К числу экономических, социальных и культурных прав и сво­бод относятся: свобода предпринимательства, свобода творчества, право частной собственности, право на труд, отдых, забастов­ку, охрану семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здо­ровья, образование, участие в культурной жизни и др.

Провозглашенные государством права и свободы всегда означают определенную для лиц юридическую возможность поступать так или иначе. Отсюда «возможность» есть тот исходный конструктивный элемент, который дает представление о правах и свободах человека и гражданина. В правовом обобщении имеющиеся у лица права и свободы всегда ассоциируются с наличием у него предоставленных законом возможностей.

Чтобы стать реальностью, превратиться в действительность, возможность должна осуществиться в активной, целенаправленной деятельности человека. Для превращения возможности в действительность, для достижения поставленных целей из множества дозволенных, допустимых Конституцией и законами вариантов человек избирает такой вариант поведения, который, по его представлению, полнее всего обеспечивает нужные ему результаты. Это  можно проиллюстрировать на содержании норм ст.34,37 Конституции РФ. Опираясь  на содержащиеся в них положения, каждый человек может выбирать себе работу. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34), а также каждый вправе выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37).

А как же реализуются данные права на практике и существуют ли нарушения прав и свобод человека? Рассмотрим на конкретных примерах.

В соответствии с п.1 ст.37 Конституции Российской Федерации: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»[5].

В процессе реализации права человека на труд встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.

Обратимся к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ. В соответствии п.3.ст.9 главы 3,где сказано о том, что: « Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее - квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также - претендент), квалификационного экзамена». В этой же главе в   п.1  ст.9 говорится о том, что статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Но как можно говорить о квалификационном экзамене после сдачи государственных экзаменов государственной аттестационной комиссии  в образовательном учреждении высшего профессионального образования? Получается второй раз подтверждаешь свои знания, тем более членам общественного объединения, но я думаю достаточно одного раза, например, в институте при сдаче Государственных экзаменов. Ведь знания даются один раз, они неотчуждаемы, а право пользования ими может быть ограничено только судом (например, Уголовное законодательство предусматривает такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок). Реализация прав и свобод  может выражаться в форме фактического правообладания, пользования, распоряжения ими или в защите, восстановлении прав в случае их нарушения.

В практике судебных органов есть судебное решение, в котором отменен повторный экзамен, после лишения прав на управление транспортным средством. Данное судебное решение еще раз подтверждает то, что лишение пользоваться правом не лишает знаний человека и гражданина.

В соответствии со ст.12 гл.3 Федерального закона « Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ», квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.   То есть определенный круг людей, цеховиков, решает «пускать ли в свои владения» того или иного специалиста, тем самым, создавая монополию на данный род деятельности, но это нарушение п.1 ст.37 Конституции РФ-ограничение права на труд. И данное нарушение Конституции РФ в какой-то мере способствует и коррупции в целом (сращивание адвокатов с судом, следствием и чиновниками), а также и коррупции внутри самой адвокатской палаты.

А в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом  только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Но в чем заключается противоправность, если гражданин, являясь специалистом, хочет и может работать по своей профессии? Ведь как гласит п.1 ст.37 «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Хотелось обратить внимание еще на один момент. Чтобы заниматься адвокатской деятельностью, нужно вступить в адвокатскую палату. То есть, если не вступишь, то и работать не будешь. Это противоречит п.2 ст.30 «Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Образуется так называемое «цеховое производство», где принимаются на работу только «угодные и нужные люди».

Конечно, стоит заметить, что общественное объединение защищает свои интересы, где основной целью все-таки, по моему мнению, является подбор высококвалифицированных специалистов, но не стоит забывать о действующем законодательстве, об Основном законе нашей страны-Конституции РФ, которому не должны противоречить принимаемые нормативно-правовые акты.

Нормативные акты при правильном их составлении - эффективный регулятор общественных отношений и процессов. Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. В частности, разработчики нормативных актов должны максимально учитывать объективные потребности реальной действительности, состояние того или иного участка социальной жизни общества. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут не применяющимися на практике. Даже хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество к ним не готово или нет необходимых условий.

Аналогичен и закон о нотариате, который также в угоду цеховым интересам нотариусов требует сдачи экзаменов квалификационной комиссии и членстве в нотариальной  палате.

Не стоит забывать и о таком важном конституционном принципе - «Все равны перед законом и судом» (ст.19 Конституции РФ). Однако глава  52 «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц» УПК РФ регламентирует особое производство по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6) прокурора;

7) Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; (п. 6.1 введен Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

8) руководителя следственного органа; (п. 6.2 введен Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

9) следователя;

10) адвоката; (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

11) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; (п. 9 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ).

12) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. То есть  к простому рабочему гражданину применяется один закон-Конституция РФ, а к лицам наиболее образованным, занимающим высшие должности в государстве другой - глава 52 УПК РФ.

Необходимо отметить и то, что  некоторые законодательные изменения в Уголовном кодексе РФ ущемляют права граждан (человека) на соответствующую судебную защиту чести и достоинства, жизни и здоровья (ст.46 Конституции РФ). Так 8.12.2003 года в УК РФ внесены изменения, ликвидировавшие институт неоднократности, в результате исчез квалифицирующий признак  неоднократности  рецидива, что не позволяет принимать соответствующее наказание преступникам и рецидивистам, совершившим повторные преступления неоднократно. Так по п. б ст.105 УК РФ  наказание за убийство может стать пожизненным или наступить смертная казнь, т.е. за убийство двух и более лиц, охваченное одним умыслом. А за убийство тех же двух и даже более лиц, не охваченное одним умыслом наказание не может превышать более 25 лет.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что существуют противоречия между Конституцией Российской Федерации и принимаемыми нормативно-правовыми актами. В результате ущемляются  права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. В данной работе исследовано, каким образом Федеральный закон Российской Федерации может ограничить такие основные права, как право на труд, право выбирать род деятельности и профессию.

Можно по-разному относиться к недоброкачественности законов. Но, бесспорно, некоторые явления, обусловливающие качество законов, следует считать естественными и неизбежными. Ведь при внимательном рассмотрении обнаруживается, что качество закона - это не константа, оно изменяется по мере развития общества, повышения правосознания членов общества, устаревания закона. Другие же обстоятельства, влияющие на качество, ведут к разбалансированности правовой системы и нарушению ее нормального функционирования.

Однако нельзя не признать, что качество работы отечественных законодателей и регулятивные возможности многих исходящих от них нормативных правовых документов остаются пока на недостаточно высоком уровне, чтобы можно было говорить о, безусловно, позитивных результатах правовой реформы.

Поскольку низкое качество законов нельзя считать нормальным правовым явлением, способом и одним из факторов сохранения качества законов является совершенствование законодательства. Постоянное совершенствование законодательства - необходимое условие своевременного и эффективного учета в нормативных актах потребностей общественного развития, сочетания интересов общества, отдельных его социальных слоев и индивидов, а также важная предпосылка укрепления законности.

Я думаю целесообразно согласиться с высказыванием видного отечественного юриста В.С. Основина: «Устанавливая вместе с основными правами и свободами систему материальных гарантий, обуславливающих для граждан  возможность осуществления этих прав и свобод, нормы государственного права тем самым устанавливают правовые основания защиты прав личности. Они дают как бы канву, по которой нормы других отраслей права создают сложный узор правовой защиты личности, ее прав и интересов».[6]

 



[1] Маркс К.,Энгельс Ф.Соч.Т.3.С.687-688.

[2] Воеводин Л.Д. Юридический статус  личности в России. Москва,1997.С.9.

[3] Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.,2007.С.191.

[4] Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.,2007.С.191.

[5] Садовникова Г.Д. Комментарий к конституции РФ.М.,2008.С.51.

[6] Основин В.С. Защита прав граждан средствами государственного права.Саратов,1962.С.52.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.